Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОСКОЛЬКУ Я ВАС ЛЮБЛЮ 12 страница



Однако многие на пути к этому, и всякий раз, когда это начинает происходить, многие смогут стать пробужденными почти одновременно.

Именно это произошло во время Будды. Достаточно было одному человеку, Манджушри, стать просветленным — его первому ученику стать просветленным — и немедленно за ним последовала цепочка других — Сарипутра, Модгальяян, Пурнакашьяп и другие, словна Манджушри запустил этот процесс. По-видимому, он был первым весенним цветком, после кото'рого весна вступила в полную силу. Вот как это произойдет здесь. Постепенно вы делаетесь готовыми; весна приближается. Ждите. Ждите и наблюдайте.

 

Третий вопрос:Бхагаван, когда мастер умирает, вокруг него внезапно возникают легенды, люди делают из него каменных или деревянных идолов, мастер становится далеким божеством, которому необходимо поклоняться, и делается недоступным простому человеку. Намерение мастера служить нам примером того, чем мы должны и можем быть, отходит на задний план. Почему это явление повторяется вновь и вновь"?

Артур Сэмбрукс

­ Конец страницы 129 ­

¯ Начало страницы 130 ¯

Это вполне естественно при бессознательном состоянии человечества Живой мастер представляет собой опасность, а мертвый мастер уже не опасен. Живой мастер может пробудить вас, вы не сможете уклониться от него, он, как стрела, вонзится прямо в ваше сердце. А мертвый мастер — это мертвый мастер. Его больше нрт, от него осталось только воспоминание.

И тогда ученики начинают поклоняться ему. Почему? Из чувства вины, что они никогда не слушали его, когда он был жив. Они чувствуют вину, они раскаиваются. Теперь они должны что-то сделать, чтобы загладить вину Поклонение основано на чувстве вины — вы будете удивлены, узнав это. Возможно рам не приходило в голову, что поклонение — это вина, поставленная с ног на голову.

Люди распяли Христа, и те же люди стали поклоняться ему, Это раскаяние. Они стали ощущать большую боль, большую тяжесть, большую тревогу. Они совершили какую-то ошибку; они должны компенсировать ее, они должны создать культ вокруг этого человека Они осудили его, как преступника, и они же стали поклоняться ему, как Богу.

Это случается постоянно. Поклонение является следствием вины — это первое. Второе: поклонение — это способ уклониться от мастера. Поклоняясь ему, вы начинаете ощущать, что вы делаете все, что в ваших силах. Чего же больше? Вам не нужно изменяться, поклонения достаточно. Если мастер жив, а вы только поклоняетесь ему и не изменяетесь, он крепко ударит вас по голове.

Живой мастер, даже если он позволяет вам поклоняться ему, делает это только для того, чтобы вы могли еще больше приблизиться к нему, вот и все. Он позволяет вам поклоняться ему для того, чтобы вы смогли приблизиться к нему и он смог действительно уничтожить ваше эго. Он хочет, чтобы вы вступили с ним в интимный контакт. Если это единственный способ, который вы знаете... А это действительно единственный способ, который вы знаете, потому что вы всегда поклонялись Будде, Кришне, Иисусу, Мухамеду Вы уже поклонялись, поэтому когда вы приходите к живому мастеру, то первое, что вы способны сделать — это поклоняться ему. Он позволяет вам поклоняться ему, чтобы вы могли стать ближе к нему, чтобы вы смогли попасть в его сеть.

Но мертвый мастер уже больше ничего не может сделать с вами. Теперь вы можете начать делать с ним все, что вам угодно>— вы можете отомстить! Вы можете сделать каменную или деревянную статую мастера и можете кланяться статуе, которую вы сделали. Вы кланяетесь самому себе, своему собственному созданию! Это похоже на то — и это будет гораздо лучше... если вы сделали храм в своем доме, то будет лучше поставить тай большое зеркало, сесть перед ним и кланяться своему собственик

­ Конец страницы 130 ­

¯ Начало страницы 131 ¯

ному изображению, потому что созданный вами мастер —это ваше собственное изображение.

Библия говорит: Бог создал человека по своему образу. Может быть, вначале так и было, но человек отплатил ему хорошо, причем той же монетой. Человек создал Бога по своему образу.

