Здавалка
Главная | Обратная связь

Источники информационного обеспечения и методика анализа товарного обеспечения



 

 

Для успешной организации централизованной доставки товаров в таре-оборудовании необходимо обосновать эконо­мическую целесообразность ее внедрения и выполнить оп­ределенные организационно-технические мероприятия на оптовых базах, на транспорте, в магазинах по их подготовке к использованию этой системы. Кроме того, следует выде­лить ассортимент товаров, пригодных для завоза в таре-оборудовании.

Все участники должны быть подготовлены к централизо­ванной доставке. Готовность поставщика к централизован­ной доставке предполагает наличие достаточного количества товаров, многооборотной тары, средств механизации, экспе­диционного склада, рамп, разработку графиков, маршрутов завоза товаров в магазины.

Транспортные организации должны иметь достаточное количество транспортных средств различной грузоподъем­ности, в том числе специализированных (рефрижераторные, контейнеровозы и др.).

Магазины должны быть подготовлены к приему товаров, доставленных централизованно. Для этого необходимы подъездные пути, разгрузочные рампы, средства механиза­ции, обменный фонд тары-оборудования и др.

Рассмотрим основные этапы разработки мероприятий по внедрению централизованной доставки в таре-оборудовании

На первом этапе составляется характеристика розничных торговых предприятий, в которые намечается централизо­ванная доставка: тип магазина, месторасположение, режим работы; расстояние от базы до магазина; наличие разгрузоч­ных площадок, рампы, конструктивные особенности магази­на, обеспечивающие возможность разгрузки и транспорти­рования тары-оборудования в торговый зал. Оценивается состояние дорог, пригодность автотранспорта к перевозке тары-оборудования. Изучается материальная база организации: наличие многооборотной тары-оборудования, залов товарных образцов, экспедиционных складов и т. д. Обращается внимание на обеспечение всех участников про­цесса товароснабжения средствами механизации для пере­работки грузов в таре-оборудовании.

На втором этапе необходимо выполнить следующие расчеты:

♦ определить оборот груза, доставляемого централизо­ванно в таре-оборудовании;

♦ рассчитать рациональные партии и частоту завоза то­варов.

Для расчета грузооборота (Q) централизованной достав­ки необходимо знать объемы доставляемых товаров в сумме, стоимость 1 тонны груза.

Расчет осуществляется по следующей формуле 1.2:

 

Qr = То6 : С , (1.2)

 

где Тоб - объем оборота централизованной доставки, млн р.;

С - стоимость 1 тонны груза, млн р.

 

♦ разработать маршруты, графики доставки товаров.

Расчет рациональной партии завоза можно осуществить с учетом взаимосвязи между однодневным товарооборотом, интервалом завоза и фактическими и нормативными товар­ными запасами по формуле 1.3:

 

Пз = Тд+Зн-Зф, (1.3)

 

где П3 - размер очередной партии завоза товаров, тыс р.;

Тд - однодневный товарооборот, тыс р.;

3н - запасы това­ров по нормативу, тыс р.;

Зф - фактические товарные запа­сы, тыс р.

 

Оптимальную партию единовременного завоза можно рассчитать и с учетом издержкоемкости товара по формуле 1.4:

 

(1.4)

 

Расчет частоты завоза по скоропортящимся товарам оп­ределяется исходя из однодневного товарооборота и срока реализации товара:

 

(1.5)

 

где Ч - частота завоза в разах;

Тм - месячный товарообо­рот, тыс р.;

Тд - однодневный товарооборот, тыс p.;

tp -установленный срок реализации скоропортящегося товара, дней.

 

Для товаров простого ассортимента, имеющих длитель­ные сроки реализации, интервал завоза определяется как удвоенная разница между средним и неснижаемым запасом товаров в днях:

 

Tд = 2(Зс-Зн) (1.6)

 

где Tд - интервал завоза товаров, дней;

Зс - средний товар­ный запас, дни;

3н - неснижаемый товарный запас, дни.

 

Частота завоза в выбранный период (месяц, год) опреде­ляется путем деления количества дней периода на интервал завоза и выражается в разах. Так, если интервал завоза со­ставляет 10 дней, то частота завоза в месяц составит 3 раза, в год 36 раз.

