Здавалка
Главная | Обратная связь

Дисгармоническое психическое развитие



Показательной моделью дисгармонического психического раз­вития являются психопатии и патологическое развитие лично­сти — аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад психики. Ее клинико-психологическая струк­тура ограничена кругом аномальных личностных свойств, не име­ющих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и видоизменяющихся под влиянием ряда социальных и биологи­ческих факторов. Эта дисгармония личности лежит в основе не­редких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склон­ности к декШпШгШцйГпри изменении привычных условий.

Систематика психопатий ив настоящее время пред­ставляет большие трудности. Это связано с рядом факторов. Ос­новные из них — многообразие психопатических вариантов лич­ности, их промежуточное положение и нечеткость границ между нормальными вариантами характера и психическими заболевани­ями. Большое значение имеют социальные факторы, определяю­щие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию. Так, в классификации психопатий Е.Крепелина (1915) выделяются семь групп: возбудимые, безудержные, им­пульсивные, лгуны и фантасты, враги общества, патологические спорщики. Очевидны отсутствие единства критериев в этой клас-


сификации, ее описательный характер. К.Шнайдер [1923, см.: Сухарева Г. Е., 1965] выделял гипертимных личностей, депрес­сивных, неуверенных в себе, фанатичных, ищущих признания, эмоционально-лабильных, эксплозивных, бездушных, безволь­ных, астенических. Е. Кан [см.: Сухарева Г. Е., 1965] в основу груп­пировки положил недостаточность определенного «слоя» психи­ки: темперамента, влечений, характера — и, кроме этого, выде­лял «сложные и комплексные формы». Э. Кречмер [Kretschmer E., 1956] предложил критерии сходства клинико-психологической кар­тины ряда психопатий с особенностями личности при шизофре­нии, эпилепсии и маниакально-депрессивном психозе и на этом основании выделял шизоидные, циклоидные, а впоследствии и эпилептоидные психопатии.

В классификации П. Б. Ганнушкина (1998) выделены цикло­иды, эпилептоиды, шизоиды, истерические характеры, неустой­чивые, антисоциальные личности, конституционально глупые, параноики, астеники. О.В.Кербиков [1971, цит. по: Сухарева Г. Е., 1965] делит психопатии по этиологическому признаку на консти­туциональные, органические и краевые.

Подавляющая часть классификаций психопатий у детей и под­ростков сходна с вышеуказанными. Систематики А. Шульца иА. Гомбургера сходны с классификациями Е. Крепелина и К. Шнай­дера; Н.И.Озерецкий, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева разграничи­вают основные варианты психопатий по их этиологии (конститу­циональные и органические) [см.: Сухарева Г.Е., 1965]. Также выделяется группа психопатий, имеющая смешанное происхож­дение, но объединенная общностью патогенеза — явлениями не­доразвития эмоционально-волевой сферы («дисгармонический ин­фантилизм»: неустойчивые, истерические личности, псевдологи). Классификации А.Е.Личко (1977), В.В.Ковалева (1979) постро­ены на обобщении классификаций П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Суха­ревой, О.В.Кербикова.

Этиология психопатий, как это видно из ряда класси­фикаций, связывается либо с генетическими, наследственными,факторами (конституциональные формы психопатий), либо с экзогенными вредностями, действовавшими на ранних этапах он­тогенеза (органические формы психопатий) и в ряде случаев со­здающими так называемые фенокопии генетических пороков раз­вития. Некоторые виды психопатий могут иметь как наследствен­ное, так и экзогенное происхождение. Ряд авторов [Гурьева В. А.,Гиндикин В.Я., 1994] не исключают возможность формирования психопатии под влиянием длительно действующих и деформиру­ющих развитие личности ребенка средовых факторов.

Патогенез психопатий мало изучен. Большое значение в формировании психопатической личности отводится патологи­ческим особенностям конституции индивида. Это означает, что


с точки зрения психической составляющейв первую очередь страдает ее базальная основа — темперамент1.К ак изв стно' еперамент рассматривается как одно из базальных проявлений ин­дивидуальности. Это прежде всего различия во временных и си­ловых характеристиках активности. Одним из основных компо­нентов темперамента является «эмоциональность», котораяпредставляет собой комплекс свойств и качеств, характеризующих возникновение и протекание различных аффективных проявле­ний [Небылицын В. Д., 1976]. В норме темперамент — адаптивное образование, влияющее на общий уровень стимуляции, а значит — на разнообразие опыта ребенка (поэтому активный ребенок по­лучает больше информации, чем пассивный). Темперамент так­же определяет эффективность внешних воздействий (различия в чувствительности к стимуляции определенной модальности). От особенностей темперамента зависит общая сензитивность ребенка к травмирующим воздействиям. И наконец, темперамент ребен­ка влияет на окружающих людей и определяет способы взаимо­действия ребенка с окружающими. Ребенок с определенным ти­пом темперамента как бы навязывает свой модус отношений со взрослыми и детьми.

Если темперамент из всех психических образований наиболее тесно связан с биологическими константами организма, то следу­ющие уровни личностной организации, в том числе характер, фор­мируются преимущественно при всевозрастающей роли интеллек­та и культуральных воздействий. Однако это не исключает влияния на процесс становления личности базальных образований — тем­перамента и эмоциональности. При этом сила аффективных «выб­росов» может быть в некоторых случаях настолько велика, что по­пытка их регуляции «сверху» не достигает цели. С. Чесе вместе с соавторами отмечают, что в процессе психического развития про­исходит осознание ребенком особенностей своего темперамента и выработка различных опосредованных способов его регуляции. Значительно сложнее эта задача решается детьми с недостаточ­ностью нервной системы [Chess S., Thomas A., 1987].

При психопатиях клиницисты отмечают нарушения силовых и временных констант темперамента: явления повышенной возбу­димости, импульсивности, взрывчатости, вязкости, симптомы угнетения. Понятно, что на такой патологической основе не мо­жет не сформироваться отличный от нормы характер аффектив­ного реагирования на средовые воздействия.

Нарушение динамики аффективных процессов сопровождает­ся целым рядом негативных явлений, в первую очередь страдают

1 «Темперамент — это переменная, имеющая огромное теоретическое и прак­тическое значение для предсказания нарушений психического развития» [Рат-тер М., 1984.-С. 141].


регуляторные механизмы психической деятельности. Особые труд­ности возникают в отношении регуляции базальных эмоций, ипрежде всего — влечений, которые наименее пластичны даже в норме. В этиологии слова «влечение» подчеркивается момент не­одолимости, насильственности.

В норме влечения носят приспособительный характер и делятся на основные (стремление к самосохранению и продолжению рода) и производные, которые более изменчивы, индивидуализированы и в большей степени подвержены средовым воздействиям.

