Дисгармоническое психическое развитие⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Показательной моделью дисгармонического психического развития являются психопатии и патологическое развитие личности — аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад психики. Ее клинико-психологическая структура ограничена кругом аномальных личностных свойств, не имеющих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и видоизменяющихся под влиянием ряда социальных и биологических факторов. Эта дисгармония личности лежит в основе нередких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декШпШгШцйГпри изменении привычных условий. Систематика психопатий ив настоящее время представляет большие трудности. Это связано с рядом факторов. Основные из них — многообразие психопатических вариантов личности, их промежуточное положение и нечеткость границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями. Большое значение имеют социальные факторы, определяющие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию. Так, в классификации психопатий Е.Крепелина (1915) выделяются семь групп: возбудимые, безудержные, импульсивные, лгуны и фантасты, враги общества, патологические спорщики. Очевидны отсутствие единства критериев в этой клас- сификации, ее описательный характер. К.Шнайдер [1923, см.: Сухарева Г. Е., 1965] выделял гипертимных личностей, депрессивных, неуверенных в себе, фанатичных, ищущих признания, эмоционально-лабильных, эксплозивных, бездушных, безвольных, астенических. Е. Кан [см.: Сухарева Г. Е., 1965] в основу группировки положил недостаточность определенного «слоя» психики: темперамента, влечений, характера — и, кроме этого, выделял «сложные и комплексные формы». Э. Кречмер [Kretschmer E., 1956] предложил критерии сходства клинико-психологической картины ряда психопатий с особенностями личности при шизофрении, эпилепсии и маниакально-депрессивном психозе и на этом основании выделял шизоидные, циклоидные, а впоследствии и эпилептоидные психопатии. В классификации П. Б. Ганнушкина (1998) выделены циклоиды, эпилептоиды, шизоиды, истерические характеры, неустойчивые, антисоциальные личности, конституционально глупые, параноики, астеники. О.В.Кербиков [1971, цит. по: Сухарева Г. Е., 1965] делит психопатии по этиологическому признаку на конституциональные, органические и краевые. Подавляющая часть классификаций психопатий у детей и подростков сходна с вышеуказанными. Систематики А. Шульца иА. Гомбургера сходны с классификациями Е. Крепелина и К. Шнайдера; Н.И.Озерецкий, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева разграничивают основные варианты психопатий по их этиологии (конституциональные и органические) [см.: Сухарева Г.Е., 1965]. Также выделяется группа психопатий, имеющая смешанное происхождение, но объединенная общностью патогенеза — явлениями недоразвития эмоционально-волевой сферы («дисгармонический инфантилизм»: неустойчивые, истерические личности, псевдологи). Классификации А.Е.Личко (1977), В.В.Ковалева (1979) построены на обобщении классификаций П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Сухаревой, О.В.Кербикова. Этиология психопатий, как это видно из ряда классификаций, связывается либо с генетическими, наследственными,факторами (конституциональные формы психопатий), либо с экзогенными вредностями, действовавшими на ранних этапах онтогенеза (органические формы психопатий) и в ряде случаев создающими так называемые фенокопии генетических пороков развития. Некоторые виды психопатий могут иметь как наследственное, так и экзогенное происхождение. Ряд авторов [Гурьева В. А.,Гиндикин В.Я., 1994] не исключают возможность формирования психопатии под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов. Патогенез психопатий мало изучен. Большое значение в формировании психопатической личности отводится патологическим особенностям конституции индивида. Это означает, что с точки зрения психической составляющейв первую очередь страдает ее базальная основа — темперамент1.К ак изв стно' еперамент рассматривается как одно из базальных проявлений индивидуальности. Это прежде всего различия во временных и силовых характеристиках активности. Одним из основных компонентов темперамента является «эмоциональность», котораяпредставляет собой комплекс свойств и качеств, характеризующих возникновение и протекание различных аффективных проявлений [Небылицын В. Д., 1976]. В норме темперамент — адаптивное образование, влияющее на общий уровень стимуляции, а значит — на разнообразие опыта ребенка (поэтому активный ребенок получает больше информации, чем пассивный). Темперамент также определяет эффективность внешних воздействий (различия в чувствительности к стимуляции определенной модальности). От особенностей темперамента зависит общая сензитивность ребенка к травмирующим воздействиям. И