Здавалка
Главная | Обратная связь

Сервисный бизнес в структуре властных и имущественно-правовых отношений на местах



Любое предпринимательство развивается в рамках конкретной территории (республики, края, области, города, района, села), в пространстве регионального хозяйства и локального менеджмента. В этих масштабах пересекаются интересы множества субъектов уп­равления и хозяйствования. Предпринимательство сферы услуг так­же оказывается интегрированным во множество локальных фор­мирований с соответствующими административно-управленчески­ми, правовыми, экономическими структурами.

Рассмотрим те отношения, которые складываются между мест­ной (региональной и муниципальной) властью, с одной стороны, и предпринимателями сферы услуг, с другой. Подобные отношения приобретают иной характер, нежели те, которые складывались в советское время между органами местной власти и работниками сферы услуг. Тогда они определялись в основном иерархией руко­водства и контроля, с одной стороны, а также подчинения и от­четности, с другой. В нынешних условиях наиболее важным оказы­вается то, что между местной властью и предпринимателями сфе­ры услуг обнаруживается немало общих целей и задач. Связующим звеном их активности выступает население региона.

Перенос центра развития на региональные сообщества наделяет органы местной власти немалыми ресурсно-управленческими воз­можностями и вместе с тем большей ответственностью перед насе­лением. Со своей стороны население постоянно формирует спрос на благоприятные условия жизни, рабочие места, продукты, товары и услуги, а также на возможности индивидуальной рекреации, ду­ховного развития. В изменившихся условиях важнейшим критери­ем развития регионального сообщества и местной экономики ста­новится соответствие предложений спросу населения.

Все это заставляет органы локальной власти добиваться своей основной цели - эффективного функционирования хозяйственно­го комплекса региона, создания рабочих мест, развития местной социальной инфраструктуры в целом. В этой ситуации власти заинте­ресованы в развитии регионального предпринимательства сферы услуг, нацеливая частный бизнес на удовлетворение различных за­просов населения, на обеспечение их расширенного воспроизвод­ства. При этом в некоторых сегментах социальных услуг местная власть может выступать партнером или конкурентом частного бизнеса, так как властные органы располагают собственными предприяти­ями сервиса и выступают в качестве предпринимателей*.

* См.: Воронин А. Г., Лапин В. А.. Широков А. Н. Основы управления муници­пальным хозяйством. М., 1998.

 

В складывающихся условиях между региональной и муници­пальной властью, с одной стороны, и частным предприниматель­ством сферы услуг, с другой, формируются равноправные, заин­тересованные отношения. Значительная часть частных предприя­тий сферы услуг действуют в регионе в качестве юридических лиц. Это подразумевает:

♦ самостоятельную имущественную ответственность;

♦ непосредственную независимость от входящих в его состав лиц;

♦ наличие общей цели для входящих в его состав лиц;

♦ наличие целостной организационной структурой.

Вместе с тем в сфере услуг действует множество субъектов эко­номической деятельности, приобретающих целостную организаци­онную структуру, юридический статус и вместе с тем обладающих разными формами собственности, включая государственную и муници­пальную. Разные формы собственности предполагают неодинаковое соотношение прав на имущество участников деятельности и самой организации. По этому критерию в нашей стране сегодня выделяет­ся несколько моделей имущественных отношений.

♦ Учредители государственных или муниципальных предприя­тий, учреждений остаются собственниками закрепленного за та­кими организациями имущества. Сами же предприятия и учрежде­ния владеют, пользуются и распоряжаются имуществом. Данная форма собственности распространена во многих учреждениях и организациях, работающих на транспорте, в системе образования, медицины, а также на местных предприятиях бытового обслужи­вания, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, в учрежде­ниях досуга и др.

♦ Участники (учредители) хозяйственных товариществ, об­ществ, кооперативов, передавая имущество организации, т.е. юри­дическому лицу, теряют на него право собственности. Собствен­ником имущества становится сама организация (юридическое лицо). Вместе с тем у участников возникают права на получение дохода, дивидендов, право на участие в управлении делами, право на ликвидационную квоту. Данная - частная - форма собственности распространена в предпринимательстве во всех сегментах и на­правлениях сервиса в любом муниципальном хозяйстве и в регио­не в целом.

♦ Учредителями выступают как государственные, так и част­ные структуры. При этом возникают предприятия частно-государственные и частно-муниципальные. В этом случае государственные или муниципальные органы власти владеют определенной долей их имущества (но обязательно меньше половины).

♦ В общественных, религиозных организациях, благотворитель­ных и иных фондах, объединениях юридических лиц их учредителивообще не имеют имущественных прав - ни вещных, ни обязатель­ственных. Однако многие субъекты общественных организаций пред­лагают населению результаты своей деятельности. Подобные резуль­таты в виде материальных и духовных продуктов способны вызы­вать общественный спрос и конкурировать с близкими по характеру товарами коммерческого сегмента сферы услуг.

В отечественной предпринимательской практике сферы услуг в настоящее время распространены все указанные выше организаци­онно-экономические и правовые формы собственности, но с замет­ной поправкой на отраслевую специфику и особенности услуг в тех или иных областях социальной практики. Так, в сфере оптовой и розничной торговли, личных услуг (парикмахерские, мастерские по ремонту и др.) распространены частные и кооперативные организа­ции; в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства - органи­зации с муниципальной формой собственности и т.п.

