Здавалка
Главная | Обратная связь

Теорические основны



Вашему вниманию предлагается тест на определения когнитивного (познавательного) стиля личности. Между свойствами личности и особенностями выполнения ею перцептивных имеется взаимосвязь. В работах Г. Виткина было выявлено, что испытуемые различаются между собой по степени зависимости от поля зрения («полезависимые» и «поленезависимые») и данный показатель является относительно стабильной величиной, определяющий когнитивный стиль личности.

Описание

ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ:

опора на опыт

самостоятельность

высокий интеллект

стабильность самоценки и оценки других людей

схематизм

высокий самоконтроль

абстрактное мышление

склонность к персеверациям (навязчивым мыслям и воспоминаниям)

склонность к одиночеству

холодность в отношениях

ориентация на задачу

 

ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ:

глобальное восприятие действительности

зависимость решений от внешних факторов

зависимость от группы

генерализированные обобщения

хорошая память на лица и имена

общительность

теплота в отношениях

эмпатичность

широкие контакты и знакомства

ориентация на общение

Результат

Личный код: 820511

Фамилия: во

Имя: лоан

Пол: F

Возраст: 22

 

Дата работы: 28.09.2012 15:58

Время работы общее: 76 с. (1 м. 16 с.)

Продолжительность чистая: 71 с. (1 м. 11 с.)

Отчет о работе:

 

Вариант М

Результаты работы

Распознано форм: 30

В том числе с первого раза: 30

В том числе в отведенное время (10 мин.): 30

 

No | 1| 2| 3| 4| 5| 6| 7| 8| 9| 10| 11| 12| 13| 14| 15|

--------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+

Время | 2| 1| 2| 1| 1| 2| 2| 1| 1| 1| 1| 1| 1| 3| 1|

--------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+

Ошибок | 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0|

--------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+

 

No | 16| 17| 18| 19| 20| 21| 22| 23| 24| 25| 26| 27| 28| 29| 30|

--------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+

Время | 2| 2| 2| 3| 1| 2| 2| 20| 4| 3| 2| 2| 2| 2| 2|

--------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+

Ошибок | 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0| 0|

--------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+

 

Общее число ошибок: 0

Среднее время: 2.4 с.

Оценка: 5

Методика Лачинса

Инструкция:

«На вашем бланке имеется 10 задач, для решения которых вам необходимо выполнить элементарные арифметические действия. Прямо на бланке или в своей тетради записывайте последовательность арифметических действий, использованных вами для решения каждой задачи. Время не ограничено. Решайте задачи последовательно от 1 до 10. Задачи нужно решать самостоятельно».

Обработка результатов:

1. Каждый испытуемый у себя проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи 1 – 5 имеют только одно решение, т.е. их решение всегда рационально. Критерием рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий – 2х, 1 или никакого.
2. Сравнить результаты в экспериментальной и контрольной группе. (У испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного способа решения задач 1-5 с обязательным использованием всех 3х сосудов вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6-10). У Лачинса большинство испытуемых (около 80 %) совершают перенос на тестовые задачи тез процедур, которые использовались при решении 5 предыдущих. В результате эти испытуемые не находят новых рациональных способов решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов – затрудненность переключения мышления на новые способы и правила, «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную заранее программу действий.

БЛАНК 1
1. Даны 3 сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 л. воды?
2. Даны 3 сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л. воды?
3. Даны 3 сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л. воды?
4. Даны 3 сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л. воды?
5. Даны 3 сосуда, емкость которых 29, 14, 2 л. Как отмерить ровно 11 л. воды?
6. Даны 3 сосуда, емкость которых 28, 14, 2 л. Как отмерить ровно 10 л. воды?
7. Даны 3 сосуда, емкость которых 27, 12, 3 л. Как отмерить ровно 9 л. воды?
8. Даны 3 сосуда, емкость которых 30, 12, 3 л. Как отмерить ровно 15 л. воды?
9. Даны 3 сосуда, емкость которых 28, 7, 5 л. Как отмерить ровно 12 л. воды?
10. Даны 3 сосуда, емкость которых 26, 10, 3 л. Как отмерить ровно 10 л. воды?