наконец, темперамент ребенка влияет на окружающих людей и определяет способы взаимодействия ребенка с окружающими. Ребенок с определенным типом темперамента как бы навязывает свой модус отношений со взрослыми и детьми. Если темперамент из всех психических образований наиболее тесно связан с биологическими константами организма, то следующие уровни личностной организации, в том числе характер, формируются преимущественно при всевозрастающей роли интеллекта и культуральных воздействий. Однако это не исключает влияния на процесс становления личности базальных образований — темперамента и эмоциональности. При этом сила аффективных «выбросов» может быть в некоторых случаях настолько велика, что попытка их регуляции «сверху» не достигает цели. С. Чесе вместе с соавторами отмечают, что в процессе психического развития происходит осознание ребенком особенностей своего темперамента и выработка различных опосредованных способов его регуляции. Значительно сложнее эта задача решается детьми с недостаточностью нервной системы [Chess S., Thomas A., 1987]. При психопатиях клиницисты отмечают нарушения силовых и временных констант темперамента: явления повышенной возбудимости, импульсивности, взрывчатости, вязкости, симптомы угнетения. Понятно, что на такой патологической основе не может не сформироваться отличный от нормы характер аффективного реагирования на средовые воздействия. Нарушение динамики аффективных процессов сопровождается целым рядом негативных явлений, в первую очередь страдают 1 «Темперамент — это переменная, имеющая огромное теоретическое и практическое значение для предсказания нарушений психического развития» [Рат-тер М., 1984.-С. 141]. регуляторные механизмы психической деятельности. Особые трудности возникают в отношении регуляции базальных эмоций, ипрежде всего — влечений, которые наименее пластичны даже в норме. В этиологии слова «влечение» подчеркивается момент неодолимости, насильственности. В норме влечения носят приспособительный характер и делятся на основные (стремление к самосохранению и продолжению рода) и производные, которые более изменчивы, индивидуализированы и в большей степени подвержены средовым воздействиям. Влечения функционируют внутри аффективных комплексов разной сложности. Структура таких комплексов в норме и припатологии почти совсем не изучена и преимущественно ограничивается отдельными описаниями клиницистов. Так, например,Ганнушкин (1998) отмечал, что ранняя мастурбация часто сочетается с очень выраженной жестокостью, злыми выходками. Злоба и сексуальность находятся в большей близости друг от друга и возрастают в зависимости от их интенсивности, когда злость трансформируется в жестокость. Таким образом, в зависимости от структуры аффективных комплексов, интенсивности отдельных ее элементов в значительноймере зависит тот или иной характер психопатии; в легких же случаях все ограничивается своеобразием личности. Формирование психопатий занимает длительный период в развитии и заканчивается за пределами детства. На начальных этапах в клинической картине преобладает патологическое заострение детских черт психики. Так, у детей младшего возраста наряду с повышенной возбудимостью, раздражительностью наблюдаются двигательное беспокойство, суетливость,болтливость, капризность, выраженный эгоцентризм. И только постепенно выкристаллизовываются симптомы, определяющие туили иную форму психопатии. В связи с этим возникает очень сложная задача выделения на ранних этапах из массы различных по характеру симптомов тех, которые специфичны для данного личностного расстройства. Эта задача еще более усложняетсятем, что «чистые» формы психопатий в том виде, как их принято описывать, встречаются редко, в жизни преобладают формы смешанные — отсюда необыкновенное разнообразие и большая неустойчивость отдельных симптомов [Ганнушкин П.Б., 1998]. Несмотря на сложность вопросов патогенеза, клинико-пси-хологическая структура отдельных вариантов психопатийразными авторами описывается достаточно сходно. Это касается и описаний психопатий в детском возрасте. Ядерную группу составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило, имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. У ребенка с шизоидной психопатией патологические черты в характере появляются рано, уже в 3—4 года. Первичное нарушение темперамента проявляется в виде малой его интенсивности, вялости реагирования, особенно на уровне инстинктов (например, чувства самосохранения), а также неловкости, плохой ритмичности, некоординированности движений, медленного формирования автоматизмов. Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, не любят подвижных игр, часто наблюдаются трудности в овладении навыком письма. В аффективной сфере дисгармония проявляется в сочетании повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний с парадоксальным для детского возраста отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешнейсухостью по отношению к родным и близким. Общение с детьми ограниченно, дети плохо ориентируются в эмоциональном состоянии других, не способны к непосредственному выражению своих эмоций. В контактах с окружающими быстро нарастает напряжение, пресыщение, недостаточно сформированы автоматизмы общения. Плохая ориентировка часто приводит к насмешкамсо стороны сверстников. Поэтому мальчики-шизоиды часто предпочитают общество девочек (менее агрессивная среда). Одиночество и мир фантазий эти дети предпочитают обществу сверстников. Контакты со взрослыми более активны, в беседах отдают предпочтение абстрактным темам. Дисгармония также наблюдается в интеллектуальной сфере. Плохая ориентировка в конкретных ситуациях, в житейских вопросах сочетается с хорошими, а иногда очень хорошими способностями в области логического мышления. Преобладание абстрактного мышления над конкретно-ситуационным делает шизоидов часто внешне похожими на детей, страдающих детской шизофренией. Однако сохранность абстрактного мышления, достаточная продуктивность отличают этих детей отшизофреников. У последних с возрастом наблюдается нарастание патологических явлений,- в том числе и в мышлении. У шизоидов, наоборот, при благоприятных средовых условиях с возрастс^мТтаблкт^ дается положительная динамика за счет хорошего интеллекта. Очевидно, значительная часть наблюдений раннего детского аутизма, описанных Г.Аспергером [Asperger H., 1944], относитсяименно к шизоидной психопатии. В отличие от вышеописанных выраженных форм раннего детского аутизма, характеризующихся наличием грубых расстройств в инстинктивной сфере, речи, мышлении и деятельности, аномалия развития при шизоидной психопатии ограничивается личностными особенностями и не патологическим уровнем своеобразия. Для многих детей с шизоидной психопатией характерны раннее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чтению, природе. В школе их часто привлекают математика, физика, другие точные науки. Нередка склонность к коллекционированию. Часто обращает на себя внимание хорошая речь. Одежда, еда, житейские удобства не вызывают интереса. Продуктивность в занятиях может страдать от рассеянности, связанной с сосредоточенностью на интересах, часто далеких от учебных. В свое время Э.Кречмер [Kretschmer E., 1956] говорил о патогенетической близости шизоидной психопатии и шизофрении,усматривая между особенностями личности и психозом лишь количественную разницу. В дальнейшем этот взгляд был подвергнуткритике. Шизоидная психопатия, как указывалось, ограничена не-процессуальным кругом характерологических особенностей, в то время как при шизофрении, даже при отсутствии острых приступов, имеется прогрессирующее течение с тенденцией к повреждению психической деятельности. Однако клинико -генетические исследования последних лет [Готтесман И., Шилдс Дж., 1967, см. обзор по: Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М.М., 1997] указывают на значительную частоту лиц с шизоидной психопатией в семьях больных шизофренией. При эпилептоидной психопатии нет типичных для эпилепсии судорожных расстройств, явлений слабоумия. Речь идет лишь остойких характерологических особенностях в виде эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений, склонности к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфории [Сухарева Г. Е., 1959]. Малейшие неудачи приводят к возбуждению и раздражению. Малоподвижность аффекта ведет к застреванию на негативных переживаниях, злобности, колебанию настроения по типу дисфории, резким аффективным вспышкам. Темп и ритм движений речи замедлены и соответствуют внутреннему напряжению. В исследовании А. С. Емельянова [1972, см.: Ковалев В. В., 1979] показана динамика развития эпилептоидной психопатии в детском возрасте. Уже в возрасте 2—3 лет для этих детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции, в особенности связанные с чувством физического дискомфорта. В более старшем возрасте на первый план выступают агрессивность, нередко с садистическими наклонностями, длительное состояние озлобленности при невыполнении требований, упрямство, иногда мстительность. Этим детям свойственна повышенная до педантичности аккуратность, гипертрофированное стремление к установленному порядку. В детском коллективе они трудны не только из-за силы и длительности своих аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самоутверждению, властности, жестокости. Авторы, описывающие эпилептоидную психопатию у взрослых, отмечают полярность их эмоциональной сферы: наряду совзрывчатостью, жестокостью — склонность к угодливости и слащавости. У детей этот второй полюс практически не наблюдается, не исключено, что его формирование в более старшем возрасте связано в определенной мере с гиперкомпенсаторными механизмами [Зейгарник Б. В., 1976]. Психастенические личности отличаются низкой активностью, слабостью психического тонуса, неспособностью к длительномунапряжению. Психастения в своей выраженной форме наблюдается у взрослых. Однако отдельные психастенические черты отмечаются и в детском возрасте: склонность к тревожности, мнительность [Сухарева Г. Е., 1959]. Уже в 3—4 года у этих детей наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям. В школьном возрасте появляются навязчивые сомнения и опасения, патологическая нерешительность. Ближе к подростковому возрасту мнительность принимает нередко характер ипохондрич-ности, навязчивые страхи часто «обрастают» защитными ритуалами. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и незнакомым, возникает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого вызывает состояние тревоги. Истерическая психопатия не всегда имеет конституциональный характер, в части случаев она может быть обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, нередко обменно-трофического характера, перенесенными в раннем детстве. В отличие от вышеперечисленных шизоидной, эпилептоидной, психастенической психопатий, часто встречаемых у лиц мужского пола, истерическая психопатия наиболее часто наблюдается у женщин и соответственно у девочек. Г.Е.Сухарева (1959), отмечая психическую незрелость как основу данного варианта психопатии, указывает на дисгармоничность этого инфантилизма, подчеркивает выраженную диссоциацию отдельных его компонентов. Для темперамента истерической личности характерны высокая возбудимость, бурные аффективные реакции, не соответствующие силе средовых воздействий, раздражительность, неспособность к отсрочке желаний, потребность в постоянной смене впечатлений. Вся эта симптоматика указывает на незрелый инфантильный характер аффективного реагирования. Повышенная возбудимость сказывается на поведении таких детей, они быстро и легко заражаются любым ярким событием и так же быстро пресыщаются. В своем поведении истерическая личность исходит из аффективной оценки ситуации. Под ее воздействием происходит искажение и отвержение всего, что противоречит собственным желаниям. Для достижения желаемого используются различные по уровню осознанности способы реагирования, от самых примитивных (истерических припадков) до психологически более сложных — косметической лжи, фантазий и т. д. При формально сохранном интеллекте наблюдается отсутствие стойких интересов, такие дети быстрее пресыщаются любой деятельностью, непосредственно не вытекающей из аффективно значимых целей. В подростковом возрасте особенно типичны усиленное кокетство, склонность к интригам, а иногда и вымыслам сексуальногосодержания. Таким образом, даже в детском и подростковом возрасте типичный для истерической психопатии конфликт между жаждой признания и инфантильной неспособностью к волевому усилию определяет сущность психической дисгармонии. Психопатии типа неустойчивых [Сухарева Г. Е., 1959] также представляют собой вариант дисгармонического инфантилизма. Такие дети отличаются незрелостью интересов, поверхностностью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью поступков, действиями по первому побуждению. Малая продуктивность в занятиях и при хорошем интеллекте связана с неспособностью к длительной целенаправленной деятельности. Привычка уходить от трудностей в сочетании с «сенсорной жаждой» является частой причиной побегов из дома, школы, стремления к бродяжничеству. Безответственность, несформированность моральных запретов обусловливают выход из затруднительных ситуаций посредством обманов, вымыслов. Будучи повышенно внушаемы, эти дети легко усваивают социально-отрицательные формы поведения. В подростковом возрасте они нередко попадают в асоциальные группы, где, как правило, играют подчиненную роль [Личко А.Е., 1977]. Психопатия типа неустойчивых может быть как конституционального генеза, так и возникать под влиянием ранних вредностей, чаще — в первые годы жизни. Во втором случае ее проявления будут частично сходны с чертами конституционального инфантилизма, однако будут отличаться от него наличием более выраженной психической дисгармонии: частой аффективной возбудимостью, склонностью к расторможению влечений. Таким образом, природа синдромов психопатии очень разнообразна и может возникать по разным механизмам. Так, наряду с конституциональными формами клиницисты выделяют психопатии органического генеза. Органические психопатии [Сухарева Г.