Влечения функционируют внутри аффективных комплексов разной сложности. Структура таких комплексов в норме и припатологии почти совсем не изучена и преимущественно ограни­чивается отдельными описаниями клиницистов. Так, например,Ганнушкин (1998) отмечал, что ранняя мастурбация часто соче­тается с очень выраженной жестокостью, злыми выходками. Зло­ба и сексуальность находятся в большей близости друг от друга и возрастают в зависимости от их интенсивности, когда злость транс­формируется в жестокость.

Таким образом, в зависимости от структуры аффективных ком­плексов, интенсивности отдельных ее элементов в значительноймере зависит тот или иной характер психопатии; в легких же слу­чаях все ограничивается своеобразием личности.

Формирование психопатий занимает длительный период в раз­витии и заканчивается за пределами детства.

На начальных этапах в клинической картине преобладает пато­логическое заострение детских черт психики. Так, у детей млад­шего возраста наряду с повышенной возбудимостью, раздражи­тельностью наблюдаются двигательное беспокойство, суетливость,болтливость, капризность, выраженный эгоцентризм. И только постепенно выкристаллизовываются симптомы, определяющие туили иную форму психопатии. В связи с этим возникает очень слож­ная задача выделения на ранних этапах из массы различ­ных по характеру симптомов тех, которые специфичны для дан­ного личностного расстройства. Эта задача еще более усложняетсятем, что «чистые» формы психопатий в том виде, как их принято описывать, встречаются редко, в жизни преобладают формы сме­шанные — отсюда необыкновенное разнообразие и большая не­устойчивость отдельных симптомов [Ганнушкин П.Б., 1998].

Несмотря на сложность вопросов патогенеза, клинико-пси-хологическая структура отдельных вариантов психопатийразными авторами описывается достаточно сходно. Это касается и описаний психопатий в детском возрасте.

Ядерную группу составляют так называемые конституциональ­ные психопатии, как правило, имеющие наследственное проис­хождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, цикло­идные, психастенические и в значительной части истерические


психопатии. У ребенка с шизоидной психопатией патологические черты в характере появляются рано, уже в 3—4 года. Первичное нарушение темперамента проявляется в виде малой его интенсив­ности, вялости реагирования, особенно на уровне инстинктов (например, чувства самосохранения), а также неловкости, пло­хой ритмичности, некоординированности движений, медленно­го формирования автоматизмов. Дети с трудом овладевают навы­ками самообслуживания, не любят подвижных игр, часто наблю­даются трудности в овладении навыком письма.

В аффективной сфере дисгармония проявляется в сочетании повышенной чувствительности и ранимости в отношении соб­ственных переживаний с парадоксальным для детского возраста отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешнейсухостью по отношению к родным и близким. Общение с детьми ограниченно, дети плохо ориентируются в эмоциональном со­стоянии других, не способны к непосредственному выражению своих эмоций. В контактах с окружающими быстро нарастает на­пряжение, пресыщение, недостаточно сформированы автоматиз­мы общения. Плохая ориентировка часто приводит к насмешкамсо стороны сверстников. Поэтому мальчики-шизоиды часто пред­почитают общество девочек (менее агрессивная среда). Одиноче­ство и мир фантазий эти дети предпочитают обществу сверстников. Контакты со взрослыми более активны, в беседах отдают предпоч­тение абстрактным темам. Дисгармония также наблюдается в ин­теллектуальной сфере. Плохая ориентировка в конкретных ситуа­циях, в житейских вопросах сочетается с хорошими, а иногда очень хорошими способностями в области логического мышления.

Преобладание абстрактного мышления над конкретно-ситуаци­онным делает шизоидов часто внешне похожими на детей, страда­ющих детской шизофренией. Однако сохранность абстрактного мышления, достаточная продуктивность отличают этих детей отшизофреников. У последних с возрастом наблюдается нарастание патологических явлений,- в том числе и в мышлении. У шизоидов, наоборот, при благоприятных средовых условиях с возрастс^мТтаблкт^ дается положительная динамика за счет хорошего интеллекта.

Очевидно, значительная часть наблюдений раннего детского аутизма, описанных Г.Аспергером [Asperger H., 1944], относитсяименно к шизоидной психопатии. В отличие от вышеописанных выраженных форм раннего детского аутизма, характеризующихся наличием грубых расстройств в инстинктивной сфере, речи, мы­шлении и деятельности, аномалия развития при шизоидной пси­хопатии ограничивается личностными особенностями и не пато­логическим уровнем своеобразия.

Для многих детей с шизоидной психопатией характерны ран­нее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чте­нию, природе. В школе их часто привлекают математика, физика,


другие точные науки. Нередка склонность к коллекционированию. Часто обращает на себя внимание хорошая речь. Одежда, еда, житейские удобства не вызывают интереса. Продуктивность в за­нятиях может страдать от рассеянности, связанной с сосредото­ченностью на интересах, часто далеких от учебных.

В свое время Э.Кречмер [Kretschmer E., 1956] говорил о пато­генетической близости шизоидной психопатии и шизофрении,усматривая между особенностями личности и психозом лишь ко­личественную разницу. В дальнейшем этот взгляд был подвергнуткритике. Шизоидная психопатия, как указывалось, ограничена не-процессуальным кругом характерологических особенностей, в то время как при шизофрении, даже при отсутствии острых присту­пов, имеется прогрессирующее течение с тенденцией к повреж­дению психической деятельности. Однако клинико -генетические исследования последних лет [Готтесман И., Шилдс Дж., 1967, см. обзор по: Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М.М., 1997] указывают на значительную частоту лиц с шизоидной психопати­ей в семьях больных шизофренией.

При эпилептоидной психопатии нет типичных для эпилепсии судорожных расстройств, явлений слабоумия. Речь идет лишь остойких характерологических особенностях в виде эмоциональ­ной вязкости, напряженности эмоций и влечений, склонности к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфории [Сухарева Г. Е., 1959]. Малейшие неудачи приводят к возбуждению и раздражению. Малоподвижность аффекта ведет к застреванию на негативных переживаниях, злобности, колебанию настроения по типу дисфории, резким аффективным вспышкам. Темп и ритм дви­жений речи замедлены и соответствуют внутреннему напряжению.

В исследовании А. С. Емельянова [1972, см.: Ковалев В. В., 1979] показана динамика развития эпилептоидной психопатии в дет­ском возрасте. Уже в возрасте 2—3 лет для этих детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции, в особенности связан­ные с чувством физического дискомфорта. В более старшем возра­сте на первый план выступают агрессивность, нередко с садисти­ческими наклонностями, длительное состояние озлобленности при невыполнении требований, упрямство, иногда мстительность. Этим детям свойственна повышенная до педантичности аккуратность, гипертрофированное стремление к установленному порядку. В дет­ском коллективе они трудны не только из-за силы и длительно­сти своих аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самоутверждению, властности, жестокости.

