Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРИ АСПЕКТА ЧЕЛОВЕКА



Элис Э. Бэйли

ТРАКТАТ О БЕЛОЙ МАГИИ

Выдержка из заявления Тибетца

Книги, которые я написал, не требуют одобрения. Они могут быть, а могут и не быть точными, истинными и полезными. Это ваше дело убедиться в их истинности благодаря правильной практике и упражнению интуиции. Как я, так и А. А. Б. ни в малейшей степени не заинтересованы в провозглашении их вдохновенными писаниями или чтобы о них говорили (затаив дыхание) как о работе одного из Учителей. Если они представляют истину таким образом, что она последовательно продолжает уже посланные в мир учения, если сообщаемая информация поднимает вдохновение и волю к служению с плана эмоционального до плана ума (плана, на котором Учителя могут быть обретены), тогда они служат своей цели. Если преподносимое учение вызывает отклик просветлённого ума, работающего в миру, и вызывает вспышку его интуиции, тогда это учение может быть принято. Но не иначе. Если эти высказывания в конечном счёте подтверждаются или признаются истинными при испытании их законом соответствия, тогда они хороши и полезны. Но в противном случае не позволяйте изучающему слепо верить всему сказанному.

__________________

СОДЕРЖАНИЕ

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

ПРАВИЛО ОДИН

ПРАВИЛО ДВА

ПРАВИЛО ТРИ

ПРАВИЛО ЧЕТЫРЕ

ПРАВИЛО ПЯТЬ

ПРАВИЛО ШЕСТЬ

ПРАВИЛО СЕМЬ

ПРАВИЛО ВОСЕМЬ

ПРАВИЛО ДЕВЯТЬ

ПРАВИЛО ДЕСЯТЬ

ПРАВИЛО ОДИННАДЦАТЬ

ПРАВИЛО ДВЕНАДЦАТЬ

ПРАВИЛО ТРИНАДЦАТЬ

ПРАВИЛО ЧЕТЫРНАДЦАТЬ

ПРАВИЛО ПЯТНАДЦАТЬ

__________________

ПРАВИЛА МАГИИ

ПРАВИЛО ОДИН

Солнечный ангел собирается, не рассеивает свою силу, но в глубокой медитации общается со своим отражением.

ПРАВИЛО ДВА

Когда тень откликнулась, в глубокой медитации проводится работа. Низший свет перебрасывается вверх; больший свет освещает три, и происходит работа четырех.

ПРАВИЛО ТРИ

Энергия циркулирует. Точка света, продукт трудов Четырех, расширяется и возрастает. Мириады собираются вокруг её сияющего жара, пока её свет не отступит. Её огонь тускнеет. Тогда изойдёт второй звук.

ПРАВИЛО ЧЕТЫРЕ

Звук, свет, вибрация и форма сочетаются и соединяются, и так работа становится единой. Это происходит по закону, и ничто не может теперь помешать работе в её продвижении вперед. Человек дышит глубоко. Он концентрирует свои силы и испускает из себя мыслеформу.

ПРАВИЛО ПЯТЬ

Три вещи занимают Солнечного Ангела, прежде чем созданная оболочка перейдёт вниз: состояние вод, безопасность того, кто творит, и устойчивое созерцание. Так сердце, горло и глаз объединяются для тройственного служения.

ПРАВИЛО ШЕСТЬ

Дэвы низших четырех чувствуют силу, когда глаз открывается; они ведутся вперед и покидают своего хозяина.

ПРАВИЛО СЕМЬ

Двойственные силы на плане, где следует искать жизненную энергию, видимы; два пути перед Солнечным Ангелом; полюса вибрируют. Тот, кто медитирует, оказывается перед выбором.

ПРАВИЛО ВОСЕМЬ

Агнисурьяны откликаются на звук. Воды приливают и отходят. Пусть маг остерегается утонуть там, где земля и вода встречаются. В средней точке, где ни сухо, ни мокро, должен найти он место для своих ног. Когда вода, земля и воздух встречаются, появляется место для магии.

ПРАВИЛО ДЕВЯТЬ

Затем следует конденсация. Огонь и вода встречаются, форма набухает и растет. Пусть маг направит свою форму на верный путь.

ПРАВИЛО ДЕСЯТЬ

После того как воды омыли созданную форму, они поглощаются и используются. Форма увеличивается в своей силе; пусть маг так продолжает, пока работа не станет достаточной. Пусть внешние строители прекратят тогда свой труд, и пусть вступят в свой цикл внутренние работники.

ПРАВИЛО ОДИННАДЦАТЬ

Теперь работающий с законом должен сделать три вещи. Первое: выяснить формулу, что ограничит жизни окружающей сферой; затем произнести слова, которые сообщат им, что делать и куда доставить сделанное; и, наконец, произнести мистическую фразу, которая охранит его от их работы.

ПРАВИЛО ДВЕНАДЦАТЬ

Ткань пульсирует. Она сжимается и расширяется. Пусть маг схватит среднюю точкой и тем освободит тех "пленников планеты", чья нота верна и точно настроена на то, что должно быть сделано.

ПРАВИЛО ТРИНАДЦАТЬ

Маг должен распознать четырех, отмечать в своей работе оттенки фиолетового, которые они представляют, и таким образом сооружать тень. Когда это так, тень облачается, и четыре становятся семью.

ПРАВИЛО ЧЕТЫРНАДЦАТЬ

Звук вырывается наружу. Приближается час опасности для смелой души. Воды не повредили белому создателю, и ничто не сможет ни затопить, ни намочить его. Сейчас угрожает опасность от огня и пламени, и смутно, но уже виден поднимающийся дым. Пусть он снова, после цикла покоя, призовет Солнечного Ангела.

ПРАВИЛО ПЯТНАДЦАТЬ

Огни приближаются к тени, но не сжигают ее. Огненная оболочка завершена. Пусть маг пропоет слова, сочетающие огонь и воду.

Из "Трактата о Космическом Огне"

__________________

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

При изучении и внимательном рассмотрении идей, предложенных в этой книге, на ум приходят следующие основные положения:

Первое, что первостепенное значение для каждого изучающего имеет не особенность личности учителя, но объем истины, стоящей за ним, и способность изучающего различать между истиной, частичной истиной и ложью.

Второе, что с ростом эзотерического обучения приходит возрастающая экзотерическая ответственность. Пусть каждый изучающий оценит себя, поэтому, с ясностью, помня, что понимание приходит в результате использования осознанного объема истины в ближайших ситуациях и в среде непосредственного окружения, и что сознание расширяется благодаря конкретному применению сообщенной истины.

Третье, что активная приверженность избранному пути и твердая настойчивость, которая побеждает и остается непреклонной, что бы ни случилось, - это первая необходимость, ведущая к вратам в царство, в измерение или в состояние бытия, которые внутренне или активно известны. Именно это состояние проявления вызывает соразмерные его интенсивности изменения в форме и окружающей среде.

Эти три утверждения заслуживают тщательного рассмотрения и их значение должно быть, в известной мере, осознано, прежде чем дальнейшее действительное продвижение будет возможно. Не моя задача разрабатывать индивидуальные личные формы использования учения. Это должно быть сделано каждым изучающим самостоятельно.