Особенно многообразными могут быть разновидности организа­ционно-экономических и имущественно-правовых форм предпри­нимательской деятельности в сфере социального, научно-познаватель­ного, информационного, культурного сервиса. В этих направлениях сер­висной деятельности имеется немалый объем невещественных факторов и результатов производства. Значительный объем этих отношений включен в общественное сознание и составляет осно­ву национальной культуры как фундаментальной исторической базы жизнедеятельности народа или регионального сообщества. В про­изводстве такого рода услуг необходимо учитывать следующие типы общественных потребностей, групповых интересов, самодеятель­ных форм активности:

♦ всего общества в целом, что отображается в осуществлении социальной, научной, культурной политики государства, в нали­чии государственной собственности на целый ряд культурных, научных, информационных учреждений и организаций;

♦ разных этносов и народов внутри государства, а также их общественно-культурных организаций и объединений, что позво­ляет им осуществлять обслуживание в этой сфере на основе само­деятельной активности;

♦ разных классов и социальных групп населения (работников крупных предприятий, религиозных, общественных организаций и др.), культурных самодеятельных объединений по интересам (ры­боловов, охотников, нумизматов и др.);

♦ разных региональных и муниципальных сообществ, что отра­жается на формах собственности властных органов разных уровней (региональная, муниципальная) и видах активности в этих сфе­рах;

♦ коммерческих структур, стремящихся вкладывать свой капи­тал в указанные сферы деятельности как в бизнес.

Подобная многосторонняя заинтересованность и активность разных субъектов социально-культурной, научно-познавательной, информационной активности не позволяет генерировать в этих областях услуги преимущественно на частнокоммерческих основах. При производстве услуг здесь формируются разнообразные орга­низационно-экономические виды предпринимательства и раз­личные отношения собственности.

Проиллюстрируем данный вывод на примере такого сектора сферы услуг, который включается в рыночные отношения с нема­лыми препятствиями, - культурное обслуживание. В настоящее время в этом секторе в качестве правовых форм представлены:

1. Бюджетные учреждения (библиотеки, музеи, клубы, теат­рально-зрелищные предприятия и др.).

2. Унитарные государственные и муниципальные предприятия (распространены в сфере кино-, теле-, видеопроизводства и про­ката, в производстве оборудования для аудиовизуальной сферы, а также цирки).

3. Организации общественных и конфессиональных структур - их организационно-экономическая деятельность тяготеет к бюд­жетному типу, но включает в себя и полукоммерческие сегменты (конфессиональные фирмы по организации паломнического ту­ризма, религиозные издательства, партийные издания и др.).

4. Коммерческие организации, работающие самостоятельно или в составе других объединений, компаний, холдингов (работают почти во всех сферах и секторах культуры, начиная от домов моды, эстрады, кончая музеями и выставочными залами).

В зависимости от разных форм организационно-экономичес­кой деятельности, а также от сочетания факторов внешней и внут­ренней среды учреждения обслуживания в сфере культуры могут строить свою деятельность на разных финансовых основах и источ­никах.

♦ бюджетные организации строят свою финансово-хозяйствен­ную деятельность в соответствии с бюджетным кодексом РФ (му­зеи, историко-ландшафтные заповедники и другие культурные ценности, отнесенные к объектам национального достояния);

♦ бюджетные учреждения, имеющие собственные доходы, мо­гут сочетать принципы бюджетного хозяйства и коммерческого рас­чета (к ним тяготеют региональные, а также ведомственные уч­реждения культуры - театры, библиотеки, музеи и др.). Уровень доходов некоторых из них позволяет осуществлять деятельность в режиме полной самостоятельности;

♦ организации культуры, работающие в соответствии с задача­ми, поставленными общественными, религиозными и другими объединениями, фондами; как правило, финансируются за счет этих организаций, фондов, а также имеют некоторый доход от своей деятельности;

♦ организационные структуры, работающие в сфере культуры при поддержке коммерческих структур, преследующих чисто ком­мерческие цели путем эксплуатации результатов культурной дея­тельности (демонстрация деятельности художественно-творческих коллективов, реклама товаров, прокат фильмов и др.);

♦ коммерческие организации культуры, работающие непосред­ственно на рынок и получающие доходы исключительно от реали­зации созданных ими культурных благ и услуг (частные театраль­ные труппы, «вахтовые» театры, временные концертные коллек­тивы и др.)*.

Если говорить о предприятиях сферы услуг в целом, то особо следует сказать о действии на территории Российской Федерации сервисных предприятий с иностранным капиталом и иностранны­ми инвестициями. Они действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ, товариществ, предусмотренных законодательством РФ. Имеются следующие их виды:

♦ предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;

* См.: Иванов Г. П., Шустрое М. Э. Экономика культуры. М., 2001; Моро­зова Е. Я., Тихонова Э. Д. Экономика и организация предприятий социально-куль­турной сферы. СПб., 2002.

♦ предприятия, полностью принадлежащие иностранным ин­весторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;

♦ филиалы иностранных юридических лиц.

Особо укажем на предприятия сервиса, работающие в российс­ких регионах с иностранными инвестициями. Подобные предприятия могут осуществлять в нашей стране различные виды сервисной дея­тельности, хотя в некоторых случаях необходимо выполнение ими ряда условий. Так, для ведения страховой или посреднической дея­тельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Мини­стерства финансов РФ. Для ведения банковской деятельности тре­буется лицензия Центрального банка России. Правительство РФ оставляет за собой право определять иные виды деятельности, свя­занные с сервисом, которые осуществляются предприятиями с иностранными инвестициями только на основании специального разрешения (лицензии).

Подробнее стоит остановиться на тех отношениях, которые складываются между представителями муниципальной власти и пред­принимательской активности в конкретном населенном пункте или на определенной поселенческой территории. Муниципальные об­разования в нашей стране являются либо поселенческими (горо­да, поселки, сельские населенные пункты), либо территориаль­но-поселенческими (сельские районы, сельские округа), либо тер­риториальными (районы Крайнего Севера, малоосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока). На властные органы любого типа муниципального образования возлагаются функции, связанные с осуществлением связей между государством и населением конк­ретной территории, а также между государством и мелким соб­ственником.

Представители муниципальной власти являются выборными, т.е. они представляют интересы местного населения, развивая ме­ханизм местного самоуправления. Решения органов самоуправле­ния обязательны для населения конкретного муниципального об­разования.