Авторы, описывающие эпилептоидную психопатию у взрос­лых, отмечают полярность их эмоциональной сферы: наряду совзрывчатостью, жестокостью — склонность к угодливости и сла­щавости. У детей этот второй полюс практически не наблюдается,


не исключено, что его формирование в более старшем возрасте связано в определенной мере с гиперкомпенсаторными механиз­мами [Зейгарник Б. В., 1976].

Психастенические личности отличаются низкой активностью, слабостью психического тонуса, неспособностью к длительномунапряжению. Психастения в своей выраженной форме наблюда­ется у взрослых. Однако отдельные психастенические черты отме­чаются и в детском возрасте: склонность к тревожности, мни­тельность [Сухарева Г. Е., 1959]. Уже в 3—4 года у этих детей на­блюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям. В школьном возрасте появляются навязчивые сомнения и опасе­ния, патологическая нерешительность. Ближе к подростковому возрасту мнительность принимает нередко характер ипохондрич-ности, навязчивые страхи часто «обрастают» защитными ритуала­ми. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и незнакомым, возникает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого вы­зывает состояние тревоги.

Истерическая психопатия не всегда имеет конституциональный характер, в части случаев она может быть обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, нередко обменно-трофического харак­тера, перенесенными в раннем детстве. В отличие от вышепере­численных шизоидной, эпилептоидной, психастенической пси­хопатий, часто встречаемых у лиц мужского пола, истерическая психопатия наиболее часто наблюдается у женщин и соответствен­но у девочек.

Г.Е.Сухарева (1959), отмечая психическую незрелость как ос­нову данного варианта психопатии, указывает на дисгармонич­ность этого инфантилизма, подчеркивает выраженную диссоциа­цию отдельных его компонентов. Для темперамента истерической личности характерны высокая возбудимость, бурные аффектив­ные реакции, не соответствующие силе средовых воздействий, раздражительность, неспособность к отсрочке желаний, потреб­ность в постоянной смене впечатлений. Вся эта симптоматика ука­зывает на незрелый инфантильный характер аффективного реаги­рования. Повышенная возбудимость сказывается на поведении та­ких детей, они быстро и легко заражаются любым ярким событием и так же быстро пресыщаются. В своем поведении истерическая личность исходит из аффективной оценки ситуации. Под ее воздей­ствием происходит искажение и отвержение всего, что противоре­чит собственным желаниям. Для достижения желаемого использу­ются различные по уровню осознанности способы реагирования, от самых примитивных (истерических припадков) до психологи­чески более сложных — косметической лжи, фантазий и т. д.


При формально сохранном интеллекте наблюдается отсутствие стойких интересов, такие дети быстрее пресыщаются любой дея­тельностью, непосредственно не вытекающей из аффективно зна­чимых целей.

В подростковом возрасте особенно типичны усиленное кокет­ство, склонность к интригам, а иногда и вымыслам сексуальногосодержания. Таким образом, даже в детском и подростковом возра­сте типичный для истерической психопатии конфликт между жаж­дой признания и инфантильной неспособностью к во­левому усилию определяет сущность психической дисгармонии.

Психопатии типа неустойчивых [Сухарева Г. Е., 1959] также представляют собой вариант дисгармонического инфантилизма. Такие дети отличаются незрелостью интересов, поверхностнос­тью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью поступ­ков, действиями по первому побуждению. Малая продуктивность в занятиях и при хорошем интеллекте связана с неспособностью к длительной целенаправленной деятельности. Привычка уходить от трудностей в сочетании с «сенсорной жаждой» является час­той причиной побегов из дома, школы, стремления к бродяж­ничеству. Безответственность, несформированность моральных запретов обусловливают выход из затруднительных ситуаций по­средством обманов, вымыслов. Будучи повышенно внушаемы, эти дети легко усваивают социально-отрицательные формы по­ведения. В подростковом возрасте они нередко попадают в асо­циальные группы, где, как правило, играют подчиненную роль [Личко А.Е., 1977].

Психопатия типа неустойчивых может быть как конституцио­нального генеза, так и возникать под влиянием ранних вредно­стей, чаще — в первые годы жизни. Во втором случае ее проявле­ния будут частично сходны с чертами конституционального ин­фантилизма, однако будут отличаться от него наличием более выраженной психической дисгармонии: частой аффективной воз­будимостью, склонностью к расторможению влечений.

Таким образом, природа синдромов психопатии очень разно­образна и может возникать по разным механизмам. Так, наряду с конституциональными формами клиницисты выделяют психопа­тии органического генеза.

Органические психопатии [Сухарева Г.Е., 1959] связаны с ран­ним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.

Среди органических психопатий наиболее часто встречается г возбудимый (эксплозивный) тип. Он чаще наблюдается у мальчи­ков. Его клинической основой является аффективная и двигатель­ная возбудимость. Уже в возрасте 2—3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом. Тяжелые


аффективные разряды чаще имеют астенический исход с расслаб­ленностью, вялостью, слезами. Эти дети представляют значитель­ные трудности в коллективе: они бьют сверстников и младших, дерзят взрослым. При органической психопатии по возбудимому типу наблюдаются и немотивированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшее замечание у этих детей воз­никают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы. В под­ростковом возрасте сложившаяся стойкая конфликтная ситуа­ция в школе способствует «выталкиванию» такого подростка в асоциальное внешкольное окружение, делает его угрожаемым в отношении правонарушений [Личко А. Е., 1977].

Для другой группы органической психопатии [Сухарева Г. Е., 1959] характерны повышенный эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на все внешние раздражители, некритич­ность при достаточно сохранном интеллекте. Любое внешнее впе­чатление легко вызывает аффективную реакцию, однако очень ко­роткую. В школьном возрасте бестормозность часто способствует фор­мированию патологии влечений, импульсивным сексуальным эксцессам, склонности к бродяжничеству и т.д. М.С.Певзнер (1962) описан такой тип психопатий после перенесенного в раннем воз­расте эпидемического энцефалита.

Таковы самые основные проявления психопатий у детей.

Диагностика психопатий в детском возрасте представляет определенные трудности, что связано с незавершенностью фор­мирования личности. Кроме того, такие характерные для ряда пси­хопатий черты, как повышенная эмоциональная возбудимость инеустойчивость поведения, преобладание элементарных потреб­ностей и влечений, до известной степени типичны для возраст­ного этапа развития в норме.

А. Е. Личко (1977) и другие авторы указывают на различный возраст структурирования отдельных видов психопатий. В связи с тем что патологические черты характера в благоприятных услови­ях воспитания могут редуцироваться, Г.Е.Сухарева (1959) и дру­гие детские психиатры предостерегают от широкой диагностики психопатии до юношеского возраста.

