Дети с нарушениями речи ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь—специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. В качестве двух основных самостоятельных видов современная психология выделяет экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением. Экспрессивная речь - это высказывание с помощью языка, которое начинается с замысла (программы), затем проходит стадию внутренней речи и только затем переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма). Импрессивная речь - процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного) - начинается с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), затем проходит стадию выделения информационных моментов и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемой сообщения и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием). С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены следующие единицы: — фонемы (смыслоразличительные звуки речи); — лексемы (слова или фразеологические словосочетания); — семантические единицы (обобщения в виде системы слов, обозначающие понятия); — предложения (сочетания слов, обозначающие определенную мысль); — высказывания (законченные сообщения). В целом можно выделить 4 самостоятельные формы речевой деятельности, две из которых относятся к экспрессивной речи, а именно: устная и письменная речь, а две - к импрессивной - понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Каждая из перечисленных форм речевой деятельности включает несколько речевых функций. Устная речь может быть монологическая и диалогическая. Письменная речь может быть самостоятельной или под диктовку; тогда это различные речевые функции, имеющие различное психологическое строение. Таким образом, речевая система - это целая совокупность речевых функций, объединенных в единое целое. Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему, обладающую многими характеристиками, отличающими ее от других функциональных систем. Сложность этой системы связана с тем, что каждая из 4 входящих в нее подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования. Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия. Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений—клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между этими классификациями нет противоречий, так как они как бы дополняют друг друга и отражают определенный подход к конкретному речевому нарушению и выбор соответствующих средств коррекции. Все виды речевых нарушений, рассматриваемых в клинико-педагогической классификации, можно разделить на два больших типа: 1. Нарушения фонационного (голосообразующего) оформления произносительной стороны речи. 2. Структурно-семантического системного нарушения речи. В зависимости от этого выделяются следующие виды нарушений: Дисфония - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрального или периферического характера и возникает на любом этапе развития ребенка. Брадилалия -патологически замедленный темп речи, может быть органической или функциональной по своей природе. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Заикание (логоневроз) -нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Являясь центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития в период перехода к фразовой речи и связано с резкой эмоционально-отрицательной реакцией ребенка на какой-либо внешний раздражитель. Способствует возникновению заикания недостаточная устойчивость нервной системы, иногда связанная с органическими поражениями мозга. Темпоритмическая сторона речи нарушается при заикании в связи с судорогами различных частей периферического речевого аппарата. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. У большинства детей звукопроизношение к 4—5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. По этиологическому признаку дислалию подразделяют на механическую (органическую), связанную с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, и функциональную. Ринолалия -нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата. Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличить ринолалию от дислалии и ринофонии (нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи). При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. Через расщелину в мягком и твердом небе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа. Такую форму ринолалии называют открытой, в отличие от закрытой, которая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах носоглотки. Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. При дизартрии страдает не только произношение, но и темп, выразительность, модуляция. Общими клиническими признаками дизартрии являются нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре и их подвижность в результате параличей и парезов. При тяжелой степени дизартрии (анатрии) полностью отсутствует произносительная сторона речи. Существует несколько видов дизартрии: — псевдобульбарная дизартрия (повышенный мышечный тонус, ограниченность движений губ, языка, слюнотечение; речь смазанная, голос немодулированный); — бульбарная дизартрия (к вышеописанным особенностям добавляется выраженная атрофия мышц языка и глотки); — подкорковая дизартрия (характеризуется непроизвольно меняющимся мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре); — мозжечковая дизартрия (имеет выраженную асинхронность артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушение темпа и плавности речи). Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих церебральным параличом.
Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами системных нарушений: алалией и афазией. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). Причинами, вызывающими нарушения формирования речи являются воспалительные, травматические поражения головного мозга; кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов. В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную и сенсорную. Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная—с нарушением речеслухового. Афазия -полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга (нижнелобной извилины или теменно-височно-затылочного отдела в доминантном полушарии) в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения. Механизм афазий сложен. В его основе лежит распад речевого стереотипа. В результате чего утрачиваются навыки произношения или возможности понимания чужой речи. В зависимости от преобладания тех или иных расстройств (навыков произношения или понимания обращенной речи) различают моторную (экспрессивную) сенсорную (импрессивную) афазию. Однако в настоящее время широко используется классификация, предложенная А. Р. Лурия, позволяющая выделить 7 форм афазии: — эфферентная моторная афазия; — афферентная моторная афазия; — динамическая афазия; — сенсорная афазия; — акустико-мнестическая афазия; — семантическая афазия; — амнестическая афазия. Эта классификация характерна тем, что в нее заложен принцип вычленения механизма (фактора), лежащего в основе функциональной системы, обеспечивающей речь и синдромный анализ нарушения речи (см. вышеуказанных форм афазий ).
Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен - продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения). Дифрагия— частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга—заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов. Каждая из этих зон коры обеспечивает определенное условие, необходимое для протекания акта письма. Лобные доли мозга обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деятельности. Дислексия (алексия) - нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием, в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга. Проявляется в затруднении при распознании и узнавании букв (эффект оптического восприятия), при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непониманию даже простейшего текста. Есть данные, что у мальчиков достоверно чаще имеют место проявления дислексии. Некоторые авторы объясняют это гормональными факторами и более частыми перинатальными повреждениями, чем у девочек. Но в этой проблеме еще много нерешенных вопросов. В настоящее время изучение причин детской дислексии проводится во взаимосвязи и нарушениями внимания и гиперактивного поведения. При этом особенно подчеркивается роль ранней диагностики и предсказанием трудностей чтения. Разрабатываются специальные методики, имеющие целью предупреждение специфических трудностей при обучении ребенка чтению и письму. Мастюкова Е.М. (1997, с.33) отмечает, что проявления дислексии и дисграфии связано как с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС – легкой мозговой дисфункцией, так и с генетическими факторами. Описаны семейные формы дислексии.
*** Критерии ранней диагностики нарушений внимания и гиперактивного поведения у детей (Американская психиатрическая ассоциация, 1987г.): - излишняя двигательная активность: ребенок производит много движений руками, ногами или вертится на месте; - не может длительное время сидеть спокойно по инструкции взрослого; - легко выводится из равновесия внешними стимулами; - нетерпелив и легко возбудим в играх, особенно испытывает трудности в ожидании своей очереди в игре; - часто начинает отвечать на вопросы, не дослушав их до конца; - с трудом подчиняется инструкции при отсутствии при этом негативизма; - с трудом сохраняет внимание при выполнении игровых упражнений; - не умеет играть, говорить тихо; - часто прерывает других или вторгается в игры других детей.
К основным психологическим механизмам нарушения чтения относятся: - несформированность зрительного анализа и синтеза; - недостаточность пространственных представлений; - нарушения фонематического восприятия; - нарушения фонематического анализа и синтеза; - недоразвитие лексико-грамматического строя речи.
Недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур, т.е. наиболее часто имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Среди характерных нервно-психических нарушений, по данным Мастюковой Е.М. (1997, с. 31), наибольшее значение имеют следующие: - гипертензионно-гидроцефальный синдром- синдром повышенного внутричерепного давления, который проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей, а также в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности,, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Эти дети плохо переносят жару, духоту, езду на транспорте, иногда жалуются не головные боли и головокружения; - церебрастенический синдром, который проявляется в повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В некоторых случаях этот синдром может сочетаться с проявлениями гипервозбудимости – признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; в других – с проявлениями заторможенности, вялости, пассивности. Мастюкова Е.М. отмечает, что у детей с различными нарушениями речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно нерезко выраженные двигательные нарушения (изменения двигательного тонуса, нарушения равновесия и координации движений, недостаточность дифференцированной моторики пальцев рук, несформированность общего и орального праксиса). Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений языка, обуславливающие проявления стертой дизартрии. Могут проявляться также неврозоподобные синдромы в виде тиков мышц лица, преходящего или более стойкого энуреза, а также субклинические эпилептические проявления (судорожные реакции при высокой температуре, вязкость и инертность эмоциональных реакций и поведения). При тяжелых нарушениях речи характерны нарушения познавательной деятельности. Исследования ВПФ этих детей показывает нередко локальную недостаточность отдельных видов гнозиса и праксиса. Например, специфические затруднения в копировании геометрических фигур (тест Бендера), в рисовании могут указывать на несформированность зрительно-пространственного гнозиса. Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоционально-волевой сферы, низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда - двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью. В работах Мастюковой Е.М. показано, что при обследовании детей дошкольного возраста важно обращать внимание на тех, у кого речевые расстройства сочетаются с выраженными нарушениями внимания и гиперактивным поведением, так как они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школе у них могут появиться стойкие трудности при обучению чтению и письму.
Отметим, что категория детей с речевыми расстройствами достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое определяет часто неготовность этих детей к обучению в массовой школе. Для детей с тяжелыми речевыми нарушениями существуют школы и школы-интернаты, куда принимаются дети 7—12 лет с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом. Школы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями речи имеют два отделения. В первое отделение принимаются дети с общим недоразвитием речи тяжелой степени: дети с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, а также имеющие общее недоразвитие речи в более легкой форме, но сопровождающееся заиканием. Во второе отделение принимаются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии других компонентов речи. Существует сеть дошкольных учреждений для детей с речевыми нарушениями. Кроме того, в настоящее время увеличивается сеть логопедических пунктов в общеобразовательных школах. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|