Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОСКОЛЬКУ Я ВАС ЛЮБЛЮ 9 страница



­ Конец страницы 94 ­

¯ Начало страницы 95 ¯

о настоящем, ум оказывается абсолютно бессильным, потому что настоящее полно жизни, а ум может изощряться только на мертвом. Настоящее присутствует, а ум может изощряться только в создании грез, желаний, проектов, воображений. Вы не можете грезить в настоящем, вы не можете желать в настоящем. Если вы желаете, то это относится к будущему. Желание привносит будущее.

Иисус говорит своим ученикам- Взгляните на полевые лилии. Как они прекрасны! И в чем секрет их красоты? Почему они так прекрасны? — более прекрасны, говорит Иисус, чем когда-либо был Соломон во всем своем великолепии. Скромные лилии гораздо прекраснее, чем великий Соломон. Почему? — по той простой причине, что они не думают о завтрашнем дне, по той причине, что они находятся в настоящем.

В этом красота деревьев, роз, лотосов, звезд, земли, неба, животных. Взгляните в глаза кошки или собаки, взгляните в глаза ребенка. Какая глубина, какая невинность, какая ясность! В чем секрет всего этого? Это простой феномен; они живут в настоящем, они не испорчены прошлым и будущим. У них еще не появился ум. Время еще не появилось.

Вам говорили и вас учили, что время имеет три аспекта: прошлое, настоящее и будущее. Это совершенно неправильно. Время имеет только два аспекта — прошлое и будущее; настоящее является частью вечности, а не частью времени. Поэтому когда вы находитесь в настоящем, вы пребываете в вечности.

Вопрос ошибочен на каждом шаге Это неизбежно, так как вопрос исходит от ума Сначала вопрошающий говорит: «Я слышал ...» Одного этого уже должно быть достаточно для Бодхидхармы, чтобы он начал смеяться, или же он, должно быть, взял в руку свой посох и ударил этого человека.

Часто случается так, что вы входите в комнату дзэнского мастера, вы еще не успели сказать ни одного слова, а он уже говорит- «Неправильно, неправильно!» Вы не произнесли ни одного слова, но то, как вы входите, язык тела — этого достаточно ... Вы входите, колеблясь, сомневаясь, подозревая, или же вы пытаетесь выставить себя, пытаетесь казаться очень храбрыми, сформулировав определенный вопрос или подготовив описание какого-то переживания — а мастер увидел все это и услышал еще до того, как вы произнесли хотя бы одно слово.

Один ученик Риндзая сказал ему однажды: «Когда я прихожу с ответом, потому что вы дали мне коан...»

Коан является таинством; он символизирует существование. Коан является загадкой, не имеющей решения. Коан — это нечто абсурдное. «Звук хлопка одной ладони» — вот пример коана. «Что такое звук хлопка одной ладони?»

И ученик медитирует над этим. Каждый день он приходит, он доїжен приходить для ответа на вопрос мастера: «К чему ты

­ Конец страницы 95 ­

¯ Начало страницы 96 ¯

пришел? Каков результат твоих медитаций?» Он приносит всевозможные ответы — а любой приносимый им ответ является неправильным — и его бьют и выгоняют.

Однажды ученик больше не мог выдержать. Это было слишком, потому что он еще ничего не сказал, а мастер уже начал его бить. Он сказал: «ПодождиІ Я ведь еще ничего не сказал!»

Мастер ответил: «Тебе не нужно ничего говорить, я уже все услышал. Я увидел это в твоих глазах, я увидел это в твоей походке. Я распознал это немедленно. Когда ты найдешь ответ, тебе не нужно будет ничего говорить, я узнаю это».

И действительно, именно так и случилось, когда ученик нашел ответ. Ответа нет; именно это он и нашел. Однажды он нашел, что «Я просто дурак. Ответа-то нет!»

Вы можете сказать это с самого начала, что «Это глупо!», но это не сработает. Вы должны пройти через весь этот огонь цепляния за абсурдный ответ, зная глубоко внутри, что ответа нет, и тем не менее продолжая поиск ответа. Именно таким образом вы прокладываете путь в свою глубину.