Вместе с тем самоуправление, в отличие от государственной власти, - процесс подзаконный, действующий в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной вла­сти. Государство не только позволяет органам местного самоуправ­ления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но и возлагает на них исполнение ряда собственных функций, которые сводятся к реализации интересов и потребностей местного населе­ния.

С одной стороны, органы управления муниципальным хозяй­ством являются своеобразным подрядчиком, исполняющим госу­дарственные функции, - они ведут учет движения населения и собственности, организуют контакты с населением по ряду обще­государственных функций (например, по социальному обеспече­нию) и др. С другой стороны, местное самоуправление регулирует проблемы развития местного территориального сообщества и осо­бенно развитие муниципального хозяйства.

Муниципальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на данной террито­рии хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворе­ние коллективных потребностей его населения. Это хозяйство вы­ступает на рынке как самостоятельный субъект, являясь, тем са­мым, своеобразным акционерным обществом, участниками которого являются все жители муниципального образования. В этом случае «выплаты дивидендов по акциям» производятся в виде об­щественно значимых товаров и услуг.

Выступая одновременно и в качестве власти, и в качестве соб­ственника, органы местного самоуправления наделены правом регулировать важнейшие виды и формы хозяйственной деятельно­сти на своей территории. В этой связи приобретает особую важ­ность то место и роль, которую выполняют хозяйствующие субъекты с разными формами собственности в реализации потребностей населения данной территории. На любой территории есть те хо­зяйствующие субъекты (независимо от форм собственности), дея­тельность которых прямо и полностью подчинена интересам насе­ления данной территории, а также иные хозяйствующие субъек­ты, чья деятельность связана с этими интересами лишь частично.

Муниципальная власть заинтересована в благополучном раз­витии и тех и других производств. Но особенно много внимания она вынуждена уделять муниципальным предприятиям, ибо они ре­ализуют населению товары, услуги как первой необходимости, так и долгосрочные. Прибыль, которую получают такие предприятия в результате своей деятельности, является собственностью мест­ного сообщества. Поэтому хорошо работающие муниципальные предприятия всегда выгодны местному сообществу. Но добиться этой цели в нынешних условиях муниципальная власть сможет лишь в том случае, если она будет бережно относиться к местному пред­принимательству, включая и предпринимательство сферы услуг.

В этом ей способен помочь мировой опыт работы с местным пред­принимательством, особенно в сфере малого бизнеса.

Муниципальная власть способна стимулировать развитие ма­лого бизнеса в сфере услуг, создавая для этого организационно-правовые предпосылки. Речь идет о финансовой поддержке, о на­логовых льготах, о создании информационной и образовательной базы для предпринимательских структур и др. В особенно сложной ситуации оказываются в российских регионах те представители малого бизнеса, которые работают без регистрации юридического статуса. Эти предприниматели работают либо одни, либо с по­мощниками из родственников или близких лиц. Чаще всего они ведут свой бизнес посредством личных проб и ошибок, без фи­нансовой поддержки извне (субсидий, банковских кредитов, пра­вового консультирования по проблемам финансов), на слабой информационной базе.

Законодательная база Российской Федерации предусматривает возможность оказания малому предпринимательству как государствен­ной, так и муниципальной поддержки. Эта поддержка может включать в себя следующие направления:

♦ формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

♦ создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства финансовых, материально-технических и ин­формационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

♦ установление упрощенного порядка регистрации, лицензирова­ния, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

♦ поддержка внешнеэкономической деятельности;

♦ организация подготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

(См.: Федеральный закон «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ № 35 от 28 августа 1995 г.; Федеральный закон «О государственной поддерж­ке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ; Основы нормативно-правового регулирования мест­ного самоуправления / Под общ. ред. А. Г. Воронина. М.: Фонд разви­тия местного самоуправления, 1995 и др.)

В регионах страны поддержка малого предпринимательства осу­ществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Например, при правительстве Москвы действует Департамент по развитию и поддержке малого предпринимательства. В городе функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства, кото­рый является некоммерческой организацией. В столице преимуще­ственное право на поддержку имеют субъекты малого предприни­мательства, деятельность которых соответствует одному из при­оритетных видов деятельности, устанавливаемых правительством города и утверждаемых городской Думой.

Аналогичные меры властей и виды помощи малому предпри­нимательству оказываются в других городах и регионах страны. При этом финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета (отдельной строкой бюджета), бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и других источников.

К формам льготного предпринимательства следует отнести та­кие структуры, деятельность которых нацелена на облегчение и оптимизацию предпринимательской активности: ассоциации пред­приятий малого бизнеса, бизнес-инкубаторы, технопарки и биз­нес-парки, а также предпринимательские сети на основе системы франчайзинга.

Ассоциации предприятий малого бизнеса (AMБ) - это совокуп­ность юридически независимых малых фирм, объединенных для осуществления предпринимательской деятельности на определен­ной территории (в области, районе). Они создаются при помощи местных властей. Местная власть, а также местное банковское со­общество координируют деятельность малых предпринимательс­ких структур, оказывая им различную поддержку.

Основными вспомогательными формами АМБ выступают:

♦ привлечение финансовых ресурсов в сферу малого бизнеса с использованием льготных инвестиционных кредитов по схеме за­логового депозита;

♦ создание консалтинговой, юридической и аудиторской фирм в рамках ассоциации для обеспечения правовой защиты и оказа­ния методической помощи малым фирмам;

♦ организация информационного центра по направлениям биз­неса фирм - членов АМБ;

♦ содействие фирмам - членам АМБ при проведении марке­тинговых исследований рынка по направлениям бизнеса;

♦ оказание образовательных услуг;

♦ обеспечение развития малого бизнеса по приоритетным на­правлениям на данной территории.

Бизнес-инкубаторы предоставляют более серьезную помощь малым предприятиям, так как они располагают возможностью пре­доставить профессионально-технологические услуги. К тому же они, как правило, поддерживаются правительственными или междуна­родными организациями.