БЛАНК 2
1. Даны 3 сосуда, емкость которых 26, 10, 3 л. Как отмерить ровно 10 л. воды?
2. Даны 3 сосуда, емкость которых 28, 7, 5 л. Как отмерить ровно 12 л. воды?
3. Даны 3 сосуда, емкость которых 30, 12, 3 л. Как отмерить ровно 15 л. воды?
4. Даны 3 сосуда, емкость которых 27, 12, 3 л. Как отмерить ровно 9 л. воды?
5. Даны 3 сосуда, емкость которых 28, 14, 2 л. Как отмерить ровно 10 л. воды?
6. Даны 3 сосуда, емкость которых 29, 14, 2 л. Как отмерить ровно 11 л. воды?
7. Даны 3 сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л. воды?
8. Даны 3 сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л. воды?
9. Даны 3 сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л. воды?
10. Даны 3 сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 л. воды?

Результат

Личный код: 820511

Фамилия: во

Имя: лоан

Пол: ж

Возраст: 22

Дата работы: 28.09.2012 16:30

Время работы общее: 206 с. (3 м. 26 с.)

Время работы чистое: 128 с. (2 м. 08 с.)

Отчет о работе:

Условия выполнения эксперимента Данное решение Оптимально

1. A=16 B= 3 C= 1 Получить: 9 A-B-B-C 5 A-2B-C 5

2. A=35 B=10 C= 2 Получить:13 A-B-B-C 5 A-2B-C 5

3. A=26 B= 6 C= 3 Получить:11 A-B-B-C 5 A-2B-C 5

4. A=52 B=19 C= 4 Получить:10 A-B-B-C 5 A-2B-C 5

5. A=41 B=12 C=11 Получить: 6 A-B-B-C 5 A-2B-C 5

6. A=24 B= 7 C= 2 Получить: 8 A-B-B-C 5 A-2B-C 5

7. A=29 B= 7 C= 4 Получить:11 C+B 4 B+C 4

8. A=62 B=16 C= 7 Получить:23 C+B 4 B+C 4

9. A=33 B= 9 C= 3 Получить:12 C+B 4 B+C 4

10. A=23 B= 5 C= 4 Получить: 9 C+B 4 B+C 4

11. A=13 B= 3 C= 2 Получить: 5 C+B 4 B+C 4

Оценка: 5

МЕТОД УЗНАВАНИЯ

Теорические основы

При этом методе элементы материала, подлежащего заучиванию, располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать, среди новых, но однородных элемен­тов (заучиваемые слоги смешиваются с другими слогами, прилагательные с другими прилагательными, рисунки с дру­гими рисунками и т. д.). В этом случае задача испытуемого будет состоять в том, чтобы просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать те, которые требуется заучить, по мере того как они будут встречаться.

Как правило, опыт на узнавание практически можно ор­ганизовать следующим образом: допустим, заучивается ряд из 10 стимулов, которые затем смешивают с 30 новыми стимулами. Таким образом можно составить однородный ряд, содержащий 40 стимулов, которые и предъявляются испытуемому.

Содержание методики:

Как и в методе заучивания, материал предъявляется постоянное число раз, однако запомненные стимулы следует не воспроизвести, а узнать среди другого материала. Критерием оценки служит показатель узнавания, предложенный Постманом (Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.)

где Rс — показатель окончательного узнавания, В — число правильных идентификаций, М — число ошибочных иденти­фикаций и n — общее число предъявлений.

Инструкция:

В данной работе Вам будет 4 раза предъявлен один и тот же набор из 12 бессмысленных слогов. Время предъявления каждого слога - 1с. После всех предъявлений Вам будут последовательно показаны еще 36 слогов, среди которых будут и те, которые следовало запомнить. При узнавании слога Вы должны нажать клавишу 'Д'+ если же слог не входит в запоминаемую серию, нажмите 'Н'

Результат

Личный код: 820511

Фамилия: Во тхи

Имя: Лоан

Пол: F

Возраст: 22

 

Дата работы: 26.10.2012 16:40

Время работы общее: 244 с. (4 м. 04 с.)

Время работы чистое: 238 с. (3 м. 58 с.)

