Здавалка
Главная | Обратная связь

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



Выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

1. владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

2. использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

3. владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18);

4. быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);

5. быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

6. быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);

7. быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

8. быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);

9. быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);

10. быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения (ПК-9);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

 

- сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.

- сущность и содержание инструментария технологий социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению трудных жизненных ситуаций и решению социальных проблем

- основные виды технологий в различных сферах жизнедеятельности с различными группами населения.

Уметь:

- находить технологические решения социальных проблем различного уровня социальной

сферы;

- проектировать технологии социальной работы для каждого конкретного случая;

- создавать инновационные технологии социальной работы для решения практических задач;

-обосновывать выбор методик и технологий решения проблем различного уровня

Владеть:

- основными методами социальной работы с индивидом, группой, общностью;

- технологиями социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;

- методами координации усилий социальных служб и организаций различной ведомственной подчиненности при решении социальных проблем индивида и группы;

- основными процедурами технологического процесса социальной работы различного уровня и различного вида;

 

1.4. Структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа). Курс завершается экзаменом в 5 семестре.


 

Календарно-тематический план (очная форма обучения)

Наименование разделов, тем Семестр Количество часов по учебному плану Формы текущего контроля по теме, разделу
Максим.нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Семинар/ Практич. занятия Лаборатор. работа
  Раздел I. Основы технологии социальной работы              
Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина          
Теоретические основы технологизации социальных процессов        
Технология социальной работы как наука о социальном воздействии      
Социальные проблемы: специфика, уровни и способы решения      
Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения      
Социальное прогнозирование, моделирование и экспертиза: сущность, принципы, технология.      
Целеполагание как этап и процедура технологии социальной работы      
Технология принятия решений    
Междисциплинарные технологии и методики социальной работы      
Проблемы технологизации процессов социальной работы. Влияние социокультурной среды на содержание технологий социальной работы.            
  Контрольная работа по разделу      
  Раздел II. Общие технологии социальной работы              
Социальное регулирование. Типы и формы социальной и индивидуальной регуляции        
Мотивация как способ социального действия    
Коммуникация как действие и взаимодействие. Коммуникативная деятельность социального работника    
Сотрудничество как форма социального действия. Принципы и правила сотрудничества      
Организация деятельности как функция социальной работы: технологический аспект      
Социальное обеспечение и механизм его осуществления    
Социальное обслуживание как технология социальной работы    
Социальное страхование      
  Контрольная работа по разделу      
  Зачет            
  Раздел III. Функциональные технологии социальной работы              
Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе      
Технологии социальной профилактики средствами социальной работы      
Социальная терапия и социальная коррекция: сущность и методы ее осуществления      
Социальная реабилитация и технологии ее осуществления      
Посредничество и консультирование как методы социальной работы      
Социальный надзор и контроль      
Социальный патронаж. Методика патронажной помощи населению    
Опека и попечение как социальные технологии    
Связь с общественностью как технология социальной работы      
  Контрольная работа по разделу      
  Раздел IY. Технологии социальной работы в различных сферах деятельности и с различными группами населения              
Отечественный и зарубежный опыт социально-технологического подхода к решению проблем детей, подростков и молодежи        
Опыт технологической деятельности в системе социальной работы с женщинами в России и за рубежом        
Содержание технологий социальной работы с лицами девиантного поведения        
Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми        
Использование социальных технологий в решении проблем лиц с ограниченными возможностями: отечественная и зарубежная практика        
Технологии социальной работы с семьей        
Проблемы новаторства в технологии социальной работы      
  Контрольная работа по разделу      
  Экзамен по дисциплине          
  КСР            
  Итого часов      
  Итого зач.ед              

Календарно-тематический план (заочная форма обучения)

