Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОСКОЛЬКУ Я ВАС ЛЮБЛЮ 8 страница



Когда одна славная старушка встала и спросила у него, чем он объясняет свою замечательную память, он подумал, что пора кончать эту канитель.

«Пожалуйста, мадам,— сказал он без тени улыбки.Когда я служил в авиации, мне однажды нужно было сделать зачетный парашютный прыжок с высоты, с которой я еще ни разу не прыгал. Как только я прыгнул из самолета, пилот наклонился в мою сторону и крикнул: «Эй, парень, ты забыл надеть парашют!» Поверите или нет, мадам, но это послужило для теня уроком, и с тех пор я никогда ничего не забываю».

 

Гаган, у меня плохая память. Да и вообще хорошая память отнюдь не является признаком разумности. Фактически как раз наоборот.

Было установлено, что люди, имеющие очень хорошую память, не обладают разумом. Вы будете удивлены, но это одно из самых странных открытий, которое все больше и больше подтверждается: люди, имеющие очень хорошую память, не обладают разумом,— потому что память является механическим феноменом, она не требует разума. Память — это все равно, что грамзапись.

Память является частью вашего ума; а ваш ум непрерывно записывает. Наличие хорошей системы записи, очень хорошей записи, не значит, что она обладает также каким-либо разумом. Да, ваш ум — это хорошее записывающее устройство; это биокомпьютер А некоторые умы являются исключительно хорошими записывающими устройствами — настолько хорошими, что это иногда кажется невероятным, неправдоподобным.

Лорд Керзон, один из вице-королей Индии, написал в своей автобиографии...

Кстати, не принимайте мои слова на веру: это мог быть лорд Керзон, а мог быть и кто-то другой! И я не знаю, написал ли лорд Керзон автобиографию или нет, но тем не менее я расскажу вам эту историю.

Итак, лорд Керзон написал в своей автобиографии... И этот рассказ правдив! Лорд Керзон или не лорд Керзон — но рассказ правдив.

­ Конец страницы 83 ­

¯ Начало страницы 84 ¯

В Раджастане жил очень известный человек, обладавший невероятной памятью. Он был совершенно необразованным, и к тому же очень глупым, но его память была абсолютно редкой, уникальной,— может быть, до него или после него не было человека, имевшего такую стопроцентную память.

Слухи о нем дошли до лорда Керзона и тот пригласил этого человека в вицекоролевский дворец продемонстрировать свою память. Керзон придумал такую сложную ситуацию, что любой, как бы хороша ни была его память, непременно потерпел бы неудачу. Выдержать это испытание было невозможно — таким оно было трудным.

Этого человека должны были испытать тридцать людей, знавших разные языки. Каждый из них должен был держать в своем уме одну фразу на своем языке. Этот человек из Раджастана знал только свой раджастани, местный диалект своего штата — один из них знал французский язык, другой латинский, третий греческий, четвертый немецкий и т. д., и Керзон велел им придумать на этих языках как можно более трудные фразы.

Этот человек должен был подойти сначала к первому из людей в ряду, который обязан был сказать ему первое слово фразы — прошептать ему на ухо первое слово. Затем раздается сильный звук гонга — чтобы смешать ум того человека и заставить его забыть. Затем он приближается к другому человеку, и тот тоже говорит ему первое слово своей фразы. Снова гонг. Он обходит кругом всех 30 человек, а затем снова возвращается к первому. Теперь тот говорит второе слово своей фразы... и звучит гонг. Он обходит кругом... и возвращается к первому снова, и тот говорит ему третье слово. И так до конца, пока их фразы не исчерпаются, он должен повторять процесс выслушивания одной фразы — тридцати фраз на тридцати языках, которых он не знает!

Даже люди, говорившие фразы, вынуждены были записать их, потому что к моменту его повторного возвращения они могли забыть, какое слово они сказали — третье или четвертое.

И вы знаете, я всегда забываю, на какой вопрос я отвечаю! Спустя секунду мне на ум приходит четвертый вопрос, после четвертого приходит пятый. Одного только не случается, того, что неизбежно когда-нибудь случится: после пятого не приходит первый. Это еще не случилось, но вы можете быть уверены, что однажды это обязательнопроизойдет.