Поклоняясь мастеру, вы начинаете создавать мастера согласно своему представлению — отсюда и возникают легенды. Легенда вырастает из вашего подсознания. Мастер физически умер — теперь вы хотите, чтобы он умер и духовно. Легенда выполнит эту задачу: она духовно похоронит мастера Ваша легенда ложна! И чем более мастер становится окруженным легендами и выдумками, тем более и более нереальным он становится.

Вот почему трудно поверить в то, что Иисус является исторической личностью — очень трудно поверить. Это из-за легенд, наслоившихся вокруг него: о том, что он аодил по воде, превратил воду в вино, накормил тысячи людей несколькими буханками хлеба

Люди, которые создали эти легенды, действительно разделались с реальностью мастера. Хотя мастер умер, он еще продолжает сохранять некоторое влияние, которое должно быть уничтожено. Эту функцию выполнит легенда. Смерть уничтожила его тело, а легенда уничтожит его дух. Он станет просто легендарной фигурой, совершенно бессильной и бесполезной.

С помощью легенды вы превращаете историческую реальность мастера в фикцию. Иисус как историческая фигура может привести вас в замешательство. Иисус как легенда прекрасен — потому что легенда создана вами, согласно вашим ожиданиям.

Ни один живой мастер не исполняет чьих-либо ожиданий; он живет своей собственной жизнью. Не играет роли, принимаете вы его или отвергаете. Вы можете убить его, вы можете поклоняться ему — это не играет роли. Он продолжает вести свой собственный образ жизни, он продолжает делать свое дело. Его нельзя заставить выполнить ваши требования.

Люди пытаются всеми возможными способами. Они приходят ко мне... я получаю письма, в которых говорится: «Бхагаван, если вы сделаете только одну вещь, это принесет благо миллионам людей, потому что тогда они начнут приходить к вам. Пожалуйста, прекратите говорить о сексе. Индия будет боготворить вас. Люди готовы принять вас, но вы смущаете их». Итак, эти люди, которые находятся в глубоком сне, советуют мне, что я должен говорить и чего я не должен говорить.

За последние 20 лет тысячи людей пришли ко мне. Осталось очень немного из них, потому что все они пришли со своими: ожиданиями — а я не выполняю ничьих ожиданий. В действи-

­ Конец страницы 131 ­

¯ Начало страницы 132 ¯

тельности если я вижу, что кто-то ожидает от меня чего-то, то я немедленно уничтожаю его ожидания.

Я хочу здесь видеть только тех людей, которые от меня ничего не ожидают. Иначе последователи попытаются стать мастерами (хозяевами) мастеров. Они начнут диктовать им: «Делай то. Ешь это. Живи так-то, потому что тогда придет больше людей». Однако вопрос не в количестве; нужны только те, кто не имеет ожиданий, потому что только они способны пробудиться.

Но если мастер умер, он не может помешать вам создавать вашу легенду, поэтому вы подправите все, что вам не нравится, выкинете все, что неприятно вам, и замените это чем-нибудь красивым. В этом состоит коренная причина появления легенд.

Иисус вел очень человеческий, предельно человеческий образ жизни — он обладал великой божественностью, но жил, как все люди. Он редкий мастер в этом отношении. Он водился с шулерами и пьяницами; вполне возможно, что он иногда играл з покер. И я не вижу в этом ничего плохого. Он часто пил вино, он наслаждался им. И в этом также я не вижу ничего плохого; это проявление веселой натуры. Не нужно только предаваться пьянству. Но он и не предавался, а принимал участие в окружающей жизни.

Вполне возможно, что Мария Магдалина влюбилась в него вполне земной любовью, которая просто не могла быть односторонней— он, по-видимому, пошел ей навстречу. Но христиан это шокирует — любовь проститутки и Иисуса! И Иисус, по-видимому, откликнулся вполне по-человечески. Фактически он был таким мужественным человеком, таким бунтарем, что он должен был ответить на ее любовь по-человечески.

Рок Хадсон умер, попал на небеса, постучался в ворота й попросил его впустить.

Святой Петр сказал: «Разумеется. Все, что от тебя требуется— это предоставить две фотографии паспортного размера и заполнить вот эту форму В-31. Итак, как твое имя?»

«Рок Хадсон».

«Род занятий?»

«Киноактер».