Наименование разделов, тем семестр Количество часов по учебному плану  
Максим.нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа  
В том числе
Лекции Семинар/ Практич. работа Лаборатор. работа
  Раздел I. Основы технологии социальной работы          
Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина        
Теоретические основы технологизации социальных процессов      
Технология социальной работы как наука о социальном воздействии      
Социальные проблемы: специфика, уровни и способы решения      
Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения    
Социальное прогнозирование, моделирование и экспертиза: сущность, принципы, технология.    
Целеполагание как этап и процедура технологии социальной работы    
Технология принятия решений    
Проблемы технологизации процессов социальной работы. Влияние социокультурной среды на содержание технологий социальной работы.          
Междисциплинарные технологии и методики социальной работы      
  Раздел II. Общие технологии социальной работы            
Социальное регулирование. Типы и формы социальной и индивидуальной регуляции      
Мотивация как способ социального действия    
Коммуникация как действие и взаимодействие. Коммуникативная деятельность социального работника      
Сотрудничество как форма социального действия. Принципы и правила сотрудничества      
Организация деятельности как функция социальной работы: технологический аспект      
Социальное обеспечение и механизм его осуществления        
Социальное обслуживание как технология социальной работы      
Социальное страхование      
  Раздел III. Функциональные технологии социальной работы            
Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе        
Технологии социальной профилактики средствами социальной работы        
Социальная терапия и социальная коррекция: сущность и методы ее осуществления        
Социальная реабилитация и технологии ее осуществления      
Посредничество и консультирование как методы социальной работы      
Социальный надзор и контроль      
Социальный патронаж. Методика патронажной помощи населению      
Опека и попечение как социальные технологии      
Связь с общественностью как технология социальной работы      
  Раздел IY. Технологии социальной работы в различных сферах деятельности и с различными группами населения          
Отечественный и зарубежный опыт социально-технологического подхода к решению проблем детей, подростков и молодежи        
Опыт технологической деятельности в системе социальной работы с женщинами в России и за рубежом        
Содержание технологий социальной работы с лицами девиантного поведения        
Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми        
Использование социальных технологий в решении проблем лиц с ограниченными возможностями: отечественная и зарубежная практика      
Технологии социальной работы с семьей        
Проблемы новаторства в технологии социальной работы      
  Экзамен по дисциплине        
  КСР          
  Итого часов    
  Итого зач.ед          
                   