Вы мудро оградили учение от затемняющего налета ссылок на авторитет, - в этом основа ваших книг по эзотерическому принципу иерархического авторитета или поддержки, которые, в то же время, определили узкие границы некоторых церковных образований и групп, таких как Католическая Церковь, Христианская Наука, тех, кто верит в буквальное вдохновение Писаний, и многочисленных (так называемых) эзотерических организаций. Бедствием многих групп является нашептывание слов типа:

"Те, кто знают, хотят...", "Учитель говорит...", "Великие отдают приказ...", - и слабые, слепые, глупые овцы, спотыкаясь, спешат подчиниться. Благодаря этой своей бестолковой преданности они надеются заслужить общение с определенными авторитетными и важными персонами и коротким путем попасть на небеса.

Вы мудро охраняли свои книги от реакции тех, кто объявляет себя учителями, адептами и посвященными. Моя анонимность должна быть сохранена, и меня следует считать лишь старшим учеником и стремящимся к такому расширению сознания, которое будет для меня следующим шагом вперед.

Имеет значение только то, что я скажу об истине, важны только вдохновение и помощь, которую я могу оказать любому путнику на пути. То, что я получил благодаря опыту, находится в распоряжении серьезного искателя, и широта видения, которую я мог передать (благодаря тому, что я взобрался на гору выше, чем некоторые), - вот мой главный вклад. Об этом изучающим следует подумать на досуге, не вдаваясь в бесполезные размышления о подробностях, касающихся неважных личностей и окружающих условий.

Наша тема - магия души, и ключевая мысль, лежащая в основе этой книги, может быть найдена в следующих словах из "Бхагавад Гиты":

"Я - Нерожденный, Душа непреходящая, Я - Существа Владыка, И все же как Владыка Своей природы Я проявляюсь магической Душой". IV.6.

Статистические и теоретические аргументы - необходимая основа и предварительный шаг для большинства научных исследований, но в этой книге мы сосредоточим свое внимание на жизненном аспекте и практическом применении истины к повседневной жизни стремящегося. Давайте исследуем, как мы можем стать практически магами и каким способом мы можем лучше всего вести жизнь духовного человека и стремящегося к принятому ученичеству в наше время, в нашем собственном состоянии и окружении. Для этого мы возьмем Пятнадцать Правил из Магии моей ранней книги, озаглавленной "Трактат о Космическом Огне". Я буду комментировать их, касаясь не их космического смысла или солнечного, других соответствий и аналогий, а применяя их к работе стремящегося и давая практические советы для лучшего развития контакта с душой и проявления души. Я буду опираться на определенные знания и предполагать, что изучающие смогут последовать за мной и понять определенные технические термины, которые я буду использовать. Я обращаюсь не к младенцам, а к зрелым мужчинам и женщинам, избравшим определенный путь и связанным обещанием "идти к свету".

Я попытаюсь в этой книге сделать четыре вещи и буду обращаться к людям трех типов. Обучение основано на 4-х фундаментальных постулатах. Предполагается:

1. Обучить законам духовной психологии в отличие от ментальной и эмоциональной психологии.

2. Выяснить природу души человека и ее системные и космические взаимосвязи, включая ее групповые взаимоотношения как предварительный шаг.

3. Продемонстрировать связи между "Я" и оболочками, которое это "Я" может использовать, и таким образом прояснить общественное мышление в отношении строения человека.

4. Пролить свет на проблему сверхнормальных сил и дать правила их безопасного и полезного развития.

Мы находимся сейчас перед концом великого переходного периода, и более тонкие сферы жизни сейчас ближе, чем когда-либо раньше. Необыкновенные явления и необъяснимые случаи стали более обычными, чем когда-либо прежде за то время, пока вопросы телепатии, психики и исключительности занимают внимание даже скептиков, ученых и религиозных деятелей. Всюду ищут причины появления этих явлений и создаются общества для их исследования и демонстрации.

Кроме того, многие сбиваются с пути, пытаясь ввести в себя те психические состояния и производящие энергии факторы, которые вызывают проявление исключительных сил.

Будем стараться, чтобы эта книга соответствовала информации, даваемой в схеме жизни, как мы сегодня понимаем ее, и покажем, как в основном, естественно и истинно все, что считается таинственным. Все подчиняется закону, и законы должны разъяснить теперь, что развитие человека достигло стадии более точного понимания их красоты и реальности. Люди трех типов откликнутся на эту книгу.

1. Люди с открытым умом исследователя, готовые принять ее фундаментальные положения как рабочие гипотезы, пока не доказано, что они ошибочны. Они искренние агностики, но готовы временно, в своем поиске истины, испробовать методы и последовать советам, предложенным на их усмотрение.

2. Стремящиеся и ученики. Они будут изучать этот трактат, чтобы лучше понять себя, и потому, что они пытаются помочь своим собратьям. Они не примут слепо все указания, а будут тщательно экспериментировать, проверять и подтверждать все стадии и шаги, данные им в этой части учения о Вечной Мудрости.

3. Посвященные. Эти лица проникнут в смысл, не очевидный для представителей первой группы, и о котором более продвинутые члены второй группы будут лишь подозревать. Внутри себя они уверены в истинности многих из утверждений этой книги и поймут субъективное проявление многих законов. Эти законы природы действуют в трех определенных сферах:

а. Физически, где они проявляются как следствия в плотной форме.

б. Эфирно, где они проявляются как энергия, лежащая в основании этих следствий.

в. Ментально, где они касаются импульсов, вызывающих первые два.

"Трактат о Космическом Огне" имел дело, главным образом, с солнечной системой, и лишь затрагивал человеческие аспекты и соответствия постольку, поскольку они показывали отношение части к целому и единицы ко всей совокупности.

Настоящая книга более конкретно касается человеческого развития и раскрытия, проливая свет на причины, ответственные за настоящие следствия, и указывая на будущее и его возможности, а также на природу развертывающихся потенциальных проявлений.

Эта книга основана на четырех фундаментальных постулатах, которые должны быть приняты изучающим как гипотезы, заслуживающие рассмотрения и проверки. Никакой честный исследователь Безвременной Мудрости не призывается слепо верить какой бы то ни было истине; однако его просят непредубежденно и серьезно взвесить и рассмотреть теории и идеи, законы и истины, которые вывели столь многих из тьмы к свету знания и опыта. Эти постулаты могут быть перечислены в следующем порядке в соответствии со своим значением.

I. Первое, что в нашей проявленной вселенной существует выражение Энергии или Жизни, которое является инициирующей причиной разнообразных форм и многочисленной иерархии чувствующих существ, составляющих совокупность всего сущего. Это так называемая теория гилозоизма, хотя этот термин лишь вносит путаницу. Эта великая Жизнь является основой Монизма, и все просветленные люди - Монисты. "Бог един" - это выражение истины. Единой жизнью полнятся все формы и эти формы являются выражениями во времени и пространстве центральной вселенской энергии. Жизнь при проявлении производит существование и бытие. Она, таким образом, коренная причина двойственности. Эта двойственность, видимая в объективности и пропадающая при исчезновении аспекта формы, обозначается многими терминами, из которых мы для ясности перечислим лишь самые расхожие:

Дух Материя
Жизнь Форма
Отец Мать
Положительное Отрицательное
Тьма Свет

Изучающие обязаны хорошо усвоить эту основную двойственность, даже если рассуждают (как и должно быть) в конечных терминах той двойственности, которая циклически явлена повсеместно.

II. Второй постулат вытекает из первого и гласит, что единая Жизнь, проявляясь через материю, производит третий фактор - сознание.