«Прошу прощения,— сказал святой Петр,— киноактера» вход запрещен».

«Почему?» — удивился Рок.

Святой Петр ответил: «Потому что вы известны как большие грешники — вся эта нагота в фильмах, скандалы, всевозможные пороки. Извини, но ты не сможешь войти».

«Но я личный друг Иисуса, — сказал Рок. —• Пойди и спроси у него».

­ Конец страницы 132 ­

¯ Начало страницы 133 ¯

Святой Петр пошел к Иисусу и спросил: «Там у ворот стоит один тип. Он говорит, что он твой друг. Его зовут Рок Хадсон». «Рок Хадсоні — воскликнул Иисус. — О, Боже! И мне совершенно нечего одеть!»

 

Иисус, безусловно, был очень человечным мастером. Именно благодаря своей большой человечности он должен был претерпеть страдания и распятие на кресте. Если бы он жил как Бог, как святой, распевающий мантры, постящийся, живущий в пещере, то те же самые рабби поклонялись бы ему. До Иисуса они никого не убили. Почему же они распяли Иисуса? Это странно. Еврейская история не имела подобных прецедентов. В чем состоял его грех? В чем заключалось его преступление? Его преступление заключалось в том, что он попытался вести самый заурядный образ жизни. Он хотел показать вам, что вы можете жить обычной жизнью и тем не менее можете быть просветленными. Вы можете водиться с проститутками, шулерами и пьяницами, и тем не менее вы можете быть абсолютно святым. Он хотел продемонстрировать вам этот парадокс, он хотел показать его на собственном примере; вот почему он был распят.

В Индии Будда не был распят, Махавира не был распят. Почему? Они никогда не жили, как все люди. Они жили в стороне, в отдалении от людей, в холодном одиночестве, на расстоянии. Не было никакой необходимости распинать их. Поэтому я очень люблю Иисуса. Будду вы можете почитать, но не можете любить. Иисуса вы можете также и любить — и если вы почитаете его, то почитаете из-за любви.

Именно такая ситуация складывается здесь. Я не хочу вашего почитания. Если ваше почитание приходит как часть вашей любви, тогда добро пожаловать, в противном случае мне не нужно ваше почитание. Я не хочу быть почитаемым, респектабельным. Лучше быть распятым людьми, чем почитаемым ими. Быть почитаемым означает, что вы опустились до уровня спящих, что вы отказались от своей свободы. Это возможно только в том случае, если вы исполнили их ожидания, тогда они будут почитать вас, они будут называть вас святым.

Но если вы живете обычной жизнью, как все люди, и вы наслаждаетесь обычными вещами жизни — с разницей, конечно, с большой разницей, которая действительно составляет разницу, — если вы низводите Бога на землю, если вы низводите небеса к земле, тогда они будут стремиться убить вас, пока вы живы. А когда вы умрете, те же люди начнут восхвалять вашу жизнь, приукрашивать ее. Они будут перекрашивать вас всякий раз, когда будут изменяться требования времени и обычая.

В действительности существует много Христов. Если вы пройдете эти две тысячи лет, вы найдете не одного Христа, а много Христов, потому что каждый век требует святых людей

­ Конец страницы 133 ­

¯ Начало страницы 134 ¯

своего типа, поэтому каждый век должен перекрашивать Христа согласно своим ожиданиям. Вот как создаются легенды. Затем другой век налагает свои легенды, и это продолжается постоянно, и вся жизнь становится фиктивной. В конце концов все это становится абсолютной фикцией...

Девственное рождение невозможно, но они были вынуждены сочинить эту ерунду о рождении от девственницы, потому что обычные люди рождаются в результате полового акта. Как же Иисус мог родиться в результате полового акта? Он родился без какого-либо участия секса. Это небиологично. Но после, дователи измышляют эти вещи просто для того, чтобы придать ему вид сверхъестественного существа, отличающегося от o6ычных людей.

Буддисты говорят, что когда рождался Будда, его мать стояла. Буддисты говорят, что когда рождаются Будды, матери всегда стоят. Странно! Почему Будда не мог родиться, когда его мать лежала на спине'— ведь именно так все и рождаются; но Будды должны рождаться по-особому. И что же после этого делает Будда? Он выходит из утробы стоя, спрыгивает на землю, а затем делает семь шагов и заявляет: «Я величайший из величайших!» Это первое, что он делает — сделав семь шагов, Какая чепуха!