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование тем дисциплины Содержание темы
Раздел I. Основы технологии социальной работы
Тема 1 Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина Источники, объективные предпосылки и необходимость технологизации социальной деятельности. Понятия и сущность социальной технологизации как науки, ее задачи. Условия технологизации практической деятельности в социальной сфере. Специфика социальных технологий. Особенности технологизации социальной сферы.. Технологизация деятельности специалистов по социальной работы как основа профессионализма. Сущность и значение социально-технологического подхода в практике социальной работы
Тема 2 Теоретические основы технологизации социальных процессов Социальный процесс. Внешние и внутренние факторы, влияющие на социальный процесс. Понятие социального воздействия, его сущность и содержание. Направленное воздействие на социальные процессы в практике социальной работы. Характеристика социальных технологий Определение технологического процесса, его содержания и специфики в социальной сфере. Основные этапы технологического процесса. Признаки технологизации социального процесса. Характеристика основных элементов структуры технологического процесса. Понятие инструментария социальной технологии. Многообразие видов социальных технологий и их отражение в практике социальной работы. Факторы, обуславливающие многообразие социальных технологий. Классификация социальных технологий. Принципы и основания классификации. Основные типы социальных технологий.
Тема 3 Технология социальной работы как наука о социальном воздействии Понятие и задачи технологии социальной работы. Технология социальной работы как система приемов и средств социального воздействия, как организация социального воздействия, как алгоритм социального воздействия. Место технологии социальной работы в структуре социальных технологий. Основные понятия технологии социальной работы. Объект, предмет и субъект технологии социальной работы. Условия технологизации социальной работы. Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Основные этапы технологического процесса. Особенности технологии социальной работы: динамичность, непрерывность, цикличность, дискретность. Уровни и типы технологий социальной работы. Многообразие видов технологий социальной работы и факторы, обуславливающие это многообразие. Специфика и классификация технологий в социальной работе. Существенные признаки технологичности социальной работы. Соотношение технологичности и творчества в социальной работе. Сущность и методологическое значения диалектического и синергетического подходов. Диалектический и синергетический подход к технологизации социальной работы
Тема 4 Социальные проблемы: специфика, уровни и способы решения Понятие социальной проблемы и ее истоки. Противоречия как основная причина возникновения проблем. Типы противоречия и виды социальных проблем. Потенциальные и актуальные проблемы. Проблемы как фактор социального развития. Проблемная недостаточность. Проблемная избыточность. Тенденция возрастания проблемности. Концепция “беспроблемности”. Многообразие социальных проблем. Социальная проблема как проблема человеческого индивида. Понятие личностной проблемы и ее соотношение с социальной проблемой. Психологический аспект социальной проблемы. Переживание и осознание проблемы. Источники личных проблем. Мнимые и реальные проблемы. Характер отношения человека к проблемам и его учет в практике социальной работы. Задачи социального работника в разрешении жизненных проблем. Общие принципы разрешения жизненных проблем. Правила формулирования проблемы, методы постановки проблемы. Селекция и критерии разрешимости жизненных проблем. Технология разрешения проблем. Выбор приоритетов и выработка алгоритма действий специалиста социальной работы. Жизненная проблема и социальная ситуация. Ситуационный анализ и учет субъективных факторов в жизнедеятельности личности. Объективные и субъективные источники проблемной ситуации. Адекватность оценки ситуации. Значения категории “социальная ситуация” в теории и практике социальной работы
Тема 5 Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения Понятие социальной диагностики, ее сущность. Функции и задачи социальной диагностики. Диагностика как важнейшее условие эффективности социальной работы. Уровни социальной диагностики. Объект социальной диагностики. Зависимость предмета социальной диагностики от притязаний социального работника. Диагноз социальной ситуации, социального процесса или проблемы. Сущность и задачи социального диагноза: выявление причинно-следственных связей, мотивов поведения объекта социальной работы, их идентификация, структурирование, ранжирование, измерение и комплексная оценка. Принципы и методы социальной диагностики. Единство количественных, качественных и факторных параметров в социальном диагнозе. Принципы диагностики: объективность, причинная обусловленность, комплексность, обоснованность, подтверждаемость. Система методов социальной диагностики и их значение в социальной работе. Аналитические методы: структурный анализ, ситуационный, позиционный и факторный анализ. Сравнительные методы диагностики: метод измерений и дифференциации. Прогностический