Отчет о работе:

Показатели заучивания

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего

---+---+---+---+---+---+---+---+---+----+----+----+------

+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 12

---+---+---+---+---+---+---+---+---+----+----+----+------

 

Правильных обнаружений: 12

Корректных отвержений: 24

Пропусков: 0

Ложных тревог: 0

Сравните результаты с полученными Методом постоянного

числа предъявлений (Опыт 2)

 

Дополнительная статистика: Hit=1.0; FA=0.00; d'=4.9

 

Оценка: 5


МЕТОД ИОП

Теории и описание

Иллюзии - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи. Основной вопрос, интересующий не только психологов, но и художников, - как на основе двухмерного изображения на сетчатке воссоздается трехмерный видимый мир. Возможно, зрительная система использует определенные признаки глубины и удаленности, например, принцип перспективы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются. Мы не осознаем, насколько сильно изменяется проекция объекта на сетчатке по мере его удаления.
Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий - иллюзия Мюллера-Лайера (см. рис. 2).
Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длину правого.
Еще один пример оптико-геометрических иллюзий - иллюзия Понцо (рис. 3)
- также иллюстрирует искажения восприятия размера. Левый отрезок кажется значительно больше правого. Было предложено множество теорий, объясняющих подобные искажения. Одна из наиболее интересных предполагает, что человек интерпретирует обе картинки как плоские изображения в перспективе. Стрелочки на концах отрезков, а также схождение косых лучей в одной точке создают признаки перспективы, и человеку кажется, что отрезки расположены на разной глубине относительно наблюдателя. Учитывая эти признаки, а также одинаковую проекцию отрезков на сетчатке, зрительная система вынуждена сделать вывод, что они разного размера. Те фрагменты рисунка, которые кажутся более удаленными, воспринимаются большими по размеру.
Значение перспективы для восприятия иллюзии Мюллера-Лайера иллюстрирует рис. 4. В повседневной жизни нас окружает множество прямоугольных предметов: комнаты, окна, дома, типичные очертания которых можно видеть на рис. 4а, 4б. Поэтому изображение, на котором линии расходятся, можно воспринимать как угол здания, расположенный дальше от наблюдателя, в то время как рисунок, на котором линии сходятся, воспринимается как угол здания, расположенный ближе. Аналогично можно объяснить иллюзию Понцо. Косые линии, сходящиеся в одной точке, ассоциируются либо с длинным шоссе, либо с железнодорожным полотном, на котором лежат два предмета. Зрительные шаблоны, сформированные таким "прямоугольным" окружением, и заставляют нас ошибаться при взгляде на рис. 2, 3. Но при введении в рисунок элементов ландшафта иллюзия исчезает.

Результат

Фамилия: во

Имя: лоан

Пол: F

Возраст: 22

 

Дата работы: 26.10.2012 14:35

Время работы общее: 64 с. (1 м. 04 с.)

Время работы чистое: 53 с. (0 м. 53 с.)

Отчет о работе:

Общее количество задач: 25 в том числе в отведенное время (3 мин.): 25

Из них правильных ответов: 11 в том числе в отведенное время (3 мин.): 11

Неверных: 14

 

****** Подробнее: ******

Правильных обнаружений Hit = 5

Ложных тревог FA = 10

Корректных отрицаний CR = 6

Пропусков стимула Miss = 4

 

Продуктивность = -0.0694

 

Формула продуктивности:

 

Hit FA CR Miss

(----- - ------) + (----- - ------)

NS No No NS

-----------------------------------

где NS - количество предъявлений, содержащих стимул

No - количество "пустых" предъявлений

Возможный диапазон изменения индекса продуктивности: -1..1

Оценка: 4


 

Метод шкала

Теорические основы

Райан Р. предложил все концепции психологического благополучия разделить на гедонистические и эвдемонистические. Теория Рифф относится к последним, то есть в ее основе лежит убеждение в том, что личностный рост является главной и самой важной составляющей психологического благополучия. Она считает, что психологическое благополучие можно описать через шесть представленных факторов, связывая эту дефиницию с проблемой позитивного функционирования личности, что позволило объединить сразу и степень такого функционирования (выраженность), и степень удовлетворенности собой и своей жизнью (здесь важно помнить об ограничениях теории Н. Брэдбурна).

Создание методики

Вопросы Кэрол формировала, исходя из определений шести имеющихся шкал, в итоге их полчилось 80 — по 40 на каждый полюс шкал. Многие вопросы позже были устранены из-за своей неоднозначности, после чего их осталось всего 32 (по 16). Эти вопросы были повторно проверены на выборке в 321 человек. Респонденты оценивали каждый пункт по шестибальной шкале (градация: полностью не согласен; скорее не согласен; кое в чем не согласен; кое в чем согласен; скорее согласен; полностью согласен). После этого осталось 20 вопросв, которые послужили основой для теста. Позднее их число было увеличено до 84 и 54, которые были проверены на национальной репрезентативной выборке, состоящей из англоговорящих взрослых 25 лет и старше.

