Здавалка
Главная | Обратная связь

Использование теории внешних эффектов в экономической практике



Выбор оптимальной формы интернализации внешних определяется спецификой конкретной ситуации, формой внешнего эффекта и практической целесообразностью достижения результата с наименьшими издержками. Степень участия государства в интернализации внешних эффектов зависит от масштабов охвата внешними эффектами населения, размеров нанесенного ущерба, величины необходимых трансакционных издержек по его устранению.

Наи­более широкое применение теория внешних эффектов получила при решении экологических проблем. Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей средыпозволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для проведения ее в жизнь.

Пересечение кривой предельных общественных вы­год МSВ с кривой предельных общественных издержек МSС позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов, выраженный в процентах (рис. 6). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.

 

 
 


MSB,

MSC MSB

MSC

 
 

 


Q

QE 100

Рисунок 6 – Определение эффективного уровня выбросов

 

Регулирование внешних эффектов – это осуществление в виде ограничений или поощрений способов интернализации внешних эффектов, направленных на оптимизацию распределения ресурсов. Суть проблемы регулирования сводится к тому, чтобы найти способы трансформации внеш­них предельных издержек (выгод) во внутренние. Для решения этой задачи используются правовые, административные и экономические методы. Правовые методы включают законы, правовые акты, постановления, указы, Административные мероприятия включают: регламентацию хозяйственной деятельности; мониторинг объектов природной среды и ресурсов; контроль за соблюдением стандартов и норм; государственную экологическую экспертизу. Экономические методы построены на принципе платности природопользования, который действует через систему платежей за выбросы и продажи временных разрешений на их осуществление, налогов и штрафов, а также премий и льгот. Такая система снижает природоемкие производства и защищает экологическую среду. Инструменты регулирования внешних эффектов представлены на рис.7.

Экологические стандарты представляют собой предельно допустимые нормы, соблюдение которых является обязательным для всех субъектов. Стандарты по вредным выбросам – это устанавливаемые государством ограничения на виды и объемы загрязняющих окружающую среду выбросов, а также пределы концентрации вредных веществ в отходах. Они являются наиболее распространенным способом регулирования отрицательных внешних эффектов. Цель достигается либо за счет прямого ограничения объема выпуска, либо за счет роста затрат производителей, связанных с необходимостью соблюдения норм (установки оборудования, проведения мероприятий по очистке выбросов). Превышение установленных стандартов влечет за собой крупный штраф или уголовное наказание.

 
 

 

 


Рисунок 7. – Инструменты регулирования внешних эффектов

 

Практика установления стандартов имеет очевидные недостатки:

1) разрешение в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества;

2) при установлении единых для стран норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм и уровни общественной предельной полезности для различных получателей экстерналий. Поэтому, способствуя сокращению внешних эффектов, применение стандартов не обеспечивает оптимального распределения ресурсов.

Мониторинг применяется для отслеживания норм выбросов по каждому отдельному загрязнителю. При этом фирмам разрешается превышать нормативы по одному виду выбросов, если они обеспечивают равноценное снижение выбросов другого вида.

Альтернативой прямым запретам на загрязнение окружающей среды является система экономических мер, в первую очередь, налогообложение экологически вредных производств по ставкам, побуждающим предприятие избегать неблагоприятного воздействия на природную среду.

Применение налогов имеет ряд преимуществ. В отличие от стандартов оно не требует сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов и связано с более низкими издержками регулирования.

Большой гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует международный опыт ее применения.

В последнее время получают все более широкое приме­нение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение окружающей среды. Государство опре­деляет объем вредных выбросов, допустимый в данном регионе, и продает его в форме лицензий,каждая из которых дает право на выброс загрязняющих веществ. Идея передачи части прав соб­ственности на окружающую среду в форме разрешений (лицензий) на загрязнение принадлежит американскому политологу Р. Дэйлсу. Он предложил два варианта такой передачи. При первом из них осуществляется продажа через аукцион, при втором – лицензии распределяются бесплатно и разрешается купля-продажа прав на загрязнение окружающей среды. Возможность продажи прав на загрязнение фирмой с более низкими издержками на охрану окружающей среды той фирме, у которой эти издержки высоки, обеспечивает гибкость в распределении загрязнений в пределах изначально установленного уровня. Такой подход сочетает преимущества прямого административного регулирования с выгодами рыночного саморегулирования и потому является более предпочтительным, чем экологическое налогообложение.

Пусть установленный стандартом объем загрязнений равен Q*. Предложение разрешений на загрязнение является абсолютно неэластичным и представлено в виде вертикальной кривой S. Цена лицензии будет зависеть от спроса D на них как права на сброс загрязняющих веществ (рис. 8). Равновесие установится при цене лицензии Р.

 

 

Цена

лицензии S = MCS

P′ S′


P

 

D = MSB

 

Q′ Q* Количество лицензий

Рисунок 8 – Рынок прав на загрязнение

 

Если государство решит улучшить экологическую ситуацию в области, оно может купить часть лицензий или изъять их из обращения. Это равнозначно сокращению предложения лицензий (S') и росту их цены (Р'). Одни фирмы будут вынуждены сокращать выпуск либо внедрять более совершенные способы производства. Фирмы, для которых цена лицензии окажется выше издержек по снижению вредных выбросов, вынуждены будут прекратить производство, что обеспечит переход прав на выбросы к фирмам, имеющим более низкие издержки по снижению вредных выбросов. В результате достигается повышение эффективности при более низких издержках. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.

На рынке прав на загрязнение может использоваться также механизм «компенсаций». Он представляет собой заключенное на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнение. Механизм компенсаций применяется тогда, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату со­кратить их.

Еще одной формой регулирования может стать механизм «кредитования». Он сводится к тому, что фирмы, имеющие более низкий по сравнению с нормативным уровень вредных выбросов, получают не только право («кредит») на равновесное превышение норм загрязнений в будущем, но и возможность накапливать такие «кредиты». Если фирмам предоставляется право продавать такие «кре­диты», то этот способ регулирования может стать мощным стимулом для дальнейшего снижения выбросов.

В рамках современной теории внешних эффектов пред­принимаются также попытки использования динамическо­го подхода, связанные с учетом и оценкой потребностей будущих поколений на основе дисконтирования.

Для разрешения данных проблем используется экологи­ческая экспертиза. Она проводится с целью установления соответствия хозяйственной или иной деятельности эко­логической безопасности общества и выявления внешних эффектов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.