Дети с нарушениями слухаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Дефицитарное психическое развитие (дети с нарушением анализаторных систем). 1. Особенности психофизического развития детей с нарушением слуха. 2. Особенности психофизического развития детей с нарушением зрения. 3. Особенности психофизического развития детей с нарушениями речи. 4. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением зрения и слуха. Основные способы диагностики этих видов аномалий. 5. Дети с нарушением речи.
Литература:
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. – М., 1994.- 216 с. – с. 56-75 2. Головчиц Л.А., Осипова Т.А. Дидактические игры по развитию речи дошкольников с нарушенным слухом. // Дефектология, № 2, 2003 – с. 78-96 3. Зыков С.А. Развитее глухих учащихся – основа совершенствования их специального обучения. // Дефектология, № 5, 1997. – с. 76-86 4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.- с. 39 - 40. 5. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под ред. В.В.Лебединского, М.К.Бардышевой. – М.: ЧеРо: Высш.шк.: Изд-во МГУ, 2002. 744 с. - Т.1. 6. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста. // Дефектология, № 4, 1997. – с. 52-67 7. Терентьева В.И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся младшего школьного возраста // Дефектология, № 4, 1997. – с. 20 -23 8. Фишман М.Н. Функциональные состояния головного мозга детей с нарушениями слуха и трудностями формирования речевого общения. // Дефектология, № 1, 2003.
Ключевые слова: позднооглохшие дети, ранооглохшие дети, жестовая речь, аплазия, атрезия, сочетательные рефлексы, острота зрения, близорукость, дальнозоркость,
Дети с нарушениями слуха Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Ухудшение функции слуха, возникшее в детском возрасте, в большей степени отражается на психосоматическом развитии ребенка. Большинство (более 85%) нарушений слуха наступает на первом-втором году жизни, т. е. до развития речи в период ее формирования. Слух — это отражение действительности в форме звуковых явлении, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством слуховой системы пли звукового анализатора человека, представляющего совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т. е осуществляющих слуховую ориентацию в пространстве. Слуховой анализатор схематически по характеру физиологической деятельности разделяется на два отдела: звукопроводящий (наружное ухо, среднее ухо и проводящая часть улитки) и звуковоспринимающий (воспринимающая часть улитки — спиральный орган, проводящие пути с ядрами в корковых центрах). Слуховая система очень древняя и сформировалась первоначально как система анализа вестибулярных раздражителей и только зачем постепенно стала выполнять функцию анализа звуков. Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет очень существенную характеристику — на базе слуховой системы формируется человеческая речь. Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не может самостоятельно научиться говорить, так как он нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит слуховых образцов. Он не может контролировать собственное произношение, следствием чего является нарушение устой речи. Все это отрицательно сказывается на овладении всей сложной системы языка, что не только ограничивает возможности обучения и познания окружающего мира, но и оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка. Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено.
Виды нарушений: врожденные и приобретенные. - Врожденные нарушения слуха встречаются реже, чем приобретенные. К данному типу нарушений следует отнести наследственную аномалию слухового органа (полная или частичная аплазия—недоразвитие внутреннего уха, отсутствие барабанной полости, атрезии—заращивания наружного слухового прохода). Причины врожденных нарушений слуха: последствие воздействия на развивающийся плод различных вредных факторов со стороны организма матери (вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в случае их возникновения у матери в первом триместре беременности, внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем); травматические поражения плода. - Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще. Причины: инфекционные заболевания (менингит, корь, скарлатина, свинка, пневмония); воспалительные процессы (воспаление среднего уха—отит); последствия заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.), вызывающие непроходимость органов среднего уха, евстахиевой трубы; невриты слухового нерва; травмы головы (родовые и послеродовые).
Категории детей с нарушенным слухом: Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Характер последствия зависит и от времени возникновения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух. В зависимости от этих двух основных факторов всех детей с недостатками слуха делят на три категории: глухие, слабослышащие (тугоухие). Глухие дети — это дети с полным выпадением слуха, который не может быть ими самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях, так как обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные, резкие и громкие звуки, хотя разборчивое восприятие речи невозможно. Среди глухих детей различают: — глухих без речи (ранооглохших), когда поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в самом начале формирования речи; — глухих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших), это дети с потерей слуха, но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты. Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие, но сохраняющую возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специального обучения. По глубине нарушения слуха при тугоухости можно выделить четыре степени—легкую, умеренную, значительную и тяжелую (см. табл.):
При тугоухости особенно важно учитывать не только степень снижения слуха, но и время, когда наступило снижение. Уже на первом году жизни разворачиваются процессы опережающего обеспечения речевой функции, которые при отсутствии соответствующего подкрепления постепенно угасают. Так, при врожденной, нераспознанной тугоухости к концу первого года жизни ребенка снижается интенсивность предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов. Несформированность речевой функции к 4—5 годам создает тяжелые условия для дальнейшего речевого развития. Ранняя тугоухость, наступившая в доречевой период, вызывает речевое недоразвитие, требующее специального обучения.
По данным Е.М.Мастюковой (1997) большой процент детей с нарушенным слухом имеет сложную структуру дефекта за счет различных психоневрологических расстройств. Многие из этих форм имеют генетическую этиологию. Выделяют несколько групп наследственных нарушений слуха, сочетающихся с другими пороками развития: - с пороками развития и заболеваниями органов зрения; - с нарушениями развития скелета и соединительной ткани; - с почечной патологией; - с эндокринной патологией; - с патологией сердечно-сосудистой системы; - с заболеваниями кожных покровов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|