Сознание, являющееся результатом соединения двух полюсов: духа и материи, представляет собой душу всех вещей; оно пронизывает всю субстанцию или объединенную энергию; оно лежит в основе всех форм, будь то форма энергетической единицы, которую мы называем атомом, или же форма человека, планеты, или солнечной системы. Это Теория Самоопределения или учение о том, что все жизни, входящие в состав единой жизни, на своем уровне и в своем состоянии бытия получают, так сказать, основание в материи и облекаются в формы, посредством которых может реализоваться их конкретное состояние сознания и стабилизироваться их вибрация; таким путем они могут узнать себя как существования. Благодаря этому единая жизнь становится стабилизированной сознательной сущностью, проявленной через солнечную систему, и совокупностью энергий, всех состояний сознания и всех форм существования. Гомогенное становится гетерогенным и все же остается единством; единое проявляется в многообразии и все же остается неизменным; центральное единство проявляется во времени и пространстве как составное и дифференцированное и все же, когда времени и пространства не будет (поскольку они всего лишь состояния сознания), останется лишь единство и лишь дух продолжит существование, да возросшая вибрационная активность, да более интенсивный свет, когда повторится цикл проявления.

В пределах вибрации единой проявленной Жизни все меньшие жизни повторяют процесс существования - Боги, ангелы, люди и мириады жизней, проявляющихся через формы царств природы и активности эволюционного процесса. Все они становятся самоцентрированными и самоопределяющимися.

III. Третий базовый постулат такой, что цель, ради которой жизнь принимает форму, и назначение проявленного бытия - это развитие сознания или раскрытие души. Это можно назвать Теорией Эволюции Света.

Когда будет осознано, что, как утверждает даже современный ученый, - свет и материя синонимы, повторяя тем самым учение Востока, станет очевидно, что благодаря соединению полюсов и трению пар противоположностей вспыхивает свет. Целью эволюции, как обнаружено, является последовательный ряд проявлений света. Позади, за завесой любой формы скрыт свет. В процессе эволюции материя становится все лучшим проводником света, демонстрируя истинность утверждения Христа "Я свет миру".

IV. Четвертый постулат представляет собой утверждение о том, что все жизни проявляются циклически. Это Теория Возрождения или перевоплощения - демонстрация закона периодичности.

Таковы великие истины, образующие основу Безвременной Мудрости - существование жизни и развитие сознания через циклическое облечение в форму.

В этой книге, однако, упор будет сделан на малой жизни, на человеке, "созданном по образу Божию", который благодаря методу перевоплощения раскрывает свое сознание до тех пор, пока оно не расцветет совершенной душой, чья природа - свет и чье достижение - самосознательное тождество. Такая развившаяся единица должна, в конечном итоге, совершенно сознательно влиться в большее сознание, частью которого она является.

Прежде чем перейти к нашему предмету, было бы полезно растолковать некоторые постоянно употребляющиеся слова, так, чтобы мы знали, о чем идет речь, и значение используемых терминов.

1. Оккультный. Этот термин относится к скрытым силам бытия и тем причинам поведения, которые производят объективное проявление. Слово "поведение" используется здесь умышленно, поскольку всякое проявление во всех царствах природы является выражением жизни, цели и вида активности какого-то бытия или существования, и, таким образом, буквально является проводником (или внешней природой или качеством) жизни. Такие причины действия скрыты в цели любой жизни, будь то солнечная жизнь, планетарная сущность, человек или то Бытие, которое является совокупностью состояний сознания и форм любого царства природы.

2. Законы. Закон предполагает высшее бытие, которое, будучи наделено целью и при поддержке разума так координирует свои силы, что последовательно и настойчиво проводит план. Благодаря ясному знанию цели эта сущность планирует такие шаги и стадии, которые при последовательном проведении доведут план до завершения. Слово "закон", как его обычно понимают, передает идею подчинения такой деятельности, которая считается непоколебимой и неуклонной, но неосознанной тем, кто ей подчиняется; с одной точки зрения оно заключает в себе отношение единицы, погруженной в групповой импульс, и неспособность этой единицы изменить импульс или избежать исхода; оно неизбежно вызывает в сознании человека, рассматривающего эти законы, такое чувство, будто он жертва - будто его как лист на ветру уносит к концу, о котором возможны только догадки, будто его ведет сила, оказывающая, по всей видимости, невыносимое давление и приводящая к групповым результатам за счет этой единицы. Такое умственное представление неизбежно до тех пор, пока человеческое сознание не расширится настолько, чтобы осознать более всеобъемлющие результаты. Когда, благодаря касанию своего собственного высшего Я, он узнает цель, и благодаря восхождению на гору в'идения его кругозор изменится и горизонт расширится, он придет к пониманию того, что закон - это лишь духовный импульс, побудительный мотив и жизненное проявление того Бытия, в котором он живет и движется. Он узнает, что импульс этот демонстрирует мудро направленную и основанную на любви разумную цель. Затем он сам начинает управлять законом и мудро, с любовью, разумно пропускать через себя столько этого импульса духовной жизни, насколько откликается, сколько передает и использует его конкретный организм. Он перестает сопротивляться и начинает передавать. Он заканчивает цикл закрытой самоцентрированной жизни и настежь распахивает двери духовной энергии. При этом он обнаруживает, что закон, который он ненавидел и которому не доверял, - это оживотворяющий, очищающий агент, влекущий его вместе со всеми Большими созданиями к ослепительному совершенству.

3. Психический. В человеческом царстве имеются два типа вышеописанной проявленной силы, - их надо хорошенько помять. Есть сила, оживотворяющая дочеловеческие царства природы, - воодушевляющая энергия, которая при соединении с энергией материи и Я производит все формы, В результате такого соединения к зародышевому интеллекту самой субстанции добавляется скрытая чувствительность и отклик, приводящие к появлению того субъективного нечто, которое мы называем животной душой. Она существует в четырех стадиях или состояниях осознавания:

а. Сознание минерального царства.

б. Сознание растительного царства.

в. Сознание животного царства.

г. Сознание животной формы, через которую функционирует духовный человек, - оно, в конце концов, является всего лишь высшим отделом предыдущей группы.

Во-вторых, имеется та психическая сила, которая возникает в результате единения духа с чувствующей материей в человеческом царстве, которое образует психический центр, называемый человеческой душой. Психический центр - это силовой центр, а сила, чьим хранителем он является и которую он проявляет, приводит в действие ответственность и осознавание, которое представляет собой сознание души планетарной жизни, групповое сознание, приносящее с собой способности и знания, отличные от таковых животной души. Они, в конечном счете, превалируют над ограничивающими, искажающими и заточающими силами животной души, и обеспечивают человеку такую гамму касаний и знания, которые безошибочны, свободны от заблуждений и вводят его в "свободу славы". Свободное проявление души человека наглядно показывает ущербность и сравнительное бессилие животной души. Все, что я сейчас хочу, это показать два смысла, в которых употребляется слово "психический". Позднее мы рассмотрим рост и развитие низшей психической природы или души проводников, в которых человек функционирует в трех мирах, после чего постараемся осветить истинную природу человеческой души и тех сил, которые могут проявиться, как только человек получит доступ к своему собственному духовному центру, душе и будет жить сознанием души.