Однажды, когда он достиг своей сердцевины, у него не стало ни вопроса, ни ответа. Он начал смеяться. В тот день он не пошел отчитываться — отчитываться было не в чем — но мастер сам пришел к нему в комнату и сказал: «Теперь ты нашел. Не нужно даже приходить ко мне; когда вы находите, я сам прихожу к вам».

Теперь вся община ощутила воздействие того, что он нашел. Мастер сказал: «Твоя вибрация пульсирует так сильно вокруг, что те, кто понимает язык вибраций, знают, что кто-то достиг, что кто-то прибыл домой, что путник достиг цели».

Бодхидхарма, должно быть, начал смеяться с самого начала Об этом не сообщается, потому что это записная книжка •ученика Многое в ней опущено, потому что ученик не в состоянии сообщить об этом — он не способен понять внутренние отражения, появляющиеся в зеркале мастера; все, о чем он может сообщить, это слова, которые произносит мастер. Поэтому о самом Бодхндхарме ничего не говорится. Ученик продолжает задавать вопросы и записывать ответы Этот отчет кажется несколько скучным, он не несет печати живости, потому что он состоит только из заметок ученика Поэтому многое отсутствует, многое, что мастер, должно быть, сделал, не описано, поскольку ученик не смог понять этого.

Например, если Бодхидхарма начинает смеяться, слушая вопрос, то ученик не отмечает это; это выглядит слишком оскорбительным. Он фиксирует просто слова — слова, которые, по его мнению, могут сойти за ответ, хотя то, о чем говорит Бодхидхарма, совершенно отличается от того, о чем он спрашивает.

«Я слышат,— спросил он,— что все будды прошлого, насто-

­ Конец страницы 96 ­

¯ Начало страницы 97 ¯

ящего и будущего проповедовали одну и ту же дхарму...»

Помните, что для будд нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Будда — это тот, кто стал пробужденным. Время — это феномен сновидений.

Обращали ли вы внимание на то, как меняется время в зависимости от смены ваших состояний? Если вы несчастны, время тянется долго, томительно. Если вы радостны, время сжимается. Но часы покажут одно и то же время. Если это один час, то часы покажут, что прошел один час—независимо от того, счастливы вы или несчастны, на часы это не влияет. Часы себе идут; это механическое устройство. Они просто отмечают хронологическое время, они не отмечают ваше внутреннее ощущение хода времени.

Если вы сидите вместе с другом, с которым вы не виделись несколько лет, время летит очень быстро. Если вы одиноки, несчастны, беспокойны, тревожны, то кажется, будто время тянется очень долго. Это ваш опыт, и время становится длиннее или короче в зависимости от вашего умонастроения.

Вы, должно быть, испытывали моменты, когда время полностью останавливается. Обычно биологический человек, спящий человек может испытывать такие моменты только во время любовного акта — потому что только во время любовного акта он теряет свой ум, только во время любовного акта он теряется. Однако этот пик, оргазмический пик, в котором он теряет весь ум и становится просто вибрацией, становится просто энергией, текучей энергией — без мыслей, без прошлого, без будущего, без желаний — случается только в отдельные моменты. Только посредством любви и переживания оргазма вы начинаете осознавать, что существует возможность полной остановки времени.

Поэтому я говорю: сексуальный оргазм является самым низшим, но фундаментальным опытом медитации — самым низшим и фундаментальным. Именно посредством сексуального оргазма человек начинает осознавать неограниченную возможность полной остановки времени, выхода из времени. Если вы сможете на один момент выйти из времени, то это означает также, что можно выйти из времени навсегда.Тогда начинают искать соответствующие пути и средства. Именно так были найдены Тантра йога, дзэн, даосизм, суфизм и все прочие пути и средства. Как только человек осознал, что существует возможность, что есть окно, через которое он может убежать, даже если это случается очень редко ...

Люди часто спрашивают меня, почему женщины не становились великими мастерами, подобными Будде, Заратустре, Лао-цзы, Бодхидхарме, Иисусу. Почему? Одна из фундаментальных причин состоит в том, что мужчина лишил женщину переживания оргазма. Мой ответ удивит вас. Вы не представля-

­ Конец страницы 97 ­

¯ Начало страницы 98 ¯

ли себе, что это может быть коренной причиной того, что женщины не могут подняться до высоты Будды или Бодхидхармы.