Итак, они были вынуждены записать свои фразы, чтобы запомнить их, потому что фраза могла состоять из 20 слов и этот человек подходил 20 раз — и звуки гонга действовали и на них тоже. Итак, им пришлось записать свои фразы и отмечать, какое слово они сказали.

­ Конец страницы 84 ­

¯ Начало страницы 85 ¯

И этот человек повторил отдельно тридцать фраз на тридцати языках без единой ошибки. Он не пропустил ни одного слова. Но этот человек был очень глупым, он был идиотом.

Теперь это становится общепризнанным психологическим фактом: то, что люди с очень хорошей памятью не обладают разумом, а люди с большим разумом имеют не особенно хорошую память.

В прошлый раз я рассказывал вам об Эдисоне. Я слышал следующее об Иммануиле Канте, одном из самых разумных людей, которых произвела Германия... Он имел очень плохую память.

Однажды вечером он возвратился домой со своей обычной прогулки. Уже темнело, когда он постучал в дверь. Слуга в темноте не распознал вернувшегося домой профессора и сказал ему: «Профессор ушел на прогулку, поэтому если вы желаете встретиться с ним, придите попозже».

Кант сказал: «Хорошо», и пошел прочь. Спустя полчаса ходьбы он вспомнил: «Это чересчур. Этот слуга дурак! Ведь профессор-то я!» Он был очень зол на слугу.

Однажды ночью с ним случилось следующее: он пришел со своей прогулки усталый и полностью потерял представление о действительности. Обычно он всегда ходил со своей тростью. Ему померещилось, что трость — это Иммануил Кант, и он положил ее на постель, а сам встал в угол комнаты, куда ставил обычно трость.

Посреди ночи он внезапно очнулся: «Что со мной?» И тут вспомнил: «Я все перепутал. Я — Иммануил Кант, а это —моя трость».

Такое вполне возможно, это нетрудно, так как разум — это феномен, совершенно отличный от памяти.

Обычно люди имеют немного разума и немного памяти; такие люди называются посредственными. Этого им вполне достаточно для ведения обыденных дел жизни и работы.

Один из моих друзей, доктор Рам Манохар Лохья, приехал с визитом к Альберту Эйнштейну. Эйнштейн назначил ему точное время встречи, но он пришел на 15 минут раньше.

Жена сказала: «Вы уже пришли, это очень хорошо. Возьмите себе чаю и располагайтесь, но я не могу быть уверена, когда он выйдет к вам, потому что он пошел в ванную. Даже не могу предсказать это, хотя я живу с ним уже 30 лет. Это непредсказуемо».

Доктор Лохья сказал- «Но он предварительно назначил мне время».

Жена сказала: «Он всегда назначает время людям, и это является для меня источником постоянных проблем, потому что я должна занимать этих людей — иногда три, иногда четыре Или пять часов».

­ Конец страницы 85 ­

¯ Начало страницы 86 ¯

Доктор Лохья спросил: «Но что он делает в ванной на протяжении пяти часов?»

Жена сказала: «Не спрашивайте — все, что угодно. Но больше всего он любит сидеть в ванне и забавляться мыльными пузырями. Фактически именно так он и открыл все свои великие теории. Забавляясь мыльными пузырями, он расслабляется и совершенно забывает о мире».

Для него это была своего рода медитация. Он открыл теорию относительности, сидя в своей ванне. Вся заслуга принадлежит ванне! Забавляясь мыльными пузырями, он становится невинным, подобно ребенку.

И жена сказала: «Мы не смеем мешать ему, потому что не знаем, чем он занимается, и это может помешать ему и разрушить нечто прекрасное, возникающее в нем».

Говорят, однажды он отправился навестить друга. Друг был очень счастлив; он пригласил его вновь, и Эйнштейн однажды пришел снова. Они ели, пили и вспоминали дни молодости. А затем наступил вечер и начало становиться все темнее и темнее, пока не стало очень поздно. Друга Эйнштейна тянуло ко сну, и он мечтал: «Сейчас он уйдет, сейчас он уйдет, сейчас он уйдет». Но Эйнштейн совершенно забыл о том, что ему пора уходить.

Наконец, друг намекнул ему. Он взглянул на часы и сказал: «Уже очень поздно».

Альберт Эйнштейн сказал: «Именно об этом я и подумал — о том, что уже очень поздно. Почему ты не идешь домой? Я тоже устал».

Его друг воскликнул: «Ну, это уж слишком! Это мой дом!»

