Здавалка
Главная | Обратная связь

Обработка результатов



При обработке полученныхданных за каждый вариант ответа начисляются определенные баллы:

· вариант «никогда» — 0 баллов;

· вариант «редко» — 1 балл;

· вариант «иногда» — 2 балла;

· вариант «часто» — 3 балла.

После начисления баллов подсчитывается общая оценка по каждой шкале.

Для интерпретации результатов используются тестовые нормы, приведенные в табл. 2.

 

Опросник ПДО А. Е. Личко [editor6]

Для проведения обследования требуется текст опросника ПДО и два ответных бланка. Текст опросника представляет собой список утверждений, сгруппированных по 25 темам, предваряемый общей инструкцией к первому исследованию. Ответный бланк содержит номера, соответствующие номерам утверждений в тексте опросника. Тестирование проводится индивидуально или с группой, включает в себя два исследования и требует на каждое исследование от 30 до 60 минут: Опросник рассчитан на подростков в возрасте от 14 до 18 лет, хотя возможно обследование лиц более раннего возраста (с 11–12 лет), принципиальных ограничений для этого нет, но достоверность результатов все же снижается. Опросник не пригоден для подростков с выраженной интеллектуальной недостаточностью либо с присутствием острого психотического состояния с нарушениями сознания, а также при выраженном психическом дефекте.

В первом исследовании испытуемый знакомится с инструкцией в тексте опросника и затем в каждом разделе выбирает наиболее подходящий ответ или несколько ответов. Во втором исследовании он инструктируется устно и затем в тех же самых разделах выбирает один или несколько наиболее неподходящих ответов. В обоих исследованиях нельзя выбирать более трех ответов и разрешается отказаться от выбора в каких-то разделах.

Сразу же после тестирования необходимо проверить ответные листы. Если обнаружится, что в каком-либо разделе испытуемый сделал более трех выборов, следует попросить его сократить выборы до необходимого количества. А если окажется, что отказов в целом по всем разделам больше шести, то испытуемый должен попытаться уменьшить их число. Иначе результаты тестирования не могут быть рассмотрены как достоверные.

Большое количество отказов от выбора говорит либо о трудности работы с опросником, либо о негативном отношении к исследованию. Во втором случае, если сокращение количества отказов встречает сопротивление, лучше повторить тестирование, но уже после психотерапевтической беседы.

Инструкция к первому исследованию. Перед вами текст опросника, разбитого на 25 разделов. Каждый раздел содержит от 10 до 19 утверждений. Вам следует в каждом разделе выбрать наиболее подходящее для Вас утверждение и отметить соответствующий номер на листе ответов. Если в каком-либо разделе вам подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать 2–3 выбора, но не более. В разных разделах можно делать неодинаковое число выборов. Если ни один из выборов в каком-то разделе вам не подходит, разрешается не делать выбора. В этом случае на листе ответов отмечается номер 0.

Инструкция ко второму исследованию. Вам надо повторно просмотреть все разделы и выбрать в каждом утверждение, которое наиболее для вас НЕ подходит. Разрешается делать несколько выборов в каждом разделе, но не более трех. Номера соответствующих выборов отмечаются в листе ответов для второго исследования. Разрешается не делать выбора в отдельных разделах. В этом случае в листе ответов отмечается номер 0.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Первичная обработка результатов осуществляется с помощью ключей с кодом шкалы объективной оценки. Ключи содержат символьно-цветовые обозначения типов и дополнительных показателей. Каждый символ соответствует одному баллу в пользу соответствующего типа показателя. За один выбор может начисляться несколько баллов, причем по нескольким типам.