В детском возрасте наиболее отчетливо выступает сочетание биологического и социального факторов в формировании различ­ных типов психопатий. Несмотря на биологически обусловленные предпосылки темперамента, становление психопатии реализует­ся в соответствующих неблагоприятных средовых условиях, спо­собствующих ее формированию. По мнению Г. Е. Сухаревой (1959), «врожденной или рано приобретенной недостаточностью опреде­ляются лишь основные, структурные особенности данной дисгар­монической личности, только тенденция к определенному типу реагирования, тогда как актуализация этой тенденции зависит от социальной среды и воспитания».


В воздействии неблагополучной среды в становлении психопа­тии О.В.Кербиков (1971) и В.В.Ковалев (1979) различают рядэтапов: сначала отдельные патологические реакции, возникаю­щие в ответ на провоцирующие влияния среды, затем более дли­тельные патологические состояния и, наконец, формирование психопатии как стойкой девиации личности.

Г. Е. Сухарева (1965), Л. С. Выготский (1983), М. С. Певзнер (1962) указывают, что ряд психопатических свойств имеет тенденцию закрепляться по механизму «порочного крута». Так, аутизм шизо­идного ребенка нередко вызывает настороженное отношение к нему со стороны сверстников, что вторично еще более углубляет его аутизм. Аффективная возбудимость эпилептоидного ребенка, способствуя конфликтам, создает для него сложное положение в среде сверстников, ситуацию враждебности, подозрительности. Таким образом, сама психопатическая личность как бы утяжеляет окружающую среду, внося в нее дисгармонию и конфликт и тем создавая новый порочный круг, фиксирующий и усиливающий патологические черты характера. Ряд симптомов (страхи, робость, нерешительность, паранойяльность), наблюдаемых у детей с раз­личными видами психопатий, рассматриваются авторами как вто­ричные реактивные образования.

Г.Е.Сухарева (1959) специально выделяет в качестве отдельной формы патологии развития «патологическое развитие личности»вследствие неблагоприятных условий воспитания, отличая ее от психопатий не только по этиологии, ряду клинических особенно­стей, но и принципиальной возможности обратимости. Такой же точки зрения придерживаются К.С.Лебединская (1969) и др.

Патологическое формирование личности тем не менее также можно отнести к типу дисгармонического развития. Как указыва­лось, его этиологией являются неблагоприятные условия воспи­тания, длительная психотравмирующая ситуация. Как известно, вформировании личности здорового ребенка ведущую роль играет его воспитание. Биологические предпосылки в виде темперамен­та, определяющего силу, уравновешенность, подвижность пси­хических процессов, тенденцию к преобладанию того или иноготипа элементарных эмоций, составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность форми­руется именно под влиянием социальных условий. В детском воз­расте основным социальным фактором, формиругощим личностьребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду нёзршгосвг эмоциональной сферы и личности ребенка в целом, его повы­шенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие длительно и довольно массивно выраженные, мо­гут привести к искажению в развитии не только его интересов, направленности, но черс? .воздействие на вегетативную нервнуюсистему — и к стойкому "йменению свойств его темперамента


[Симеон Т.П., 1935; Сухарева Г.Е., 1935; МишоЛ., 1950; Скана-виЕ.Е., 1962; Фелинская Н.И., 1965; Гурьева В.А., 1971; Гинди-кин В.Я., 1971; см.: Ковалев В.В., 1979]. В.В.Ковалев (1979), ис­ходя из постепенности формирования как нормальной, так и ано­мальной личности, предлагает по отношению к данным аномалиям развития в детском возрасте термин «психогенные патохаракте-рологические формирования личности». Г.Е.Сухарева (1959), В.В.Ковалев (1979), К.С.Лебединская (1969), А.Е.Личко (1977) и другие авторы отмечают в качестве фактора, предрасполагаю­щего к патологическому формированию личности под влияниемнеблагоприятной среды, органическую церебральную недостаточ­ность, большей частью негрубого, остаточного характера, акцен­туацию характерологических свойств, а также дисгармоническое протекание периода полового созревания с явлениями его ретар­дации либо акселерации.

Таким образом, в патогенезе патологических формирований лич­ности основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест,
пассивный и активный отказ и др.), представляющих собой форму
ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они ста­
новятся устойчивыми свойствами личности [Мишо Л., 1950,1964;
Левитов Н.Д., 1955; см.: Ковалев В.В., 1979], особенно в детс­
ком возрасте;

2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт
характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, спо­
собствует прямая стимуляция отрицательным примером.

К дисгармоническому развитию можно отнести и так называе­мую невропатию — особый вид аномалии эмоционально-волевойсферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций [Сухарева Г.Е., 1955; Симеон Т.П., 1948; Ковалев В.В., 1979; и др.]. Эта аномалия может иметь как конституциональный характер — «конституциональная детская нервность», связаннаяс генетическим фактором, так может быть вызвана ранними эк­зогенными вредностями.

Первичная дефектность вегетативной системы обусловливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неустойчивости темпе­ратурной регуляции, чувствительности к метеорологическим ко­лебаниям и т.д. Отклонения в нервно-психической сфере, в ос­новном в эмоциональной, возникают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического дискомфорта в одних случаях способствуют фор-мированию личности тормозимой, м;тоактивной, повышенно чувствительной и легко истощающейс. .•; в других — возбудимой, раздражительной, двигательно расторможенной. Сухарева Г. Е. (1959) выделяет два варианта неврог^ши — астенический и воз­будимый, наблюдающийся реже.


Дети, страдающие невропатией, как правило, повышенно впе­чатлительны и ранимы, в связи с чем у них легко возникают не­врозы страха, заикание, тики, энурез и т.д.

Невропатия, также как и задержанное развитие, является ано­малией развития, наиболее типичной для детского возраста. Помере созревания вегетативной нервной системы в школьном воз­расте она часто сглаживается, но иногда, в неблагоприятных ус­ловиях воспитания, служит основой для формирования психопа­тии либо патологического развития личности тормозимого типа[Ковалев В.В., 1979].

Особым видом дисгармонического развития является анома­лия психического развития, связанная с отклонением темпаполового созревания. Если при невропатии первичный де­фект обусловлен вегетативной дистонией, то здесь речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретар­дации), в других — к ускорению (акселерации).

Эти аномалии развития могут быть обусловлены как генетиче­скими особенностями, так и экзогенно обусловленной органиче­ской недостаточностью нервной системы. Этот тип аномалии отли­чается от явлений ретардации и акселерации полового созревания, наблюдаемого и в рамках физиологических проявлений, не дости­гающих степени аномалий, более или менее выраженной дисгар­моничностью физического и нервно-психического развития [В1е-uler М., 1954; Лебединская К.С., 1969;Kretschmer В., 1956, 1979].

