Просвещённый абсолютизм в ЕвропеСтр 1 из 59Следующая ⇒
Періодизація Історики різних шкіл різко розходяться в періодизації нової історії. Як правило, в радянській історіографії, в рамках формаційної теорії, її початок пов'язували з англійської революцією середини XVII століття, що почалася в 1640 [1]. Серед інших подій, які приймаються в якості вихідного рубежу Нового часу, називають події, пов'язані з Реформацією ( 1517), відкриття іспанцями в 1492 Нового Світу [1], падіння Константинополя ( 1453) або навіть початок Великої Французької революції ( 1789). Ще складніше йдуть справи з визначенням часу закінчення даного періоду. У радянській історіографії безроздільно панувала точка зору, згідно якої період нової історії закінчився в 1917, коли в Росії відбулася соціалістична революція [2]. Відповідно до сучасної крапки зору розгляд подій, пов'язаних з Новим часом, слід завершувати Першою світовою війною ( 1914 - 1918) [3]. Дискусія з питання про періодизацію нової історії продовжується і сьогодні [1]. При цьому усередині епохи Нового часу зазвичай виділяється два підетапи, їх кордоном служать Наполеонівські війни - від Великої французької революції до Віденського конгресу.
Просвещённый абсолютизм в Европе ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ В ЕВРОПЕПросвещённый абсолютизм — политика абсолютизма в ряде европейских стран во2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении сверху и в преобразованиинаиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословныхпривилегий, подчинение церкви государству, проведение реформ —крестьянских, судебных, школьного обучения, смягчения цензуры и др.).Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Мария-Терезия(1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (1762-1796).Что их объединяло? Во-первых, понимание того, что для сохранения базовых устоев «старогопорядка» обществу нужны определенные перемены. Всех перечисленных вышемонархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществлённыхв этот период преобразований был примерно одинаков во всех странах:поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельностицеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственногоуправления и, наконец, очень осторожные шаги, направленные на модернизациюаграрных отношений. Во-вторых, изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство.Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовалисьпросвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхови низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определялинормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальнымигруппами, обосновывали принципы государственного устройства, выводилизадачи государства на международной арене. Теперь стремились найтирациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельностиобщества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона. Наконец, отход от теологических императивов готовил почву дляпостепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, его создание никтоне планировал. Но объективно все те реформы, о которых шла речь выше, всеподвижки в менталитете элиты, мощный взрыв гуманитарных знанийпредопределяли углубление кризиса старого общества. В итоге внешне пышныйрасцвет абсолютизма лишь камуфлировал его многочисленный внутренние изъяны. В-третьих, изменение взглядов на сущность государства, его природуповлекло за собой ускорение начавшегося ещё в середине 17 века процессаформирования концепции государственных интересов ведущих стран Европы. Этоспособствовало укреплению системных начал в международных отношениях,сплачивало отдельные европейские страны в единый комплекс, живущий посвоим, общим для него нормам, укрепляло правовые начала. Иными словами,просвещенный абсолютизм дал импульс формированию такого явления, какевропейская цивилизация.Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая,используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цельсохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, какпросвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременноспособствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу опросвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один изэтапов эволюции абсолютной монархии.Философские предпосылки к абсолютизму. XVIII в. - время господствапросветительской идеологии. Французские Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро,Ж..-Ж.. Руссо и английские просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировалиосновные положения просветительской концепции общественного развития:1. Т. Гоббс создал теорию общественного договора, заключавшуюся в гипотезе возникновения государства, как исполнителя общественного договора, призванного защитить людей в процессе агрессивной конкурентной борьбы. Ж.- Ж. Руссо утверждал, что в ответ на принятие государством обязательств о защите прав граждан, последние обязаны содействовать общему благу, подчиняя свои интересы общим законам. Он обосновал превосходство республиканского государственного устройства над монархическим, как обеспечивающего демократический механизм управления в государстве.2. Ш. Монтескье сформулировал принцип разделения властей и сформулировал постулат о том, что целью любой формы государства является сохранение свободы на основе закона. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.3. Дидро боролся с всесилием церкви, считая требования, предъявляемые ей человеку не основанными на доводах разума и, следовательно, не справедливыми.4. Дж. Локк впервые выделил три важнейших права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность (не владение, но результат труда).Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилиеразума. Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом,право каждого на обращение в высшие органы управления, лишение церквисветской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовногоправа, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы, исправедливого налогообложения.Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели вдеятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясьсвоей властью, помогут делу просвещения общества и установлениюсправедливости. Представление о государстве как о главном инструментедостижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Нопонимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав ипривилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.Исторические предпосылки абсолютизма. Во второй половине XVIII векаабсолютизм, утвердившийся в Европе и давший неограниченную власть монархам,уже клонился к упадку. В Англии смертельный удар абсолютизму был нанесенреволюцией (1640—1660). Там король был уже не «милостью Божией», а милостьюпарламента. Во Франции, где окрепшая, обладавшая развитым самосознаниембуржуазия не желала довольствоваться полууступками феодальной аристократии,дело шло к кровавой развязке. В большинстве же европейских стран, гдевозможности абсолютизма еще не были исчерпаны, складывалась особаяполитика, направленная на укрепление господства дворян в условияхстановления капитализма. Во второй половине XVIII века она проводилась вАвстрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии.Для просвещенного абсолютизма характерны активная деятельностьсамодержавного государства, направленная на законодательное закреплениекрепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границгосударства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокоеподавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральнойофициальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой. Историческое развитие просвещенного абсолютизма. В выше перечисленныхстранах абсолютистское государство, не в силах воспрепятствовать развитиюбуржуазии, решило пойти ей на некоторые уступки. Оно лишь пыталось казаться«просвещенным», в основе своей оставаясь неизменным и по-прежнему отстаиваяинтересы знати. Да и буржуазия в этих странах даже в XVIII веке былазаинтересована в феодально-абсолютистском государстве больше, чем оно — вбуржуазии. Монархи любили говорить об «общем благе», о «всенароднойпользе», порой успешно создавая иллюзию, будто служат всем подданным вравной мере. Получилась парадоксальная вещь: идеи Просвещения, враждебные абсолютизму,были использованы для его оправдания. Многие государи и их министрыискренне увлекались ими, особенно в молодости. Им очень нравилась мысль огосударстве во главе с просвещенным монархом, который советуется сфилософами и преобразует общество на новых, разумных началах. В XVIII векеэту идею усердно распространяли многие просветители, особенно Вольтер,долгое время гостивший у Фридриха II в Пруссии. Объективно в этомотражалось стремление умеренно-либеральной части буржуазии провестибуржуазные преобразования без революции, путем реформ сверху. Такой ходразвития, сохранявший за дворянством господствующее положение, вполнеустраивал монархов. Среди просветителей были и принципиальные противникиабсолютистского режима, но они не находили поддержки в тех странах, гдебуржуазия была еще слишком слаба, чтобы мечтать о власти. К тому жеприносила свои плоды практика возведения во дворянство выходцев из иныхсословий и пожалования титулов. И все же наиболее неотложные преобразования в абсолютистских государствахбыли проведены: устранены некоторые сословные привилегии, например, сталивзимать налоги и с дворян (в Австрии — при Марии Терезии, в Пруссии — приФридрихе II), проведены крестьянские реформы, наиболее радикальные — приИосифе II, отменившем крепостное право в Австрии. Церковь постепеннопереходила в подчинение государству, последнее присваивало ее земли,закрывало монашеские ордена. В 1759 году маркиз Помбал, возглавлявшийправительство Португалии, добился изгнания из страны иезуитов и конфискацииогромных богатств этого ордена. В Испании и Португалии было сокращено числомонастырей, положено начало светскому образованию. Постепенно в обществеутверждалась веротерпимость. Фридрих II, например, любил повторять: «У меняпусть всяк спасается на свой манер», имея в виду спасение души. Из судебнойпрактики искоренялся чудовищный пережиток средневековья — пытки.