К профессиональным услугам бизнес-инкубаторов относятся: предоставление коммуникаций, компьютерных сетей, информаци­онно-поисковых систем, ксерокопирование, расходные материалы для офиса, почтовые и рекламные услуги, обучение и консульта­ции, охрана помещений и обеспечение безопасности сотрудников, деловая библиотека, аудио- и видеооборудование, автостоянки, камеры хранения, энергообеспечение и др.

Одна из форм участия бизнес-инкубаторов - лизинговый кре­дит. Клиенты получают возможность использовать лизинг для при­обретения оборудования. За пользование лизинговым имуществом фирма ежемесячно перечисляет платежи по льготным процентам.

Одной из наиболее продвинутых форм льготного предприни­мательства выступает технопарк. Технопарк - это совокупность научно-технических малых фирм, объединенных в единую орга­низационную систему и занимающихся инновационным бизне­сом. При этом каждая фирма сохраняет свою самостоятельность.

Особенность технопарка состоит в том, что на его основе дей­ствует централизованная система дорогостоящих технических средств, которая планомерно используется входящими в техно­парк фирмами. Как правило, в структуру технопарка входят:

♦ отдел технического обслуживания;

♦ отдел трансфера (передачи) технологий;

♦ международный отдел;

♦ дизайн-центр (конструкторское бюро);

♦ центр консалтинга и экспертизы;

♦ учебный центр;

♦ инновационный центр;

♦ инновационный фонд;

♦ лицензионно-патентное агентство;

♦ отдел информационных услуг.

Администрация технопарка обычно бывает небольшой по чис­ленности - 10-12 человек. Но она обеспечивает огромный объем работы, связанный с формированием инфраструктуры фирм. В ее функции обычно входит следующее:

♦ сдача в аренду помещений для офисов, лабораторий, мас­терских;

♦ предоставление доступа к средствам телекоммуникации и связи, а также к оргтехнике коллективного пользования;

♦ сдача в аренду технических средств и вычислительной техни­ки;

♦ оказание содействия фирмам по участию в выставках высо­ких технологий;

♦ реализация проектов по обучению персонала малых предприя­тий менеджменту, маркетингу, финансовой деятельности и т.п.

Обобщая разные виды помощи и различные стратегии выжи­вания малого предпринимательства на местах, можно сделать вы­вод, что все они способны оказать значительное воздействие на создание инфраструктуры малого бизнеса, профессионально под­готовить российских предпринимателей для самостоятельного ве­дения дела как на своих территориях, так и на территориях других российских регионов.д

10.3. Индивидуально-личностныеи социально-корпоративные предпосылки развития сервисного бизнеса

В развитии сервисного бизнеса на местах многое зависит не только от объективных экономических, правовых и администра­тивно-организационных условий, но и от профессионально-дело­вых, личных качеств граждан, готовых заняться этим делом. В Рос­сии предпринимателем сферы услуг (как и любой другой области производства) может стать любой гражданин страны, не ограни­ченный в законном порядке в своей деятельности, а также граж­данин иностранного государства. Статус предпринимателя чело­век или группа лиц приобретают после регистрации предприятия в установленном законом порядке (без регистрации предприни­мательская деятельность запрещается).

В последнее десятилетие для значительной части начинающих предпринимателей отечественного сервиса бизнес оказался новым видом деятельности. В этой ситуации весьма ответственными ста­новились не только первые этапы их предпринимательской актив­ности, но и предшествующий период жизни, мотивы, которые заставляли их заняться этим делом, а также общие представления о сервисной сфере. В этом случае было особенно важно, чтобы начинающий предприниматель понимал сущность деятельности, учитывал множество обстоятельств, связанных с характером труда в сервисной сфере. Так, он должен знать, что:

♦ здесь предпринимательство одновременно имеет дело и с производством и с обслуживанием, что требует от бизнесмена профессионального опыта, особого склада характера, умения ла­дить с самыми разными людьми;

♦ многие сектора сферы обслуживания своей кажущейся про­стотой и высокими доходами привлекают лиц, стремящихся быс­тро заработать капитал любой ценой. Такие бизнесмены повыша­ют уровень риска, создают предпринимательству в сфере услуг дурную славу в общественном мнении;

♦ обслуживание - это всегда прямое контактирование с раз­ными людьми, учет их интересов, забот, эмоциональных состоя­ний. Посредством своей деятельности работники сферы сервиса нередко оказываются причастными к решению жизненно важных проблем множества семей, конкретных личностей;

♦ выступая заказчиком и оплачивая услугу, человек становится особенно пристрастным, придирчивым к качеству работы. Зачас­тую его оценка усилий производителя услуги может быть неспра­ведлива и обидна для последнего;

♦ множество операций в сфере сервиса комбинированы, боль­шинство их производится одновременно, что требует высокого уровня координации в весьма сжатые сроки со стороны всего пер­сонала и в первую очередь менеджмента;

♦ многие виды работ сферы услуг связаны с круглосуточным функционированием предприятий, с дежурствами, работой в праздничные и выходные дни, персонал часто вынужден работать во внеурочное время;

♦ в ряде направлений сервиса сезонные колебания, а также непредсказуемые всплески и падения спроса делают предприни­мательскую активность крайне неритмичной, трудно прогнозиру­емой;

♦ многие предприятия сервиса нуждаются в немалом объеме труда неквалифицированного или низко квалифицированного;

♦ многие виды работ в сфере услуг мало оплачиваемы;

♦ здесь велика доля молодежного, женского и почасового тру­да, а также трудится немало работников из других стран;

♦ в этой сфере распространена текучесть кадров внутри отдель­ных фирм, в отрасли, между отраслями.

 

Перечисленные выше факторы и обстоятельства предприни­мательской деятельности в сфере услуг формируют ряд требова­ний к индивидуальным качествам людей, которые посвящают себя этому бизнесу. Заранее невозможно сказать, кто имеет наиболь­шие шансы стать хорошим предпринимателем в условиях совре­менной конкурентной среды. Это становится очевидным только на практике.