Так, при задержке полового развития церебрального генеза бу­дет наблюдаться недоразвитие моторики (медлительность, неук­люжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамосто­ятельность, повышенная внушаемость, трусливость — Лебедин­ская К.С., 1969). Однако в отличие от вышеописанной аномалии развития по «задержанному» типу здесь будут отмечаться при­знаки специфической дисгармонии: черты двигательной и эмо­циональной незрелости будут сочетаться с чрезмерной речевойпродукцией — склонностью к бессодержательным рассуждени­ям, болтливости, сентенциям. Не исключено, что эта излишняявербализация в определенной мере имеет компенсаторное проис­хождение и связана с реакцией личности на свою моторную не­состоятельность. Двигательная неловкость, часто сочетающаяся с ожирением, склонность к болтливости, трусливость нередко делают этих детей объектом насмешек со стороны сверстников, что способствует возникновению невротических расстройств.Данная аномалия развития может иметь временный характер, сглаживаясь после пубертатного возраста по мере завершениязапоздалого полового метаморфоза. Однако в ряде случаев черты «гипогенитальной конституции» в виде своеобразного сочетанияописанных особенностей моторики, эмоциональной сферы и речи


могут прослеживаться и во взрослом возрасте как стойкая ано­малия развития.

Ускоренное половое созревание церебрально-органического ге-неза по наличию ряда признаков вегетативно-эндокринной дис­функции, энцефалопатических расстройств, как указывалось, отличается от акселерации полового созревания, наблюдаемого в рамках физиологических возрастных проявлений. Ускоренное по­ловое созревание церебрально-органического генеза часто фор­мирует аномалию психического развития, по своим проявлениям в определенной мере обратную, чем та, которая наблюдается при задержке полового развития [Лебединская К.С, 1969]. К ее про­явлениям относятся односторонняя взрослость интересов, связан­ная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармоничной эндокринной перестройкой. Такие подростки часто тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству. Однако в этих намерениях они, как пра­вило, оказываются несостоятельными, так как их интеллектуаль­ный уровень не может обеспечить соответствующую неадекват­ным, односторонне «взрослым» установкам социальную адапта­цию. В неопубликованных экспериментальных исследованиях Г.В.Грибановой показана односторонняя примитивность «образа взрослости», наблюдаемая у этих подростков: его ограниченность внешними бытовыми атрибутами (одеждой, прической, заработ­ком и т.д.). Эта психическая дисгармония особенно очевидна в случаях диссоциации указанных личностных установок с органи­ческой незрелостью интеллекта.

По мере нормализации эндокринной формулы уменьшаются напряженность влечений и аффективная возбудимость. В благо­приятных средовых условиях девиация поведения претерпевает обратное развитие. Однако при наличии неблагоприятного окру­жения эти патологические черты становятся предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной воз­будимости, расторможенности влечений, асоциальным поведе­нием.

Описание аномалий развития, отнесенных нами к дисгармо­ническому типу — психопатий, патологическому развитию лично­сти, невропатии, как правило, принадлежит клиницистам. В дет­ской патопсихологии они почти не исследовались.

Поэтому, несмотря на то что описанные варианты дисгармони­ческого развития являются наиболее «чистыми» типами именноаномалий развития, не сочетающимися с симптомами болезни, их патопсихологический анализ показывает значительные трудности и может быть представлен только в предположительном плане.

Как считается большинством исследователей, дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями эмоциональной


сферы, возможно, ее физиологической основы — вегетативной и вегетативно-эндокринной систем.

Внутри эмоциональной сферы наблюдаются различные вари­анты асинхронии развития элементарных и высших эмоций. Стра­дание элементарных эмоций различной модальности наблюдается при всех психопатиях в виде повышенной возбудимости, патоло­гической лабильности, инертности, вязкости или вялости аффекта либо качественного извращения.

При психопатиях и патологическом развитии личности наблю­дается также дисгармония между эмоциональной и интеллекту­альной сферами. Даже первично сохранный интеллект не регули­рует эмоциональную сферу, в том числе ее базальный уровень, ачасто находится от него в большей зависимости, чем это наблю­дается в норме. В этом плане можно говорить об измененностииерархических связей.

Однако при некоторых вариантах дисгармонического развития, в первую очередь конституциональных психопатиях, наблюдается отчетливая дисгармония и в самой интеллектуальной сфере. Раз­личные сочетания диссоциаций развития в эмоциональной и ин­теллектуальной сферах создают значительный полиморфизм про­явлений, которым отличаются разные варианты дисгармониче­ского развития.

Схематизируя основные варианты нарушения психического развития при психопатиях, попытаемся свести их к несколькимвариантам:

1) психопатологические явления фиксируются преимуществен­
но в области базального аффекта при известной сохранности ин­
теллекта. Дисгармония в аффективной сфере проявляется в со­
хранности высших эмоций, недоразвитии базальных и низкой ин­
тенсивности влечений, непосредственно связанных с инстинк­
тивными побуждениями (например, шизоидная психопатия);

2) инстинктивно-аффективная сфера, включая уровень вле­
чений, обладает повышенной возбудимостью и интенсивностью
воздействий на интеллект и личность в целом. В результате пере­
страивается вся система отношений интеллект—аффект. Интел­
лектуальные процессы начинают обслуживать требования базаль­
ного аффекта и влечений (например, истероидная психопатия);

3) базальные и высшие эмоции недоразвиты, наблюдаются
явления расторможенности влечений непатологического и пато­
логического характера. Контроль сверху, со стороны интеллекта,
ограничен в одних случаях из-за его низкого уровня, в других —
из-за отсутствия стойкой интеллектуальной мотивации (напри­
мер, органические психопатии).

Однако, как уже отмечалось, чистые варианты психопатий встречаются реже, чем смешанные.


Заключение

Рассмотренные закономерности аномалий психического раз­вития у детей способствуют расширению теоретических представ­лений о механизмах формирования психического дизонтогенеза: о соотношении болезненного процесса и аномалии развития, пер­вичного и вторичных дефектов, вариантах нарушений межфунк­циональных связей, приводящих к различным типам асинхронии развития, и т.д.

Изложенные данные, естественно, не претендуют на полноту освещения этой сложной и многогранной проблемы. Ее отдель­ные стороны и положения представлены при описании разных типов дизонтогенеза неравномерно, что связано с недостаточ­ностью патопсихологического изучения аномалий развития. В этом плане очевидна необходимость дальнейших исследований.

Но и на этом этапе полученные данные уже могут внести оп­ределенный вклад в решение основных практических задач дет­ской патопсихологии: вопросов диагностики, прогноза и коррекции.

Как уже указывалось, Л.С.Выготский проблему патопсихо­логического анализа аном'алии развития по аналогии с методом клинического анализа видел в переходе «от изучения отдельных симптомокомплексов к изучению процессов развития, обнаружи­вающих себя в этих симптомах». Успешность этого пути Л. С. Вы­готский тесно связывал с решением «типологической проблемы».

Изложенная типология аномалий психического развития, вы­деление ряда параметров, характеризующих как общие законо­мерности психического дизонтогенеза, так и особенности отдель­ных вариантов, могут быть использованы для психологического анализа аномалий развития.