Для товаров сложного ассортимента, не скоропортящихся при расчете интервала завоза следует учитывать коэффици­ент комплектности (К), который рассчитывается как отно­шение среднего числа разновидностей товаров, поступаю­щих в одной партии, к общему числу разновидностей преду­смотренных ассортиментным перечнем. Например, за 3 за­воза поступило 15 разновидностей товара (по 5 разновидно­стей в каждой партии), а по ассортиментному перечню в продаже должно находиться 8 разновидностей. В таком слу­чае коэффициент комплектности будет равен 5:8 = 0,63.

Расчет интервала завоза товаров сложного ассортимента производится с учетом коэффициента комплектности по формуле 1.7:

 

Tд = 2(Зс-Зн)*К (1.7)

 

♦ определить потребность в автотранспортных средст­вах.

Для завоза товаров чаще всего используется автомобильный транспорт.

Для составления маршрутов нужна карта-схема зоны об­служивания с нанесенными дорогами и расстояниями от ба­зы до населенных пунктов, где расположены магазины.

Маршруты целесообразно разрабатывать отдельно для доставки продовольственных и непродовольственных това­ров, так как у них разная частота завоза, условия транспор­тирования и т. д.

Целесообразно соблюдать следующую последователь­ность составления маршрутов.

Вначале разработать маршруты для магазинов, объем за­воза в которые равен или кратен грузоподъемности автомо­биля с учетом класса груза.

Доставка товаров в эти магазины осуществляется одним или несколькими рейсами полностью загруженных автомо­билей. Такие маршруты называются маятниковыми и луче­выми.

Необходимое количество автомобилей можно рассчитать по следующей формуле:

 

А = Qx/(W*Kr*Kоб) (1.8)

 

где А - потребное количество автотранспорта, ед.;

Q,. - гру­зооборот централизованной доставки, т;

W - номинальная грузоподъемность автомобиля,т;

Кг - коэффициент исполь­зования грузоподъемности автомобиля;

Ко6 - количество ездок (оборотов) автомобиля;

♦ рассчитать потребность в многооборотной таре.

Потребность в многооборотной таре рассчитывается с уче­том ее грузоподъемности (вместимости) и кратности обраще­ния по формуле 1.9:

 

А = Qr/(qт*Kq*tоб) (1.9)

 

где П - потребность в многооборотной таре;

qт - объем централизованной доставки грузов, т;

q1 - грузоподъем­ность (вместимость) 1 единицы тары, т;

Kq - коэффициент использования грузоподъемности (вместимости) тары;

to6 -кратность обращения (в разах).

 

На третьем этапе разрабатывается технологическая часть, где формируются предпосылки для внедрения новой технологии.

Определяются порядок и сроки представления и выпол­нения заявок на завоз товаров, порядок отборки товаров, со­ставляются маршруты, схемы и графики завоза товаров в магазины, устанавливается порядок оформления и оборота документов.

Особое внимание следует обратить на разработку мар­шрутов и схем завоза.

Маршруты представляют собой путь движения авто­транспорта. Они составляются так, чтобы непроизводитель­ные пробеги были минимальными и максимально использо­валась грузоподъемность автомобилей.

Для магазинов, объем завоза в которые превышает гру­зоподъемность автомобиля и не кратен ей, вначале состав­ляются маятниковые маршруты, по которым доставляется основная часть товаров. Остальные товары завозятся по кольцевым и зонно-кольцевым маршрутам.

Магазины, у которых размер единовременной поставки меньше грузоподъемности автомобиля, также объединяются в кольцевые маршруты.

Кольцевые маршруты предполагают завоз товаров одним рейсом в несколько магазинов. Для снабжения магазинов потребительской кооперации они наиболее распространены из-за измельченности и рассредоточенности розничной тор­говой сети, что определяет небольшие партии единовремен­ного завоза.

Целесообразно вначале выполнить рейсы на небольшие расстояния, а затем - отдаленные маршруты. Маршруты группируются так, чтобы автомобиль рационально исполь­зовался в течение дня, совершал несколько рейсов, достав­ляя в магазин товар, а в обратном направлении загружаясь порожней тарой. Разрабатываются графики завоза товаров в магазины по форме. График завоза - это расписание време­ни завоза в конкретные торговые организации по установ­ленным маршрутам с учетом размеров партий и частоты за­воза, режимов работы предприятий, расстояний.

Разработанные маршруты представляют основу для со­ставления схем завоза товара, которые должны ежегодно пересматриваться.

На четвертом этапе наибольший эффект централизован­ная доставка даст при отработке технологии ее организации на всех этапах у всех участников.