Как это получилось? А вот как: мужчина не позволил женщине иметь переживание оргазма. А это стало возможно потому, что между мужским оргазмом и женским оргазмом существует небольшая разница. Мужчина достигает пика своего оргазма очень быстро, поэтому он может иметь оргазм быстро и легко. Женщина выходит на план оргазма медленно; у нее иной темп. Только если мужчина сильно любит женщину и помогает ей достичь состояния оргазма и движется медленно вместе с ней... если он заботится о ней, а не просто использует женщину как средство для достижения своего оргазма, но любит ее, заботится и внимательно следит за тем, чтобы она также достигла оргазма, тогда он движется медленно.

Это то, что открыла Тантра много веков тому назад: то, что мужчина должен двигаться очень медленно. Оргазм мужчины является локальным, генитальным, а оргазм женщины более тотален. В оргазм вовлекается все ее тело, поэтому он требует времени. Мужской оргазм является таким локализованным, что он не требует много времени. Только если мужчина любит женщину, заботлив к ее телу, помогает ее телу подняться в пиковое состояние ... Это тонкое искусство — прийти в состояние оргазма вместе.

Когда мужчина и женщина приходят в состояние оргазма вместе, одновременно, то это сопровождается переживанием большого экстаза — очень богатым переживанием. Если мужчина достигает оргазма сам, то это другое дело: он многое теряет, этот оргазм не так богат, он не многомерен. Он более или менее сходен с мастурбацией — причем женщина используется только как средство для мастурбации — это не настоящий оргазм, а женщина остается позади. И мужчина делал это на протяжении веков, поэтому многие женщины совершенно забыли о том, что для них существует какая-то возможность оргазма.

Только благодаря движению за женскую эмансипацию, женщины начали понимать, что в прошлом они в своей жизни упускали нечто очень ценное. На Востоке они еще не понимают это. Очень редко на Востоке можно встретить оргазмическую женщину, которая имеет понятие об оргазме. Даже на Западе лишь очень небольшой процент женщин начинает становиться способным переживать оргазм.

Это было величайшим подавлением, величайшей эксплуатацией женщины, поскольку если женщины лишены оргазма, то они лишаются одного из самых фундаментальных опытов медитации. Единственное окно к Богу остается закрытым. Они никогда не узнают, что есть момент, когда время исчезает, что сушествует момент, когда «Я больше не тело, больше не ум, а чистое

­ Конец страницы 98 ­

¯ Начало страницы 99 ¯

сознание — абсолютно лишенное мыслей, желаний, грез и предельно блаженное».

Это самый низший опыт, запомните это; на нем не следует останавливаться. Это первый шаг в долгом путешествии, только благодаря которому вы и достигнете храма. Но это необходимый шаг, он очень фундаментален.

Итак, изредка вы получаете возможность осознать, что время останавливается, но время останавливается только тогда, когда вы находитесь в состоянии блаженства. Время останавливается только тогда, когда вы абсолютно лишены ума — сознание остается, а ум исчезает, потому что вы больше не «умствуете», вы не думаете ... просто существуете.

Это может случиться при слушании музыки, при созерцании заката солнца, или когда вы рисуете. Но эти переживания являются гораздо более редкими, в то время как секс доступен всем и каждому: это биологический дар природы. Быть музыкантом такого калибра, чтобы потерять себя так, как вы теряете себя в женщине или мужчине — это очень редкая вещь, это случается очень редко. Чтобы быть художником, скульптором, танцором, поэтом, требуется большой талант, а вы можете не иметь его — но он дает тот же эффект.

Вот почему большой художник легко может выйти за пределы секса: потому что он имеет другое окно для испытания оргазма, для испытания безвременного момента, для переживания Бога. Поэту или танцору легче выйти за пределы секса, чем другим, потому что они имеют альтернативу, благодаря которой они могут пережить то же самое — и, может быть, с еще большей глубиной.

Но какова бы ни была причина, если вы когда-либо пережили момент, когда время останавливается, именно на этотмомент следует обратить особое внимание, так как он проливает свет на природу медитации. Это то, что приводит вас домой окончательно и бесповоротно. Перед этим возникают всевозможные вопросы; все они бессмысленны. Мастера отвечают на них из сострадания, во всех остальных отношениях все они являются глупыми.

Ум глуп — ум как таковой глуп. Он задает очень глупые вопросы.