метод. Методы психологического, социально-психологического и социологического анализов. Методология ситуационного и позиционного анализов. Использование общенаучных методов в социальной диагностике. Требования, предъявляемые к современным методам социальной диагностики и их выбору. Технология социодиагностики. Общая логическая схема диагностического исследования. Технология социальной диагностики в работе с клиентом. Социальная информация как основание социального действия. Понятие информации. Свойства информации: полезность, достоверность, полнота, новизна, ценность. Особенности социальной информации. Информационное обеспечение социального действия. Понятие информационной культуры. Источники социальной информации. Критерии объективности. Проблемы достоверности социальной информации. Искажение социальной информации. Типичные ошибки при сборе информации.
Тема 6 Социальное прогнозирование, моделирование и экспертиза: сущность, принципы, технология. Значение прогнозирования в социальной работе. Социальное прогнозирование как метод научного познания. Содержание и функции социального прогнозирования. Виды социального прогнозирования. Задачи поискового, нормативного, оперативного и долгосрочного прогнозирования. Принципы социального прогнозирования. Условия надежности социальных прогнозов. Оценка достоверности социального прогноза и верификационные факторы. Технологические этапы социального прогнозирования, их системный характер. Методы социального прогнозирования, их характеристика. Трендовые, факторные и эвристические модели социального прогнозирования и их место в социальной работе. Методы экстраполяции и способы его реализаций. Моделирование: понятие, сущность, цели и задачи. Технология моделирования. Сущность социальной экспертизы. Объект, субъект и предмет социальной экспертизы. Социальная экспертиза как база научного обоснования социального действия. Функции социальной экспертизы и задачи. Специфика социальной экспертизы и границы ее применения. Организационные модели социальной экспертизы
Тема 7 Целеполагание как этап и процедура технологии социальной работы Целеполагание как специфическая форма деятельности личности. Целесообразность, целеполагание и целедостижение. Целеполагание и цельность личности. Объективное и субъективное в целеполагании. Функции и принципы процесса целеполагания. Методологический и организационный аспект целеполагания. Целесообразность как технологический принцип социальной работы. Понятие цели. Виды целей: проблемные, новаторские, цели самосовершенствования, стратегические и тактические цели, первичные и вторичные, дальние и близкие (промежуточные) цели, индивидуальные и групповые. Принципы формулирования цели. Основные этапы постановки цели. Соотношение целей. Конфликт целей. Методы согласования целей. “Луковица целей”, “Дерево целей”. Требования к формированию целей. Взаимообусловленность целей и средств их достижения.
Тема 8 Технология принятия решений Принятие решения как процесс, акт выбора и результат выбора. Основные признаки решения. Типологизация решений по различным классификационным признакам. Предпосылки принятия решений. Место и роль принятия решений в социальной работе. Общая процедура принятия решения и ее этапы. Содержание основных этапов принятия решения: подготовка, принятие решения, реализация. Характеристика методов принятия решений. Соотношение коллегиальности и индивидуальности. Механизм передачи решений и его формы. Влияние культурно-этических норм и традиций на принятие решений. Социально-экономические и политико-правовые факторы принятия решений. Соразмерность прав и ответственности. Информационная культура. Степень включенности человека в процесс деятельности как фактор принятия решений. Волевые качества личности. Ориентированность на внешнюю или внутреннюю стратегию действий. Стиль мышления. Иерархия ценностей. Типы стратегий поведения человека при принятии решений.
Тема 9 Проблемы технологизации процессов социальной работы. Влияние социокультурной среды на содержание технологий социальной работы. Понятие социокультурной среды и ее основные элементы. Социокультурные ценности в обществе и их связь с социальной работой. Духовно-нравственные ориентиры в обществе. Региональный аспект социокультурной социокультурный среды. Демографическая ситуация региона. Эпидемиологическая ситуация региона. Социальная ситуация региона. Этнический состав населения. Местные обычаи и тенденции. Религиозные верования и обряды. Социокультурные условия профессиональной деятельности социальных работников. Дифференциация форм и методов социальной работы в зависимости от социокультурной среды. Региональные программы социальной защиты населения. Технологизация управления в социальной работе. Технологизация социальной работы как инновационная проблема. Актуальные проблемы технологизации социальной работы