4. Раскрытие. Жизнь в сердце солнечной системы ведет к эволюционному раскрытию энергий той вселенной, которую конечный человек пока еще не в состоянии узреть. Одновременно энергетический центр, который мы называем духовным аспектом человека, стимулирует (благодаря использованию материи или субстанции) эволюционное развитие того, что мы называем душой и что представляет собой наивысшее из проявлений формы - человеческое царство. Человек - это высшее проявление существования в трех мирах. В человека, я имею в виду духовного человека, воплощается Сын Божий. Формы всех царств природы - человеческого, животного, растительного и минерального - участвуют в этом проявлении. Энергия третьего аспекта божественности стремится к раскрытию души или второго аспекта, который, в свою очередь, открывает высший аспект. Всегда надо помнить точные слова, которыми это описано в "Тайной Доктрине" Е. П. Блаватской: "Мы рассматриваем жизнь, как Единую Форму Существования, проявляющуюся в том, что именуется Материей; или в том, что, неправильно разделяя, мы называем в человеке Дух, Душа и Материя. Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех". ("Тайная Доктрина", т. I, с. 94).

Благодаря материи раскрывается душа и находит свое высшее завершение в человеческой душе; настоящий трактат посвящен раскрытию этой души и обнаружению ее человеком.

5. Знание следует разделить на три категории: -

Во-первых, есть теоретическое знание. В него входит все знание, которое человеку известно, но которое принимается им только на основе утверждений других людей и специалистов в различных отраслях знания. Оно основано на авторитете и несет в себе элемент доверия к писателям и ораторам и изощренному интеллекту работников многочисленных и многообразных областей мысли. Истины, признанные таковыми, не были сформулированы и пережиты тем, кто их принимает, поскольку ему недостает необходимой тренировки и оснащенности. Научная информация, религиозные теологии и повсеместные открытия философов и мыслителей определяют точку зрения и встречают легкое согласие неопытного ума, - это средний ум.

Во-вторых, мы имеем различающее знание, характеризующееся качеством отбора и интеллектуальной оценкой и более научным практическим приложением, а также апробированием, исключением всего, что не может быть доказано, и выделением тех факторов, которые требуют исследования и согласуются с тем, что рассматривается как закон. В дело вступает рациональный, аргументирующий, схоластический и конкретизирующий ум, в результате чего многое из того, что наивно, невозможно и неправдоподобно, отбрасывается и происходит постепенное разграничивание областей мышления. Такой дискриминирующий научный процесс позволил человеку познать много правды относительно трех миров. Научный метод в отношении ума человечества играет ту же роль, что и оккультный метод медитации (его первых двух стадий: концентрации и продленной концентрации или медитации) в отношении индивидуума. Благодаря ему оформляются правильные процессы мышления, несущественные и неверные формулировки истины в конце концов отбрасываются или корректируются, а устойчивое фокусирование внимания на исходной мысли, на научной проблеме, на философии или на мировой ситуации приводит к окончательному прояснению и непрерывному просачиванию верных идей и правильных выводов. Выдающиеся мыслители любой из великих школ мысли - это просто участники оккультной медитации, и блестящие научные открытия, верные толкования законов природы и формулировки правильных выводов в областях науки, экономики, философии, психологии или любой другой - всего лишь фиксирование умом (а, значит, и мозгом) вечных истин, и указание на то, что раса начинает также преодолевать пропасть между объективным и субъективным, между миром форм и миром идей.

Это неизбежно приводит к возникновению третьей отрасли знания, интуитивной. Интуиция - это, в действительности лишь признание умом какого-либо фактора в становлении, какого-либо закона проявления или какого-либо аспекта истины, о котором душа знает, который эманирует из мира идей и по природе своей принадлежит к тем энергиям, которые оформляют все известное и видимое.

Эти истины были всегда, эти законы действуют во все времена, но только лишь когда ум натренирован и развит, фокусирован и открыт, их можно уловить, понять и, наконец, приспособить к нуждам и требованиям цикла и времени. Те, кто натренировал свой ум в искусстве ясного мышления, фокусирования внимания и вытекающей из него восприимчивости, всегда были с нами, но их было мало, они были в редкость. Это выдающиеся умы всех времен. А сейчас их много и становится все больше. Умы расы находятся в процессе тренировки и многие подошли к границе нового знания. Интуиция, вводящая всех выдающихся мыслителей в новые сферы обучения, - лишь предвестница того всеведения, которое характеризует душу. Истина всех вещей существует, и мы называем ее всеведением, непогрешимостью, "правильным знанием", как называет индийская философия. Если человек ухватил часть ее и ввел в расовое сознание, мы называем ее формулировкой закона, открытием того или иного из природных процессов. До сих пор она познавалась медленно и постепенно. Позднее и очень, очень скоро свет воссияет, истина откроется и раса обретет свое наследие - наследие души.

В некоторые из наших рассуждений волей-неволей должна вкрасться спекуляция. Тех, кто обладает видением, скрытым от остальных, которым недостает необходимой оснащенности для понимания истины, считают с причудами, и не заслуживающими доверия. Когда многие овладеют видением, то такая возможность будет допускаться, но когда у самого человечества пробудится и откроется глаз, о видении перестанут говорить, но будут констатировать факт и провозглашать закон. Такова история прошлого, и таков будет процесс в будущем.

Прошлое - часто рассудочная категория с точки зрения среднего человека, и точно так же будущее, однако сам человек есть результат прошлого, а будущее его сформируется совокупностью его нынешних свойств и качеств. Если это верно для индивидуума, это равным образом верно для рода человеческого в целом. Та единица природы, которую мы называем четвертым или человеческим царством, представляет собой продукт физического наследия; ее свойства являются суммой ее эмоционального и ментального раскрытий, и все ее ценные качества аккумулированы ею в продолжение циклов, когда она боролась со своим окружением - всеми остальными царствами природы. В человеческом царстве скрыты потенции и состояния, свойства и ценности, которые раскроются в будущем и которые, в свою очередь, обусловят это будущее. Я умышленно начал с неопределенного и непризнанного. Душа представляет собой пока что неизвестную величину. Ей по-настоящему нет места в теориях академических научных исследователей. Ее существование не доказано и даже академики с самым открытым умом рассматривают ее лишь как возможную гипотезу, которой недостает наглядности. Она не признана как факт в сознании расы. Лишь две категории людей принимают ее как факт: одна - это легковерные, неразвитые, простые люди, которые, будучи воспитаны на священных писаниях мира и религиозно настроенными, без вопросов принимают религиозные постулаты - такие как наличие души, Бога и бессмертия. Другая - та малая, но неуклонно растущая кучка Знающих Бога и реальность, которые знают душу как факт своего собственного переживания, но которые не в состоянии удовлетворительно доказать ее существование человеку, признающему лишь то, что способен ухватить, проанализировать, прокритиковать и исследовать конкретный ум.

Невежественный и мудрый встречаются на общей почве, как всегда бывает с двумя крайностями. Посреди же них те, кто не является ни абсолютно невежественным, ни интуитивно мудрым. Это та масса образованных людей, которые обладают знанием, но не пониманием, и которым предстоит еще научиться различать между тем, что может быть ухвачено рациональным умом, тем, что может быть увидено глазом ума, и тем, что способен сформулировать и познать лишь высший или абстрактный ум. Последний, в конце концов, преобразуется в интуицию, которая представляет собой "познающую способность" интеллектуального практического мистика, который - ставя эмоционально-чувствующую природу на свое место - использует ум в качестве фокуса и смотрит через эту линзу на мир души.