 

 

Получаемые таким образом баллы фиксируются на графике подсчета баллов (форма 9) символом «X». Далее осуществляются оценка и уточнение графика, определение дополнительных и вспомогательных показателей. Уточнение графика производится начислением дополнительных баллов по шкале ОШ («объективная шкала»). Баллы начисляются, если при анализе исходной ОШ обнаруживается наличие каких-либо из следующих показателей:

ПОКАЗАТЕЛИ ПО ГРАФИКУ ОШ: Г=0 или 1 Ц≥6 А≥4 П=0 или 1 Н=0 или 1 К=0 К=1 Д≥6 Т>Д В=5 В≥6 Е≥6 d≥5 О≥6 М<Ф (у мальчиков) У≥-6 У≥+6 1 ошибка в выборах 2 ошибки и более НАЧИСЛЯЕМЫЕ БАЛЛЫ: П, С Л К Н П ШШ, И Ш Н пп, ц Э Э, Э Ш, И Ш с С, Ш, И с и э ээ  

Конформность. Если К=0 или 1 — низкая конформность, даже нонконформизм; К=2, 3 —умеренная конформность; К=4, 5 — средняя конформность; К=6 и более — высокая конформность.

Негативное отношение к исследованию. Об этом свидетельствует величина 0=7 и более. Надежность диагностики типа при этом существенно снижается.

Возможная склонность к диссимуляции. Здесь этот показатель трактуется как стремление не раскрывать черт своего характера и действительного отношения к проблемам. Если Д больше, чем Т, на 4 балла и более, это значительно снижает точность диагностики типов и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Высокий Д (6 и более) наиболее часто встречается у типа Н.

Повышенная откровенность. Об этом свидетельствует превышение показателя Т над Д. Чаще встречается у типа Ц и особенно П.

Возможность органической природы психопатии и акцентуации характера. Основывается на значении В: если оно равно 5 или более, то вероятность органического генезиса очень велика. Если же В меньше 5, то данная вероятность тем не менее не отрицается.

Выраженность реакции эмансипации в самооценке. Оценивается величина показателя Е: при Е=0 или 1 — реакция эмансипации слабая; при Е=2 или 3 — умеренная; при Е=4 или 5— выраженная; при Е=6 и более — очень сильная. Выраженная реакция эмансипации не свойственна типам С и П — в этом случае эти типы не диагностируются независимо от количества баллов по объективной шкале (ОШ). Слабая выраженность реакции эмансипации у типа Г не отражает часто резкую ее выраженность в поведении.

Психологическая склонность к делинквентности. Определяется только у подростков мужского пола при значении показателя с![editor7] =4 и более. Исключением является тип Ш, у которого этот показатель часто высок безо всякой склонности к делинквентности, и тип Н, для которого d обычно низок, но при этом склонность к делинквентности, как правило, высока.

Выраженность черт мужественности-женственности в системе отношений. Если разность М — Ф положительная, то в системе отношений преобладают черты мужественности, если отрицательная— женственности. Преобладанием у подростков-девочек часто встречается в случае психопатии. И наоборот, преобладание Ф у подростков-мальчиков часто встречается при психопатиях и акцентуациях по типу И, Ш, С.

Психологическая склонность к алкоголизации. Определяется без графика. Подсчитывается алгебраическая сумма баллов в шестой теме («Отношение к спиртным напиткам») по 1-му и 2-му исследованию. При V отрицательном — склонность к алкоголизации отсутствует; при У=0 или +1 — результат неопределенный; при У=+2 и выше — предполагается склонность к алкоголизации; при У=+6 и выше — результат говорит скорее о склонности выставить напоказ свое алкогольное поведение.

Высокий риск депрессии. Этот показатель отсутствует в кодах объективной шкалы. Он вычисляется на основе анализа графика. Сначала по Дп начисляются положительные баллы — по одному за

каждое событие из следующих: 1) Г--2 и меньше, 2) С=7 и больше, 3) Н=2 и меньше, 4) Т>Д, 5) М<Ф (только для подростков-мальчиков) . Затем из полученного числа вычитается по одному баллу за каждое событие из следующих: 1) Г=7 и больше, 2) Н=7 и больше, 3) М=7 и больше, 4) есть диссимуляция личного отношения. При Дп отрицательном — высокий риск депрессии отвергается; при Дп=0 или +1 — результат неопределенный; при Дп = + 2 и выше—существует высокий риск депрессии.

