Особенности психического развития детей с нарушенным слухом.
Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями слуха подробно представлены в работах А.А. Вагнер, Г.Л. Выготской, Э.И.Леонгард и др.
Психическое развитие глухих детей различно в зависимости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации. У детей с врожденной или приобретенной потерей слуха в первые месяцы жизни отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на громкие звуки, который в норме проявляется в зажмуривании глаз или вздрагивании. При плаче ребенок не затихает на голос взрослого. В дальнейшем у детей с нарушенным слухом не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы. Нарушения слуха после трехлетнего возраста вызывают менее выраженное недоразвитие локомоторных функций. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя нередко выражены менее грубо. При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована, имеются лишь некоторые недостатки произношения. Нарушения слуха, как первичный дефект, вызывают сложные вторичные нарушения, касающиеся формирования психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом. У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность с предметами; происходит отставание формирования перцептивных обобщений, предметных представлений; в связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. Эти данные подтверждают положение Л. С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом. Многие дети с нарушенным слухом отличаются особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, склонности в негативизму, двигательной расторможенности (Мастюкова Е.М., 1997). Из-за отсутствия слухового контроля за собственным произношением звучащая речь глухого ребенка отличается невнятностью и смазанностью. Постановке голоса, исправлению недостатков речевого дыхания, артикуляционной и дыхательной гимнастике уделяется особое внимание в работе по развитию речи. Важным условием словесного обучения является желание и потребность глухого ребенка отказаться от более доступной для него жестовой речи и перейти к устной речи. Устное слово становится ведущим в коррекции последствий дефекта. Для позднооглохших детей особое значение для развития речи имеют последовательное наращивание словарного запаса, выработка полноценного произношения, обучение грамоте и грамматике. В массовой школе нередко можно встретить детей с недостатками слуха. Пребывание в несоответствующих возможностям этих детей условиях массовой школы не только вызывает большие трудности в освоении учебной программы, но и наносит большой ущерб их психическому развитию. Непонимание обращенной к ним речи, попытки считывания речи с губ учителя и одноклассников, типичные ошибки в произношении, чтении и письме, вторичные отклонения являются характерными показателями нарушения слуха. Вместе с тем кроме детей с выраженным нарушением слуха, перевод которых в специальную школу необходим как можно раньше, в массовой школе могут быть дети, у которых наблюдается легкое снижение слуха, создавая ряд затруднений в обучении, не являясь основанием для обучения в школе слабослышащих. Такие дети могут успешно учиться в массовой школе при условии индивидуального подхода и создания соответствующих условий.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|