Результат

Личный код: 820511

Фамилия: Во тхи

Имя: Лоан

Пол: F

Возраст: 22

 

Дата работы: 26.10.2012 17:04

Время работы общее: 959 с. (15 м. 59 с.)

Продолжительность чистая: 277 с. (4 м. 37 с.)

Отчет о работе:

Правильных ответов: 6 из 10

Оценка: 5

 

Контрольный тест по теме "Измерение и шкалы"

Теории и содержание

В психологии довольно часто приходится иметь дело с измерением. По сути дела любой психологический тест является инструментом измерения, результатом которого, чаще всего, являются числовые данные.

Измерение – операция для определения отношения одного объекта к другому. Измерение реализуется за счет приписывания объектам значений так, чтобы отношения между значениями отражали отношения между объектами. К примеру, мы измеряем рост двух людей (объект измерения - рост). Получив значения 170 и 185 см. мы можем точно сказать, что один человек выше другого. Данный вывод был получен благодаря измерению роста. Таким образом, отношение между объектами было передано с помощью чисел.

В психологии можем видеть аналогичные предыдущему примеру явления. Мы используем тесты интеллекта, чтобы получить числовое значение IQ и иметь возможность сравнить его с нормативным значением, используем тесты личности, чтобы на основе полученных чисел описать психологические особенности человека, используем тесты достижений, чтобы выяснить насколько хорошо был усвоен учебный материал. Измерением так же является подсчет количества определённых актов поведения в ходе наблюдения за испытуемыми, подсчет площади штриховки в проективных рисунках, подсчет количества ошибок в корректурной пробе.

В случае с ростом объектом измерения был не человек, а его рост. Изучая психику человека мы так же измеряем не его самого, а определённые психологические особенности: черты личности, интеллект, отдельные характеристики познавательной сферы и т.д. Всё, что мы измеряем называется переменными.

Переменная – свойство, которое может менять своё значение. Рост является свойством всех людей, но у каждого он разный, а значит является переменной. Пол так же является переменной, но может принимать всего 2 значения. Все показатели тестов в психологии являются переменными.

Результаты некоторых психологических тестов, на первый взгляд, очень трудно представить как результат измерения и трудно понять, какие свойства (переменные) измеряются этими тестами. Яркий пример тому – проективные тесты, особенно рисуночные и вербальные. За каждым элементом рисунка скрывается какая-либо психологическая особенность (переменная) и говоря о выраженности либо невыраженности этой переменной на основе элемента рисунка мы производим акт измерения. Таким образом, несмотря на огромное количество переменных, измеряемых с помощью проективных рисунков измерение чаще всего сводится к простой констатации факта «переменная выражена / не выражена», реже имеется три или больше градации. Гораздо проще обстоит дело с тестами, в которых нужно что-либо упорядочить, т.к. их результат – число, отражающее порядковое место. Ещё более очевидны результаты тестов-опросников, тестов интеллекта и познавательных способностей.

Шкала измерения – ограничение типа отношений между значениями переменных, накладываемое на результаты измерений. Чаще всего, шкала измерения зависит от инструмента измерения.

Описание

1. Шкала наименований - простейшая из шкал измерения. Числа (равно как буквы, слова или любые символы) используются для различения объектов. Отображает те отношения, посредством которых объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы. Номер (буква, название) класса не отражает его количественного содержания. Примером шкалы такого рода может служить классификация испытуемых на мужчин и женщин, нумерация игроков спортивных команд, номера телефонов, паспортов, штрих-коды товаров. Все эти переменные не отражают отношений больше/меньше, а значит являются шкалой наименований.

Особым подвидом шкалы наименований является дихотомическая шкала, которая кодируется двумя взаимоисключающими значениями (1/0). Пол человека является типичной дихотомической переменной.

В шкале наименований нельзя сказать, что один объект больше или меньше другого, на сколько единиц они различаются и во сколько раз. Возможна лишь операция классификации — отличается/не отличается.