Тема 10 Междисциплинарные технологии и методики социальной работы Понятие о методах социальной работы. Специфика методов социальной работы. Классификация методов социальной работы. Сущность методов и их роль в практике социальной работы. Основные характеристики организационно-распорядительных методов, применяемых при решении социальных проблем. Функции и задачи организационно-распорядительной деятельности. Содержание регламентирующих распорядительных и дисциплинарных методов. Технологические требования к использованию организационно-распорядительных методов. Содержание и сущность социально-экономических методов в социальной практике. Формы реализации экономических методов в социальной работе. Технология экономической поддержки населения в современных условиях. Принципы технологии применения социально- экономических методов. Взаимосвязь экономических и социальных методов в регуляции жизнедеятельности человека. Особенности применения социально-экономических методов в практике социальной работы. Система педагогических методов в практике социальной работы. Сходство и различие социальной работы и педагогики. Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе. Роль и место педагогических методов в технологии социальной работы. Психологические технологии в социальной работе. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности.
Раздел II. Общие технологии социальной работы
Тема 11 Социальное регулирование. Типы и формы социальной и индивидуальной регуляции Многообразие типов и форм социальной и индивидуальной регуляции. Субъект, объект и предмет регуляции. Прямая и косвенная регуляция. Задачи регуляции и ее границы. Функции регуляции: запрещение, ограничение, предписание, дозволение, ориентирование, направление. Механизмы регуляции: институализация, профилактика, контроль, коррекция. Принципы регуляции: единообразие, определенность, умеренность, косвенное воздействие, саморегуляция, индивидуализация. Структурный аспект технологизации социального регулирования. Функциональный, нормативный, операционный и инструментальный аспект технологизации социального регулирования. Их содержание. Способы социальной регуляции: нормативный, традиционно-ритуальный, компаративный, состязательный, коммуникативный, ценностный, статусный и др.
Тема 12 Мотивация как способ социального действия Смысл проблемы мотивации. Взаимосвязь герменевтического и функционального аспектов мотивации. Сущность мотивации деятельности личности и мотивационного воздействия. Место мотивации в технологии социальной работы. Мотивационная деятельность социального работника. Значение категорий «потребность», «интерес», «мотив», «установка», их место и соотношение в мотивационной структуре личности. Факторы, обуславливающие формирование потребностей, интересов и установок личности. Мотивы поведения. Защитные мотивы и их опознавательные критерии. Принципы мотивации как целенаправленное мотивационное воздействие на человека. Законы мотивации и их учет в практике социальной работы. Стимулы как побудительные факторы. Проблема эффективности стимулирования. «Порог ощутимости» стимулов. Стимулы и антистимулы. Типичные ошибки, совершаемые при стимулировании деятельности людей. Основные правила мотивационного управления деятельностью. Методы непосредственной и опосредственной мотивации.
Тема 13 Коммуникация как действие и взаимодействие. Коммуникативная деятельность социального работника Общение как особый вид человеческой деятельности. Определение коммуникативной деятельности, её основные элементы. Отличие общения от других видов деятельности. Уровни общения: физический и психический, материальный и духовный. Контактный и дистантный способы общения. Аутокоммуникация и поведения личности. Цели коммуникативного действия. Результативность коммуникации. Законы коммуникации и основные принципы. Методы оптимизации процесса коммуникации. Общение как инструмент социальной работы. Причины возникновения коммуникативных барьеров. Этика общения социального работника. Правила установления контактов социального работника и клиента.
Тема 14 Сотрудничество как форма социального действия. Принципы и правила сотрудничества Социальное взаимодействие и сотрудничество. Цели и задачи сотрудничества в социальной работе. Объективная необходимость сотрудничества в практике социальной работы. Субъекты и предмет сотрудничества в социальной работе. Место сотрудничества в технологии социальной работы. Структура сотрудничества, его переменные и виды. Критерии эффективности сотрудничества в социальной работе. Законы и принципы сотрудничества. Психологические барьеры в сотрудничестве. Психологическая совместимость. Эмоциональная, ролевая и ценностно-ориентационная совместимость. Оценка групповой совместимости. Организационный аспект сотрудничества. Инструментальный аспект сотрудничества. Основные правила сотрудничества. Методы установления сотрудничества социального работника и клиента. Методы развития сотрудничества в практической деятельности социальной работы. Сотрудничество и индивидуальная свобода действий. Проблема ответственности в сотрудничестве