Но практика одновременно свидетельствует о том, что пред­приниматель это чаще всего энергичный, изобретательный чело­век, у которого есть вкус к новаторской деятельности. Он уважает общепризнанные нормы бизнеса, и его нелегко сбить со своих позиций. Успех предпринимателя во многом зависит от того, ка­ковы его знания в избранной области сервиса, от уровня профес­сиональной подготовки, от того насколько он может развиваться сам и стимулировать развитие компаньонов, ближайших сотруд­ников. Здесь особенно важно владение знаниями в области эконо­мики, сервисной деятельности, менеджмента. Не последнюю роль играет умение рисковать и просчитывать рискованные ситуации.

В современных книгах по бизнесу доказывается, что талантли­выми и удачными предпринимателями может быть лишь неболь­шая часть населения (в среднем 6-7%), представителям которой свойственны врожденные качества. Действительно, это объектив­ная тенденция, характерная для населения разных стран мира. Поэтому, прежде чем начать предпринимательскую активность, необходимо предварительно оценить перспективы дела и свои воз­можности развивать его в рамках сферы услуг. С этой целью важно:

♦ выбрать основное направление деятельности в области сер­виса. При этом необходимо учесть как собственный опыт, так и экономическую конъюнктуру в масштабах определенной террито­рии, наличие предпринимательской ренты или возможностей ро­ста прибылей;

♦ определить деловую зону своей активности, оценить ком­мерческие возможности и уровень конкуренции в ней;

♦ просчитать финансовые возможности - определить необхо­димый уровень затрат, величину оборотных средств для начала бизнес-цикла, размер уставного капитала и возможные источни­ки финансирования;

♦ оценить возможности получения квалифицированной кон­сультации по правовым проблемам, спорным ситуациям, форс-мажорным обстоятельствам и т.п.;

♦ продумать состав коллектива - исполнителей, помощников или компаньонов.

Вместе с тем указанный выше вывод о малом удельном весе талантливых бизнесменов среди населения не следует восприни­мать догматически, так как он может стать препятствием в той или иной ситуации, по отношению к конкретным группам людей. Во многих странах в сервисный бизнес уходят из-за возможности на­чать небольшое самостоятельное дело, преодолеть то отчуждение работника от труда, которое испытывает человек на любом круп­ном производстве. В современной России помимо этих мотивов до­полнительно действуют такие факторы, как необходимость выжи­вания в условиях экономического спада и безработицы. В подобных условиях те, кто решает заняться бизнесом, далеко не всегда ста­вят задачу быстро стать лидером продаж в своем регионе или не­пременно добиться богатства. Нередко люди начинают заниматься сервисным бизнесом с целью:

♦ быть самому себе хозяином;

♦ помочь выжить семье;

♦ преодолеть трудный период жизни;

♦ из-за отсутствия каких-либо других вариантов выхода из слож­ной ситуации.

Важно видеть и другое: обращаясь к бизнесу в результате без­выходности, многие начинают совершенствоваться в этом деле. Со временем они могут приобрести необходимые предприниматель­ские качества характера и даже почувствовать жизненное призва­ние к бизнесу.

С самого начала в этом деле необходимо сделать верные шаги, чтобы безболезненно вписаться в организационно-правовые, эко­номические и социальные отношения, характерные для конкрет­ной территории и поселенческой структуры. Так, человек, уже знакомый с каким-либо видом сервиса в силу предыдущего опыта работы, будет иметь в бизнесе немало преимуществ перед нович­ками. В целом для начального этапа предпринимательской деятель­ности характерны следующие стадии и общие черты.

1. Обоснование предпринимательской идеи, которая позволяет удачно совместить индивидуальные навыки и профессиональные возможности предпринимателя с потребностями сервисного рын­ка конкретной территории.

2. Планирование деятельности по важнейшим направлениям: финансовое обеспечение, организационные стороны предприятия, процесс производства услуг, маркетинг, персонал и др.

3. Определение потребностей в ресурсах (как в материально-технических, так и в финансовых), в поставщиках, в продвиже­нии услуг.

4. Начало исполнения проекта - практическая подготовка тех­нических, финансовых, организационных и кадровых предпосы­лок деятельности.

5. Реализация запланированной деятельности по всем направ­лениям.

6. Управление делом (фирмой).

Организовав свое дело в сфере сервиса, предприниматель дол­жен видеть его перспективы, активизируя его и повышая надеж­ность. С этой целью необходимо:

♦ развивать формы льготного предпринимательства (особенно на начальной стадии бизнеса);

♦ освоить эффективную форму налогообложения;

♦ снижать степень неопределенности и неоправданных рисков (методы снижения риска и уменьшения потерь - страхование, прогнозирование развития рынка, распределение риска между партнерами, резервирование средств на покрытие непредвиден­ных расходов и противостояние форс-мажорным обстоятельствам);

♦ повышать надежность защитных механизмов своего дела (от недобросовестных конкурентов, криминальных структур и др.);

♦ повышать выгодность предпринимательства.

К качествам успешного предпринимателя следует отнести сле­дующие:

♦ умение оценить выгодность и перспективность дела;

♦ готовность идти на оправданный риск в определенных ситу­ациях;

♦ способность быстро реагировать на конъюнктуру и запросы рынка;

♦ умение находить инвесторов, дополнительные источники финансирования, а также надежных партнеров, смежников, по­ставщиков;

♦ умение видеть цель и работать на результат;

♦ активность, предприимчивость, требовательность по отно­шению к себе и компаньонам;

♦ умение использовать любую возможность создания конструк­тивной известности своей фирме, не пренебрегать собственным имиджем;

♦ умение тщательно подбирать ближайших помощников и ра­ботать над их профессиональным развитием;

♦ адекватная реакция на конструктивную критику;

♦ способность не создавать ситуации, позволяющей конкурен­там обходить фирму.

На продвинутых стадиях предпринимательской деятельности бизнесмен должен обладать способностью предвидеть и просчиты­вать разные ситуации в области потребительского поведения, че­ловеческих привычек, новых запросов клиентов, что связано с опытом, интуицией, с умением видеть выгоду там, где, казалось, ее невозможно получить.