Этот анализ строится на основании данных, полученных пато­психологом из обследования ребенка (беседа, экспериментально-психологическое обследование, включающее обучающий экспе­римент, учет нормативных данных), беседы с его родителями или


другими близкими родственниками, знакомства с историей бо­лезни, данными клинического исследования, сведениями, полу­ченными от педагога или воспитателя дошкольного учреждения.

Психологический анализ аномального развития ребенка дол­жен включать несколько этапов.

Первый из них — это систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент исследования. По существу этоанализ психологического статуса ребенка.

Сюда прежде всего входит квалификация первичного дефекта: его характера, а также ряда его особенностей, типичных для данно­го больного (распространенность, степень тяжести, стойкость и т. д.).

Далее следует характеристика вторичных дефектов. К ней отно­сится квалификация вторичных нарушений, как непосредствен­но обусловленных первичным дефектом, так и связанных с ним опосредованно и поэтому менее специфичных. Особое место при­надлежит анализу вторичных проявлений, вызванных реакцией личности на свою неполноценность, и квалификации компенса­торных образований.

И наконец, большое значение для характеристики психологи­ческого статуса имеет анализ сохранных психических функций.

Для понимания механизмов формирования выявленных нару­шений психического развития чрезвычайно важен следующий этапанализа — квалификация динамики психического дизонтоге-неза. Прежде всего он включает констатацию возраста выявленияаномалии развития. Большое значение здесь имеют особенности проявления первичного дефекта на разных возрастных этапах. Важнатакже квалификация асинхронии развития под влиянием пер­вичного дефекта (явления изоляции, патологической фиксации,регресса, распада, акселерации). Необходимо учитывать после­довательность формирования вторичных нарушений. И наконец,анализ динамики аномалий психического развития включает в себя характеристику сохранных линий развития, не пострадав­ших от болезненного процесса.

Следующим этапом, анализа является квалификация психиче­ского онтогенеза ребенка (развитие его сенсорной, моторной, эмо­циональной сфер и личности в целом) до начала отклоне­ний в развитии.

Анализ этого этапа развития имеет особенно большое значе­ние в диагностике таких видов дизонтогенеза, как поврежденноеи искаженное развитие, которое часто возникает на фоне ранее нормального психического онтогенеза. Не менее важно выявле­ние так называемой «доманифестной» симптоматики: отдельных микросимптомов отклонений развития, которые, как правило, в свое время замечены не были.

Очень важны анализ особенностей воспитания и ок­ружения ребенка, психологическая характеристика членов


его семьи. Эти данные нередко выявляют как наследственные пред­посылки аномального развития ребенка, так и роль неблагопри­ятных средовых условий.

Неблагоприятные условия воспитания и окружения ребенка, естественно, могут иметь место на всем протяжении его разви­тия, в том числе в период, когда он попадает в поле зрения пато­психолога. Это нередко приводит к ошибочному мнению о веду­щей роли психогении в аномалии его развития. Однако роль этого психогенного фактора в этиологии аномалии развития может быть решена только после анализа целостной структуры дефекта, ди­намики его формирования, особенностей психического онтоге­неза до выявления отклонений в развитии.

Проведенный анализ истории развития ребенка позволяет сфор­мулировать диагноз типа психического дизонтоге-неза: недоразвитие или задержанное, поврежденное, искажен­ное, дефицитарное, дисгармоническое развитие.

Анализ истории развития ребенка, квалификация типа психи­ческого дизонтогенеза имеют значение для решения следующихвопросов:

—выбора методов психолого-педагогической коррекции;

— профилактики ряда вторичных расстройств, опираю­
щейся на использование сохранных, а иногда и акселерирован-
ных в своем развитии функций;

— определения прогноза дальнейшего психического разви­
тия ребенка.

Решение этих вопросов возможно лишь совместно с врачом.

Выбор методов психолого-педагогической коррекции, профи­лактика вторичных дизонтогенетических расстройств невозмож­ны без учета клинической картины основного заболевания или его последствий, характера медикаментозного лечения, получае­мого ребенком.

Прогноз психического развития аномального ребенка часто зависит также от ряда клинических факторов: динамики болез­ненного процесса, остаточных энцефалопатических расстройств, соматических заболеваний и т. д.


Библиография

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. — М., 1982.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. I, II.

Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функ­циональной системы. — М., 1978.

БадалянЛ. О. Детская неврология. — М., 1975.

Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. - М., 1987.

Башина Б. М. Ранняя детская шизофрения. — М., 1980.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М., 1979.

Белополъская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис....канд. психол. наук. — М., 1976.

Белополъская Н.Л., Лебединский В. В. Анализ психологических предпо­сылок невротических состояний у детей в связи со школьной неуспевае­мостью // IV симпозиум детских психиатров социалистических стран. — М., 1976.

Бернштейн Н.А. О построении движений. — М., 1990.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. — М., 1996.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: (Пси­хологическое исследование). — М., 1968.

Боскис P.M. Глухие и слабовидящие дети. — М., 1963.

БрунерДж. Психология познания. — М., 1977.

БрунерДж., Олвер Р., Гринфильд П. Исследования развития познава­тельной деятельности. — М., 1971.

Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. — М., 1976.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1968.

ВассерманЛ. И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихоло-гической диагностики. — СПб., 1997.

Власова Т. А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии//Дефектология. — 1975. — № 5.

Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в разви­тии. - М., 1973.


Виноградова О. С. О некоторых особенностях ориентировочных реак­ций на раздражители второй сигнальной системы у нормальных и ум­ственно отсталых школьников // Вопросы психологии. — 1956. — № 6.

Вроно М. С, Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. — 1975. — № 5.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. — М., 1983. —Т. 5.

Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.

Ганнушкин П. Б. Избранные труды по психиатрии. — Ростов н/Д, 1998.

Гезелл А. Педология раннего возраста. — М.; Л., 1932.

ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1998.

Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогатель­ной школы. — М., 1974.

ГуревичМ. О. Психопатология детского возраста. — М., 1932.

Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. — Томск, 1994.

Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.

Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1939.

Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. — М., 1960.

Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. —Л., 1988.

Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М., 1971.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1976.

Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб., 1999.

Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. —Л., 1982.

Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.

Каган В.Е. Аутизм у детей. —Л., 1981.

Кербиков О. В. Избранные труды. — М., 1971.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.

Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию пси­хически больных детей. — М., 1963.

КорнеевА. Н. Нейропсихологические методы исследования: (Психодиа­гностические методы в педиатрии и детской психоневрологии). — СПб., 1991.

КошелеваА.Д. Усвоение новых знаний детьми-олигофренами как по­казатель их интеллектуальных возможностей // Проблемы патопсихоло­гии. - М., 1972.

Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Психология психиче­ской деятельности при шизофрении. — М., 1974.

Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возра­сте. — Прага, 1984.

Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. — М., 1969.

Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического раз­вития // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1980. - № 3. - С. 407-412.


Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.

Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е.Р. и др. Дети с нару­шениями общения. — М., 1989.

Лебединский В. В. Некоторые актуальные проблемы детской патопси­хологии // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1971.-№6.

Лебединский В. В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте // О диагностике психического развития личности. — Таллинн, 1974.

Лебединский В. В. Роль асинхронии развития в формировании пато­психологических симптомов ранней детской шизофрении // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1980. — № 1.

Лебединский В. В. К нейропсихологической классификации двигатель­ных персевераций // Функции лобных долей мозга. — М., 1982.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.

Лебединский В. В. Детский аутизм как модель психического дизонтоге-неза// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996. — № 2.

Лебединский В. В. К проблеме формирования уровней системы эмо­циональной регуляции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1998. - № 4.

Лебединский В. В. Проблема развития в норме и патологии // Между­народная конференция памяти А. Р.Лурия 24—26 сентября 1997 г.: Те­зисы докладов. — М., 1998.

Лебединский В. В., КошелеваА.Д. Формирование умственных действий как метод диагностики и коррекции задержки интеллектуального разви­тия // Первая Всесоюзная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста. — М., 1974.

Лебединский В. В., Марковская И.Ф., Фишман М.Н., Труш В.Д. Ней-ропсихологический анализ детей с минимальной мозговой дисфунк­цией // А. Р.Лурия и современная психология. — М., 1982.

Лебединский В. В., Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М. М. Эмо­циональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.

ЛебединскийВ. В., Новикова Н. Ю. Формирование понятий у детей, боль­ных шизофренией // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корса­кова. - 1975. — № 11.

Лебединский В. В., Спиваковская А. С, Раменская О.Л. Патопсихоло­гическая структура игровой деятельности детей, больных шизофрени­ей//Дефектология. — 1974. — № 4.

Лебединский В. В., Шахнарович А. М. К проблеме развития речи в онто­генезе // Проблемы психолингвистики. — М., 1975.

Левин К. Теория поля в социальных науках. — М., 2000.

Левин К. Динамическая психология. — М., 2001.

Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.

Лоренц К. Агрессия. — СПб., 2001. .


Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М., 1978.

ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 2000.

Лурия А. Р., Лебединский В. В. Об особенностях логических операций при поражении лобных долей мозга // Психологические исследования. — М., 1968. - Т . 1.

Марковская И. Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика за­держки психического развития //Дефектология. — 1977. — № 6.

Марковская И. Ф. Задержка психического развития церебрально-орга­нического генеза: Автореф. дис.... канд. психол. наук. —Л., 1982.

Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1999.

Марковская И.Ф., Лебединский В. В., Никольская О. С. Нейропсихо­логическая характеристика детей с задержкой психического развития // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. — 1977. — № 12.

Мещеряков А. И. Участие второй сигнальной системы в анализе и син­тезе цепных раздражителей у нормального и умственно отсталого ребен­ка // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномаль­ного ребенка. — 1956. —Т. 1.

Мнухин С. С. О временных задержках, замедленном темпе умственно­го развития и психическом инфантилизме у детей. — Л., 1968.

Морозова Н. Г. Формирование интересов у детей в условиях нормально­го и аномального развития: Автореф. дис.... докт. психол. наук. — М., 1967.

Мясищев В.И. О некоторых задачах детской психиатрии в СССР в свя­зи с ее прошлым и настоящим // Труды Ленинград, науч.-исслед. психо­неврологического института им. В.М.Бехтерева. —Л., 1961. —Т. 25.

Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуаль­ных различий. — М., 1976.

Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М., 1997.

Новодворская В. А. Особенности игровой деятельности умственно от­сталых детей: Тезисы докл. наконф. «Проблемы патопсихологии». Январь1973 г. - М., 1972. - С. 254-262.

Озерецкий Н.И. Психопатология детского возраста. —Л., 1938.

Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяч-кова. — М., 1965.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной шко­лы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Пантюхина Г. В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нерв­но-психического развития детей раннего возраста. — М., 1996.

Патология влечения в структуре девиантного поведения при психи­ческих заболеваниях у детей и подростков: Методические рекомендации / Под ред. О.Д.Сосюкало. — М., 1994.

ПевзнерМ. С. Дети-олигофрены. — М., 1959.

ПевзнерМ. С. Дети-психопаты. — М., 1962.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., 1944.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.


Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизо­френии. — М., 1974.

Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Нико­лаевой, В.В.Лебединского. — М., 1987.

Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г.М.Дульнева, А. Р.Лурия. - М., 1973.

Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномально­го ребенка: В 2 т. / Под ред. А. Р. Лурия. - М., 1956. - Т. 1; 1958. - Т. 2.

Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. — М., 2002.

Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Ро­зановой, Н.В.Яшковой. — М., 1971.

Раменская О. Л. К вопросу об усвоении детьми дошкольного возраста этических представлений // Новое в психологии. — М., 1977.

Ранний детский аутизм: Сб. науч. тр. / Под ред. Т. А. Власовой, В. В.Ле­бединского, К.С.Лебединской. — М., 1981.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1984.

Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1978.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М., 1970.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979.

Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглиян М.Я. Клиника и реабили­тационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972. • -^

Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. — М., 1991.

Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогене­зе. - М., 1985.

Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня. — М., 1995. — С. 154-160.

Симеон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. — М., 1948.

Современные подходы к болезни Дауна. — М., 1991.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980.

Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. — М., 1980.

Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испы­тываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология. — 1972. - № 3.

Строганова Т.А., Посикер И.Н. Функциональная организация пове­денческих состояний бодрствования младенцев: Мозг и поведение мла­денца. — М., 1993.

Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. - М., 1955. - Т. I; М., 1959. - Т. II; М., 1965. - Т. III.

Татарова И. Н. Феномен агрессии при РДА // Материалы междуна­родной научно-практической конференции памяти К. С.Лебединской. — М., 1995.

ТиграноваЛ. И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.


Ушаков Г. К. Детская психиатрия. — М., 1973.

ФлейвеллД.Х. Генетическая психология Ж.Пиаже. — М., 1967.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.

Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975.

Харлоу Г., Харлоу М., Суоми С. От размышления — к лечению // На­ука и жизнь. - 1975. - № 2. - С. 80-87.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 2002.

Шванцара И. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968.

ШмарьянА. С. Мозговая патология и психиатрия. — 1949. — Т. 1.

Штутте Г. Психиатрия детского и юношеского возраста // Клини­ческая психиатрия. — М., 1967.

Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. — М., 1968. - Вып. 1, 2; 1975. - Вып. 5.

Юрьева О. П. О типах дизонтогенеза у детей, больных шизофренией // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1970. — Т. 70. — № 8.