ТРИ АСПЕКТА ЧЕЛОВЕКА

Одно из основных средств, благодаря которым человек достигает понимания той великой совокупности, которую мы называем Макрокосмом - Богом, функционирующим через солнечную систему, - это понимание себя, и дельфийское предписание "Человек, познай себя" было вдохновенным изречением, направленным к тому, чтобы дать человеку ключ к тайне божества. Благодаря Закону Аналогии или соответствий, космические процессы и природа космических начал просматриваются в функциях, структуре и свойствах человеческого существа. Они просматриваются, но не объясняются и не разрабатываются. Они - лишь указательные столбы, ориентирующие человека на путь, на котором могут быть обнаружены будущие указательные столбы и получены более определенные указания. Троица духа, души и тела находится пока вне человеческого понимания, но идея относительно их взаимосвязи и общего координированного функционирования может быть прослежена благодаря рассматриванию человека с физической стороны и его объективного функционирования.

Имеются три аспекта человеческого организма, которые являются символами, и только символами трех аспектов бытия.

1. Энергия или активизирующее начало, которое таинственно удаляется во время смерти, частично удаляется в часы сна или бессознательности, и которое, похоже, использует мозг в качестве своего главного активного агента, чтобы через него управлять функционированием организма. Эта энергия имеет прямую связь с тремя частями организма, которые мы называем мозгом, сердцем и дыхательным аппаратом. Это микрокосмический символ духа.

2. Нервная система с ее многообразием нервов, нервных центров и множеством взаимосвязанных чувствительных частей, которые служат для координации организма, для обеспечения чувствительного отклика между многочисленными органами и частями, образующими организм в целом, и которые способствуют также тому, чтобы сделать человека осведомленным о своем окружении и чувствительным к нему. Весь этот сенсорный аппарат организует знание и координирует чувствительность всего человеческого существа, во-первых, в себе самом как единице, и, во-вторых, его отклик и чувствительную реакцию на мир, внутри которого он играет свою роль. Эта нервная структура, координирующая, коррелирующая и инициирующая внешнюю и внутреннюю групповую активность, формируется, главным образом, тремя частями нервной системы:

а. Спинно-мозговой системой.

б. Сенсорной нервной системой.

в. Периферийной нервной системой.

Она тесно связана с аспектом энергии, так как энергия использует ее аппарат, чтобы оживить тело, обеспечить его координированную активность и функционирование, и наладить интеллектуальную связь с миром, в котором она призвана играть свою роль. Она лежит за собственно телесной природой, если можно употребить такое выражение, за массой мяса, костей и мускулов. Она, в свою очередь, мотивируется и контролируется двумя факторами:

а. Суммарной энергией, представляющей собой индивидуальную квоту витальной энергии.

б. Энергией окружающей среды, в которой находится индивидуум и в которой ему приходится функционировать и играть свою роль. Эта координирующая нервная система, эта сеть взаимосвязанных чувствительных нервов является символом души в человеке, и внешней видимой формой внутренней духовной реальности.

3. Наконец, имеется то, что можно описать как тело, совокупность плоти, мускулов и костей, из которых состоит человек, тело, коррелируемое нервной системой и энергетизируемое тем, что мы неопределенно называем его "жизнью".

В этих трех: жизни, нервной системе и телесной массе мы находим отражение и символ большего целого, и благодаря их тщательному изучению и пониманию их функций и групповой связи мы сможем прийти к пониманию некоторых законов и принципов, определяющих активность "Бога в природе" - фраза в высшей степени верная и равным образом предельно фальшивая.

Три аспекта божественности: центральная энергия или дух, координирующая сила или душа и то, что оба они используют и соединяют, представляют собой в действительности единое жизненное начало, проявляющееся в различии. Они суть Три в Одном, Один в Трех, Бог в природе и сама природа в Боге.

Если эту концепцию в качестве иллюстрации перенести в другие сферы мышления, то можно убедиться, что эта троица аспектов наличествует в мире религии в виде эзотерического учения, фундаментальной символики и доктрин великих мировых религий и экзотерических организаций; в управлении это сумма воли народа, какова бы ни была эта воля, сформулированных законов и экзотерической администрации; в образовании это воля учиться, искусства и науки, и великие экзотерические системы образования; в философии это стремление к мудрости, взаимосвязанные школы мысли и внешние изложения учений. Так вечная тройственность проходит через каждую часть проявленного мира, как считающуюся материальной, чувствительной и понятной, так и энергетизирующую. Это та интеллектуальная активность, которая была грубо названа "знанием"; это способность к самому знанию, включающая чувствительный отклик на окружение, и аппарат этого отклика, божественная двойственность души; это, наконец, совокупность всего, с чем имеется контакт и что познается; это то, о чем становится осведомлен чувствительный аппарат. Это, как мы убедимся позднее, постепенно возрастающая реализация, неуклонно распространяющаяся на более эзотерические внутренние сферы.

Эти три аспекта проглядываются в человеке, божественной единице жизни. Поначалу он признает их в себе; потом он видит их в каждой окружающей форме, и, наконец, он учится соотносить эти аспекты себя с теми же аспектами других форм божественного проявления. Правильное соотношение между формами установится после гармонизации и регулировки жизни на физическом плане. Правильный отклик на окружающую среду появится в результате связи с аспектом души, скрытой в каждой форме, после чего установятся верные соотношения между разными частями внутренней нервной структуры, присущей любому царству природы, дочеловеческому и сверхчеловеческому. О ней пока практически неизвестно, но она быстро начинает осознавать и, после того, как ее существование будет доказано и узнано, будет обнаружено, что в ней заложено основание братства и единства. Также как печень, сердце, легкие, желудок и другие органы тела существуют и функционируют отдельно, и все же объединены и взаимосвязаны во всем теле посредством нервной системы, так будет обнаружено, что такие мировые организмы, как царства природы, обладают своей отдельной жизнью и функциями, и все же коррелируются и координируются посредством обширной сложной сенсорной системы, которую иногда называют душой всех вещей, анима мунди, скрытым сознанием.

Рассматривая троичности, о которых часто упоминают в связи с божеством, - также как дух, душа и тело, жизнь, сознание и форма, - полезно помнить о том, что это дифференциации единой жизни, и что чем большее число троичностей освоил человек, тем с большим кругом людей он может общаться. Однако, когда имеешь дело с вещами оккультными и субъективными, и когда предмет, о котором пишешь, относится к области неопределенного, тогда появляется трудность. Нетрудно описать внешность человека, его одежду, форму и вещи, которыми он окружен. Язык удовлетворительно описывает конкретное и мир форм. Когда же пытаешься передать идею относительно его качества, характера и природы, немедленно сталкиваешься с проблемой неведомого, с той неопределенной незримой частью, которую мы чувствуем, но которая остается в широком смысле нераскрытой и неосознанной даже самим человеком. Как же тогда описать его при помощи языка?

Если так обстоит дело с человеком, насколько же возрастает трудность, когда мы пытаемся выразить словами ту невыразимую совокупность, главными дифференциациями которой считаются понятия дух, душа и тело? Как же нам определить ту неопределенную жизнь, которую люди (с целью понимания) ограничили и разделили на троицу аспектов или ликов, дав им всем вместе наименование Бога?

Все же тогда, когда эта дифференциация Бога на троицу употребляется повсеместно и давным-давно, когда каждый народ - древний и современный - использует одну и ту же троичность понятий, чтобы выразить интуитивную реализацию, тогда есть основание для такой терминологии.

