Здавалка
Главная | Обратная связь

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов



Самостоятельная работа студентов в условиях подготовки бакалавров социальной работы рассматривается как основной вид учебной деятельности.

Целями самостоятельной работы является закрепление знаний по изучаемой дисциплине; приобретение навыков работы с литературными источниками и формирование культуры умственного труда в поиске и накоплении новых знаний; овладение навыками работы с аппаратными и программными средствами и самостоятельного решения практических задач в предметной области, связанной с изучаемой дисциплиной.

Основные виды самостоятельной работы:

- работа с лекционным материалом, с рекомендованной учебной литературой;

- работа с нормативными документами и законодательной базой;

- подготовка к текущим аудиторным занятиям (практическое занятие, семинар);

- самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины, предусмотренное рабочей программой;

- выполнение индивидуальных заданий;

- выполнение практических заданий;

- подготовка рефератов, докладов к семинарскому занятию;

- подготовка ко всем видам аттестации (текущий, промежуточный контроль);

- работа над понятиями, разработка глоссария;

- опережающая самостоятельная работа (изучение нового материала до его изложения на занятиях в аудитории);

- анализ статистических и фактических данных по заданной теме;

- поиск, обработка и презентация информации по заданной проблеме;

- подготовка вопросов лектору;

- составление портфолио;

- написание эссе;

- составление таблиц;

- разработка кроссвордов;

- составление библиографического списка по конкретной проблеме;

- разработка алгоритма решения задачи или проблемы

- выполнение научно-исследовательской работы.

 

Самостоятельная работа студента должна носить системный характер. Результаты всех видов самостоятельной работы студентов контролируются преподавателем, обеспечивающим дисциплину, который определяет способ контроля и формирования итоговой оценки по дисциплине.

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Практические и семинарские занятия являются органической частью целостного образовательного процесса. Особенностью процесса организации процесса подготовки к семинарским (практических) студентов является принципиальное положение о том, что подбор исследований, посвященных вопросам, выносимым на обсуждение, а также систематизация полученной информации производиться

студентами самостоятельно. Семинарские (практические занятия) выстраиваются на основе педагогических принципов открытости и активности всех участников учебного события.

 

 

Тестовые задания для контроля успеваемости студентов

1. Социальные технологии – это…

а) поведение социальных субъектов воспроизводящее, или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную культуру;

б) материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном обществе;

в) система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей;

г) методы, ориентированные на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

2. Технология социальной работы – это…

а) система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей;

б) ориентированная на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан находящихся в трудной жизненной ситуации;

в) определенные способы поведения, мышления, действования человека, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам и ценностям;

г) комплексный процесс изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе с целью выявления проблем функционирования и развития социальных объектов и процессов.

 

 

3. Теоретический этап разработки технологий в социальной работе…

а) характеризуется решением задач, выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности;

б) связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы;

в) вид интересов формирующихся в социальной и бытовых сферах, определяющих отношение личности к социуму, характер ее общественной активности;

г) предполагает решение задач связанных с организацией практической деятельности и устранению недостатков рекомендаций, и составлением алгоритма действий.

 

4. Методический этап разработки технологий в социальной работе…

а) предполагает решение задач связанных с организацией практической деятельности и устранению недостатков рекомендаций, и составлением алгоритма действий.

б) характеризуется решением задач, выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности;

в) связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно- следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы;

г) традиционный, привычный образ или предоставление о социальном объекте, событии, которые обычно эмоционально окрашены и обладают высокой устойчивостью.

 

5. Процедурный этап разработки технологий в социальной работе…

а) форма контроля государственными органами и общественными объединениями соблюдения законности и правопорядка в стране;

б) характеризуется решением задач, выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности;

в) предполагает решение задач связанных с организацией практической деятельности и устранению недостатков рекомендаций, и составлением алгоритма действий.

г) связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы;

 

6. Технологию социальной работы характеризуют: (4 варианта)

а) обширность социальных отношений и видов социального действия;

б) дискретность технологического процесса;

в) уровни разработки социальных технологий;

г) динамичность;

д) определение возможных, но нежелательных обстоятельств вызванных конкретным видом деятельности;

е) цикличность проявляющейся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур;

ж) непрерывность.

 

7. Процесс – это…

а) качественные и количественные характеристики свойств и состояний социальных объектов;

б) свод понятий морального сознания и этических норм, регулирующих поведение человека и отношения к нему окружающих;

в) изменение состояния предмета под воздействием внутренних или внешних факторов;

г) арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.

 

8. Профессиональная деятельность современного специалиста социальной работы как профессионала глубоко разбирающегося в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, призвана реализовывать ряд взаимосвязанных специфических функций (перечислите не менее 5)

 

9. Определите последовательность основных процедурных этапов в технологическом процессе:

а) организация воздействия;

б) формулирование цели воздействия;

в) оценка и анализ результатов воздействия;

г) выработка и выбор способов воздействия.

10. Какие признаки являются основой для типологии социальных технологий?

а) степень ассоциированности объекта воздействия;

б) ограничение цели от желательных, но объективно недостижимых результатов;

в) масштабы и иерархия воздействия;

г) перерастание несущественных различий в существенные и их периодическое проявление;

д) уровень разработки социальных технологий.

 

11. Классификация социальных технологий относительно сферы использования.