Альберт Эйнштейн сказал: «Тогда почему ты не сказал мне об этом раньше?— ведь я рассчитывал, что ты вот-вот уйдешь! Я тоже хочу спать. Разве я могу беседовать о пустяках, о которых мы говорим, теряя время? Но я извиняюсь, я подумал, что это мой дом».

Такие вещи случаются сплошь и рядом, так как разум является совершенно отличной энергией в вас: он приходит от вашего сознания, а память является только частью биокомпьютера. Память — это лишь утилитарная способность. Разум не имеет вообще утилитарного качества, он приносит свободу, он приносит инсайт (прозрение), он приводит вас к истине.

Гаган, у меня очень плохая память. Поэтому вы часто будете находить множество неточностей и ошибок в том, что я говорю. Не придавайте этому большого значения, а просто следите за тем, что я хочу сказать.

Все, что я говорю, подобно пальцам, указывающим на луну. Не цепляйтесь за пальцы, они не имеют к делу отношения. Смотрите на луну и совершенно забудьте о пальцах.

­ Конец страницы 86 ­

¯ Начало страницы 87 ¯

Шестой вопрос... или пятый?Бхагаван, что происходит, когда человек становится пробужденным?

Ничего особенного, ничего необычного; фактически ничего не происходит. Все происходящее останавливается, мир останавливается. Мгла перед глазами исчезает; вы начинаете видеть вещи такими, каковы они есть.

Ты спрашиваешь: «Действительно ли жизнь так несерьезна?»

Жизнь не имеет ничего общего с серьезностью, поэтому ты не можешь также называть ее несерьезной. Если есть что-то серьезное, тогда что-то может быть названо несерьезным; но жизнь не имеет ничего общего с серьезностью, поэтому она не имеет ничего общего и с несерьезностью. Она просто есть—ни серьезная, ни несерьезная. Она такова, какова она есть.

И когда вы смотрите на нее с расстояния и отрешенно, спокойно, то это и есть медитация. Вы начнете танцевать, вы начнете смеяться громким утробным смехом.

А дзэнское высказывание гласит: Когда происходит такой утробный смех — подобный смеху Бодхидхармы — белые лотосы начинают сыпаться дождем с неба, из ниоткуда.

Белый лотос — это прекрасный символ. Белый лотос — белый цвет символизирует многомерность, потому что белый цвет содержит все цвета спектра. Это очень странное невероятное качество белого цвета: он содержит все цвета, и тем не менее кажется бесцветным. Он не красный, не синий, не зеленый, хотя он содержит все цвета. Но он содержит все эти цвета в таком синтезе, в такой гармонии, что все они исчезают. Они растворяются в единстве, и это единство является белым цветом.

Белый цвет символизирует предельный синтез и гармонию. Это величайший оркестр, в котором все музыкальные инструменты растворяются друг в друге — и не только инструменты, но и музыканты тоже. Весь оркестр функционирует как единое, органическое, оргазмическое единство. Вот что символизирует белый цвет.

И лотос также является великим символом, особенно на Востоке — это естественно, так как на Востоке знают большие лотосы. На Западе у вас есть только маленькие лотосы — они нуждаются в жарком солнце. Восток знает большие ароматные лотосы, поэтому лотос стал одним из центральных символов Востока. Вы, возможно, видели статуи Будды, сидящего на лотосе, статуи индийского Вишну, стоящего на лотосе.

Лотос символизирует основную идею санньясы. Лотос растет в озере, и тем не менее не соприкасается с водой. Он обитает в воде, и тем не менее остается незатронутым водой. Лотос символизирует свидетельствующее начало вашего существа: вы живетев мире, но остаетесь свидетелем. Вы остаетесь в мире,

­ Конец страницы 87 ­

¯ Начало страницы 88 ¯

и тем не менее вы не являетесь его частью. Вы принимаете в нем участие, и тем не менее вы не являетесь его частью. Вы находитесь в мире, но мир не находится в вас.

Не поднимайте много шума вокруг этого. Рано или поздно многие из вас непременно станут просветленными. Не поднимайте вокруг этого шумиху. Когда вы станете просветленными, просто сохраните спокойствие. Не говорите ничего никому — тут нечем хвастаться.