Диагностика типов психопатии и акцентуации характера производится с помощью последовательно применяемых правил.

Правило 0. Тип считается неопределенным, если по ОШ не набрано минимальное диагностическое число (МДЧ) баллов ни для одного из типов.

МДЧ составляет для типа Г — 7 баллов, для типа А — 5, для остальных — 6.

Правило 1, Если МДЧ достигается или превышает только для одного типа, то диагностируется этот тип (кроме случаев, указанных в правилах 2 и 3).

Правило 2. Если установлена возможность диссимуляции, то типы Ц и К не диагностируются.

Правило 3. Если реакция эмансипации выражена в самооценке, то типы С и П не диагностируются.

Правило 4- . Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и еще одного или нескольких типов, то тип К не диагностируется.

Правило 5. Если после применения правил 2, 3 и 4 оказывается, что МДЧ достигнуто в отношении еще двух типов, то:

а) в случае нижеперечисленных совместимых сочетаний диагностируется смешанный тип:

ГЦ, ГН, ГИ;

ЛА, ЛС, ЛИ, ЛН;

АС, АП, АИ;

СП, СШ;

ШЭ, ШИ, ШН;

ЭИ, ЭН;

ИН Исключение составляет случай в правиле 6;

б) в случае остальных сочетаний диагностируется тот тип, в пользу которого получено наибольшее превышение в баллах над его МДЧ;

в) если в отношении двух несовместимых типов достигнуто оди наковое превышение над МДЧ, то для исключения одного из типов руководствуются следующим принципом доминирования:

 

г+л=г ц+н=н л+п=п С+Э=Э  
Г+А=А Ц+А^А л+ш=ш С+И=И  
Г+С=Г Ц+С=С л+э=э с+н=н  
Г+П=П Ц+П=П А+Ш=Ш п+э=э  
Г+Ш=Ш Ц+Ш=Ш А+Э=Э п+и=и ц+и=и  
  Г+Э=Э Ц+Э=Э А+Н=Н п+н=н
                 

ц+и=и[editor8]

Правило 6. Если в пользу какого-либо типа достигнуто превышение над МДЧ, большее, чем у других типов, и разница в превышении МДЧ составляет больше 4, то другие типы не диагностируются, даже если сочетание совместимо.

Правило 7. Если МДЧ достигнуто в отношении трех и более типов и по правилам 2, 3, 4 и 6 их не удается сократить до двух, то отбираются два типа, в пользу которых получено наибольшее превышение в баллах и далее выполняется правило 5.

Правило 8. Во всех остальных случаях при необходимости сделать выбор между несколькими типами, в отношении которых достигнуто одинаковое превышение над МДЧ, диагностируется 1–3 типа, которые в соответствии с правилом 5 совместимы с наибольшим числом из остальных сравниваемых.

РИСК СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ (ШКАЛЫ Ю. В. ПОПОВА, Н. Я. ИВАНОВА)

Оценка риска социальной дезадаптации возможна, если определен один из типов Г, Л, С, Ш, Э, И, Н. Если диагностирован смешанный тип, ориентироваться следует на тот тип, в отношении которого набрано большее количество баллов. Если же количество баллов одинаковое, пользуются шкалой любого из них.

Для определения риска социальной дезадаптации следует пользоваться следующими списками признаков для диагностирования типа:

делены показатели, психологом может быть сделано заключение. Перед тем как делать заключение, желательно сопоставить результаты тестирования по ПДО и аналитические данные, полученные от близко знающих подростка лиц. Особенно важно получить сведения по следующим вопросам: обычный фон и динамика настроения подростка, поведение в ситуациях взаимодействия со сверстниками, взрослыми (особо следует^ отмечать реакции эмансипации, группирования, конформность и т. п.), самооценка, ситуации, являющиеся уязвимым местом подростка, стремления и интересы подростка, склонность к различным подростковым и детским реакциям, сексуальное поведение и др. Анамнестические сведения желательно излагать в лаконичной форме и включать в них лишь информативные для диагностики типов признаки. Случаи явного несовпадения результатов тестирования с анамнезом свидетельствуют о недостоверности этих результатов.