Джайны говорят, что их тиртханкары всегда рождаются в касте воинов, кшатриев. Махавира вошел в чрево женщины касты браминов, но это исключение из правила. Вы видите ожидания людей — не только при жизни они будут чего-то ожидать от вас, но даже и перед вашим появлением на свет они будут навязывать свои ожидания! Поэтому они сочинили историю о том, что боги сильно всполошились—ведь этого никогда раньше не случалось. Тиртханкара — джайнский мастер, просветленный мастер — должен рождаться от женщины касты кшатриев, воинов. А кшатрии находились в антагонизме с браминами. И вот Махавира вошел в чрево женщины касты браминов, поэтому боги не могли потерпеть этого.

Когда ему исполнилось три месяца в чреве женщины, они извлекли его оттуда, они вынули его оттуда. По-видимому, это была первая хирургическая операция в мире! Они удалили Махавиру из чрева женщитш-браминки и одновременно удалили другого ребенка из чрева царицы. Ребенка царицы, девочку вложили в чрево женщины-браминки, а на ее место поместили Махавиру. Две вещи были неправильными. Во-первых, тиртханкара должен быть мужчиной; во-вторых, он должен родиться от женщины-кшатрии. Что за ожидания! Какие дурацкие ожидания! Но эти легенды продолжают возникать.

Эти легенды возникают по определенной причине. Ученики и последователи хотят, чтобы их мастер был особенным — особенным по сравнению с обычными людьми, а также по сравне-

­ Конец страницы 134 ­

¯ Начало страницы 135 ¯

нию с другими мастерами. Ты спрашиваешь меня, Сэмбрукс: "Когда мастер умирает, вокруг него внезапно возникают легенды, люди делают из него каменных или деревянных идолов, костер становится божеством, которому необходимо поклоняться, и делается недоступным простому человеку».

Именно в этом и состоит цель поклонения: сделать человетаким отдаленным, чтобы вы могли только поклоняться ему. Вам не нужно практиковать ничего из того, чему он учил, вам ре нужно пробуждаться от вашего сна. Поклонение может прекрасно продолжаться и во сне; оно не нарушит вашего сна, фактически, оно будет действовать как транквилизатор, успокаивающее средство.

Ты спрашиваешь меня: «Намерение мастера служить нам примером того, чем мы должны и можем быть, отходит на задний план. Почему это явление повторяется вновь и вновь?»

Именно в этом и состоит цель: чтобы оно совершенно отошло на задний план, так чтобы нам не нужно было пытаться, делать усилие достичь вершин. Тогда мы можем мирно спать; никто не нарушит наш сон. Если Будда — человек, если Иисус— человек, и они смогли стать такими просветленными, такими полными света любви и блаженства, тогда мысль о них будет преследовать вас, она не оставит вас. Вас изнутри постоянно будет будоражить мысль о том, что вы тоже должны достичь этого состояния, иначе вы не станете завершенным, иначе вы ее выполните то, что должны выполнить. Вы упускаете благоприятную возможность.

Ты спрашиваешь меня: «Почему это явление повторяется вновь и вновь?» Потому что глупость человеческая остается неизменной.

 

Последний вопрос.Бхагаван, я — ученый. Наука учит наблюдать беспристрастно. Не так ли обстоит дело и с религией?

Судхарма.

 

Наука учит беспристрастному наблюдению, искусство учит пристрастному наблюдению, а религия просто учит наблюдению— ни беспристрастному, ни пристрастному. Ученый должен быть просто зрителем, индифферентным и холодным; благодаря этому он может познать тайны материи. Человек искусства должен принимать участие в природе; оставаясь безучастным, он не познает красоту цветка, луны, заката солнца, облаков. Он должен стать участником, он должен раствориться в реальности. В сфере искусства наблюдатель должен стать наблюдаемым, только тогда он будет способен рисовать, ваять, творить музыку или стихи.

 

Один человек пришел к великому художнику и спросил: «Я хочу научиться рисовать бамбук. Что мне нужно делать"?»

­ Конец страницы 135 ­

¯ Начало страницы 136 ¯

Учитель сказал: «Сначала пойди в джунгли и живи три года среди бамбука. Когда ты начнешь чувствовать, что ты стал бамбуком, возвращайся».