В психологии иногда невозможно избежать шкалы наименований, особенно при анализе рисунков. К примеру, рисуя дом, дети часто рисуют солнце в верхней части листа. Можно предположить, что расположение солнца слева, посередине, справа или отсутствие солнца вообще может говорить о некоторых психологических качествах ребенка. Перечисленные варианты расположения солнца являются значениями переменной шкалы наименований. Причем, мы можем обозначить варианты расположения номерами, буквами или оставить их в виде слов, но как бы мы их не называли, мы не можем сказать, что один ребенок «больше» другого, если нарисовал солнце не посередине, а слева. Но мы можем точно сказать, что ребенок, нарисовавший солнце справа однозначно не является тем, кто нарисовал солнце слева (или не входит в группу).

Таким образом, шкала наименований отражает отношения типа: похож/не похож, тот/не тот, относится к группе/не относится к группе.

 

2. Порядковая (ранговая) шкала - отображение отношений порядка. Единственно возможные отношения между объектами измерения в данной шкале – это больше/меньше, лучше/хуже.

Самой типичной переменной этой шкалы является место, занятое спортсменом на соревнованиях. Известно, что победители соревнований получают первое, второе и третье место и мы точно знаем, что спортсмен с первым местом имеет лучшие результаты, чем спортсмен со вторым местом. Кроме места, имеем возможность узнать и конкретные результаты спортсмена.

В психологии возникают менее определенные ситуации. К примеру, когда человека просят проранжировать цвета по предпочтению, от самого приятного, до самого неприятного. В этом случае, мы точно можем сказать, что один цвет приятнее другого, но о единицах измерения мы не можем даже предположить, т.к. человек ранжировал цвета не на основе каких-либо единиц измерения, а основываясь на собственных чувствах. То же самое происходит в тесте Рокича, по результатам которого мы так же не знаем на сколько единиц одна ценность выше (больше) другой. Т.е., в отличие от соревнований, мы даже не имеем возможности узнать точные баллы различий.

Проведя измерение в порядковой шкале нельзя узнать на сколько единиц отличаются объекты, тем более во сколько раз они отличаются.

 

3. Интервальная шкала - помимо отношений указанных для шкал наименования и порядка, отображает отношение расстояния (разности) между объектами. Разности между соседними точками в этой шкале равны. Большинство психологических тестов содержат нормы, которые и являются образцом интервальной шкалы. Коэфициент интеллекта, результаты теста FPI, шкала градусов цельсия – всё это интервальные шкалы. Ноль в них условный: для IQ и FPI ноль – это минимально возможный балл теста (очевидно, что даже проставленные наугад ответы в тесте интеллекта, позволят получить какой-либо балл отличный от нуля). Если бы мы не создавали условный ноль в шкале, а использовали реальный ноль как начало отсчета, то получили бы шкалу отношений, но мы знаем, что интеллект не может быть нулевым.

Не психологический пример шкалы интервалов — шкала градусов Цельсия. Ноль здесь условный — температура замерзания воды и существует единица измерения — градус Цельсия. Хотя мы знаем, что существует абсолютный температурный ноль - это минимальный предел температуры, которую может иметь физическое тело, который в шкале Цельсия равен -273,15 градуса. Таким образом, условный ноль и наличие равных интервалов между единицами измерения являются главными признаками шкалы интервалов.

Измерив явление в интервальной шкале, мы можем сказать, что один объект на определенное количество единиц больше или меньше другого.

4. Шкала отношений. В отличие от шкалы интервалов может отражать то, во сколько один показатель больше другого. Шкала отношений имеет нулевую точку, которая характеризует полное отсутствие измеряемого качества. Данная шкала допускает преобразование подобия (умножение на константу). Определение нулевой точки - сложная задача для психологических исследований, накладывающая ограничение на использование данной шкалы. С помощью таких шкал могут быть измерены масса, длина, сила, стоимость (цена), т.е. всё, что имеет гипотетический абсолютный нол

Результат

Контрольный тест по теме "Измерение и шкалы"

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Дата работы: 23.11.2012 13:45

Время работы общее: 2 м. 41 с.

Продолжительность чистая: 2 м. 39 с.

Экспериментальный план: Контрольный тест по теме "Измерение и шкалы"

Набрано 8 баллов из 16. Оценка 3

 

Зачет. Слабо.

 

 

-----------------------------------------------------------------

Методика «Классификация понятий»

Теорические основы

Выявляются такие особенности мышления, как способ­ность выделять существенные признаки (для объединения карточек в группы) и уровень обобщения, доступный школь­нику или взрослому. Для детей до 14 лет адекватной будет методика «Классификация предметов», где на карточках представлены нарисованные предметы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.