Когда близорукая Нэнси впервые встретилась с Казантакисом, ей показалось, что он выглядит, как греческий бог. Но когда она одела очки, она подумала, что он выглядит как паршивый грек.

Именно эго и происходит: вы начинаете видеть вещи такими, каковы они есть. Греческие боги становятся паршивыми греками.

Последний вопрос.Бхагаван, когда я отступаю назад и наблюдаю все это, оно кажется таким невероятно и абсурдно смешным. Действительно ли жизнь так несерьезна? Неужели она именно такова.

Прем Индивар

 

А чего же ты хочешь? Чего ты ожидаешь от жизни? Не требуешь ли ты от нее слишком много? Жизнь потрясающе абсурдна, в этом ее красота. Она смешна, в этом ее радость. Она игроподобна, она абсолютно несерьезна. За исключением глупцов, никто не является серьезным.

Глупцы вынуждены быть серьезными, поскольку это единственное средство прикрыть их глупость. Разумные люди имеют чувство юмора. Глупые люди неспособны к юмору, потому что чувство юмора требует большой разумности.

Быть несчастным очень легко; любой способен на это. Это не требует ничего -— ни разума, ни мужества Вот почему во всем мире так много несчастных людей: это дешево, это ничего не стоит, это бесплатно Но для того, чтобы наслаждаться блаженством, человек должен многое поставить на карту

Для того, чтобы иметь чувство юмора, человек должен обладать своего рода трансценденцией. Серьезность — это болезнь.

И вот ты спрашиваешь: «Когда я отступаю назад и наблюдаю все это, оно кажется таким невероятно и абсурдно смешным-». Так оно и есть. Просто наблюдай все дольше и дольше, и отступи назад как можно дальше. Стань свидетелем.

Но вы не идете очень далеко, кажется, что вы сделали только один шаг, а затем возвращаетесь обратно. Вы начинаете бояться, потому что это выглядит таким невероятно абсурдным. Вы начинаете бояться: не сходите ли вы с ума или что-нибудь в этом роде? Не беспокойтесь — вы уже сумасшедшие! С вами

­ Конец страницы 88 ­

¯ Начало страницы 89 ¯

больше ничего не может случиться: в этом отношении вам ничего не грозит.

Когда вы становитесь спокойным и отрешенным наблюдателем жизни, вы начинаете смеяться — не обычным смехом, а утробным, подобным львиному рыканию. И на вас посыпятся дождем белые лотосы

Жизнь ни серьезна, ни несерьезна, это колоссальная игра, игровое представление Да, часто она бывает смешна, невероятно абсурдна, однако в нашем уме эти слова имеют очень неправильное значение, нечто негативное. Когда мы говорим, что нечто абсурдно, мы подразумеваем, что с ним что-то не в порядке. Нет, это не так.

Абсурд означает просто выход за рамки нашей логики Абсурд просто означает, что всегда есть сюрприз Абсурд просто означает, что жизнь непредсказуема и ее нельзя свести к причине и следствию, что жизнь больше логики, больше того, что может содержаться в языке, больше того, что можно выразить

И она потрясающе юмористична .. потому что в ней вы видите богов, претендующих быть нищими Да, это претензия Здесь вы увидите Будд, являющихся несчастными.

Приходилось ли вам когда-нибудь видеть театральную постановку не из зрительного зала, а из-за кулис, где актеры и актрисы одеваются и готовятся к выходу? Если нет, то вы будете удивлены.

Это было одним из моих хобби в детстве — каким-нибудь способом пробраться за кулисы В моей деревне каждый год обычно играли «Рамлила» — большое представление о Раме. И пьеса кажется гораздо более прекрасной, если вы видите, что происходит за сценой Я видел Ситу, жену Рамы. В Индии ей поклоняются, как величайшей женщине, абсолютно добродетельной и чистой Невозможно вообразить более чистую женщину или более чистую любовь Абсолютно невозможно представить себе более религиозную, более благочестивую, более святую женщину Но за кулисами я видел Ситу перед выходом на сцену — она курила сигареты'

Чтобы подготовиться, просто чтобы подхлестнуть себя никотином, Сита курила сигареты Это было так абсурдно. Я испытывал огромное наслаждение!

А Равана, который в пьесе о жизни Рамы выступает как порочная личность, который похищает Ситу и рассматривается в Индии как воплощение зла, говорит Раме- «Берегись! Вчера вечером ты постоянно пялил глаза на мою жену в зрительном зале, и если я увижу это опять, я проучу тебя!»