Вопрошающий спрашивает: «Я слышал, что все будды прошлого, настоящего и будущего проповедовали одну и ту же дхарму ...»

Начнем с того, что Будда не проповедует. Да, многое случается благодаря ему, но он не проповедник. Он не проповедник, он не священник, он даже не пророк.

Кто-то спросил Кришнамурти: «Почему вы беседуете?» Кришнамурти сказал: «Почему роза цветет? Спросите розу — мой ответ будет тем же самым».

­ Конец страницы 99 ­

¯ Начало страницы 100 ¯

Для будды это не вопрос проповеди, это просто следствие сочувствия, которое переполняет его. Эти термины неприложимы к буддам. Ни одно обычное слово не применимо к будде — вы должны таким тотальным образом изменить его смысл, что оно уже не останется тем же самым словом.

Вопрошающий говорит, что «они проповедовали одну и ту же дхарму и благодаря этому спасли от страдания бесчисленное множество существ».

Ну так вот, страдание — это сонная греза: вы страдаете потому, что вы спите Это ночной кошмар, а не реальность. Поэтому вопрос о вашем спасении не стоит; вы уже спасены.

Помните, Будда — не спаситель, Будда — только пробудитель. Никого не нужно спасать; вы уже спасены. Возможно, вы имеете ночной кошмар и страдаете в своем кошмаре, но все это — сновидение. Это не истинно, это не реально, и когда вы проснетесь, вы будете смеяться над полной абсурдностью этого.

Но мы понимаем вещи согласно своему уровню, отсюда и вопросы. Наш ум так сильно обусловлен, что мы продолжаем задавать вопросы, которые вообще неуместны. И есть люди, которые будут отвечать на наши вопросы, и это может принести нам утешение и мы можем начать привязываться к идеям и философиям.

Подлинный мастер не собирается давать вам ответ в виде утешений, так как это будет укреплять ваш прежний образ мыслей. Подлинный мастер будет стучать по вашей голове молотком и разобьет ее вдребезги. Он отсечет вашу голову. Он заставит вас осознать, что этот ум может накопить множество ответов, но все они бесполезны, бессмысленны, потому что сам этот ум неправилен.

 

Американский дипломатический курьер прибыл в столицу маленькой латиноамериканской республики. Он был преисполнен чувства собственной значительности и повелительно отдавал приказания носильщикам, которые тащили его багаж. Быстро выйдя из аэровокзала, он стал нетерпеливо оглядываться, ища машину, которую должны были прислать за ним. У него совершенно не было времени на толпу грязных уличных мальчишек, которые шли за ним и пытались продать все что угодно — от крема для обуви до своих сестер.

«Эй, американец,— окликнул его один паренек, развитый не по годам.— Я достану тебе все, что ты хочешь, если ты купишь порнографические открытки, марихуану, девочек, мальчиков».

«Оставь меня в покое, подонок,— недипломатически рявкнул курьер, отшвырнув в сторону преследовавшего его оборванца.— Меня интересует здесь только американский посол».

«Будет сделано, сеньор,—откликнулся мальчик, — но за посла вам придется доплатить».

­ Конец страницы 100 ­

¯ Начало страницы 101 ¯

Люди имеют свою собственную обусловленность, свой собственный образ мыслей, свои собственные взгляды на вещи. Они слушают с предвзятым умом, они спрашивают с предвзятым умом, и любой ответ, который им дают, они всегда искажают.

Вопрошающий спрашивает: «Верно ли это?»

Бодхидхарма говорит: «Ты слушал кого-то, кто рассказывал о сновидениях, и ты сам в действительности видишь сны. Все, что ты воображаешь в своем дуалистическом уме, не имеет никакого реального отношения к сущности ума, поэтому я и называю тебя видящим сны Сновидение — одно дело, а реализация— другое. Ни в коем случае не смешивай их. Мудрость в сновидении — это не реальная мудрость. Тот, кто обладает истинной мудростью, не цепляется за самопризнание. Будды прошлого, настоящего и будущего находятся в сфере, выходящей за пределы познания. Если ты отключишь свою мыслительную способность, пресечешь деятельность ума, то ты войдешь в иную сферу. До тех пор все, что ты думаешь, говоришь и делаешь, — не что иное как глупости в стране сновидений».