Раскроем важность предпринимательского расчета и интуиции на примере того, как удачно выбрать место в крупном городе для заку­сочной или кофейни. В отечественном бизнесе справедливо связы­вают высокую рентабельность небольших пунктов питания с выгод­ным местом их расположения. Но что считать выгодным? Наиболь­шим успехом у предпринимателей пользуются центральные места города, а также транспортные узлы, оживленные улицы и др. - в та­ких закусочных и кафе, на первый взгляд, неограниченное число по­сетителей. О выходе бизнеса в так называемые спальные районы предприниматели не желают разговаривать - нерентабельно. Здесь пункт питания жестко привязан к числу жителей района, основная часть которых днем находится на работе.

Однако у центральных мест есть немало уязвимых, с точки зре­ния бизнеса, сторон: пункты питания здесь заметно пустеют в выход­ные дни; потоки прохожих неритмичны в разное время дня; период отпусков и плохая погода также могут стать причиной слабой посеща­емости.

В последние годы предприимчивые владельцы небольших кофе­ен успешнсувыходят со своим бизнесом в спальные районы городов, включая окраиЪные. Кофейня или закусочная на окраине требуют меньшего/стартового капитала, чем в центре, а окупаются они быст­рее. Однако в этом случае особое внимание следует обратить на про­блему их заполняемости в любое время дня. Недостатки территории способны обернуться достоинствами. Устойчивые характеристики населения связаны с предсказуемостью объемов продаж.

В подобных районах следует определить те сегменты потребите­лей, которые должны стать постоянными в разное время дня. Так, утром здесь может завтракать определенная часть жителей, спешащая на работу. Днем сюда будут заходить домохозяйки и бабушки, прогуливающие детей, а также школьники, возвращающиеся домой с учебы. Для того чтобы школьников задержать здесь подольше, в зале выставлены игровые автоматы. Вечером здесь можно ожидать наи­больший наплыв посетителей буднего дня. Вместо того чтобы назна­чать свидание в центре, сюда придет местная молодежь; здесь также пожелают провести свободный вечер некоторые семьи. Что касается выходных дней, то в это время здесь выстраиваются очереди - столь велик наплыв посетителей.

Конечно, в спальных районах выбор места для небольших заку­сочных и кофеен продолжает оставаться ответственным делом. Луч­ше всего располагать их недалеко от торговых центров, кинотеатров. Также должен быть учтен уровень доходов жителей близлежащих домов. Остальное зависит от изобретательности бизнесмена и куль­туры обслуживания персонала.

Вместе с тем в расположении небольших точек общественного питания - хоть в центре, хоть на окраинах - всегда что-то остается непонятным. Место, которое, кажется, всеми своими характеристика­ми предназначено для пункта питания, не оправдывает связанных с ним надежд в течение длительного времени и у разных хозяев. Если сложно объяснить неудачу с рациональных позиций, то опытные орга­низаторы общественного питания не считают зазорным высказать иное соображение. В этом случае, считают они, место лишено определен­ной ауры, которая обязательно должна быть у такого рода обществен­ных заведений, - вот люди туда и не идут. (Людковская А. Районная кофейня // Ведомости. 2002. 9 сентября)

Наряду с немалым объемом рисков, неопределенности, мно­гое в работе предпглргямателя сферы бизнеса основано на точном расчете и правовых основаниях. Рассмотрим те шаги, которые обыч­но осваивает отечественный предприниматель, желающий интег­рироваться в рамки льготного предпринимательства, связанного с франчайзингом. Выше было отмечено, что между головной компа­нией и компаниями-операторами складываются особые - кон­трактные - отношения, оформленные договором. Договор пре­дусматривает несколько обязательных разделов:

♦ обязательства головной компании;

♦ права и обязательства фирмы-оператора;

♦ коммерческие ограничения и требования к фирме-оператору;

♦ условия продажи предприятия (или в случае смерти оператора);

♦ разрешение конфликтных ситуаций;

♦ условия прекращения договора;

♦ последствия прекращения договорных отношений.

В договоре также детально закрепляются финансовые отноше-

Таким образом, конкретный представитель бизнеса в том или ином регионе России получает льготные условия для развития сво­его дела. Услуги франчайзера его фирме включают в себя: обучение персонала (бухгалтерский учет, отчетность, управление персона­лом, делопроизводство, технологии ведения бизнеса и др.), вы­бор помещения, месторасположения, переговоры по условиям аренды, оснащения и оборудования здания, а также регулярные услуги (мониторинг, административная поддержка, изучение рын­ка, реклама и маркетинг и др.).

Со своей стороны российский оператор, изучая предложение головной фирмы, должен осуществить детальный анализ договора и ясно ответить по меньшей мере на следующие вопросы:

1. Какова структура компании?

2. Какая помощь ожидается от франчайзера?

3. Какие существенные производственные факторы и условия должны быть учтены?

4. Каковы условия льготного предпринимательства и каковы гарантии льгот?

5. Какие услуги будут предоставляться на постоянной основе и на каких условиях?

6. Какие дополнительные капитальные вложения должен осу­ществить оператор?

7. На какой уровень валового дохода может рассчитывать опе­ратор? Какой уровень товарооборота нужно иметь, чтобы достичь уровня самофинансирования? И др.

Кроме франчайзинга малое предпринимательство сферы услуг на местах может использовать и другие разновидности стратегии «опора на крупную фирму». Существует концессионная форма вза­имодействия, при которой малое предприятие торгует продукци­ей крупного предприятия, оставаясь в целом более самостоятель­ным, нежели в случае франчайзинга. В России концессионная форма связи между предприятиями особенно перспективна, так как по­зволяет малой фирме решать проблему надежных поставок.