Человек ушел и не вернулся; прошло три года. Учитель ждал, ждал, а потом был вынужден отправиться на поиски этого человека и посмотреть, что случилось, потому что если вы стлали бамбуком, то как же вы можете вернуться к учителю? Когда учитель прибыл на место, он увидел, что человек стоит в бамбуковой роще. Дул ветер, бамбук раскачивался и танцевал и вместе с ним раскачивался и танцевал человек.

Учитель потряс его. Он сказал: «Что ты делаешь? Когда ты собираешься рисовать"?»

Тот ответил: «Забудь об этом. Оставь меня в покое! Не мешай мне».

Учителю пришлось силой тащить его домой. Он сказал: «Теперь ты готов рисовать бамбук, потому что теперь ты знаешь изнутри, что такое бамбук».

 

Наука наблюдает извне; искусство входит внутрь вещей. Но религия — это трансценденция: она выходит за пределы науки и искусства. Наука объективна, искусство субъективно Религия ни объективна, ни субъективна, это чистое осознавание, ни холодное, ни горячее. Поэтому я называю ее прохладной. Наука холодна, искусство горячо, религия прохладна.

Но на всех трех планах в равной мере требуется наблюдение; оно только меняет свое качество. Самый низший вид наблюдения— это беспристрастное наблюдение; немного выше искусства, наблюдение с участием; и выше всего просто наблюдение. Но наблюдение — это неотъемлемый феномен; это нить, которая связует науку, искусство и религию.

 

Это случилось в аудитории медицинского факультета.

Знаменитый профессор начал свою первую лекцию со следующего заявления: «Чтобы быть хорошим врачом, необходимо обладать двумя качествами. Первое: вы не должны ни к чему испытывать отвращение Второе: вы должны уметь точно наблюдать. В качестве иллюстрации я сейчас вам кое-что покажу. Видите этот разложившийся труп, лежащий на столе"? Я погружаю один палец в анус трупа, а затем вы видите, я вынимаю его, кладу в рот и сосу его».

Аудитория замерла от ужаса.

Профессор продолжал- «Кто из вас сможет повторить это!»

Встал один очень ретивый студент и, не колеблясь, погрузил свой палец в анус трупа и стал его сосать

Все это происходило при гробовом молчании аудитории. Профессор поздравил студента: «Очень хорошо, молодой человек вы, безусловно обладаете первым качеством, требующимся от

­ Конец страницы 136 ­

¯ Начало страницы 137 ¯

хорошего врача, а именно: не испытывать ни к чему отвращения. Однако второе качество у вас отсутствует. У вас совершенно отсутствует наблюдательность. Видите ли. я погрузил в анус sot этот палец, указательный, а в рот я положил вот этот палец, средний!»

 
 


БУДДА-ЛЕВ

Вопрос:Что вы называете алчным умом?

Ответ:Это ум невежественного человека.

Вопрос:Что вы называете неэгоистичным умом?

Ответ:Это ум шраваки, подлинного ученика Будды.

Вопрос:Что вы называете не-сущим умом?

Ответ:Это ум мудрецов, которые ничего не знают об учении Будды, но сами открыли истинность не-сущности.

Вопрос:Что вы называете умом, не имеющим никакого конкретного понимания, а также никаких заблуждений, доставляющих страдания?

Ответ:Это ум бодхисаттв.

Вопрос:Что вы называете умом, которому нечего познавать и нечего реализовать (постигать)?

Ответот Бодхндхармы не последовал.

 

Бодхидхарма сказал: «Дхармакайя не имеет формы, поэтому человек видит ее, не видя. Дхармакайя не имеет голоса, поэтому человек слышит ее, не слыша. Праджня не имеет ничего познаваемого, поэтому человек познает ее, не познавая. Если он думает, что види г, то он видит ее неполностью. Если он думает, что знает ее, то он совершенно не знает ее. Когда он познает ее без познавания, он познает ее полностью. Если человек не знает этого, то он не является поистине знающим. Если человек думает, что он обретает, он не обретает ничего. Когда он обретает необретение, он приобретает все. Если человек думает, что он прав, то его правота несовершенна. Когда он трансцендирует правильное и ошибочное, он обладает законченными Добродетелями. Такая мудрость является открывателем врат к ста тысячам врат высшей мудрости».