Для сокращения расходов две секретарши решили поехать на каникулы вместе и жить в одном номере гостиницы. В первый же вечер одна из них повернулась к своей подруге и положила ей руку на плечо.

«Я хочу рассказать тебе кое-что о себе, чего я до сих пор не говорила, — сказала она. — Я, буду откровенна... (frank)».

«Ты ошибаешься, — сказала другая девушка. — «Это я Франк».

«Я бы хотел купить немного косметики для своей подружки»,— сказал молодой музыкант продавцу косметического отдела.

«Разумеется, сэр,— сказал продавец.— Какой цвет вы предпочитаете?»

«Цвет не имеет значения,— сказал музыкант.—- Какие запахи у вас есть?»

 

В таком состоянии находится каждый человек: мы живем в мире своих грез, сновидений. То, что Бодхидхарма называет «дримлэнд» (страной сновидений), вы можете назвать Диснейлэндом или Калифорниялэндом! Теперь весь мир понемногу превращается в Диснейлэнд — фактически он всегда был им. Люди живут в мире своих грез. Так называемые средние люди живут в мире своих грез, а так называемые высокоинтеллектуальные люди — в таком же точно мире грез.

 

Папа читал в своем храме в Ватикане, и вдруг его позвали к телефону.

­ Конец страницы 101 ­

¯ Начало страницы 102 ¯

«Это отец Новелли из Нью-Йорка,— сказал голос.— Ваше святейшество, по-моему, Иисус Христос сейчас ходит по Пятое авеню. Что мне делать?»

«Заниматься своим делом!» — ответил первосвященник.

Занимайтесь своим делом. Что еще вы можете делать? Эти люди, будь они незначительные или так называемые великие, находятся в одном и том же мире. Я слышал следующую историю:

Микельанджело расписывал потолок какой-то церкви. Он стоял один на высокой скамейке. Вошла одна женщина и стала громко молиться, обращаясь к Богу. Микельанджело услышал, как она разговаривает с Богом. Он наслаждался тем, что женщина разговаривает с Богом так, как будто он находится в церкви, и решил подшутить над ней. Он сказал: «Послушай Я Иисус Христос!»

Женщина сказала: «Заткнись! Я разговариваю с твоим отцом!»

 

Просто оглянитесь вокруг. Просто понаблюдайте за людьми. Вам не нужно ходить в кино, вам не нужно читать детективные повести. Просто сядьте в сторонке от дороги и наблюдайте за лицами людей: как они двигаются, как они ходят, каковы их жесты. Некоторые разговаривают сами с собой, их губы шевелятся. Кажется, будто все они находятся во сне, в своем собственном мире.

Вот почему происходит столько конфликтов: потому что каждый человек имеет свой собственный взгляд на мир и свой собственный мир, поэтому когда два человека приходят в контакт, рано или поздно происходит конфликт. Конфликт неизбежен, потому что их сновидения отличаются, а каждый хочет навязать свои сны другому.

Однако никто не может видеть в своих снах ваши сновидения; это невозможно. Сновидения нельзя навязать другим. Вы не можете разделить свои сновидения с другими. Вы не можете пригласить свою жену или своего мужа в ваши сновидения; это невозможно. Поэтому люди, живущие в сновидениях, живут в своем особом мире; они никогда не отдают себе отчета в реальном мире, окружающем их. Они смотрят на него через густую мглу. Они смотрят, но не видят.

«Ты слушал кого-то, кто рассказывал о сновидениях,— говорит Бодхидхарма,— и ты сам в действительности видишь сны Все, что ты воображаешь в своем дуалистическом уме, не имеет никакого реального отношения к сущности ума, поэтому я и называю тебя видящим сны».

Пока мышление не исчезнет полностью, вы будете продол жать видеть сны. Мышление дуалистично, мышление логично

­ Конец страницы 102 ­

¯ Начало страницы 103 ¯

мышление является аристотелевским. Пока ваше мышление не будет полностью прекращено, ваш ум будет продолжать выкидывать трюки над вами; он будет продолжать обманывать вас, и вы никогда не сможете узнать подлинную суть вашего существа — которая есть свобода, блаженство, Бог.

«Сновидение — одно дело, а реализация — другое».

Реализация возможна только в том случае, когда сновидения испаряются.

. «Ни в коем случае не смешивайте их».