Еще одна тактика выживания малого предприятия связана с тем, что небольшая фирма создает сервисный продукт-подделку, торговую марку, имитирующие за небольшим исключением ана­логичную услугу крупной фирмы. Например, торговая марка мо­жет иметь название «Павасоник», вызывающее ассоциации с «Па­насоником»*.

В целом мировая практика располагает множеством гибких стра­тегий выживания и развития малых предприятий сервиса. Приве­дем вариант подобной стратегии, распространенный в разных стра­нах: в некоторых ситуациях малое предприятие может позволить многое, без оглядки на конкуренцию. Это происходит тогда, когда крупным и средним предприятиям невыгодно заниматься такой мелочевкой, которая оправдана лишь целями и спецификой мало­го бизнеса. Данная ситуация широко распространена и в совре­менных российских условиях. В период спада отечественного про­изводства и экономического кризиса в нашем обществе продолжа­ли существовать подобные виды малого предпринимательства в сфере сервиса: продажа газет, журналов, книг, распространение коммерческой рекламы и экономической информации, репети­торство, мойка личных автомашин, сбор вторичного сырья и др.

Выше нами рассмотрены особенности предпринимательской активности в сфере услуг, которые требуют и формируют у людей определенные индивидуальные качества поведения, волевой го­товности, особенностей мышления. Теперь необходимо проанали­зировать массовые характеристики, которые в настоящее время свойственны предпринимателям сферы услуг как целостной еди­нице социальной структуры, как корпоративному слою.

Социологические исследования показывают, что слой городс­ких предпринимателей в целом, а тем более сельских, в российс­ком обществе еще не сложился в устойчивую социальную структу­ру. Этот вывод следует также отнести к целостному слою предпри­нимателей сферы услуг. В отечественном производстве услуг пока не сформирована корпоративно-предпринимательская среда, пред­ставители которой защищают свои интересы, проявляют похожие социально-профессиональные качества, менталитет, демонстри­руют одинаковые черты образа жизни**.

* Сазанович А. Н. Основые предпринимательства в коммерческой деятельнос­ти // Менеджмент в коммерческой деятельности. Калуга, 2001.

** См.: Аванесова Г. А., Астафьева О. Н. Социокультурное развитие российских регионов: Механизмы самоорганизации и региональная политика. М., 200I.

 

Однако в перспективе развития рыночных отношений в Рос­сии подобная среда приобретает возможности сформироваться го­раздо более быстрыми темпами в сфере услуг, нежели в промыш­ленном или сельскохозяйственном производстве. Этому способству­ет то, что здесь по мере развития реформ постсоветского периода быстро обозначились сегменты сервисной деятельности, весьма благоприятные для бизнеса широких кругов предприимчивых лю­дей. При этом данные сегменты определились не только на приме­ре низко квалифицированного труда (торговые услуги на рынках, вспомогательные услуги и т.п.), но и деятельности высококвали­фицированных специалистов (образовательные, информационно-компьютерные и т.п. услуги).

В настоящее время в российском обществе оказываются наибо­лее многочисленными те виды предпринимательства, представи­тели которого осуществляют жилищно-строительные, торговые, ремонтные, рекреационно-туристские, бытовые, личные услуги. Это в основном представлено организациями среднего и малого бизнеса, семейными фирмами, а также предпринимателями, ве­дущими дело на основе самозанятости. Во многих случаях предста­вители данных разновидностей сервисного предпринимательства быстро устанавливают прочные деловые связи в коммерческой среде, активно контактируют с разными кругами населения как своей территории, так и соседних регионов, гибко реагируют на новые потребности людей. Таким образом, предприниматели этих видов сервиса завоевывают социальный авторитет своей энерги­ей, результатами труда, доставляя необходимые людям товары, производя нужные для всех услуги.

Вместе с тем виды предпринимательства, которые в нашем обществе оказались самыми масштабными по числу занятых, в целом характеризуются слабой общественной организованностью, отсутствием продуманных корпоративных форм связи. Их представи­тели не всегда готовы продемонстрировать активность в обществен­ной практике, способность бороться за свои права при помощи от­крытого обсуждения проблем бизнеса или судебно-правовых про­цедур. Наиболее эффективными формами корпоративного сплочения этих групп предпринимателей остаются региональные объединения типа Ассоциации предприятий малого бизнеса, в развитии которых немалое участие принимают представители местной власти.

Социально более интегрированными, подготовленными к за­щите своих интересов являются представители предприниматель­ства в таких сферах сервиса, как банковское и страховое обслуживание, биржевая торговля, посреднические услуги, частный ох­ранный бизнес и др. Предприниматели этих видов услуг формиру­ют свои корпоративные объединения, например, Ассоциация ком­мерческих банков России, Российский Союз предприятий безо­пасности, Всероссийский Союз страховщиков и др.

Однако указанные группы предпринимателей, связанные с развитием таких высококвалифицированных услуг, также пока не заняли прочного места в социальной иерархии российского обще­ства. Этому способствуют многие факторы, среди которых не послед­нюю роль играет то, что указанные группы среди занятого населе­ния страны относительно малочисленные, спектр их сервисной де­ятельности остается достаточно узким. В глазах населения разных регионов страны основной недостаток представителей банковского, страхового, биржевого, посреднического бизнеса состоит в том, что по целям своей активности, уровню обеспеченности, представи­тельскому статусу, демонстрационным эффектам образа жизни они разъединены с основной частью населения и не готовы принимать его проблемы как свои собственные.

Все это позволяет сделать следующий вывод: внутри формиру­ющегося слоя предпринимателей, работающих в сфере отечествен­ного сервиса, уже сегодня наличествуют далекие друг от друга по многим своим профессиональным и социальным параметрам кор­поративно-отраслевые группы, которые отображают разные на­правления и виды сервисной деятельности (производственные ус­луги, торговля, финансы, социальные и культурные услуги и др.). Очевидно, что по мере развития в нашем обществе рыночных от­ношений внутри этих групп будут формироваться разные уровни общественно-корпоративной активности, неодинаковые социаль­но-статусные, профессионально-квалификационные типы пред­принимателей.