Е., 1959] связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни. Среди органических психопатий наиболее часто встречается г возбудимый (эксплозивный) тип. Он чаще наблюдается у мальчиков. Его клинической основой является аффективная и двигательная возбудимость. Уже в возрасте 2—3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом. Тяжелые аффективные разряды чаще имеют астенический исход с расслабленностью, вялостью, слезами. Эти дети представляют значительные трудности в коллективе: они бьют сверстников и младших, дерзят взрослым. При органической психопатии по возбудимому типу наблюдаются и немотивированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшее замечание у этих детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы. В подростковом возрасте сложившаяся стойкая конфликтная ситуация в школе способствует «выталкиванию» такого подростка в асоциальное внешкольное окружение, делает его угрожаемым в отношении правонарушений [Личко А. Е., 1977]. Для другой группы органической психопатии [Сухарева Г. Е., 1959] характерны повышенный эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на все внешние раздражители, некритичность при достаточно сохранном интеллекте. Любое внешнее впечатление легко вызывает аффективную реакцию, однако очень короткую. В школьном возрасте бестормозность часто способствует формированию патологии влечений, импульсивным сексуальным эксцессам, склонности к бродяжничеству и т.д. М.С.Певзнер (1962) описан такой тип психопатий после перенесенного в раннем возрасте эпидемического энцефалита. Таковы самые основные проявления психопатий у детей. Диагностика психопатий в детском возрасте представляет определенные трудности, что связано с незавершенностью формирования личности. Кроме того, такие характерные для ряда психопатий черты, как повышенная эмоциональная возбудимость инеустойчивость поведения, преобладание элементарных потребностей и влечений, до известной степени типичны для возрастного этапа развития в норме. А. Е. Личко (1977) и другие авторы указывают на различный возраст структурирования отдельных видов психопатий. В связи с тем что патологические черты характера в благоприятных условиях воспитания могут редуцироваться, Г.Е.Сухарева (1959) и другие детские психиатры предостерегают от широкой диагностики психопатии до юношеского возраста. В детском возрасте наиболее отчетливо выступает сочетание биологического и социального факторов в формировании различных типов психопатий. Несмотря на биологически обусловленные предпосылки темперамента, становление психопатии реализуется в соответствующих неблагоприятных средовых условиях, способствующих ее формированию. По мнению Г. Е. Сухаревой (1959), «врожденной или рано приобретенной недостаточностью определяются лишь основные, структурные особенности данной дисгармонической личности, только тенденция к определенному типу реагирования, тогда как актуализация этой тенденции зависит от социальной среды и воспитания». В воздействии неблагополучной среды в становлении психопатии О.В.Кербиков (1971) и В.В.Ковалев (1979) различают рядэтапов: сначала отдельные патологические реакции, возникающие в ответ на провоцирующие влияния среды, затем более длительные патологические состояния и, наконец, формирование психопатии как стойкой девиации личности. Г. Е. Сухарева (1965), Л. С. Выготский (1983), М. С. Певзнер (1962) указывают, что ряд психопатических свойств имеет тенденцию закрепляться по механизму «порочного крута». Так, аутизм шизоидного ребенка нередко вызывает настороженное отношение к нему со стороны сверстников, что вторично еще более углубляет его аутизм. Аффективная возбудимость эпилептоидного ребенка, способствуя конфликтам, создает для него сложное положение в среде сверстников, ситуацию враждебности, подозрительности. Таким образом, сама психопатическая личность как бы утяжеляет окружающую среду, внося в нее дисгармонию и конфликт и тем создавая новый порочный круг, фиксирующий и усиливающий патологические черты характера. Ряд симптомов (страхи, робость, нерешительность, паранойяльность), наблюдаемых у детей с различными видами психопатий, рассматриваются авторами как вторичные реактивные образования. Г.Е.Сухарева (1959) специально выделяет в качестве отдельной формы патологии развития «патологическое развитие личности»вследствие неблагоприятных условий воспитания, отличая ее от психопатий не только по этиологии, ряду клинических особенностей, но и принципиальной возможности обратимости. Такой же точки зрения придерживаются К.С.Лебединская (1969) и др. Патологическое формирование личности тем не менее также можно отнести к типу дисгармонического развития. Как указывалось, его этиологией являются неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация. Как известно, вформировании личности здорового ребенка ведущую роль играет его воспитание. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов, тенденцию к преобладанию того или иноготипа элементарных эмоций, составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влиянием социальных условий. В детском возрасте основным социальным фактором, формиругощим личностьребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду нёзршгосвг эмоциональной сферы и личности ребенка в целом, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие длительно и довольно массивно выраженные, могут привести к искажению в развитии не только его интересов, направленности, но черс? .