То, что вы услышали, бессмысленно; смысл имеет только то, что вы сами узнали.

«Мудрость в сновидении — это не есть реальная мудрость».

Вы можете быть очень умудренным сновидящим, вы можете быть очень знающим в своих сновидениях, но сновидящий — это сновидящий. Вы можете видеть во сне прекрасные вещи — чудесные сны о золотых дворцах, о рае — но все они являются сновидениями. И неважно, видите ли вы сны о рае или аде — это одно и то же. Ад — сновидение, и рай — сновидение.

В западных языках существует только два термина для обозначения возможных состояний после смерти: рай или ад. Поэтому западные религии так и не смогли освободиться из-под власти сновидений. Они не говорят о необходимости освобождения от сновидений, они не говорят об абсолютном отсутствии желаний. Они не поднялись до предельно чистой религиозности.

Восточные религии говорят и о третьем состоянии: мокша, нирвана, свобода — свобода и от рая, и от ада — потому что восточные будды обычно говорят, что ваши цепи остаются цепями, будь они из золота или из железа; в любом случае вы окованы цепями, вы пленник. Вы можете получить свободу, только избавившись от всех цепей; все цепи, все оковы — сделанные из железа и из золота — должны быть сброшены. Тогда становится возможным третье явление: мокша, нирвана. Его невозможно перевести никаким словом; оно просто означает достижение свободы как от рая, так и от ада, потому что то и другое — сновидения.

«Тот, кто обладает истинной мудростью, не цепляется за самопризнание»

Это одно из основных положений учения Будды: «Тот, кто обладает истинной мудростью, не цепляется за самопризнание».

Тот, кто знает, тот, кто достиг согласия со своей истинной сутью, — не знает ни эго, ни «я», он не стремится к признанию самого себя. Он является частью универсального потока; он больше не является отдельным. Он уже больше не выступает как особая личность. Он больше не является идиотом.

Слово «идиот» означает того, кто живет в своем собственном особом мире. Оно происходит от корня «идиос» (особый) —• от того же корня, что и слово «идиосинкразия» (особенность),

­ Конец страницы 103 ­

¯ Начало страницы 104 ¯

Идиот — это тот, кто совершенно игнорирует реальный мир и пребывает в своем особом мире, считая его реальным миром. В этом смысле, если вы еще не стали буддой, то вы — идиот.

«Будды прошлого, настоящего и будущего находятся в сфере, выходящей за пределы познания».

Вы не можете увидеть их — будд нельзя видеть. Обычные глаза неспособны увидеть их, и обычный ум неспособен попять их. Если вы действительно хотите понять будд, тогда вы должны стать буддой; другого способа не существует. Вы должны вкусить пробуждение. Став Буддой, вы поймете всех будд прошлого, настоящего и будущего».

«Если ты отключишь свою мыслительную способность, пресечешь деятельность ума, то ты войдешь в иную сферу».

Единственное, что надо сделать, — это пресечь постоянную, лихорадочную деятельность ума. Пресеките ее, прекратите ее, и тогда вы войдете в другое пространство, в другую сферу.

«До тех пор все, что ты думаешь, говоришь и делаешь — не что иное, как глупости в стране сновидений».

 

Термон, Пикинс и Дигс спорили о том, какое изобретение является самым великим.

«Я считаю,— сказал Термон,— что наилучшее изобретение — это электричество. Благодаря ему горят лампы, работают телевизоры — оно делает все».

«Да,— согласился Пикинс,— но я считаю, что самое важное изобретение — атомная энергия. Она может сделать все, что делает электричество, а кроме того, вы можете нажать кнопку и взорвать мир».

«Джентльмены,— сказал Дигс,с моей точки зрения, величайшим изобретением является термос. Он поддерживает горячую пищу горячей, а холодную — холодной». «Что же в этом великого?» — спросил Термон.

«Почем я знаю?» — ответил Дигс.

 

Ваш ум, о чем бы он ни думал,— маленькие мысли о термосе или большие вещи, большие метафизические вещи о Боге... Поскольку это тот же самый ум — то здесь нет никакой разницы. Объектом мышления может быть термос или Бог, кока-кола или рай — но ум, который думает об этих вещах, один и тот же.

