Информация как товар. Специфика информации как товараСтр 1 из 4Следующая ⇒
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 3 Тема: "ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО РЫНКА ИЛИ ИНФОРМАЦИЯ КАК ТОВАР" Вопросы, рассматриваемые в лекции: 1. Информация как товар. Специфика информации как товара 2. Информационные продукты и информационные услуги, их отличия 3. Классификация информационных продуктов и услуг 4. Качество информации как товара 5. Особенности установления цен на информационные товары
Информация как товар. Специфика информации как товара Объектами рынка в его экономическом смысле являются разнообразные товары. Это материальные блага, созданные не для собственного потребления их производителями, а для обмена посредством купли-продажи. Чтобы какой-либо продукт труда (в т.ч. информация) стал товаром, он должен удовлетворять следующим критериям: – новизны – содержащиеся в информационном товаре сведения должны быть неизвестны ранее или вообще, или конкретному потребителю. Степень новизны является одним из главных факторов, определяющих полезность и цену информационного товара. Информационный товар, не обладающий, новизной, не сможет удовлетворять чью-либо потребность, и, следовательно, как товар будет бесполезным и не найдет сбыта; – полезности – продукт должен удовлетворять какую-либо [информационную] потребность, но не самого производителя, а других потребителей. Информация, чтобы стать товаром, должна удовлетворять действительно существущую в ней потребность определенных потребителей. (Если же данный критерий не выполняется, то признать товаром информационный продукт нельзя, даже если он удовлетворяет критериям завершенности и новизны). – завершенности – это должен быть полностью законченный продукт, подготовленный для непосредственного потребления. – обмениваемости – продукт должен передаваться в руки того, чью потребность он удовлетворяет посредством обмена, то есть на основе товарно-денежных отношений.
Таким образом, чтобы превратиться в товар, информация должна: С точки зрения НОВИЗНЫ: – содержать новые, ранее не известные потребителю сведения;
С точки зрения ПОЛЕЗНОСТИ: информация должна – быть систематизирована и упорядочена применительно к нуждам и запросам определенногопотребителя; она должна решать конкретную проблему потребителя, удовлетворять его конкретную потребность;
С точки зрения ЗАВЕРШЕННОСТИ: информация должна – быть представлена в форме, делающей возможность ее непосредственного применения без дополнительной обработки (таблиц, графиков, чертежей, технологической документации, отлаженных программ и т.п.); – находиться на таком материальном носителе, который делал бы ее потребление максимально простым и удобным;
С точки зрения ОБМЕНИВАЕМОСТИ: информация должна – передаваться потребителям на возмездной основе за деньги по определенной цене.
Информация как товар обладает рядом особенностей и отличий от традиционных товаров. ОСОБЕННОСТИинформации как товара, прежде всего, связаны с ее интеллектуальной сущностью. С одной стороны, она сама является результатом интеллектуального труда, с другой стороны, она способна влиять на создание нового интеллектуального продукта (решения, проекты, прогнозы, идеи, оценки и т. д.), и материального продукта (образцы техники, изделий, технологии и т. д.).
Как особый товар она характеризуется следующими основными ЧЕРТАМИ: 1. Распространенность. Информация не имеет свойства редкости, которым обладают почти все материальные блага. ОНА интернациональна по своей природе Информация не убывает по мере использования, и может быть использована неограниченное число раз (ограничением на полезное использование информации может быть только срок ее устаревания). Приобретение какого-то объема знаний не уменьшает способности другого потребителя приобрести столько же. Многие члены общества могут синхронно применять для собственных целей одну и туже информацию, которая долговечна и сохраняет стоимость после использования. Использование информации приводит к появлению новой информации и нового знания. Иначе говоря, информация может порождать качественно новую информацию. Информация, благодаря стремительному развитию информационных технологий, стала наиболее легко тиражируемым благом 2. Избирательность. Потенциально информация может быть доступна огромному количеству людей, но в то же время не быть реально усвоена ими. Информация приносит прибыль не всем, так как не каждый ее владелец способен выгодно продать имеющиеся сведения. Лицо, владеющее информацией, зачастую может продать свои сведения так дешево, что цена продажи не покроет издержек на их получение. Даже когда за информацию дорого платят, это не значит, что она становится источником прибыли для того, кто ее добыл, потому что не всякий продавец информации осведомлен об истинной ценности данных знаний для общества. 3. Механизм старения информации иной по сравнению с моральным износом (устареванием) основных фондов и со старением материальных потребительских благ. Информация не изнашивается, полезность ее со временем может как уменьшаться, так и увеличиваться «в среднем». Информация отличается большой длительностью жизненного цикла. 4. Снижающаяся предельная полезность: т.е. большая часть заключенных в информационном товаре издержек приходится на подготовительный период. Это означает, что себестоимость изготовления первого экземпляра непропорционально велика по отношению к себестоимости последующих. В книгоиздательском деле, например, начальные капиталовложения, включающие гонорар автора, а также стоимость макета и набора, значительно выше, чем себестоимость бумаги, процесса печати и переплета тиража. 5. Невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объема информации. Информация изобильна, и в ее стоимости главная роль закрепляется за полезностными оценками, а не за издержками. Но эта полезность субъективна и обусловлена степенью необходимости информации, важности ее для получателя. 6. Объективность, достоверность, актуальность и адекватность, характеризующие информацию с качественной стороны. К КАЧЕСТВЕННЫМ (см. 4-ый вопрос данной лекции) характеристикам товара «информация» также можно отнести такие свойства, как объективность; достоверность; актуальность; адекватность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Под актуальностью информации понимают важность и существенность информации для настоящего времени. Адекватность информации означает определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа – реальному объекту, процессу, явлению.
Рассматривая проблемы информационного рынка, следует отметить, что информация получает реальную силу товара со всеми его признаками лишь в условиях рынка, когда она приобретает потребительную и меновую стоимость (подвергается колебаниям рынка, принимая все условия и процедуры маркетинга). Важно отметить, информация – категория нематериальная, и продается не сама информация, а право на ее использование. Следует разделять и не смешивать понятие "информация"[1] с Понтиями "информационные издания, базы данных" и пр., т.е. с тем, что мы называем информационной продукцией или услугами.
2. Информационные продукты и информационные услуги, их отличия[2] В результате применения информационных технологий к информационным ресурсам создается новая информация или информация в новой форме, иначе говоря – информационные продукты и услуги. Относительно категории "информационные продукты и услуги" существуют разные мнения. Дискуссия по поводу точности их определений продолжается.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|