Может, действительно, когда-нибудь мы будем мыслить и выражать истину по-другому, однако сегодня для среднего мыслителя термины дух, душа и тело описывают совокупность божественного проявления, как для божества вселенной, так и для меньшего божества, самого человека. Поскольку данный трактат предназначен для думающего человеческого существа, а не для закристаллизовавшихся теологов и зажатых в теоретические рамки ученых, мы будем придерживаться хорошо известной терминологии и постараемся разобраться, что скрыто за фразами, в которых человек стремился выразить самого Бога.

"Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине", констатируется в одном из писаний мира. "Стал человек душой живою" находится в другом месте того же писания. "И ваш дух и душа и тело во всей целости до сохранится без порока", сказал великий посвященный Белой Ложи, а величайший из них всех, живущий ныне в физической форме с нами на земле, повторил слова предыдущего мудреца, заявив: "Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы". В этих словах изложена христианская точка зрения на троичность человека, его божественность и его связь с жизнью, в которой он живет и движется и существует, и во всех великих религиях в аналогичных фразах излагается эта связь.

а. Дух, Жизнь, Энергия

Слово дух употребляется в отношении того неопределимого, неуловимого сущностного импульса или Жизни, который является причиной всего проявления. Это дыхание жизни и тот ритмический приток жизненной энергии, который проявляется, в свою очередь, как притягивающая сила, как сознание или душа, и является суммой атомной субстанции. Это соответствие в великом Существовании или Макрокосме тому, что в малом существовании или микрокосме является жизненно вдохновляющим фактором, который мы называем человеческой жизнью; о последней свидетельствует телесное дыхание, которое отделяется или выходит по истечении жизни.

Кто скажет, что же такое это нечто? Мы прослеживаем его назад к аспекту души или сознания, а от души к духу (как мы называем три аспекта единого дыхания), но кто имеет смелость объявить, что в действительности означают эти слова? Мы даем этому неведомому нечто разные названия в зависимости от нашей конкретной школы мысли; мы стараемся выразить это словами и, в конце концов, называем его Духом, Единой Жизнью, Монадой, Энергией. Опять-таки, должны помнить, что понимание природы этой единой жизни остается относительным. Те, кто погружен в формальную сторону существования, мыслят в понятиях физической жизненности, чувства, импульса или ментальной силы, не выходя за рамки той объединенной жизни-сознания, дифференциациями которой являются вышеупомянутые понятия. Те же, кто больше заинтересован в метафизическом подходе и в душе-жизни, чем в аспекте формы, выражают свою концепцию в понятиях душевного проявления и - выйдя из рамок личностных эгоистических реакций телесной природы - мыслят понятиями жизни, качества, групповой воли или силы, групповой координации или любви-мудрости, и группового интеллекта или знания, охватывая все общим понятием братства.

Однако, даже это оказывается разделяющим и может быть понято через разделение на более объемлющие категории, чем предыдущие понятия. Поэтому посвященный, особенно после третьего посвящения, начинает мыслить еще более синтетически и выражать для себя истину в терминах Духа, Жизни, Единого. Эти термины означают для него нечто значительное, но настолько далекое от понимания обыденно мыслящего человечества, что мне представляется бесполезным далее распространяться на эту тему.

Это подводит меня к пункту, который нам здесь предстоит разобрать, прежде чем продолжать нашу беседу. Из "Трактата о Космическом Огне" и вышеприведенного отрывка может показаться, что учение излагается до определенного места, после чего прерывается с заявлением, что точка эволюции среднего человека определяет отличие его реакции на истину от реакции изучающего ученика или посвященного. Это воистину так; каждый облекает в слова свое собственное состояние сознания; никому не удается оперировать понятиями более продвинутой реакции тех, кто находится на высшей ступени лестницы эволюции. Средний читатель, однако, противится тому, чтобы признать более широкие точки зрения, чем его собственная, и фраза: "Бесполезно распространяться на эту тему, потому что ее может понять только посвященный", приводит лишь к тому, что раздражает его, наводит на мысль, что это отговорка и что писатель (потеряв почву под ногами) таким заявлением старается спасти свое лицо. Точно так же, как научный трактат окажется бессмысленным набором слов для рядового школьника, но полным значения и смысла для специалистов в этой области, обладающих подготовкой и ментальным развитием, так имеются люди, которым излагающийся в наших инструкциях предмет души и ее природы настолько же ясен и понятен, насколько массовая литература среднему читателю, и бестселлеры, как вы их называете, народу. Равным образом, хотя и меньше по числу, имеются настолько продвинутые души, для которых дух с его природой - такой же рациональный и понятный предмет, постигаемый благодаря силам души, аналогично тому, как благодаря правильному использованию ума можно достичь понимания души. Мы знаем, что на еще более низком уровне легко разобраться в природе физического тела благодаря изучению и верному использованию природы желания. Лишь определенная гордыня и отказ признать свою временную ограниченность побуждают человека недолюбливать такие выражения, в которых метко и правдиво констатируется: "Когда ваше развитие продвинется дальше, вы поймете вышесказанное". Это необходимо усвоить.

Для Учителя Мудрости природа духа или тот положительный центр жизни, который скрыт за каждой формой, не составляет тайну, как природа души для эзотерического психолога. Источник единой жизни, тот план или состояние, из которых эта жизнь эманирует, - это великая Скрытая Тайна для членов иерархии адептов. Природа духа, его качество и тип космической энергии, величина его вибрации и его базовые космические дифференциации изучаются посвященными после третьего посвящения и составляют предмет их исследований. Они пользуются при этом исследовании полностью развитой интуицией плюс той ментальной способностью толкования, которая была присуща их циклу воплощения. Они пользуются пробужденным и развитым внутренним светом своих душ, чтобы интерпретировать и осознать ту жизнь, что (будучи отделена от мифа форм) протекает на высших уровнях сознания и проникает в нашу солнечную систему из какого-то внешнего центра бытия. Поэтому они отбрасывают этот свет (который в них и которым они манипулируют и пользуются) в двух направлениях, обретаясь в среднем состоянии и функционируя по своему выбору на плане интуиции или буддхи. Они освещают этим светом мир форм и знают все вещи, верно все интерпретируя; они освещают этим светом бесформенные сферы трех высших планов (бесформенные с точки зрения человека, живущего в трех мирах ниже интуитивного плана), стараясь благодаря неуклонному росту понять природу и цель того, что не является ни телом, ни душой, ни силой, ни материей, но вселенской причиной их обоих.

В конечном счете, после того, как посвященный прошел высшие солнечные посвящения и может функционировать с полным сознанием монады, осознавание того, что отделено даже от групповой формы и тех туманных оболочек, которые вуалируют и скрывают Единого, становится для него возможным, наивысшие типы сознания открываются с плана монады по мере того, как посвященный низшей степени восходит с плана души, используя органы восприятия (если употребительно столь неудовлетворительное выражение) и средства познания, о которых средний человек не имеет понятия; он пронизывает или включает в свой радиус осознавания ту сумму жизни, сознания и формы, которую мы именуем Богом. После чего эти посвященные высшей степени начинают осознавать вибрацию, раскрывающийся свет, ноту или руководящий указующий звук, который эманирует из-за пределов нашей солнечной системы. Единственный способ, позволяющий нам постигнуть процесс, протекающий при расширении божественного сознания в человеке, это изучать связь между умом и мозгом, и отмечать, что произойдет после того, как мозг станет интеллектуальным инструментом ума; затем изучать связь души с умом и последствия того, что человек отдается руководству своей души и использует свой ум для контролирования деятельности физического плана через посредство мозга. В этих трех - душе, уме и мозге - мы имеем аналогию и ключ к пониманию духа, души и тела и их взаимного функционирования. Это составляло основное содержание книги "Свет Души". На совершенствовании условий, разбираемых в данной книге, основано и дальнейшее расширение, когда аспект духа, эманирующий источник энергии в человеке, начинает использовать душу (через интуицию) и накладывать на сознание души те законы, знания, силы и вдохновения, которые сделают душу инструментом духа или монады, подобно тому, как личностный человек становится на ранней стадии (через ум) инструментом души. На этой ранней стадии развитие протекало двояко. По мере того, как душа брала контроль через ум, мозг становился отзывчивым к душе. Человек пробуждался к знанию себя, каков он на самом деле, и к трем мирам его нормальной эволюции; позднее он достиг групповой сознательности и перестал быть отдельным индивидуумом. По мере того, как душа подчиняется господству духа, протекают две аналогичные стадии:

Во-первых, ученик начинает осознавать не только свою и связанные с ней группы, но его сознание расширяется до тех пор, пока не сможет быть названо планетарным сознанием.

