Здавалка
Главная | Обратная связь

Дифференциация занятий и социальных ролей в первобытной культуре и архаических сообществах



Для анализа становления той деятельности, которую сегодня связывают с сервисом, немаловажным остается вопрос о том, на каком историческом этапе и каким способом она стала появляться как составная часть хозяйственной активности. Сегодня наука распо­лагает неполными данными о том, каким было хозяйство так назы­ваемых первобытных сообществ, или, как их определяют ученые, сообществ доисторического времени. Такие сообщества названы дои­сторическими потому, что жившие тогда люди не располагали письменностью и не оставили о себе текстовых источников.

Не обращаясь к анализу хозяйства всех типов первобытных людей, рассмотрим в данном случае, как жил и добывал средства к существованию человек современного типа (кроманьонец), т.е. наш непосредственный предок, живший примерно 35-40 тыс. лет назад. В настоящее время с помощью археологов через реконструк­цию жизнедеятельности людей того далекого времени установлен целый ряд принципиально важных характеристик доисторических сообществ.

Люди того времени умели использовать огонь, использовали орудия труда. Сбор растений, ягод, плодов являлся основным спо­собом добывания пропитания. Но постепенно первобытные общи­ны переходили от собирательства к типам производящего хозяй­ства: к охоте, кочевому скотоводству, простейшему растениевод­ству.

В общении между собой люди использовали развитую речевую коммуникацию. Внутри сообществ уже были сформированы не­большие группы человеческих коллективов (мать и дети, родствен­ники и др.), а также более крупные ассоциации (охотники, жен­щины, совместно ведущие хозяйство, и т.д.). В то время огромное значение в развитии человека стало приобретать его мышление и связанные с ним образы, нормы поведения, запреты, традиции, словом, все то, что резко отличало социальную среду от животных сообществ. Изменение сознания и мышления человека привело к появлению в обществе таких феноменов, как мифология, маги­ческая практика.

В мифах первобытного общества отражались представления лю­дей о мире и о себе, а также формировались зачатки тех образов и знаний, которые позже легли в основу религиозных систем. Одно­временно мифология служила формой коллективного познания, была способом художественно-эстетического переживания мира. В ней также присутствовало мощное созидательно-практическое начало.

Еще более многофункциональной являлась магическая прак­тика. Так, человеку того времени казалось, что магия помогает осуществлять связь с потусторонним миром, способствует успеш­ному решению сложных проблем. Сегодня мы должны признать, что магия позволяла человеку чувствовать себя более уверенно в окружающем его мире. Другими словами, магическая практика выступала механизмом психической регуляции, способом упоря­дочивания внутригрупповых отношений и социальных связей.

В доисторических сообществах еще не дифференцируются та­кие области человеческой практики, как многообразные хозяй­ственные занятия, эстетическая деятельность (искусство). Грани­цы между разными видами деятельности были неопределенными. Это позволяет говорить об аморфности ранних форм человеческой активности, их взаимопроникновении друг в друга.

То, что мы сегодня называем хозяйственной практикой, также существовало в простейших формах. Не было деятельности, свя­занной с услугами, в «чистом виде»: любой член сообщества уча­ствовал в коллективных видах труда, в самообслуживании. Чело­век добывал вместе с другими средства существования через соби­рательство, охоту, а также мог приготовить пищу, выполнял магические обряды и т.п.

Вместе с тем в первобытном обществе присутствовали зачатки разделения труда. На определенных этапах развития такого обще­ства начинают дифференцироваться разные занятия, статусные положения и социальные роли, которые напрямую связаны с по­ловыми или возрастными признаками. Подобное разделение по­рождало иерархию человеческих отношений, а также фиксирова­ло многообразие индивидуальных качеств людей. Сильные мужчи­ны охотились на животных; женщины выхаживали детей, готовили пишу. Молодежь училась у старших. В опасных ситуациях более ум­ные, сообразительные имели преимущество перед остальными. В монотонной работе, требующей тщательного исполнения, луч­ший результат получался у терпеливых и усидчивых, чем у непо­седливых. Все это приобретало особое значение для будущего раз­деления труда и дифференциации занятий.

На поздних этапах развития первобытной культуры в ней уже существовали сложные хозяйственные занятия, действовали ста­тусные роли, которым придавалось немалое функциональное зна­чение. Речь идет о роли лидера (вождя, старейшины), шамана, а также, если использовать современные формулировки, о роли создателей художественных ценностей (самостоятельной области искусства тогда не было) - сказителей, авторов наскальных ри­сунков, исполнителей музыки.

Таким образом, представители указанных видов социальной активности и ролевых функций уже выполняли элементы той дея­тельности, которая через несколько тысячелетий будет связана со сферой услуг. Подчеркнем, что такие элементы деятельности фор­мировались не в рамках дружеских или семейных отношений, а в пространстве общественных связей, так как в активности лидера, шамана, сказителя нуждалось все общество. Это означает, что на­ряду с самообслуживанием и взаимопомощью постепенно укреп­лялись разные виды общественного обслуживания, нацеленного на одновременный охват множества людей, что вело к специали­зации подобных занятий.

Однако рыночных отношений или внешнего принуждения к разным видам такой деятельности в то время не существовало. Ука­занные занятия в этих условиях совершались добровольно, безвоз­мездно и только теми людьми, которые оказывались к ним пригод­ны. Таким образом, подобные виды деятельности вырастали из объек­тивной необходимости выполнения, так как перед обществом постоянно стояла задача разработки более совершенных форм свое­го развития и приспособления к меняющимся условиям жизни.

Рассмотрим особенности деятельности шамана. Хотя шаманизм возникал в большинстве регионов мира, он встречался только в определенных типах общества, главным образом в простых кочевых пле­менах, занимающихся охотой и собирательством; сельское хозяйство здесь развито весьма слабо. Общества такого типа почти не имеют классовой и политической структуры.

Шаман здесь играет множество ролей, как духовных, так и мир­ских: роль целителя, исполнителя ритуалов, хранителя мифов, меди­ума, хозяина духов. Исполняя эти многочисленные функции и соци­альные роли, шаманы оказывают решающее влияние на жизнь свое­го племени.

С развитием и усложнением общества ситуация коренным обра­зом меняется. С приходом оседлости, с возникновением сельского хозяйства, политического и классового расслоения шаманизм исче­зает. Его место занимают разнообразные специалисты, берущие на себя ту или другую шаманскую роль. Вместо шаманов появляются целители, жрецы (храмовые священнослужители), колдуны. Анало­гом такой тенденции в современном обществе является исчезнове­ние врача широкого профиля и появление медиков узкой специали­зации. (Уолш Р. Дух шаманизма. М., 1996).

К настоящему времени в центре Южной Америки, Африке, Австралии и отчасти на Крайнем Севере американского и евра­зийского континентов сохранились некоторые народы, чья жиз­недеятельность отдаленно напоминает описанную выше доисто­рическую культуру.

Обобщая современные знания о жизнедеятельности первобыт­ных сообществ, можно сказать, что у людей доисторических куль­тур не существовало развитой хозяйственной деятельности; их труд был направлен в основном на присваивание биоресурсов Земли или на отработку простейших форм производящего хозяйства. В то время не существовало дифференцированных хозяйственных или общественных занятий. Отношения в доисторическом обществе строились в основном на самообслуживании и взаимопомощи. Од­нако в этот период уже существовали объективные предпосылки для выделения и специализации общественных занятий, которые много позже переросли в услуги и сервисную деятельность.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.