Бодхидхарма говорит следующее: «Дело не в смене предмета вашего мышления, а в смене вашего внутреннего пространства. Обретите совершенно иной ум, ум, который не мыслит, не желает, не видит сны. Тогда вы войдете в мир будд».

 

Второй вопрос:«Какого рода мудрость следует воспользоваться для того, чтобы отсечь заблуждения?»

Каждый вопрос вновь и вновь ясно показывает одну вещь: то, что ответ не был услышан. Как будто спрашивающий боль-

­ Конец страницы 104 ­

¯ Начало страницы 105 ¯

ше интересуется своими вопросами, чем ответами! Ответ он слу-шает только из вежливости, а сам в это время готовит следующий вопрос. Иначе было бы достаточно одного ответа — он разрешает все вопросы.

Снова он спрашивает о том же под другим углом зрения: «Какого рода мудростью следует воспользоваться для того, чтобы отсечь заблуждения?»

Как будто вы можете «воспользоваться» мудростью; как будто мудрость является инструментом, которым необходимо воспользоваться, средством. Как будто вы отсечете все ваши заблуждения после того, как вы станете мудрым.

Это напоминает человека, говорящего: «Как мне избавиться от моих сновидений, когда я проснусь? Какого рода пробуждением следует воспользоваться для того, чтобы отсечь все сновидения?»

Это похоже на то, когда человек ночью видит на дороге веревку, проецирует на нее облик змеи и убегает, спасается бегством. Кто-то говорит ему: «Не бойся, я знаю, что это веревка. Пойдем со мной. Я покажу тебе, что это веревка. Давай возьмем с собой лампу». А он говорит: «Хорошо. Допустим, при свете лампы я увижу, что это действительно веревка; тогда скажи мне, как избавиться от змеи».

Точно так же звучит и этот вопрос: «Какого рода мудростью следует воспользоваться для того, чтобы отсечь заблуждения?» Если вы являетесь мудрым, то никаких заблуждений уже нет. В действительности сначала должны уйти заблуждения, и только потом вы становитесь мудрым. Но наши так называемые мудрые люди находятся в плену глубоких иллюзий, вот почему вопрос кажется уместным.

 

Стефания однажды утром проснулась с больным плечом и пошла на прием к доктору. Осмотрев ее, доктор сказал, что он не находит у нее никакой болезни плеча. Она настаивала на том, что плечо повреждено, поэтому доктор сказал: «Хорошо, расскажи мне, что ты делала прошлой ночью».

Она сказала, что она отправилась на лошади вместе со своим дружком в сельскую местность, потом они пошли пешком на кладбище и читали надписи на могильных камнях.

Доктор сказал: «По-видимому, тебя просквозило на холодном воздухе. Разденься и я осмотрю тебя внимательнее».

Она разделась и доктор обследовал ее спину. Спустя минуту он сказал: «Стефания, я не могу найти никаких признаков заболевания на твоем плече, но, судя по твоим ягодицам, ты скончалась еще в 1892 году».

 

Наши так называемые мудрые люди находятся в той же лодке; они ни на йоту не отличаются от вас. Люди, к которым вы

­ Конец страницы 105 ­

¯ Начало страницы 106 ¯

идете за советом — пандиты, священники, ученые, — сами находятся во тьме. Конечно, они более информированы, чем вы, но это не вопрос информации. Мудрость приходит через понимание, а не через информацию.

Бодхидхарма говорит: «Наблюдая свои заблуждения, ту узнаешь, что они беспочвенны и не заслуживают доверия. Таким путем ты сможешь избавиться от путаницы и сомнений. Это и есть то, что я называю мудростью».

Третий вопрос:«Какого сорта заблуждения очищаются посредством дзэна?

Опять и опять... В этом мире есть только две безграничные вещи: глупость учеников и сострадание мастеров. Теперь он спрашивает: «Какого сорта заблуждения ...?» Как будто существует много сортов иллюзий! Иллюзия есть иллюзия; она имеет только одно качество: то, что она неистинна, не такова, какой кажется, не является частью реальности, то, что она является вашей проекцией. А то, что именно вы проецируете, не имеет значения. Вы можете проецировать бычью упряжку — это иллюзия; вы можете проецировать золотую колесницу — это тоже иллюзия. Вы можете проецировать все что угодно, однако, природа иллюзии во всех случаях одна и та же: не существует различных сортов иллюзии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.