На оптовых базах для этого необходимо отработать ра­циональную систему приема заявок на завоз товаров и кон­троль за их выполнением, отборку и выписку, упаковку и пакетирование груза, группировку по маршрутам, отпуск и погрузку.

Прием заявок и контроль их выполнения лучше всего организовать через информационно-диспетчерскую службу оптовой базы. Необходимо вести их регистрацию в специ­альном журнале. Срок выполнения принятых заявок не должен превышать трех дней.

Для отборки товаров на базах следует организовать рабо­ту залов товарных образцов, где должна быть сосредоточена организационно-коммерческая работа с покупателями и оформление отборки товаров.

При переходе на централизованную доставку на базе це­лесообразно создать экспедиционный склад, площадь кото­рого должна обеспечить возможность размещения в нем су­точного объема доставляемых товаров.

Назначение такого склада состоит в том, чтобы сосредо­точить у себя подготовленные всеми товарными складами к отправке грузы. Экспедиционный склад принимает их по количеству мест, каждое из которых опломбировано. При этом проверяется целостность тары, чехлов, пломб, наличие сопроводительных документов, которые вкладываются в специальные карманы на чехлах контейнеров. Принятые то­вары регистрируются в специальном журнале и формируют­ся по маршрутам и получателям. Затем заказывается соот­ветствующее количество транспорта.

Водитель-экспедитор принимает товар по количеству мест, проверяет целостность тары, чехлов, креплений, пломб, расписывается в журнале в получении груза и товар­но-транспортной накладной. По окончании загрузки авто­машины ставится штамп «Выезд разрешен». Такая четко от­работанная технология экспедиционного склада повышает эффективность использования автотранспорта и способст­вует совершенствованию товароснабжения.

Прогрессивным направлением в организации снабжения является система дифференцированного подхода к завозу товаров, исходя из типизации магазинов и ассортиментных перечней. Учитывая, что в системе потребительской коопе­рации много магазинов, торгующих товарами повседневного спроса, оптовым базам целесообразно иметь у себя специа­лизированные склады по торговле непродовольственными товарами повседневного спроса. Это создает условия для более углубленной детальной работы с этим ассортиментом.

Оптовой базе необходимо также решить проблему мак­симальной подготовки товаров к продаже, если этого не сделал изготовитель. Особенно это касается продовольст­венных товаров, требующих фасовки.

Автотранспорт, используемый для централизованной доставки товаров в таре-оборудовании, должен быть обору­дован средствами механизации для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, размеры кузова должны быть унифицированы по модулю тары-оборудования.

Магазины также должны быть подготовлены к приемке товаров в таре-оборудовании. Для этого необходимо по­строить разгрузочные площадки, рампы, убрать пороги, ши­рина дверей и прочность пола должны обеспечить беспре­пятственное движение контейнера в торговый зал. Работни­ки магазина обязаны знать правила приемки товаров в таре-оборудовании и порядок ее возврата.

Важным направлением совершенствования товароснаб­жения является диспетчеризация. Создание информационно-диспетчерских служб (ИДС) является действенным средст­вом повышения эффективности управления этим процес­сом.

ИДС позволяет:

♦ систематически контролировать процесс товароснаб­жения;

♦ своевременно выявлять недостатки, осуществлять оперативное воздействие на управляемую систему;

♦ обеспечивать ритмичность поставок;

♦ повысить эффективность использования транспорт­ных средств.

Объектами управления ИДС являются:

♦ склады поставщиков, осуществляющие товароснаб­жение розничной торговой сети;

♦ магазины;

♦ автотранспорт.

Все они увязываются в единую комплексную систему: поставщик (изготовитель, оптовая база) → автотранспорт → магазин.

Для эффективной работы ИДС требуется четко опреде­лить ее задачи, функции и решить проблему технического и информационного обеспечения. С этой целью необходимо:

♦ определить объекты диспетчерского управления. Это могут быть организации-изготовители, поставляющие това­ры непосредственно в магазины (хлебозаводы, товарзаво­ды и т. д.), могут быть посредники (оптовые базы), колхозы, совхозы (свежие овощи, фрукты) и т. д., магазины зоны об­служивания, автотранспортные организации ведомственные или транспорт общего пользования;

♦ техническое обеспечение (средства связи, ПЭВМ, оргтехника и т. д.);

♦ кадровое обеспечение: численность, квалификация, распределение обязанностей;

♦ унификация форм применяемых документов, обеспе­чение условий для использования электронных документов;

♦ наличие программного обеспечения для использова­ния компьютерных технологий, автоматизации сбора и об­работки информации;

♦ информационное обеспечение ИДС: дислокация сети магазинов зоны обслуживания, графики отборки, схемы за­воза, режимы работы магазинов, наличие и качественная ха­рактеристика автотранспорта, планы товарооборота магази­нов, возможности поставщиков по объему и ассортименту и т. д.