воздействие на вегетативную нервнуюсистему — и к стойкому "йменению свойств его темперамента [Симеон Т.П., 1935; Сухарева Г.Е., 1935; МишоЛ., 1950; Скана-виЕ.Е., 1962; Фелинская Н.И., 1965; Гурьева В.А., 1971; Гинди-кин В.Я., 1971; см.: Ковалев В.В., 1979]. В.В.Ковалев (1979), исходя из постепенности формирования как нормальной, так и аномальной личности, предлагает по отношению к данным аномалиям развития в детском возрасте термин «психогенные патохаракте-рологические формирования личности». Г.Е.Сухарева (1959), В.В.Ковалев (1979), К.С.Лебединская (1969), А.Е.Личко (1977) и другие авторы отмечают в качестве фактора, предрасполагающего к патологическому формированию личности под влияниемнеблагоприятной среды, органическую церебральную недостаточность, большей частью негрубого, остаточного характера, акцентуацию характерологических свойств, а также дисгармоническое протекание периода полового созревания с явлениями его ретардации либо акселерации. Таким образом, в патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам: 1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, 2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт К дисгармоническому развитию можно отнести и так называемую невропатию — особый вид аномалии эмоционально-волевойсферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций [Сухарева Г.Е., 1955; Симеон Т.П., 1948; Ковалев В.В., 1979; и др.]. Эта аномалия может иметь как конституциональный характер — «конституциональная детская нервность», связаннаяс генетическим фактором, так может быть вызвана ранними экзогенными вредностями. Первичная дефектность вегетативной системы обусловливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неустойчивости температурной регуляции, чувствительности к метеорологическим колебаниям и т.д. Отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной, возникают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического дискомфорта в одних случаях способствуют фор-мированию личности тормозимой, м;тоактивной, повышенно чувствительной и легко истощающейс. .•; в других — возбудимой, раздражительной, двигательно расторможенной. Сухарева Г. Е. (1959) выделяет два варианта неврог^ши — астенический и возбудимый, наблюдающийся реже. Дети, страдающие невропатией, как правило, повышенно впечатлительны и ранимы, в связи с чем у них легко возникают неврозы страха, заикание, тики, энурез и т.д. Невропатия, также как и задержанное развитие, является аномалией развития, наиболее типичной для детского возраста. Помере созревания вегетативной нервной системы в школьном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в неблагоприятных условиях воспитания, служит основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа[Ковалев В.В., 1979]. Особым видом дисгармонического развития является аномалия психического развития, связанная с отклонением темпаполового созревания. Если при невропатии первичный дефект обусловлен вегетативной дистонией, то здесь речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретардации), в других — к ускорению (акселерации). Эти аномалии развития могут быть обусловлены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы. Этот тип аномалии отличается от явлений ретардации и акселерации полового созревания, наблюдаемого и в рамках физиологических проявлений, не достигающих степени аномалий, более или менее выраженной дисгармоничностью физического и нервно-психического развития [В1е-uler М., 1954; Лебединская К.С., 1969;Kretschmer В., 1956, 1979]. Так, при задержке полового развития церебрального генеза будет наблюдаться недоразвитие моторики (медлительность, неуклюжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, повышенная внушаемость, трусливость — Лебединская К.С., 1969). Однако в отличие от вышеописанной аномалии развития по «задержанному» типу здесь будут отмечаться признаки специфической дисгармонии: черты двигательной и эмоциональной незрелости будут сочетаться с чрезмерной речевойпродукцией — склонностью к бессодержательным рассуждениям, болтливости, сентенциям. Не исключено, что эта излишняявербализация в определенной мере имеет компенсаторное происхождение и связана с реакцией личности на свою моторную несостоятельность. Двигательная неловкость, часто сочетающаяся с ожирением, склонность к болтливости, трусливость нередко делают этих детей объектом насмешек со стороны сверстников, что способствует возникновению невротических расстройств.