Прекращалась «охота на ведьм». Правители и их помощники, особенно юристы, применяли аргументыпросветителей, чтобы обосновать феодально-абсолютистское законодательство,которое противоречило буржуазному пониманию права. То же самое касается итеории государства. Практика управления страной была весьма далека отидеалов просветителей, хотя государи нередко прибегали к их философии,чтобы оправдать свое безраздельное господство. Теория общественногодоговора, придуманная просветителями, воспринималась монархами каксоглашение, по которому народ должен был полностью им подчиняться. Кактолько ставились на карту главные интересы дворянства, готовность правителяидти на уступки, как бы он ни кокетничал с просветителями, тут жезаканчивалась. Так, многие из самодержцев, хотя и одобряли просветительскиетеории воспитания, а иногда даже и позволяли опробовать их на практике, неотваживались, однако, упразднить сословную школу, отражавшую структуруобщества и привилегированное положение в нем дворянства. Этим, в частности,объясняется и неприязненное отношение Фридриха II к Руссо: «Япокровительствую только таким свободным мыслителям, у которых приличныеманеры и разумные идеи». Главными сторонниками просвещенного абсолютизмабыли, наряду с королями и их министрами, также часть дворянства, считавшаянеобходимым, в основном по экономическим соображениям, ослабить феодальнуюзависимость, и многие буржуазные земледельцы. Революция во Франции,уничтожившая в стране абсолютизм и напугавшая монархов всей Европы,положила конец политике просвещенного абсолютизма там, где она не былапрекращена еще раньше.Суть политики просвещенного абсолютизма Европе (на примере Пруссии,Австрии, Испании): . ПРУССИЯ: 1. Упорядочивание деятельности финансовых и судебных органов 2. Расширение начального образования 3. Повышение терпимости к иноверцам 4. Запрещение сгона помещиками крестьян снаделов 5.Проведение политики меркантилизма (защитанационального тооваропроизводитля, поощрение торговли путем активногостроительства дорого и каналов) 6. Отмена пыток 7. Введение равного для всех суда. Вместе с тем такие пережитки абсолютной монархии, какцензура, запрет на выезд из страны, крепостное право на частновладельческихземлях сохранены . АВСТРИЯ: 1. Ограничение произвола сеньора по отношению к крестьянину в суде, «Иосифский законник»; ограничение применения смертной казни 2. Введение светского низшего и среднегообразования 3. Ограничение привилегий Католической Церкви 4. Отмена внутренних пошлин и введение высокихвнешних (политика меркантилизма) 5. Отмена крепостного права, наделениекрестьян землей Вместе с тем, рекрутский набор ужесточился, происходитцентрализация власти в империи Габсбургов (контроль над автономиями(Галицией, Венгрией ( постоянно усиливается) и т. д. . ШВЕЦИЯ: 1. Закон о свободе печати 2. Свобода вероисповедания 3. Отмена сословных ограничений на занятиегосударственных постовВместе с тем в последние годы правления усиливается централизация власти, вчастности парламент (ригсдаг) созывался по воле короля, упразднялсясовещательный орган при нем ( Государственный совет. Вывод: Итак, к концу 18 века возможности абсолютизма дляподдержания устоев «старого порядка» заметно сузились. Жить по-старому,ничего не меняя, становилось всё сложнее. Чтобы держать ситуацию подконтролем, приходилось содержать огромный государственный аппарат, спомощью льгот покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы наармию как главный гарант безопасности страны. Но всё это требовало всёбольших и больших денег. Обеспечить их приток могла только динамичноразвивающаяся экономика. Однако «старый порядок» с его жестокой, мелочнойрегламентацией всех сторон хозяйственной деятельности, многочисленнымиограничениями, сковывавшими всю социально-экономическую сферу,препятствовал формированию рыночной экономики, которая только и способнаобеспечить качественный скачок в развитии общества. Попытки представителей просвещенного абсолютизма найти развязкунакопившихся проблем за счёт проведения отдельных реформ также неприносили желаемого результата. Жестокие каноны, на которых основывалосьсредневековое общество, плохо поддавалось реформированию: в нём всё былопредельно взаимосвязано и взаимообусловлено, и любая попытка как-товидоизменить какую-либо из несущих конструкций сразу же заметно подрывалаустойчивость всей системы. В силу этого, реформы просвещенных монархов,снимая наиболее жесткие и устаревшие ограничения, несколько расширяявозможности для общественного прогресса, одновременно расшатывал основытого миропорядка, в который они пытались вдохнуть новую жизнь. Такимобразом, и этот вариант развития пусть и не столь очевидно, как откровенно-охранительный, но тоже во многом исчерпал свои возможности. Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало ростуреволюционных настроений в обществе. Ярким свидетельством назревающегообщественного кризиса являлась великая Французская революция, главнойпричиной которой стало широкое недовольство слоёв населения господствующимфеодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачамэкономического, социального и политического развития страны.©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|