Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности психического развития детей с нарушенным слухом.



Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями слуха подробно представлены в работах А.А. Вагнер, Г.Л. Выготской, Э.И.Леонгард и др.

 

Психическое развитие глухих детей различно в за­висимости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте.

Врож­денная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) либо ее грубому недоразвитию. Недоста­точность вестибулярного аппарата обусловливает нару­шения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитием пространственной ориен­тации. У детей с врожденной или приобретенной потерей слуха в первые месяцы жизни отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на громкие звуки, который в норме проявляется в зажмуривании глаз или вздрагивании. При плаче ребенок не затихает на голос взрослого. В дальнейшем у детей с нарушенным слухом не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.

Нарушения слуха после трехлетнего воз­раста вызывают менее выраженное недоразвитие локомоторных функций. Успевает сформироваться фразовая речь, нару­шения словарного запаса и грамматического строя не­редко выражены менее грубо.

При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована, имеются лишь некоторые недостатки произношения.

Нарушения слуха, как первичный дефект, вызывают сложные вторичные нарушения, касающиеся фор­мирования психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом.

У глухих детей из-за речевых нарушений задержива­ется общение, обеспечивающее совместную со взрослы­ми деятельность с предметами; происходит отставание формирования перцептивных обобщений, предметных представлений; в связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, формы эмоциональ­ного общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. Эти данные подтверждают положение Л. С. Выготского о механизмах влияния первичного де­фекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.

Многие дети с нарушенным слухом отличаются особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, склонности в негативизму, двигательной расторможенности (Мастюкова Е.М., 1997).

Из-за отсутствия слухового контроля за собствен­ным произношением звучащая речь глухого ребенка от­личается невнятностью и смазанностью. Постановке голоса, исправлению недостатков речевого дыхания, артикуляционной и дыхательной гимнастике уделяется осо­бое внимание в работе по развитию речи. Важным ус­ловием словесного обучения является желание и потреб­ность глухого ребенка отказаться от более доступной для него жестовой речи и перейти к устной речи. Устное слово становится ведущим в коррекции последствий де­фекта. Для позднооглохших детей особое значение для развития речи имеют последовательное наращивание словарного запаса, выработка полноценного произноше­ния, обучение грамоте и грамматике.

В массовой школе нередко можно встретить детей с недостатками слуха. Пребывание в несоответствующих возможностям этих детей условиях массовой школы не только вызывает большие трудности в освоении учеб­ной программы, но и наносит большой ущерб их психи­ческому развитию. Непонимание обращенной к ним ре­чи, попытки считывания речи с губ учителя и однокласс­ников, типичные ошибки в произношении, чтении и пись­ме, вторичные отклонения являются характерными пока­зателями нарушения слуха.

Вместе с тем кроме детей с выраженным нарушени­ем слуха, перевод которых в специальную школу необ­ходим как можно раньше, в массовой школе могут быть дети, у которых наблюдается легкое снижение слуха, создавая ряд затруднений в обучении, не являясь осно­ванием для обучения в школе слабослышащих. Такие дети могут успешно учиться в массовой школе при ус­ловии индивидуального подхода и создания соответству­ющих условий.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.