(перечислите не менее 3)

12. Функция технологий социальной работы включающая в себя разработку, ресурсное обоснование, реализацию и оценку социальных проектов, направленных на разрешение того или иного социального затруднения – это…

а) аналитико-прогнозная;

б) диагностическая;

в) проектно-организаторская;

г) активационная;

д) инструментально-практическая;

е) распорядительно-управленческая;

ж) эвристическая.

13. Функция технологии социальной работы включающая в себя анализ существующих актуальных потенциальных социальных проблем, установления их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных индивидуальных и групповых клиентов – это…

а) аналитико-прогнозная;

б) эвристическая;

в) распорядительно-управленческая;

г) активационная;

д) инструментально-практическая;

е) диагностическая;

ж) проектно-организационная.

14. Функция технологий социальной работы осуществляющая менеджмент органов социального управления, координацию деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке граждан, участие в работе по формированию социальной политики, подбор кадров – это…

а) эвристическая;

б) диагностическая;

в) системно-моделирующая;

г) активационная;

д) инструментально-практическая;

е) распорядительно-управленческая.

 

Вопросы для самоконтроля

По 1 разделу

1. Определение технологии социальной работы

2. Условия технологизации социальной работы

3. Структурное содержание технологии социальной работы

4. Особенности технологии социальной системы

5. Основные этапы разработки технологии социальной работы

6. Соотношение понятий «социальная технология» и «технология социальной работы»

7. Основные структурные элементы технологического процесса социальной работы

8. Факторы, обуславливающие многообразие социальных технологий

9. Виды и методы технологии социальной работы

10. Социальная технология: понятие и задачи

11. Объективная необходимость технологизации социальной работы

12. Функции технологий социальной работы

13. Социальная и личностная проблема: понятия и соотношения

14. Общие принципы разрешения жизненных проблем

15. Критерии разрешимости жизненных проблем

16. Технология разрешения социальных и личностных проблем

17. Определение категории «социальная ситуация» и значение в социальной работе

18. Понятие социального процесса и его виды

19. Понятие социальной диагностики и ее задачи

20. Принципы и система методов социальной диагностики

21. Понятие социальной информации. Источники социальной информации

22. Общая логическая схема диагностического исследования

23. Технология ситуационного анализа

24. Понятие социального прогнозирования

25. Технологические этапы социального прогнозирования

26. Методы социального прогнозирования, их характеристика

27. Сущность, функции и задачи социальной экспертизы

28. Целеполагание в социальной работе: понятие и требования к формированию целей

29. Общая процедура принятия решения и ее этапы

30. Механизм передачи решений и его формы

31. Понятие социокультурной среды и ее основные элементы

32. Организационно-распорядительные методы в технологии социальной работы

33. Психолого-педагогические методы в технологии социальной работы

34. Социально- экономические методы в социальной практике

 

По 2разделу

1. Определение социальной регуляции. Субъект, объект и предмет регуляции

2. Задачи и функции социальной регуляции. Границы социальной регуляции

3. Принципы и механизмы регуляции

4. Способы социального регулирования

5. Структурный аспект технологизации социального регулирования

6. Понятие социальной профилактики. Объект и субъект социальной профилактики

7. Основные принципы профилактики. Определение пределов возможностей применения профилактических мер

8. Цели и задачи социальной профилактики

9. Основные методы социально-профилактической работы

10. Объекты социальной реабилитации и виды социально-реабилитационных учреждений и служб

11. Сущность, особенности и специфика социальной реабилитации, задачи и функции

12. Уровни и виды социальной реабилитации. Основные принципы социальной реабилитации

13. Понятие социальной терапии

14. Задачи и функции социальной терапии. Виды и методы осуществления социальной терапии

15. Понятие социальной коррекции. Объекты, субъект и предмет социальной коррекции

16. Виды и методика осуществления социальной коррекции

17. Понятие мотивации деятельности человека. Герменевтический и функциональный аспекты мотивации. Структура мотивации

18. Принципы и законы мотивационного воздействия

19. Основные правила мотивационного управления деятельностью

20. Определение коммуникативной деятельности, ее основные элементы

21. Цели и функции коммуникативного действия социального работника

22. Законы и основные принципы коммуникативного действия

23. Методы оптимизации процесса коммуникации

24. Определение социального консультирования, его типы. Основные принципы социального консультирования

25. Технологический процесс консультационной деятельности, его этапы

26. Понятие посредничества как метода социальной работы. Основные функции, задачи и принципы

27. Критерии эффективности посредничества и консультирования в социальной работе

28. Социальный патронаж как метод социальной работы: понятие, виды, объекты и субъекты социального патронажа

29. Функции, принципы и формы патронажной помощи населению

30. Определение сотрудничества как социального взаимодействия. Цели и задачи сотрудничества в социальной работе

31. Законы и принципы сотрудничества. Критерии эффективности сотрудничества в социальной работе

32. Понятие организации деятельности и ее законы

33. Принцип организационной деятельности. Эффективность организационной деятельности

34. Социальный надзор и контроль: понятия, цели, задачи, функции.

35. Принципы и технология осуществления социального надзора

36. Структура социального контроля, границы контроля. Принципы и критерии эффективности контроля.

37. Роль, сущность и функции рекламы и пропаганды в социальной работе

38. Сущность принципа адресности социальной помощи нуждающимся

39. Основные региональные программы социальной защиты населения

40. Понятие социального обеспечения. Система социального обеспечения

41. Определение социального обслуживания. Основные элементы системы социального обслуживания

42. Определение социального попечительства. Лица, нуждающиеся в социальном попечительстве

43. Понятия социальной адаптации и дезадаптации

44. Виды и механизмы социальной адаптации







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.