Тема15 Организация деятельности как функция социальной работы: технологический аспект Понятие организации. Организация как система. Организация как процесс. Цели и задачи организации. Организационные функции. Организационные нормы и организационное поведение. Организационные структуры. Организационный эффект. Организационный процесс и его формы. Фазы организационного процесса. Принципы организации. Законы организации. Методы организации и дезорганизации. Эффективность организационной деятельности. Требования к разработке организационной схемы. Технология организационного процесса. Социально-психологический аспект организации. Понятие формальной и неформальной структуры организации. Понятие формальной и неформальной организации. Значение неформальной организации. Направленность организации. Проблема степени формализации организации. Лидерство в организации. Типы лидерства, негативный лидер и условия его появления. Роль социальной работы в формальных организациях. Проблемы организации социальной работы. Социальная работа с неформальными организациями.
Тема 16 Социальное обеспечение и механизм его осуществления Понятие социального обеспечения. Основные принципы и задачи социального обеспечения. Право граждан на социальное обеспечение и государственные гарантии. Основные виды социального обеспечения. Характеристика системы государственного обеспечения. Основные источники социального обеспечения. Пенсионное обеспечение. Виды и классификация пенсий. Законодательные основы пенсионных отношений. Право на пенсию. Размеры пенсий и их соотношение с минимальным потребительским бюджетом. Пенсионный фонд, его структура и источники формирования. Принципы деятельности негосударственной системы пенсионного обеспечения. Пособия как форма социального обеспечения. Виды пособий. Система льгот, их классификация. Технология и организационно-правовой механизм осуществления социального обеспечения граждан.
Тема 17 Социальное обслуживание как технология социальной работы Социальное обслуживание как важнейшее звено системы социального обеспечения. Основные элементы системы социального обслуживания. Правовые основы социального обслуживания. Организация социального обслуживания. Виды и формы социального обслуживания. Понятие социальных услуг. Платные и бесплатные услуги. Учреждения социального обслуживания. Основные принципы и функции социального обслуживания. Роль социальных работников в реализации права на социальное обеспечение.
Тема 18 Социальное страхование Социальное обеспечение и социальное страхование, их взаимосвязь и задачи. Сущность страхования и основы страхового дела. Роль и место социального страхования в системе приоритетов социальной политики. Фонд социального страхования. Кадровое обеспечение системы учреждений социального страхования. Принципы страхования. Медицинское страхование. личное страхование. Технология выплат страховых сумм и пособий..
Раздел III. Функциональные технологии социальной работы
Тема 19 Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе Место социальной адаптации в структуре социальной работы. Понятие социальной адаптации и адаптированности личности, группы. Социальная адаптация как результат и социально-психологической процесс. Сущность адаптированного процесса. Структура социальной адаптации личности. Уровни социальной адаптации. Механизмы адаптирования личности в социокультурной среде: механизм психической адаптации, социально-психологической и социальный механизм адаптации. Взаимодействие адаптивных механизмов. Признаки адаптивных механизмов. Виды социальной адаптации: функциональная, организационная, ситуативная и девиантная. Личностные критерии адаптации и их учет в социальной работе. Основные стадии социальной адаптации. Дезадаптация, ее проявления и основные причины. Технология регулирования процессов социальной адаптации в социальной работе. Специфика задач социальной помощи в адаптации различных групп населения.
Тема 20 Технологии социальной профилактики средствами социальной работы Понятие профилактики, её субъекты и объекты. Основные принципы профилактики кризисных состояний личности и девиантного поведения. Информационно-просветительский подход, социологический и медико-психологический подход в социально- профилактической работе. Принцип целенаправленности, комплексности, систематичности и последовательности. Технология социально-профилактической работы. Определение пределов возможностей применения профилактических мер: правовых, нравственных, материальных и т.д. Координация усилий органов государственной власти, охраны общественного порядка, социальных служб и общественности в социально-профилактической работе. Анализ факторов, определяющих эффективность социальной профилактики. Задачи профилактической работы социальных служб.
Тема 21 Социальная терапия и социальная коррекция: сущность и методы ее осуществления Понятие социальной терапии. Задачи и функции социальной терапии. Объекты и субъекты социальной терапии. Виды и методы осуществления социальной терапии. Обусловленность методов и приемов социальной терапии целями социальной помощи. Характеристика основных методов социальной терапии, применяемых в практике социальной работы. Понятие социальной коррекции. Задачи и функции социальной коррекции. Объекты и субъекты, предмет социальной коррекции. Виды и методика осуществления социальной коррекции Специфика социальной терапии и социальной коррекции. Основные принципы выбора методов и форм воздействия при оказании социальной помощи клиенту. Взаимосвязь технологий социализации, социальной адаптации, терапии, коррекции и реабилитации.