Данная аномалия развития может иметь временный характер, сглаживаясь после пубертатного возраста по мере завершениязапоздалого полового метаморфоза. Однако в ряде случаев черты «гипогенитальной конституции» в виде своеобразного сочетанияописанных особенностей моторики, эмоциональной сферы и речи могут прослеживаться и во взрослом возрасте как стойкая аномалия развития. Ускоренное половое созревание церебрально-органического ге-неза по наличию ряда признаков вегетативно-эндокринной дисфункции, энцефалопатических расстройств, как указывалось, отличается от акселерации полового созревания, наблюдаемого в рамках физиологических возрастных проявлений. Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза часто формирует аномалию психического развития, по своим проявлениям в определенной мере обратную, чем та, которая наблюдается при задержке полового развития [Лебединская К.С, 1969]. К ее проявлениям относятся односторонняя взрослость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармоничной эндокринной перестройкой. Такие подростки часто тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству. Однако в этих намерениях они, как правило, оказываются несостоятельными, так как их интеллектуальный уровень не может обеспечить соответствующую неадекватным, односторонне «взрослым» установкам социальную адаптацию. В неопубликованных экспериментальных исследованиях Г.В.Грибановой показана односторонняя примитивность «образа взрослости», наблюдаемая у этих подростков: его ограниченность внешними бытовыми атрибутами (одеждой, прической, заработком и т.д.). Эта психическая дисгармония особенно очевидна в случаях диссоциации указанных личностных установок с органической незрелостью интеллекта. По мере нормализации эндокринной формулы уменьшаются напряженность влечений и аффективная возбудимость. В благоприятных средовых условиях девиация поведения претерпевает обратное развитие. Однако при наличии неблагоприятного окружения эти патологические черты становятся предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциальным поведением. Описание аномалий развития, отнесенных нами к дисгармоническому типу — психопатий, патологическому развитию личности, невропатии, как правило, принадлежит клиницистам. В детской патопсихологии они почти не исследовались. Поэтому, несмотря на то что описанные варианты дисгармонического развития являются наиболее «чистыми» типами именноаномалий развития, не сочетающимися с симптомами болезни, их патопсихологический анализ показывает значительные трудности и может быть представлен только в предположительном плане. Как считается большинством исследователей, дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями эмоциональной сферы, возможно, ее физиологической основы — вегетативной и вегетативно-эндокринной систем. Внутри эмоциональной сферы наблюдаются различные варианты асинхронии развития элементарных и высших эмоций. Страдание элементарных эмоций различной модальности наблюдается при всех психопатиях в виде повышенной возбудимости, патологической лабильности, инертности, вязкости или вялости аффекта либо качественного извращения. При психопатиях и патологическом развитии личности наблюдается также дисгармония между эмоциональной и интеллектуальной сферами. Даже первично сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу, в том числе ее базальный уровень, ачасто находится от него в большей зависимости, чем это наблюдается в норме. В этом плане можно говорить об измененностииерархических связей. Однако при некоторых вариантах дисгармонического развития, в первую очередь конституциональных психопатиях, наблюдается отчетливая дисгармония и в самой интеллектуальной сфере. Различные сочетания диссоциаций развития в эмоциональной и интеллектуальной сферах создают значительный полиморфизм проявлений, которым отличаются разные варианты дисгармонического развития. Схематизируя основные варианты нарушения психического развития при психопатиях, попытаемся свести их к несколькимвариантам: 1) психопатологические явления фиксируются преимуществен 2) инстинктивно-аффективная сфера, включая уровень вле 3) базальные и высшие эмоции недоразвиты, наблюдаются Однако, как уже отмечалось, чистые варианты психопатий встречаются реже, чем смешанные. Заключение Рассмотренные закономерности аномалий психического развития у детей способствуют расширению теоретических представлений о механизмах формирования психического дизонтогенеза: о соотношении болезненного процесса и аномалии развития, первичного и вторичных дефектов, вариантах нарушений межфункциональных связей, приводящих к различным типам асинхронии развития, и т.д. Изложенные данные, естественно, не претендуют на полноту освещения этой сложной и многогранной проблемы. Ее отдельные стороны и положения представлены при описании разных типов дизонтогенеза неравномерно, что связано с недостаточностью патопсихологического изучения аномалий развития. В этом плане очевидна необходимость дальнейших исследований. Но и на этом этапе полученные данные уже могут внести определенный вклад в решение основных практических задач детской патопсихологии: вопросов диагностики, прогноза и коррекции. Как уже указывалось, Л.