Рама является воплощением Бога, но в театре он был просто учеником, а ученик всегда ученик. И Равана поучает его, воплощенное зло поучает Бога.. «Не заглядывайся на мою Жену — это неправильно!»

­ Конец страницы 89 ­

¯ Начало страницы 90 ¯

Я так сильно наслаждался, находясь за сценой, что происходившее на сцене выглядело очень заурядным.

Когда вы становитесь свидетелем, вы входите за кулисы жизни — а происходящие там вещи действительно абсурдны — вы начинаете видеть вещи такими, каковы они есть Все является алогичным, ничто не имеет смысла Но в этом состоит красота жизни: в том, что ничто не имеет смысла Если бы все имело смысл, то жизнь стала бы нудной. А поскольку ничто не имеет смысла, то жизнь является постоянной радостью, постоянным сюрпризом

Пациент сказал психиатру «Я работаю на консервной фабрике, и у меня есть непреодолимое желание засунуть свой половой член в овощерезку» (букв, «резчицу овощей»).

Доктор минуту подумал и потом ответил: «Понимаю. По-видимому, это результат какого-то подавленного детского желания — возможно, это эдипов комплекс. Я советую вам взять двухнедельный отпуск, затем вы недельку поработаете на фабрике и потом придете ко мне, чтобы начать лечение».

Спустя три недели этот человек вернулся и сказал доктору, что он сделал это.

«Вы засунули свой член в овощерезку?»

«Да»,— ответил человек. «Ну, и что случиІось^»— спросил доктор.

«Я был уволен», — сказал он. «Да, разумеется, но не случилось ли еще чего-нибудь?»

«О, да,— ответил человек,— резчица овощей — она тоже была уволена».

 
 


ГЛАЗ ДЗЭНА

Вопрос: Я слышал, что все будды прошлого, настоящего и будущего проповедовали одну и ту же дхарму и благодаря этому спасли от страдания бесчисленное множество существ. Верно ли это?

Ответ: Ты слушал кого-то, кто рассказывал о сновидениях, и ты сам в действительности видишь сны Все, что ты воображаешь в своем дуалистическом уме, не имеет никакого реального отношения к сущности ума, поэтому я и называю тебя видящим сны Сновидение — одно дело, а реализация — другое. Ни в коем случае не смешивай их. Мудрость в сновидении — это

­ Конец страницы 90 ­

¯ Начало страницы 91 ¯

не есть реальная мудрость. Тот, кто обладает истинной мудростью, не цепляется за самопризнание. Будды прошлого, настоящего и будущего находятся в сфере, выходящей за пределы познания. Если ты отключишь свою мыслительную способность, пресечешь деятельность ума, то ты войдешь в иную сферу. До тех пор, все что ты думаешь, говоришь и делаешь — не что иное, как глупости в стране сновидений.

Вопрос:Какого рода мудростью следует воспользоваться для того, чтобы отсечь заблуждения?

Ответ:Наблюдая свои заблуждения, ты узнаешь, что они беспочвенны и не заслуживают доверия. Таким путем ты сможешь избавиться от путаницы и сомнений. Это и есть то, что ч называю мудростью.

Вопрос:Какого сорта заблуждения очищаются посредством дзэна?

Ответ:Любые заблуждения среднего человека, философа, шраваки, Пратьека-Будды или бодхисаттвы

Вопрос:Какова разница между самой превосходной жизнью мудреца и обыденной жизнью заурядного человека?

Ответ:Она подобна осенней паутине. Некоторые ошибочно принимают ее за пар, но в действительности это паутина, парящая в воздухе. Средний человек видит жизнь мудреца и считает ее такой же, как и его собственная обыденная жизнь; в то время ,как просветленный человек видит нечто святое в жизни средне-то человека Если вы обратите внимание, то увидите в сутрах, что все будды проповедуют для двух категорий людей. . средних и мудрых но с точки зрения дзэна жизнь мудреца есть жизнь среднего человека, а жизнь среднего человека подобна жизни мудреца Эта одна жизнь не имеет формы и пуста по своей природе Если вы привяжетесь к какой-либо форме, вы должны отвергнуть ее Если вы видите эго, душу, рождение или смерть — отвергните все это.

Вопрос:Зачем и как мы отвергаем их?

