Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценки погрешностей результатов прямых измерений



Пусть было проведено п прямых измерений одной и той же величины. В общем случае в каждом из актов измерений погрешность будет разной:

Di =xi – хист,

где Di - погрешность i-го измерения; xi - результат i-го измерения.

Поскольку истинное значение измеряемой величины хист неизвестно, непосредственно случайную абсолютную погрешность вычислить нельзя.

При практических расчетах приходится вместо хистиспользовать его оцен­ку. Обычно принимают, что истинное значение равно среднему арифме­тическому значению ряда измерений:

.

Среднеквадратическая погрешность для данного ряда измерений:

,

где xi - результаты отдельных измерений; п — число измерений, а vi – отклонение результата единичного измерения от среднего значения.

Погрешность метода измерений (методическая) – это составляющая погрешности измерений, происходящая от несовершенства метода измерений, из-за ограниченной точности формул, примененного для описания тех явлений, которые положены в основу измерения, а также вследствие влияния СИ на объект, свойства которого измеряются.

Если причина происхождения методической погрешности известна и ее значение (абсолютная величина и знак) может быть достаточно точно определено, то в таких случаях в результат измерения вводят поправку.

Поправка – это значение физической величины, одноименное с измеряемой и прибавляемое к полученному при измерениях значению для исключения систематической методической погрешности. Поправка равна абсолютной погрешностис обратным знаком: q = -Δс. Результатом измерения в этом случае следует считать сумму показаний измерительного прибора и поправки:

хизм. = хип + q.

Инструментальная погрешность измерений – это составляющая погрешности измерений, зависящая от погрешностей применяемых средств измерений. Она обусловлена:

· несовершенством конструкции СИ (зависимость показаний прибора от изменения напряжения питания или от температуры окружающей среды);

· неточностью градуировки шкалы;

· неправильным расположением прибора (вертикальное, вместо горизонтального и наоборот);

· влиянием одного прибора на другой (работающий генератор на чувствительный вольтметр);

· наличием внешних магнитных полей и др.

При оценивании погрешности измерения за счет ее составляющей инструментальной погрешности необходимо учитывать обобщенную характеристику СИ – класс точности, который показывает возможный разброс значений, полученный в результате измерения этим прибором.

Класс точности СИ, определяемый приведенной погрешностью, указывает только то, как велика может быть погрешность в самом неблагоприятном случае. Т.е. максимально возможную погрешность, которая может быть определена по формуле: , где К – класс точности, xN – диапазон измерений.

Результат измерений записывается в виде x = xизм ± Δxмаx и выражается в единицах измеряемой величины. Для определения относительной погрешности измерения необходимо: . При определении погрешностей необходимо вычислять как абсолютную, так и относительную погрешности результата измерения, так как первая из них нужна для округления результата измерения и его правильной записи, а вторая – для однозначной сравнительной характеристики его точности.

В технике применяют приборы для измерения лишь с определенной заранее заданной точностью – основной погрешностью, допускаемой в нормальных условиях эксплуатации для данного прибора (101,325 кПа = 760 мм рт. ст. и 293К = 20 оС).

Все виды погрешностей измерений целесообразно свести в две группы:

I. Методические, не зависящие от СИ (погрешности косвенного измерения, передачи размера из-за неправильного подключения СИ к объекту, из-за ограниченного числа точек измерений; погрешности вычислительных операций).

II. Инструментальные, связанные с СИ (погрешности самих СИ; из-за взаимодействия СИ с объектом, из-за ограниченной разрешающей способности СИ).

При проведении измерений известна лишь погрешность СИ, поэтому выделение 2-х групп позволяет:

1) оценить потенциальные возможности выбранного метода, выделяя основные методические составляющие из I группы;

2) определить ограничивающие факторы по I и II группам и при необходимости повысить точность измерений, принять решение об усовершенствовании методики или выборе более точного СИ;

3) оценить, какая часть погрешностей может увеличиваться со временем и при изменении внешних факторов, т.е. какая часть погрешностей и когда требует периодической аттестации;

4) рассчитать инструментальную составляющую до полной разработки методик выполнения измерений;

5) оценить все погрешности по группам I и II, а затем суммировать их.

 


Вопросы для самопроверки:

 

1. Изобразить и пояснить модель измерения.

2. Какие известны основные постулаты метрологии?

3. Дать понятие истинному и действительному значению ФВ.

4. Какие основные виды измерений известны?

5. Перечислить и пояснить сущность основных методов измерений.

6. Дать понятие погрешности измерения.

7. Какая погрешность называется абсолютной?

8. Дать определение относительной и приведенной погрешности.

9. Что понимается под случайной и систематической погрешностью?

10. Дать определение инструментальной погрешности и пояснить чем она обусловлена.

11. Дать понятие классу точности средства измерения.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.