ИДС постоянно контролирует следующие вопросы:

♦ поступление заявок от магазинов, соблюдение сроков их подачи;

♦ отборку товаров, соблюдение графиков отборки;

♦ своевременность подготовки товаров к отпуску и от­правке;

♦ поступление подготовленных к отправке партий то­варов в экспедиционный склад;

♦ определяют потребность в автотранспорте с учетом его грузоподъемности и подготовленности к перевозке под­готовленного к отправке груза;

♦ заказывает необходимое количество автотранспорта;

♦ контролирует своевременность прибытия автотранс­порта под погрузку, время загрузки, отправки товара в роз­ничную сеть;

♦ своевременность разгрузки транспорта в магазинах, загрузка автомашин порожней тарой;

♦ правильность и объективность заполнения товарно-транспортных документов;

♦ систематически контролируют отклонения, кто не явился на отборку, не подал заявку на завоз товаров, чьи за­явки не выполнены;

♦ принимает меры по ликвидации перебоев в торговле товарами;

♦ организует при необходимости переброску товаров из магазинов, где они в избытке, в те магазины, в которых та­кие товары отсутствуют;

♦ собирает информацию о состоянии товарных запасов в магазинах и принимает решения по их нормализации.

Завершающим этапом в разработке программы перехода на централизованную доставку является расчет экономиче­ской эффективности. Она исчисляется как разница между издержками при организации завоза по ранее действующей системе (самовывоз) и при централизованной доставке. Как правило, себестоимость доставки 1 т груза при внедрении прогрессивной технологии сокращается. Экономия достига­ется за счет лучшего использования автотранспорта, полной его загрузки, сокращения пустых пробегов и простоев, меха­низации погрузочно-разгрузочных работ, повышения рит­мичности и

Если эффект положительный, далее целесообразно рас­считать срок окупаемости затрат, связанных с внедрением централизованной доставки товаров в таре-оборудовании: бесперебойности снабжения магазинов, оптими­зации в них товарных запасов, завоза подготовленных к продаже товаров и ускорения их оборачиваемости, совер­шенствования управления процессом товароснабжения. Это обеспечивает достаточно быструю окупаемость капитальных вложений, связанных с внедрением прогрессивной техноло­гии завоза товаров в розничную торговую сеть.

Рассчитать экономическую эффективность централизо­ванной доставки товаров в розничную торговую сеть можно по формуле:

 

Эц.д. = (Эо+Эр+Эт)/(Ро+Рр+Рт) (1.10)

 

где Э0 - экономия издержек обращения у поставщика, осу­ществляющего централизованную доставку, р.;

Эр - эконо­мия издержек обращения в розничной торговой сети, р.;

Эт - экономия издержек обращения на автотранспорте, р.;

Р0 - затраты на централизованную доставку у поставщика, р.;

Рр - затраты на централизованную доставку в рознице, р.;

Рт - затраты на централизованную доставку в автотранспортном предприятии, р.

 

При внедрении централизованной доставки товаров в та­ре-оборудовании потребуются определенные капитальные вложения для обеспечения нужного количества такой тары.

Прежде чем ее внедрять, рекомендуется оценить экономиче­скую целесообразность такой системы товароснабжения пу­тем сравнения затрат до и после внедрения.

Если эффект положительный, далее целесообразно рас­считать срок окупаемости затрат, связанных с внедрением централизованной доставки товаров в таре-оборудовании.

Таким образом, розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового организации, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) — получателей товаров. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данных о средних розничных ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления товаров по ассортименту и качеству, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна проводиться не только за год и по кварталам, но и нарастающим итогом с начала каждого квартала и года. Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на розничном торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Если будет выявлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу магазина нельзя оценить положительно. Если будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают увеличение розничного товарооборота, то это значит, что часть поступивших товаров находится в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принять меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов. Поступление и закупки товаров - материальная основа выполнения плана складского и транзитного товарооборота. Поступление — это количество товаров, поступающих на склады оптового торгового организации. Закупки — это товары, поступившие на склад, а также закупленные и доставленные покупателям транзитом. Таким образом, объем закупки товаров оптовым торговым предприятием — это поступление товаров на склад и транзитный оборот с участием в расчетах.