Бодхидхарма сказал: «Все будды проповедуют пустоту. Почему? Потому что они хотят сокрушить конкретные идеи (представления) у учеников. Если ученик цепляется даже за идею пустоты, он предает всех будд. Один человек цепляется за

­ Конец страницы 137 ­

¯ Начало страницы 138 ¯

жизнь, хотя нет ничего, что можно было бы назвать жизнью-другой цепляется за смерть, хотя нет ничего, что можно было бы назвать смертью. В реальности нет ничего рожденного, следовательно, нет ничего преходящего».

«Цепляясь (привязываясь), человек распознает вещь или идею. Реальность не имеет ни внутренности, ни внешности, ни середины. Невежественный человек создает заблуждения и страдает от различения. Правильное и ошибочное не существуют в реальности. Невежественный человек создает их и распознает их, вблизи или вдали, внутри или вовне. Затем он страдает от различения. Это общий образ действия феноменального мира».

 

________

 

Все вопросы являются детскими. Хотя вы думаете, что они не детские, они являются детскими и глупыми. Они могут показаться очень умными, они могут состоять из больших слов, но они не имеют смысла, значения, потому что эти большие слова являются пустыми, заимствованными. Они не имеют корней в вашем собственном экзистенциальном опыте.

Философия как таковая — очень ребяческое занятие. Религия обладает зрелостью, а философия — нет. Философия — это любопытство, не стоящее выеденного яйца, задавание вопросов в надежде получить ответы. Но даже если ответы будут даны, вы не будете в состоянии принять их, потому что с вашей стороны отсутствует готовность принять их. Ответы вызовут только новые вопросы в детском уме.

Так обстояло дело на протяжении всей истории философии. На протяжении десяти тысяч лет философия поднимала большие вопросы и потратила много усилий на отыскание ответов, но не нашла ни одного ответа. Ни одна попытка не оказалась столь тщетной, как в философии. Каждый ответ, о котором философы думали, что наконец-то нашли его и что он изменит все человеческое мировоззрение, попросту создавал еще больше вопросов. Философия не нашла абсолютно никаких решений. Она и не может их найти: в своей основе она является движением в неправильном направлении.

Ум может только поднимать вопросы, но не способен находить ответы. Вопросы растут в уме, как листья на деревьях. Вы можете обрезать листья, но после обрезания вырастет еще больше листьев, листва станет еще гуще. Вы можете обрезать вопросы — именно этим постоянно и занимается философия,— но тогда возникнет еще больше вопросов, так как источник вопросов, ум, остается нетронутым.

Чтобы найти ответ, необходимо выйти за пределы ума, а выход за пределы ума и означает зрелость. Вы становитесь действительно взрослой личностью, когда выходите за пределы ума. Будды — не что иное, как взрослые, зрелые, выросшие, ин-

­ Конец страницы 138 ­

¯ Начало страницы 139 ¯

тегрированные личности, которые вышли за пределы ума, перешли на другой берег, отдаленный берег. На той высоте 'вопросы просто исчезают. Они не то чтобы разрешаются; помните это; вопросы не разрешчются, когда вы выходите за пределы ума,— выходя за пределы ума, вы одновременно выходите за пределы вопросов. Они становятся неуместными, они выглядят глупыми, они теряют всякий смысл: они являются просто чепухой. Не то, что вы находите ответы, но когда вопросы растворяются и вы находитесь в состоянии невопрошающего сознания, это и есть ответ. При отсутствии каких-либо частных ответов это и есть ответ, это и есть решение.

Поэтому мы на Востоке называем это самадхи; «Самадхи» просто означает «решение». Все решено, вопросы растворились. Вы абсолютно безмолвны, у вас нет никакого любопытства, вам нечего спрашивать. Если вам нечего спрашивать, вы знаете; а если у вас есть вопросы, вы не знаете. Тем не менее Будды из сострадания продолжают отвечать на ваши вопросы в надежде на то, что рано или поздно вы увидите крайнюю абсурдность, смехотворность вопросов.