Во-вторых, он начинает превращать эту планетарную осведомленность в нечто еще более синтетическое и постепенно развивает сознание большей жизни, которая включает в себя жизнь планеты, также как человек включает в свое жизненное выражение такие живые организмы, как сердце или мозг. Когда это происходит, он начинает постигать значение духа, единой жизни в основе всех форм, центральную энергию, являющуюся причиной любого проявления.

Первой реакцией среднего изучающего при чтении вышеизложенного является сразу размышлять о природе тела, проявляющего тот или иной тип энергии. Таким образом, он замечает двойственность, и то, что использует эту двойственность, присутствует в его уме. Все же одним из главных требований, стоящих перед изучающим оккультизм в настоящее время, является необходимость думать в понятиях единой реальности, которая является ничем иным, как самой энергией. Поэтому в нашем обсуждении столь сложного предмета надо подчеркнуть тот факт, что дух и энергия - синонимы и взаимозаменяемые понятия. Лишь после признания этого мы сможем достичь примирения между наукой и религией и истинного понимания мира активных явлений, который нас окружает и в котором мы движемся.

Понятия органический и неорганический в большой степени ответственны за большую путаницу и резкие различения в умах многих людей между телом и духом, жизнью и формой, и привели к отказу признать сущностное тождество природы их обеих. Большинство людей считают мир, в котором мы живем, действительно твердым и материальным, но обладающим некой таинственной силой (скрытой внутри него), которая вызывает движение, активность и изменение. Это, конечно, очень приблизительно, но достаточно для неинтеллектуального подхода.

Ортодоксальный ученый озабочен преимущественно структурами и связями, соединением форм и деятельностью составляющих форму частей с их взаимосвязями и взаимозависимостями. Химикалии и элементы, функции и роль, которую они играют, и их взаимодействие при составлении форм всех царств природы - вот предмет его исследования. Природа атома, молекулы и клетки, их функции, качества их силовых проявлений, и разные виды деятельности, решение проблемы относительно характера и природы энергий - фокусированных или локализованных в различных формах естественного или материального мира - требуют внимания самых способных умов в мире мысли. И все-таки вопросы: Что такое Жизнь? или Что такое Энергия? или Что такое процесс Становления и природа Бытия? остаются без ответа. Проблемы, относящиеся к Почему и Отчего, считаются бесполезными и спекулятивными, и почти неразрешимыми.

Тем не менее, при помощи чистого разума и правильной интуиции эти проблемы могут быть решены и на эти вопросы получен ответ. Их разрешение достигается благодаря одному из закономерных откровений и посвятительных достижений. Единственными настоящими биологами являются посвященные в мистерии, ибо они обладают пониманием жизни и ее цели и настолько отождествились с жизненным началом, что мыслят и беседуют в понятиях энергии и ее следствий, и вся их деятельность в связи с работой планетарной иерархии базируется на нескольких фундаментальных формулах, трактующих жизнь, как она ощущается через три ее дифференциации или аспекта - энергию, силу, материю.

Здесь надлежит отметить, что только после понимания себя человек может достичь понимания той совокупности, которую мы называем Богом. Это трюизм и оккультная банальность, но когда ее выполняют, она приводит к откровению, которое превращает теперешнего "неведомого Бога" в признанную реальность. Вот вам пример.

Человек полагает себя живым существом и называет смертью тот таинственный процесс, когда то, что он обыденно именует дыханием жизни, удаляется. По его уходе форма распадается. Связующая оживляющая сила истекает, что вызывает распад на составные элементы того, что до сих пор считалось телом.

Это жизненное начало, эта базовая сущность Бытия и этот таинственный неуловимый фактор соответствует в человеке тому, что мы называем духом или жизнью в макрокосме. Такие как жизнь в человеке соединяет, оживотворяет, оживляет и побуждает к деятельности форму, делая из нее живое существо, так и жизнь Бога, - как называет его христианин - играет аналогичную роль во вселенной, производя тот связный, живой, витальный ансамбль, который мы называем солнечной системой.

Это жизненное начало в человеке проявляется трояко:

1. Как руководящая воля, цель, основное побуждение. Это динамическая энергия, которая заставляет существо функционировать, дает ему существование, определяет срок его жизни, проводит его через годы, долгие или недолгие, и отделяется на исходе его жизненного цикла. Это дух в человеке, проявляющийся как воля к жизни, к бытию, к действию, к достижению, к развитию. В своем низшем аспекте он проявляется через ментальное тело или природу, и в соединении с плотным физическим мозгом ощущается через мозг.

2. Как связующая сила. Это то важное существенное качество, которое делает каждого человека отличным от другого, которое определяет сложный набор настроений, желаний, качеств, комплексов, заторов, чувств и свойств, образующих конкретную физиологию человека. Это результат взаимодействия между аспектом духа или энергии и материей или природой тела. Это характерный субъективный природный человек, его окраска или индивидуальная нота; именно это определяет величину вибрационной активности его тела, производит конкретный вид его формы, ответственно за состояние и природу его органов, его желез и его внешних аспектов. Это душа человека, которая - в своем аспекте - может наблюдаться через эмоциональную природу или астральную, а, в связи с плотным физическим телом - через сердце.

3. Как активность атомов и клеток, из которых составлено физическое тело. Это сумма тех малых жизней, из которых состоят человеческие органы, образующие всего человека. Они обладают своей собственной жизнью и сознанием, строго индивидуальными. Этот аспект жизненного начала работает через эфирное или витальное тело, и, в соединении с плотным механизмом материальной формы через селезенку.

Поэтому будем помнить, что определение духа неисчерпаемо, как и определение Бога. Когда говорят, что дух - это невыразимая, неопределимая причина, эманирующая энергия, единая жизнь и источник бытия, тотальность всех сил, всех состояний сознания и всех форм, совокупность жизни и того, что активно проявляется из этой жизни. Я и не - Я, сила и все, что определяется силой, то в действительности уходят от вывода, пытаясь добиться невозможного и скрывая правду за словами. Этого, однако, нельзя избежать до тех пор, пока не почувствуется и не узнается сознание души и не распознается благодаря ясному свету интуиции бесформенный Единый.