Товарное обеспечение оптового товарооборота и выполнение плана поставки товаров оптовому торговому предприятию поставщиками анализируют в целом, по группам товаров и источникам поступления — от промышленных предприятий района деятельности оптового торгового организации, оптовых торговых предприятий одной и той же оптовой организации, а также других союзных республик и по импорту. Проверяют выборку фондов, выделенных в централизованном порядке, отдельно изучают поступление товаров из нецентрализованных источников, из местных источников, особенно местной промышленности в порядке самостоятельных закупок в целях более полного обеспечения розничных организаций и предприятий товарами.

Успешно выполнить план оптового товарооборота можно только при бесперебойном поступлении товаров в нужном количестве и ассортименте, нормальных товарных запасах, а также в требуемом ассортименте.

Анализируя поставки по отдельным поставщикам,нужно, во-первых, выяснить, до какой степени формирование объема и ассортимента товаров учитывает необходимость обеспечить розничную торговлю товарами для детей, молодежи и лип, старшего возраста по основным ценовым группам, во-вторых, оценить выполнение каждым поставщиком условий поставки и договорных обязательств не только по количеству и времени поставки, но и по качеству выполнения поставок в соответствии с заключенными договорами.

Если изучить поступающие от покупателей рекламации, выявить неходовые и залежалые товары на складах оптового торгового организации и в розничной сети, можно определить качество продукции отдельных поставщиков, которое необходимо учитывать при оценке выполнения договоров. В связи с этим следует проверить и уровень организации и результаты качественной приемки товаров от поставщиков, данные о предъявленных поставщикам и взысканных оптовым предприятием штрафных санкциях.

Товарное обеспечение в оптовой торговле формируется за счет централизованных фондов, самостоятельных закупок товаров и вовлечения в товарооборот товаров из сверхнормативных запасов. Расчет товарного обеспечения производится по каждому источнику отдельно.

При определении потребности в товарах учитывают объем оптового товарооборота по реализации, межреспубликанский и внутрисистемный товарооборот, изменение товарных запасов на начало и конец планируемого года, а также товарные потерн и прочее выбытие товаров. В процессе планирования товарного обеспечения отдельно рассчитывают поступление товаров на склад и общий объем закупок товаров оптовой базой. Объем поступления товаров (П) определяют балансовым методом: к проектируемому складскому товарообороту (Р) прибавляют сумму норматива товарного запаса на конец планируемого года (Зк) и вычитают ожидаемые товарные запасы на начало планируемого года (Зн).

В расчетах используется балансовая связь между всеми показателями товарооборота:

 

Зн + П = Р + Зк, (1.11)

 

Планируемое поступление товаров должно обеспечить выполнение плана складского товарооборота и создание нормальных товарных запасов по каждой группе товаров и в целом по базе на конец планируемого года.

Общий объем закупок товаров оптовой базой больше их поступления на сумму транзитного оборота с участием базы в расчетах, так как при этой форме расчетов база оплачивает товары, поступающие в розничную сеть непосредственно от поставщиков. Таким образом, поступление товаров обеспечивает товарными ресурсами складской товарооборот и норматив товарных запасов, а общая сумма закупок — и транзитный оборот с участием базы в расчетах.

Расчет товарного обеспечения производится на год с распределением по кварталам.

После расчетов поступления и закупок товаров разрабатывают сводный баланс оптового товарооборота, в котором увязывают все показатели: реализацию, товарные запасы, поступление и закупки товаров.

Необходимым условием эффективной работы базы является систематический контроль за выполнением плана товарооборота и качеством обслуживания покупателей. Основной целью контроля за выполнением плана товарооборота является выявление резервов для выполнения и перевыполнения плана и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей. Проверяется выполнение плана по всем элементам товарооборота: продаже товаров, состоянию товарных запасов, выполнению плана поступления товаров.

Контроль за выполнением плана продажи производится по каждой группе товаров, по покупателям и формам продажи. Работники товарных отделов, складов ведут учет выполнения договоров поставки с каждым покупателем. Это позволяет своевременно устранить отставание в отгрузке и обеспечить ритмичное поступление товаров покупателям. Проверяется также выполнение плана поступления товаров на базу. Учет выполнения договоров с каждым поставщиком дает возможность проверять объем, ассортимент и соблюдение сроков поставки товаров, своевременно принимать меры.

Результаты контроля используются для оперативного руководства работой базы, каждого товарного отдела, склада.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.