Существование (экзистенция) просто есть. Оно не является делом вопросов и ответов, оно не является загадкой; это таинство, которое необходимо испытать, пережить, полюбить. Вы можете пропеть его, вы можете протанцевать его; но это не вопрос, это — путешествие, приключение, экстатическое приключение, поиск. И когда вы входите в это таинство без всякого любопытства, вам открываются все секреты существования. Если вы входите с любопытствующим умом, то ничто не будет вам доступно, потому что любопытный ум сам по себе воспрепятствует вам видеть. Вы поглощены своим вопросом. Вы поглощены своим знанием. Вы спрашиваете, потому что думаете, что знаете. Некто приходит и спрашивает: «Кто создал мир?» Фактически его вопрос уже содержит идею о том, что мир создал Бог, и он пришел спросить только для того, чтобы получить подтверждение. Если вы подтверждаете это, он очень счастлив; если вы отрицаете это, он начинает сердиться на вас. Он не является подлинным искателем, он искал поддержки для своего верования.

Однажды рано утром, когда Будда вышел на свою утреннюю прогулку, один человек спросил его: «Существует ли Бог?» Будда секунду посмотрел в глаза человека и сказал: «Нет, Бога не существует вообще — никогда не было, никогда не будет. Выкинь всю эту чепуху из головы». Человек был шокирован. А Будду сопровождал Ананда. Он всегда следовал за ним как тень для того, чтобы всегда быть у него под рукой и оказывать ему любые услуги, которые могли бы потребоваться. Он слушал,— он выслушал много ответов Будды,— и этот ответ был как удар молота, так грубо и жестко это выглядело.

­ Конец страницы 139 ­

¯ Начало страницы 140 ¯

Но он видел лицо Будды — оно было преисполнено огромным состраданием.

В середине того же дня пришел другой человек и спросил: «Существует ли Бог?» Будда сказал: «Да, существует — всегда был, всегда будет. Ищи и найдешь». Ананда пришел в сильное замешательство, так как он помнил ответ, который Будда дал утром, но он не имел возможности спросить, потому что вокруг было много народа.

И прежде чем он получил возможность спросить, вечером на заходе солнца пришел третий человек. Будда сидел вне дома под деревом, наблюдая закат солнца и прекрасные облака, и человек спросил: «Существует ли Бог?» Будда просто сделал жест рукой, приглашая человека сесть, а сам закрыл глаза. Человек подчинился ему. Они сидели молча несколько минут, затем человек поднялся. Становилось темно, солнце уже село. Он коснулся ног Будды и сказал: «Благодарю тебя за ответ, я очень благодарен тебе», а потом пошел прочь.

Тут Ананда не выдержал. Когда они остались одни, он сказал: «Я не смогу уснуть сегодня ночью, если ты не ответишь мне. В один день, на один и тот же вопрос — и ты даешь три разных ответа. Первому человеку ты сказал: «Нет, Бога не существует».. Второму ты сказал: «Да, Бог есть». А третьему ты просто с огромной любовью жестом велел сесть и закрыть глаза. Ты ничего не сказал ему, но, должно быть, нечто произошло, потому что человек погрузился в глубокое безмолвие, коснулся твоих ног и поблагодарил тебя за ответ, хотя я находился рядом и видел, что ты не дал ему никакого ответа. В чем дело? Ты привел меня в сильное замешательство».

Будда сказал: «Я отвечал не тебе. Почему же ты пришел в замешательство? Это был их вопрос и мой ответ, ты не принимал в этом участия». Но Ананда сказал: «Я не глухой, я был там и все слышал. И вот теперь твои три ответа привели чет р большое смятение».

Будда сказал: «Первый человек был верующим, он верил в Бога. Он пришел не с целью выяснения вопроса, а с целью получить подтверждение. Он хотел, чтобы я поддержал его верование, чтобы он мог пойти и говорить людям: «Не только я верю в Бога, Будда тоже верит». Он хотел воспользоваться мною в своих собственных целях, поэтому я вынужден был дать отрицательный ответ. И мне нужно было быть очень твердым с ним, так как он был так переполнен своими идеями, что просто не стал бы слушать меня. Он был ученым, хорошо знающим священные писания — я мог слышать шум у него в голове, я мог видеть смятение в его существе. Я должен был быть очень жестким с ним и твердым, как молот, потому что только в этом случае была возможность того, что он мог услышать. Ему нужен был шок, и я шокировал его, потому что я не желаю под-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.