При составлении заключения кроме указания диагностированного типа акцентуаций можно использовать описательные поведенческие характеристики типов акцентуаций., представленные в разделе 9.2.

ТИП АКЦЕНТУАЦИЙ: ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ:

Гипертимный: Г≥11, Э≥7, Н≥8, Д≥5, Е≥5, Г + Н≥19.

Лабильный: Л≥12, Ш≥7, Н≥7, Е≥4, d≥4.

Сенситивный: С≥11, Э≥6, ≥3, Дп амбивалентность*

Шизоидный: Л≥6, Ш≥12,d ≥5.

Эпилептоидный: Ш≥7 И≥8, Н≥8, Е≥5, d≥5.

Истероидный: А≥5, П≥8, ИМЗ, Н≥7, d≥6.

Неустойчивый: Ц≥6, Н≥10, В≥5, А+С+П≥7.

 

Дп амбивалентность — наличие и положительных и отрицательных баллов по шкале депрессии.

Наличие хотя бы одного признака говорит о риске дезадаптации. Если признаков 2 и более — риск очень высокий.

Возможность формирования психопатии определяется следующим образом:

 

ТИП АКЦЕНТУАЦИЙ: ПРИЗНАКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОПАТИИ:

 

Гипертимный: Н≥10, К=0, Е≥6.

Лабильный: А≥*6, Ш≥7, К=0, Д≥6.

Сенситивный: С≥12.

Шизоидный: Г≤1, Л≤1, Ш≥13, У≥+4.

Эпилептоидный: Г=0, Ц≥8, К≤1, d ≥6, две ошибки в выборах* и более при условии, что Э≥10.

Истероидный: А≥5, О≥6, Е≥6.

Неустойчивый: Н≥12, К≤1, В≥5, У≤ -6.

 

*Ошибка в выборе означает, что один и тот же номер выбирается и в первом и во втором исследовании.

При оценке возможности формирования психопатии необходимо 11 руководствоваться следующими правилами:

Правило 1. Отсутствие указанных признаков не может свидетельствовать против клинического диагноза психопатии, так как в 30% случаев, клинически верифицированных как психопатии, эти признаки могут отсутствовать.

Правило 2. Наличие указанных признаков у подростков с нарушениями поведения может расцениваться как один из доводов в пользу диагноза психопатии при клинической оценке, но не как решающий диагностический фактор.

Правило 3. Обнаружение указанных признаков при массовом обследовании не может служить прямым указанием для подозрений в отношении психопатии. Однако такие подростки нуждаются в более тщательном и детальном психологическом обследовании.

После того как определен тип акцентуации характера и определены показатели, психологом может быть сделано заключение. Перед тем как делать заключение, желательно сопоставить результаты тестирования по ПДО и аналитические данные, полученные от близко знающих подростка лиц. Особенно важно получить сведения по следующим вопросам: обычный фон и динамика настроения подростка, поведение в ситуациях взаимодействия со сверстниками, взрослыми (особо следует отмечать реакции эмансипации, группирования, конформность и т. п.), самооценка, ситуации, являющиеся уязвимым местом подррстка, стремления и интересы подростка, склонность к различным подростковым и детским реакциям, сексуальное поведение и др. Анамнестические сведения желательно излагать в лаконичной форме и включать в них лишь информативные для диагностики типов признаки. Случаи явного несовпадения результатов тестирования с анамнезом свидетельствуют о недостоверности этих результатов.

При составлении заключения кроме указания диагностированного типа акцентуаций можно использовать описательные поведенческие характеристики типов акцентуаций,

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.