Тема 22 Социальная реабилитация и технологии ее осуществления Понятие социальной реабилитации. Социальная реабилитация как система взаимосвязанных методов восстановления социального функционирования индивида. Уровни и виды социальной реабилитации. Основные принципы социальной реабилитации: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении работы. Разнообразие технологии социальной реабилитации и факторы ее обуславливающие. Объекты социальной реабилитации. Основные направления социальной реабилитации. Особенности и специфика социальной реабилитации, ее задачи и функции. Сущность социально-средовой и профессионально-трудовой реабилитации. Формы и методы социальной реабилитации, применяемые в практике социальной работы. Технология социальной реабилитации с различными категориями населения. Виды социально-реабилитационных служб и учреждений, содержание их деятельности. Проблема формирования единого реабилитационного пространства.
Тема 23 Посредничество и консультирование как методы социальной работы Содержание и принципы посредничества и консультирования в социальной работе. Сущность посреднических и консультативных функций социальной работы, их сущность и различие. Виды и формы посредничества и консультирования. Цель и основные задачи посредничества. Технология оказания посреднических услуг социальными работниками. Особенности посредничества при работе с различными категориями граждан. Содержание и принципы консультирования. Консультирование и консультация. Социальное консультирование, его место и роль в системе социальной работы. Социально-медицинское, социально-педагогическое, юридическое, управленческое консультирование и др. Основные проблемы социального консультирования. Профессиональные и личностные требования к специалистам, осуществляющим консультативную деятельность. Технология и структура социального консультирования. Способы организации социального консультирования. Территориальные центры и специализированные службы социального консультирования и др. Основные проблемы социального консультирования, их основные задачи. Консультативная деятельность на предприятиях и в учреждениях, в школах, домах-интернатах и т.д. Технологический процесс консультативной деятельности, его этапы. Характер взаимоотношений между консультантом и клиентом. Статус специалиста-консультанта. Целевые установки «рефлексивного», «прогностического», «проектного», «технологического» и других видов консультирования. Формы и методы проведения консультационной деятельности. Реклама консультационной деятельности. Критерии эффективности консультирования и посредничества.
Тема 24 Социальный надзор и контроль Социальный надзор, его сущность и виды. Официальный надзор и его виды: прокурорский, административный, посткриминальный контроль Неофициальный (неформальный) социальный контроль. Объекты социального надзора и контроля. Функции социального надзора: социального управления, информационная, коррекционная, социальной превенции. Методика социального надзора в социальной профилактике. Принципы социального надзора. Правовая обеспеченность. Гласность, открытость, систематичность и непрерывность. Гуманизм и разумная достаточность. Профилактическая направленность. Функционально-целевая валидность. Организационные основы социального надзора и его функции. Сущность и характер надзора в социальной работе. Виды социального надзора: официальный и неофициальный. Субъекты социального надзора. Объекты социального надзора: удовлетворение потребностей социально слабо защищенных групп населения, выполнение нормативных актов по социальной защите населения, выполнение социальных планов и проектов, деятельность благотворительных фондов и организаций, условия содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания, жизнедеятельность семей группы социального риска и лиц девиантного поведения. Методика осуществления социального надзора в социальной работе. Основные этапы и последовательность осуществления социального надзора: формулирование цели, социального, психологического и правового надзора; уточнения предмета социального надзора; планирование и последовательное использование инструментария надзора; коррекции способов социального надзора; и оценка данных социального надзора: выработка организационных мер по профилактике, коррекции и терапии форм жизнедеятельности объекта социального надзора. Актуальные проблемы совершенствования методики осуществления и повышения эффективности социального контроля в деятельности социальных служб. Структура контроля, функции, виды. Границы контроля. Типичные ошибки и барьеры при осуществлении контроля. Критерии эффективности контроля. Принципы эффективности контроля: конкретность, системность, умеренность, принцип самоконтроля, принцип значимости контролируемой деятельности. Оценка как способ социального действия. Потребность в оценке. Правила и методы оценки. Типичные ошибки при оценке. Правила поощрения и наказания.
Тема 25 Социальный патронаж. Методика патронажной помощи населению Социальный патронаж - важнейшее звено и инструментарий социальной работы. Нравственно-гуманистический аспект патронажной помощи населению. Содержание и функции социального патронажа. Принципы социального патронажа: комплексность, приоритетность, доступность, личностная направленность. Субъекты и объекты социального патронажа. Организация, формы и методы патронажной помощи населению. Нормативная база патронажа. Методы выявления и учета лиц, нуждающихся в социальном патронаже. Формы социально-бытовой, социально-педагогической и психологической, медико-социальной помощи и их дифференциация в социальной работе с различными группами населения.