Наряду с социальными, корпоративными качествами бизнеса в сфере услуг немалое значение для российского общества приоб­ретают культурно-мировоззренческие, ценностно-этические, а также личностные характеристики предпринимателей сервисного производства. Российское общество заинтересовано в том, чтобы в сфере сервиса складывалась такая основа предпринимательской деятельности, которая отвечала бы принципам цивилизованного бизнеса, скоординированного с деловыми нормами отечествен­ной и мировой практики.

Многих граждан России беспокоят издержки, связанные с кри­минализацией нашего бизнеса. Основная часть населения страны понимает, что авантюрный, нецивилизованный бизнес не в со­стоянии сделать услуги эффективными, закрепить рыночные от­ношения в обществе. Здоровые предпринимательские силы также ведут ныне поиск культурно-этических основ российского бизне­са в сфере услуг, которые согласовывались бы с национальными традициями и вместе с тем отвечали бы современным требовани­ями сервисной деятельности.

Например, в учебно-практическом пособии, изданном группой авторов по решению Института русского предпринимательства и пред­назначенном для молодых предпринимателей, приведены этические принципы, которые были разработаны еще в 1912 г. отечественной средой промышленников, купцов дореволюционной России.

♦ Уважай власть. Власть - необходимое условие эффективно­го ведения дела.

♦ Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фунда­мент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гар­моничных отношений в делах.

♦ Уважай право частной собственности. Российский предпри­ниматель обязан в поте лица трудиться на благо Отчизны. Такое рве­ние можно проявить только при опоре на частную собственность.

♦ Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку тру­да со стороны предпринимателя порождают ответную любовь и ува­жение. Через это возникает гармония интересов, что способствует развитию у людей самых разнообразных талантов, побуждает их про­являть себя во всем блеске.

♦ Будь верен слову. «Единожды солгавши, кто тебе поверит?» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Слово делового человека должно цениться неизме­римо выше казенной бумаги с печатью.

♦ Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Действуй сообразно со своими средствами.

♦ Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой явную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозво­ленного.

(Ахапкин С. Д., Забелин П. В., Федцов В. Г. Компас молодого пред­принимателя: Учебно-практическое пособие. М., 2002)

В отечественной предпринимательской практике указанные этические принципы и культурные нормы поведения, которыми руководствовались наши деды, закрепляются сложно, с неизбеж­ными в нынешней ситуации издержками. Широко распространен­ная в общественном сознании последнего десятилетия стратегия выживания любыми доступными способами особым образом пре­ломляется и на предпринимательстве сферы услуг.

Содержательные выводы делает научный сотрудник Института социологии РАН А. А. Возьмитель, который провел в 1996 г. исследо­вание мотивационных основ среднего и малого бизнеса. По специ­альной выборке он опросил 315 предпринимателей, представляющих такие направления сферы услуг, как комиссионно-коммерческие ус­луги (торговля, биржи, банки, посредничество), научно-консультатив­ные, а также бытовые услуги. Опрошенные бизнесмены представля­ли такие крупные города страны, как Новосибирск, Владивосток, а также три региона Калмыкии.

Результаты исследования позволили разделить опрошенных на три группы, в зависимости от способа ведения бизнеса:

1-я группа (ориентации на цивилизованные способы ведения бизнеса) включала предпринимателей, которые осуществляли биз­нес на основе профессиональных знаний, проявляли уважение к за­кону, демонстрировали стремление освоить инновации, разборчивость в средствах достижения успеха, склонность к обоснованном риску, ответственность перед обществом - к этой группе по результатам исследования отнесено 43% опрошенных;

2-я группа (ориентации на авантюрный бизнес) состояла из пред­принимателей, которые тяготели к качествам, противоположным ци­вилизованному бизнесу: у них оказалась сниженной социальная от­ветственность и, напротив, был более высоким ориентир на достиже­ние прибыли любой ценой и т.п. - к данной группе отнесено 27% опрошенных;

3-я группа (смешанные позиции) включала предпринимателей, чьи характеристики складывались из смешения двух выше указанных типов ведения бизнеса - в эту группу входят 30%.

(Возьмитель А. А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М., 1997)

В целом, если сравнивать морально-мотивационные позиции представителей среднего и малого бизнеса России, можно обнару­жить много общих черт. Так, в обеих группах представлены специа­листы широкого профиля, ориентированные на максимальный и быстрый доход, бывшие руководители и бывшие подчиненные. У той и другой группы в целом примерно одинаковое отношение к зако­ну, риску, инновациям, а также к наемным работникам.

Но исследователи также фиксируют в позициях представите­лей среднего и малого бизнеса существенные различия. Например, представители малого бизнеса представляют собой более однород­ное образование в отношении доходов (они в среднем невысоки), социальных норм и ценностных ориентации. Среди предпринима­телей малых фирм заметно преобладают лица, которые не прием­лют успеха любой ценой, считают, что такое стремление приводит к жизненному краху. В целом уровень мотивации представителей мало­го бизнеса гораздо более снижен сравнительно с представителями средних предприятий. Представители малого бизнеса, имея в це­лом сглаженный профиль невысоких доходов и ведя сходный об­раз жизни, оказываются более близкими по мотивационным по­зициям.

Среди представителей среднего бизнеса в большей степени распространены подгруппы с разным уровнем доходов, что пред­полагает разницу стилей жизни и ценностных позиций. В целом здесь преобладают люди с такими личными характеристиками, как желание много работать и много зарабатывать, индивидуалисти­ческие ориентации, высокая самооценка и др.

Немаловажно то, что социологические исследования позволи­ли выявить конкретные мировоззренческие позиции, которые от­личают предпринимателей, достойных общественной и государ­ственной поддержки. Содержательными ориентирами в данном случае выступают следующие критерии: законопослушность пред­принимателей, их профессионализм, социальная ответственность за результаты бизнеса. Конечно, все это должно быть увязано с экономической эффективностью их деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.