Один из первых уроков, который нам надлежит усвоить - тот, что наш ум, не отзывающийся пока на скрытую интуицию, не дает нам возможности с уверенностью заявить, что такое-то состояние представляет из себя то-то или то-то; что до тех пор, пока мы не сможем функционировать в нашем сознании души, не нам утверждать что есть, а чего нет; что до тех пор, пока мы не подверглись необходимой тренировке, мы не в состоянии что-либо отрицать или утверждать. Нашей установкой должно быть рассудительное выяснение и нашим интересом - интерес философа-исследователя, согласного принять гипотезу при условии ее возможности, но не желающего признать в качестве доказанной истины что-либо до тех пор, пока мы внутри себя в этом не убедимся. Я, изучающий высшие мистерии, практикующий их дольше, чем пока возможно для многих из вас, могу писать о таких вещах, которые пока не могут быть продемонстрированы вам или публике, могущей прочесть данные инструкции. Для меня они могут быть и являются правдой и доказанным фактом, - и мне этого достаточно. Вам же следует относиться к ним как к вероятным возможностям и намекам на то направление, в котором можно искать истину, однако через это вы не должны позволять себе перешагивать. Ценность данных инструкций заключается в их сумме и в незримой структуре или скелете скоординированных и согласующихся между собой указаний, которые должны рассматриваться в целом, а не по частям, - и это по двум причинам.

1. Язык, как говорилось выше, скрывает правду, а не раскрывает ее. Если правда узнается, то это потому, что исследователь в себе самом нашел точку правды, которая освещает его шаги по мере его медленного постепенного продвижения вперед.

2. Есть много типов ума, и нельзя ожидать, что информация, данная, например, в настоящем трактате, найдет путь ко всем. Надо помнить, что все люди представляют собой единицы сознания, выдохнутого с одной из семи эманаций Бога. Поэтому, даже их монады или духовные аспекты изначально отличны друг от друга, подобно тому, как в призме (которая одна) собраны семь разных цветов. Даже и это обусловлено природой, точкой зрения и воспринимающим аппаратом человека, чей глаз регистрирует и различает разные степени вибрационного света.

Эти семь групп отличаются своими воззрениями, ментальностью и подходом, причем все они правильны, но слегка отличаются точкой зрения. Если вышеизложенное добавить к таким факторам, как различные точки эволюции, разные национальности и свойства, врожденные отличия, привнесенные в результате взаимодействия физического тела с окружающей средой, очевидно, что не может быть одинакового подхода и общей терминологии в таких сложнейших предметах, как природа духа и души.

б. Душа, Посредник или Среднее Начало.

Имеется две точки зрения на природу души: одна - это аспект души в связи с четвертым царством природы, то есть человеческим, а другая - в связи с дочеловеческими царствами природы, которые, надо помнить, являются отражениями трех высших царств природы.

Необходимо усвоить, что душа материи, анима мунди, - это чувствительный фактор в самой субстанции. Именно отклик материи всей вселенной и внутреннее свойство всех форм, от атома физика до солнечной системы астронома, обусловливают несомненную интеллектуальную активность, которая видна во всем. Ее можно назвать энергией притяжения, связуемостью, чувствительностью, жизненностью, осведомленностью или сознанием, но, возможно, самый всеобъемлющий термин - тот, что душа представляет собой качество, проявляемое каждой формой. Это то тонкое нечто, что отличает один элемент от другого, один минерал от другого. Это та непостижимая сущностная природа формы, которая в растительном царстве определяет, должна ли родиться роза или цветная капуста, вяз или жеруха; это тот вид энергии, который отличает между Собой разные виды животного царства и делает одного человека отличным от другого по своей внешности, природе и характеру. Ученые расклассифицировали, исследовали и проанализировали формы; выбрали и дали названия элементам и минералам, формам растительной жизни, и различным видам животных; структура форм и история их эволюционного прогресса изучена; заключения и выводы сделаны, однако решение проблемы самой жизни до сих пор ускользает от мудрейших, и пока "паутина жизни" или тело жизненности, лежащее в основе любой формы и связующее каждую часть формы с другой ее частью, не будет признано фактом природы, проблема эта останется нерешенной.

Определение души может считаться более возможным, чем определение духа, благодаря тому, что много людей уже почувствовали в то или иное время просветление, раскрытие, вдохновение и красоту, и убедились, что имеется состояние сознания, настолько далекое от обычного, что выносит их в новое состояние бытия и новый уровень знания. Это то, что переживается и проживается, и вызывает такое психическое расширение, какое на протяжении веков испытывали все мистики, и о котором Св. Павел рассказывал, что он был "восхищен до третьего неба" и слышал там такие вещи, которых человеку нельзя пересказать. Когда слышание и видение на этих уровнях вызывают фиксируемое переживание, имеем оккультиста, плюс мистика.

1. Душа, макрокосмическая и микрокосмическая, мировая и человеческая, это та сущность, которая появляется, когда аспект духа и аспект материи соединяются друг с другом.

а. Поэтому душа - не дух и не материя, но связь между ними.

б. Душа - это посредник между двойственностью; это среднее начало, связь между Богом и Его формой.

в. Потому душа - другое название принципа Христа, как в природе, так и в человеке.

2. Душа - это притягивающая сила сотворенной вселенной и (во время функционирования) скрепляет все формы вместе, так что через них может проявиться или выразиться жизнь Бога.

а. Поэтому душа это аспект формообразования и тот притягательный фактор в любой форме вселенной, планеты, царств природы и человека (соединяющего в себе все аспекты), который побуждает форму к бытию, дает ей возможность развиваться и расти таким образом, чтобы служить более подходящим обиталищем внутренней жизни, и который продвигает все Божьи создания вперед по пути эволюции, через все царства природы по направлению к конечной цели, славному завершению.

б. Душа - это сила самой эволюции, - именно ее имел в виду Св. Павел, когда провозгласил: "Христос в вас, упование славы".

3. Душа проявляется по-разному в разных царствах природы, однако функция ее остается той же самой, имеем ли мы дело с атомом субстанции и его способностью сохранять свои свойства, форму и присущую активность, или с формой одного из трех царств природы, сохраняющей свою целостность, обладающей своими характеристиками, ведущей собственную инстинктивную жизнь и продвигающейся как одно целое по направлению к чему-то более высокому и лучшему.

а. Поэтому душа - это то, что придает отличительные свойства и обеспечивает различные проявления формы.

б. Душа воздействует на материю, вынуждая ее принимать конкретные очертания, отвечать на определенные вибрации и создавать те специфические феноменальные формы, которые мы классифицируем в мире физического плана как минеральные, растительные, животные и человеческие, - а для посвященного и некоторые другие формы.

4. Качества, вибрации, окраски и свойства всех царств природы - суть качества души, такие как скрытые силы, ищущие выражения и демонстрирующие свои потенции внутри любой формы. В сумме своей при завершении эволюционного периода они откроют природу божественной жизни и мировой души - той сверхдуши, что раскрывает характер Бога.

а. Поэтому душа, через эти качества и свойства, проявляется как сознательный отклик на материю, поскольку ее качества образованы взаимодействием между парами противоположностей, духом и материей, и их воздействием друг на друга. Это базис сознания.

б. Душа - это сознательный фактор во всех формах, источник того знания, которым обладают все формы, и той отзывчивости к окружающим групповым условиям, которую выказывают формы во всех царствах природы.

в. Поэтому душа должна быть определена как тот выдающийся аспект любой формы (созданной благодаря союзу духа и материи), который чувствует, регистрирует впечатления, притягивает и отвергает, откликается или отказывается от отклика и держит все формы в постоянной вибрационной активности.

г. Душа - это воспринимающая сущность, образованная благодаря союзу Отца-Духа и Матери-Материи. Это то, что в растительном ми







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.