Ответ:Если вы имеете дзэн, вы не должны видеть ни одну вещь. «Наиболее прочно утвердившийся на пути выглядит наиболее нерадивым».

Путь к реальности полон парадоксов, поэтому логический ум не в состоянии постигнуть ее. Логика не в состоянии понять парадокс. Логика пытается растворить все парадоксы, сделать вещи прямыми и четкими Но парадокс внутренне присущ природе. Природа существует через противоположности. Эти противоположности в действительности не противоположны, а взаимно дополняют друг друга.

­ Конец страницы 91 ­

¯ Начало страницы 92 ¯

Человек, который мыслит об истине, неизбежно мыслит ошибочно. Всякое мышление об истине является ошибочным, потому что, начиная мыслить, вы скатываетесь на путь логики — а реальность парадоксальна; они никогда не пересекаются. Они идут параллельно, но никогда не встречаются.

Другое наименование для этой парадоксальности существования— таинство. Таинство — не загадка, таинство — не проблема, поскольку его нельзя разрешить. Просто не существует способа разрешить его. Его следует пережить, испытать. И тем не менее вы не будете в состоянии ответить, что оно такое, потому что, пытаясь ответить, вы вынуждены привнести язык, а язык логичен. Язык создан логическим умом, поэтому язык неадекватен, абсолютно неподходящ для выражения истины Истину можно выразить только посредством молчания, но в таком случае молчание снова является таинством.

Первый парадокс, с которым вы столкнетесь на пути, состоят в следующем: ум не в состоянии задать правильный вопрос. Он- не в силах задать правильный вопрос, потому что задать правильный вопрос — значит немедленно получить ответ. Фактически правильный вопрос и есть ответ. В мире ума существует дуальность, двойственность: вопрос и ответ; они раздельны. В мире реальности правильный вопрос является ответом. Если вы способны задать правильный вопрос, то не возникает даже необходимости в ответе; понимание правильного вопроса само по себе достаточно для понимания ответа. Но правильный вопрос не может быть задан умом; он может быть задан только не-умом. Однако не-ум никогда ничего не спрашивает.

Это первый парадокс, с которым сталкиваются: ум задает вопросы, но все вопросы, поднятые умом, неизбежно оказываются неправильными, потому что ум сам по себе неправилен. Все, возникающее из этого состояния, неизбежно оказывается неправильным, а неправильный вопрос не может привести вас к правильному ответу. Ум может задать миллионы вопросов, но ни один из этих вопросов не имеет ответа. He-ум знает ответ, но он никогда не задает вопрос. Он чувствует себя так легко, так накоротке с реальностью, что вопрос не возникает. Невозникновение вопроса и есть ответ.

Поэтому все усилие Бодхидхармы сводится к тому, чтобы изменить гештальт (облик) вашего существа, ваш фокус. Вы сфокусированы на дуалистическом уме. Дуалистический ум всегда мыслит в терминах или-или: «Бог есть или свет или тьма. Разве может Бог быть одновременно и тем и другим?» Ум не способен постигнуть, что Бог есть и то и другое одновременно: свет и тьма, жизнь и смерть; что Бог есть и не есть, а также то и другое одновременно. Ум приходит в состояние замешательства, если вы заставляете его думать о таких вещах. Он просто отключается, он говорит- «Это чепуха!»

­ Конец страницы 92 ­

¯ Начало страницы 93 ¯

Артур Кестлер — один из самых острых умов современного Запада. Он начал изучать дзэн. Однако, начнем с того, что дзэн нельзя изучать; это не вопрос изучения. Вы не сможете подойти К нему посредством ума, посредством интеллекта — однако это единственный способ подхода, доступный современному человеку. Современный человек гораздо беднее людей, бывших доселе— богат вещами, но беден пониманием.

Артур Кестлер поехал в Индию, в Японию, путешествуя в попытке понять дзэн — изучая писания, спрашивая мастеров, коллекционируя записи их ответов. А затем он написал книгу противдззна. Я могу понять, почему он написал против дзэна: потому что он почувствовал, что все эти вещи — чепуха; они показались ему совершенно нелогичными. Я не могу осуждать его. Он воплощает современный ум, он воплощает интеллект.

Если вы подходите к дзэну посредством интеллекта, тогда дзэн действительно алогичен, но такова жизнь, таково все существование (экзистенция). В нем день и ночь — одно, лето и зима — одно, жизнь и смерть — одно.