Тема 26 Опека и попечение как социальные технологии Опека и попечительство в социальной работе: понятия, сущностная характеристика, функции. Правовой и морально-этический аспекты опеки и попечительства. Лица, нуждающиеся в социальном попечительстве или опеке. Органы опеки и попечительства, их функции. Виды и формы социального попечительства. Попечительство государственное, общественное, семейное, гражданское. Ограниченные и неограниченные формы попечительства. Система попечительства над инвалидами и престарелыми гражданами. Материальное обеспечение социального попечительства. Правила осуществления опеки и попечительства. Права и обязанности опекунов и попечителей. Новые виды и формы опеки и попечительства: приемные семьи, семьи на выходные и т.д.
Тема 27 Связь с общественностью как технология социальной работы Общественное мнение и общественное сознание, факторы их обуславливающие. Связь с общественностью как метод социальной работы и его роль в практике решения социальных и личностных проблем. Виды и формы связи социальной работы с общественностью. Цели и задачи связи с общественностью в практике социальной работы. Роль, сущность и функции рекламы и пропаганды в социальной работе. Особенности социальной рекламы. Алгоритм подготовки и осуществления социальной рекламы. Эффективность социальной рекламы.    
Раздел IY. Технологии социальной работы в различных сферах деятельности и с различными группами населения
Тема 28 Отечественный и зарубежный опыт социально-технологического подхода к решению проблем детей, подростков и молодежи Социальные проблемы детей и подростков и основные направления их решения. Социальные программы как средство концентрации финансового, ресурсного и кадрового потенциала работы с детьми и подростками. Государственно-правовой механизм социальной защиты детей и подростков. Координация деятельности, ведомств при решении проблем детей. Превентивно-консультативная, охранно-защитная работа с детьми и подростками. Досуговая, спортивно-массовая, оздоровительная деятельность с детьми организаций и учреждений социальной защиты. Социальные службы помощи детям и подросткам.
Тема 29 Опыт технологической деятельности в системе социальной работы с женщинами в России и за рубежом  
Тема 30 Содержание технологий социальной работы с лицами девиантного поведения  
Тема 31 Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми Международный и государственный механизм социальной защиты пожилых. Старость как социокультурное явление. Основные проблемы пожилых людей. Технологии адаптации, социализации, консультирования, опеки и попечения. Основные направления социальной работы при решении социальных проблем пожилых. Технологичность социальной сферы и сферы жизнедеятельности пожилого человека. Социальное функционирование, социальное обслуживание и социальный патронаж пожилых.
Тема 32 Использование социальных технологий в решении проблем лиц с ограниченными возможностями: отечественная и зарубежная практика Международное и российское право на защите интересов человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Индивидуальная и групповая работа. Медико-социальная экспертиза: функции и задачи. Профессиональная, социальная и бытовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Социальные службы помощи: их виды, функции и направления деятельности. Технологии интеграции инвалидов в социальное функционирование. Развитие творческого потенциала и жизненных сил индивида. Формирование жизненной среды обитания лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Тема 33 Технологии социальной работы с семьей Технология социальной работы с семьей в центрах социальной помощи семье и детям. Основные приемы изучения семьи центром социальной поддержки. Социальный паспорт семьи. Информационный банк семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Диагностика семейных нарушений. Активные методы работы с семьей: консультирование, индивидуальная работа, родительские группы, гостевые вечера, посредничество, детский тренинг, и. т. д. Формирование поддерживающей среды семьи. Технологии самопомощи, взаимопомощи семей.
Тема 34 Проблемы новаторства в технологии социальной работы Понятие социальной инновации, инновационного процесса и метода. Сущность нововведений. Специфика социальных инноваций, их классификация. Основные принципы инновационной методологии. Творчество и новаторство как активные элементы эффективности социальной работы. Сущность творческого подхода и творческого мышления. Традиции и новаторство: взаимосвязь и взаимодополнение. Актуальные проблемы внедрения нововведений в социальной работе. Технологические барьеры социальных инноваций. Социальные, управленческие и экономические причины торможения инновационных процессов. Основные факторы активизации инновационных процессов в социальной работе. Инновационные технологии практики социальной работы. Внедрение научных исследований в практику социальной работы






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.