Adams J. Clinical neuropsychology and the study of learning disorders // Pediatric Clinics of North America. — 1973. — № 20.

Ajuriaguerra J. Manuel de psychiatrie de Г enfant. — Paris, 1970.

AspergerN. Die "autistishchen Psychopatien" in Kindesalter//Arch. Psychiat. Nervenkr. - 1944. - Bd. 1117.

Autism: A. Reappraisal of Concepts and Treatment / Ed. by M.Rutter, E.Schopler. -N.Y.; L., 1980.

Benda С Die Oligophrenien // Psychiatrie der Gegenwart. — Berlin; Heidel­berg, 1960.-Bd. 11.

Bender L. Psychological problems of children with organic brain disease // Amer. J. Orthopsychiatr. — 1949. — Vol. 19.

Bender L. The brain and child behavior//Arch. Gen. Psychiatr. — 1961. — Vol. 5.

Bettelheim B. The empty fortress. - N.Y., 1967.

Bleuler M. Endocrinologische Psychiatrie. — Stuttgart, 1954.

Chess S., Thomas A. Origins and evolution of behaviour disorders. From infancy to early adult life. — Cambridge, 1987.

Clarke A. M., Clarke A. D. (Eds.) Mental Deficiency the changing outlook. — London, 1974.

Clements S.D. Minimal Brain Disfunction in Children // Children with learning problems / Ed. by S.G.Saprir, A. C. Nitzburg. — N.Y., 1973.

Corboz RJ- Spatreife und bleibende Unreibe. Eine Untersuchung uber den Psychischen Infantilismus anhand von 80 Katamnesen. — Berlin, 1967.

Gessell and Amatruda's Developmental Diagnosis the Evoluation and Management of Normal and Abnormal Neuropsychologic Development in Infancy and Early Childhood, Third Edition. - N.Y.; L., 1974.

Gollnitz G. Neuropsychiatrie des Kinders- und lugendalters. — Jena, 1970.

Grossmann G, Schmitz W. Intelligenzdiagnostik in der Zusammenarbeit zwi-schen Kinderpsychiatrie und Sonderpadagogik// Die Sonderschule. — 1967. —№ 4.

Hammer S. L. School underachiewement in the adolescent // Pediatries. — 1967.-№40.


Hermelin В., О'Connor M. Psychological Exsperiment with Autistic Child­ren. — London, 1970.

Jaspers К Gesammelte Schriften fur Psychopathologie. — Berlin, 1963.

Jordan Т.Е. The Mentally Retarded. — Columbus, 1972.

KannerL. Child Psychiatry. - N.Y., 1955.

Kirk S., Kirk W. Psycholingvistic learning disabilities. Diagnosis and reme­diation. — Urbana, 1971.

Kirman В., Bicknell Y. Mental Handicap. — Edinburgh, 1975.

Kohler Ch. Les deficiencies intellectuelles chez l'enfant. — Paris, 1963.

Kraepelin E.Psychiatric— Leipzig, 1915.— Bd.3.

Kretschmer E. Medizinische Psychologie. — Stuttgart, 1956.

Kretschmer W. Reifung als Grund von Krise und Psychose. — Stuttgart, 1979.

Lenneberg E.H. Speech as motor skill with special reference to nonaphasic disordes: Monogr. Soc. Res. Child. Developm., 1964.

LutzJ. Psychiatric infantile. — Paris, 1968.

Masland R.L. Children with minimal brain disfunction: A national prob­lem // Learning disabilities: Introduction to educational and medical mana­gement. — Springfield, 1969.

Michaux L. Les troubles du charactere. — Paris, 1964.

Milgram N.A. Cognition and language in mental retardation: Distinctions and implications // The experimental psychology of mental retardation / Ed. by D.K.Routh. - Chicago, 1973.

OrnitzE. M. Neuropsychologic studies //Autism: a Reappraisal of Concepts and Treatment / Ed. by M. Rutter, E. Schopler. - N.Y., 1976.

Paine R. S. Minimal chronic brain syndromes in children // Develop. Med. Child. Neurol. - 1962. - № 4.

Paine R.S., Werry Y.S., Quay H. С A study of minimal cerebral disfunc­tion // Develop. Med. Child. Neurol. - 1963. - № 10.

Penrose L. S. The biology of mental defect. — London, 1963.

Ribble M.A. The rights ofinfants. - N.Y., 1943.

RimlandB. Infantile Autism. — N.Y., 1964.

Routh D. К Experimental psychology of mental retardation. — Chicago, 1973.

Satterfield J.H. et. al. Physiological studies of the hyperkinetic child //Am. J.Psychiat.-1979.-№ 128.

SchilderP. Contributions to Developmental Neuropsychiatry. — N.Y., 1964.

Scott J. P. Critical periods in organizational processes // Human Growth. — N.Y; London, 1975. - V. 3. - P. 223-239.

Spionek K.N. Zaburzenia rozwoju ucznion a niepowodzenia szkolne. — Warszawa, 1975.

Stambak M. Tonus et motricite dans la premiere enfance. Delachaux/Nies-tle, 1963.

Strauss A. A., Lehtinen L.E. Psychopathology and education of the brain-injured child. - N.Y, 1947.

Tinbergen N., Tinbergen E. Autistic children. — London, 1983.

Trad P. Infant previewing. - N.Y., 1990.

Tramer M. Lehrbuch der allgemeinen Kinderpsychiatrie. — Berlin, 1979.

Zazzo R. Manuel pour l'examen psychologique de l'enfant. — Paris, 1960.

ZazzoR. Conduites et conscience. Delachaux et Niestle. Neuchatel/Suisse. — 1968.-Vol. 11.


Оглавление

Введение.......................................................................................................................... 3

Глава 1. Клинические закономерности дизонтогенеза.............................6

1.1. Понятие дизонтогенеза............................................................................. 6

1.2. Этиология и патогенез дизонтогений.................................................... 6

1.3. Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни.......................... 9

Глава 2. Психологические закономерности дизонтогенеза..................14

2.1. Соотношение клинической и патопсихологической
квалификации психических нарушений.............................................. 14

2.2. Закономерности психического развития в норме

и патологии................................................................................................ 15

Глава 3. Параметры оценки психического дизонтогенеза....................26

3.1. Функциональная локализация нарушения......................................... 26

3.2. Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза........... 32

3.3. Первичные и вторичные нарушения.................................................. 34

3.4. Общее и частное в синдромах дизонтогенеза................................... 36

Глава 4. Классификация психического дизонтогенеза..........................38

4.1. Типы классификаций психического дизонтогенеза......................... 38

4.2. Общее психическое недоразвитие...................................................... 40

4.3. Задержанное психическое развитие.................................................... 54

4.4. Поврежденное психическое развитие................................................. 67

4.5. Дефицитарное психическое развитие................................................. 75

4.5.1. Аномалии развития в связи с недостаточностью

зрения и слуха...............................................................







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.