Кестлеру следовало бы также немножко больше подумать о жизни. Жизнь похожа скорее на дзэн, чем на что-либо другое; дзэн может позволить себе быть алогичным, потому что жизнь алогична. Логика — это человеческое изобретение. Логика — это каркас, налагаемый нами на существование. Мы пытаемся рассортировать вещи, в то время как существование является восхитительным хаосом. Мы хотим расчислить вещи, установить, что есть что, а в существовании все вещи превращаются и изменяются в другие вещи.

Прах становится лотосом, а лотос однажды опадает и снова вернется в прах Прах становится телом человека, прекрасным телом, и оно однажды возвращается в землю Земля вырастает в дерево, становится зеленью, алыми цветами розы, распространяющими сильное благоухание, и все это однажды исчезнет, как сон. Земля снова возвращается к земле.

Существование не затрудняет себя противоречиями. Это аристотелевская логика создает для нас затруднения

Первый парадокс состоит в том, что ум, который может задать вопрос, не способен понять ответ, а не-ум или ум Будды (букв.: Будда-ум, «Буддостный ум»), способный задать правильный вопрос, не нуждается в ответе. Прежде чем вы задаете вопрос, вы уже имеете ответ. Это можно выразить иначе голова имеет только вопросы, а сердце имеет только ответы

Пока вы не достигнете этих глубин сердца, вы не будете иметь подлинных ответов. Впрочем, ответы вы будете иметь, потому что ум очень изощрен и снабжает вас фальшивыми ответами Он задает фальшивые вопросы и дает фальшивые ответы. Именно к этому и сводится вся философия, именно это и означает занятие философией. На каждый фальшивый вопрос

­ Конец страницы 93 ­

¯ Начало страницы 94 ¯

следует множество фальшивых ответов; вы можете выбрать любой, но все они фальшивые. Они фальшивые, потому что они являются просто гаданием на кофейной гуще.

Реальность необходимо встретить, охватить, попробовать на вкус. Не нужно отделяться от нее, чтобы познать ее; чтобы познать ее, нужно растворить себя в ней.

 

Первый вопрос: «Я слышал, что все будды прошлого, настоящего и будущего проповедовали одну и ту же дхарму и благодаря этому спасли от страдания бесчисленное множество существ. Верно ли это?

Вопрос начинается с выражения «я слышал», и с самого начала это неправильно, потому что это даже не ваш вопрос. Вопрос также является заимствованным; он основан на опыте других людей. Это просто мнение, которое вы где-то подхватили, а теперь делаете из него вопрос. Он не имеет корней в вас. Он подобен пластиковому цветку, который вы приобрели на рынке: он не имеет никакого аромата, он мертв.

Настоящий вопрос не может возникнуть из чужих мнений. Вы должны находиться в медитативном состоянии, чтобы найти правильный вопрос. Вы должны научиться вступать в общение с существованием.

Вопрос начинается так: «Я слышал» — он неправилен с самого начала — «что будды прошлого, настоящего и будущего »

Ну так вот, для будды не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Будда пребывает только в вечном. Вот почему он и называется буддой: потому что он трансцендировал время. Быть во времени — значит быть спящим. Время — это наш сон, время — наш ум, время — наше сновидение. Выйти за пределы сновидений, мышления, ума — означает выйти за пределы времени.

Время состоит не из настоящего, запомните это; оно состоит только из прошлого и будущего Встречались ли вы когда-нибудь с настоящим? В тот момент, когда вы говорите- «Да, это настоящее», оно больше не настоящее, оно уже прошлое. В тот момент, когда вы распознаете умом, что это настоящее, оно уже ускользнуло. Ум не в состоянии уловить его, оно очень быстротечно. В тот момент, когда ум осознает его, птица уже вылетела из клетки.

Ум может мыслить о прошлом потому, что оно является мертвым феноменом. Ум может с большой легкостью накапливать мертвые вещи — он является собирателем древностей. Или же ум может мыслить о будущем. Прошлого уже нет, будущего еще нет; в каком-то смысле они сходны, так как оба не существуют. А ум изощряется на несуществующем. Он может войти в будущее, потому что он способен грезить, проектировать, воображать, и делает это беспрепятственно. Но когда встает вопрос







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.