С.Выготский проблему патопсихологического анализа аном'алии развития по аналогии с методом клинического анализа видел в переходе «от изучения отдельных симптомокомплексов к изучению процессов развития, обнаруживающих себя в этих симптомах». Успешность этого пути Л. С. Выготский тесно связывал с решением «типологической проблемы». Изложенная типология аномалий психического развития, выделение ряда параметров, характеризующих как общие закономерности психического дизонтогенеза, так и особенности отдельных вариантов, могут быть использованы для психологического анализа аномалий развития. Этот анализ строится на основании данных, полученных патопсихологом из обследования ребенка (беседа, экспериментально-психологическое обследование, включающее обучающий эксперимент, учет нормативных данных), беседы с его родителями или другими близкими родственниками, знакомства с историей болезни, данными клинического исследования, сведениями, полученными от педагога или воспитателя дошкольного учреждения. Психологический анализ аномального развития ребенка должен включать несколько этапов. Первый из них — это систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент исследования. По существу этоанализ психологического статуса ребенка. Сюда прежде всего входит квалификация первичного дефекта: его характера, а также ряда его особенностей, типичных для данного больного (распространенность, степень тяжести, стойкость и т. д.). Далее следует характеристика вторичных дефектов. К ней относится квалификация вторичных нарушений, как непосредственно обусловленных первичным дефектом, так и связанных с ним опосредованно и поэтому менее специфичных. Особое место принадлежит анализу вторичных проявлений, вызванных реакцией личности на свою неполноценность, и квалификации компенсаторных образований. И наконец, большое значение для характеристики психологического статуса имеет анализ сохранных психических функций. Для понимания механизмов формирования выявленных нарушений психического развития чрезвычайно важен следующий этапанализа — квалификация динамики психического дизонтоге-неза. Прежде всего он включает констатацию возраста выявленияаномалии развития. Большое значение здесь имеют особенности проявления первичного дефекта на разных возрастных этапах. Важнатакже квалификация асинхронии развития под влиянием первичного дефекта (явления изоляции, патологической фиксации,регресса, распада, акселерации). Необходимо учитывать последовательность формирования вторичных нарушений. И наконец,анализ динамики аномалий психического развития включает в себя характеристику сохранных линий развития, не пострадавших от болезненного процесса. Следующим этапом, анализа является квалификация психического онтогенеза ребенка (развитие его сенсорной, моторной, эмоциональной сфер и личности в целом) до начала отклонений в развитии. Анализ этого этапа развития имеет особенно большое значение в диагностике таких видов дизонтогенеза, как поврежденноеи искаженное развитие, которое часто возникает на фоне ранее нормального психического онтогенеза. Не менее важно выявление так называемой «доманифестной» симптоматики: отдельных микросимптомов отклонений развития, которые, как правило, в свое время замечены не были. Очень важны анализ особенностей воспитания и окружения ребенка, психологическая характеристика членов его семьи. Эти данные нередко выявляют как наследственные предпосылки аномального развития ребенка, так и роль неблагоприятных средовых условий. Неблагоприятные условия воспитания и окружения ребенка, естественно, могут иметь место на всем протяжении его развития, в том числе в период, когда он попадает в поле зрения патопсихолога. Это нередко приводит к ошибочному мнению о ведущей роли психогении в аномалии его развития. Однако роль этого психогенного фактора в этиологии аномалии развития может быть решена только после анализа целостной структуры дефекта, динамики его формирования, особенностей психического онтогенеза до выявления отклонений в развитии. Проведенный анализ истории развития ребенка позволяет сформулировать диагноз типа психического дизонтоге-неза: недоразвитие или задержанное, поврежденное, искаженное, дефицитарное, дисгармоническое развитие. Анализ истории развития ребенка, квалификация типа психического дизонтогенеза имеют значение для решения следующихвопросов: —выбора методов психолого-педагогической коррекции; — профилактики ряда вторичных расстройств, опираю — определения прогноза дальнейшего психического разви Решение этих вопросов возможно лишь совместно с врачом. Выбор методов психолого-педагогической коррекции, профилактика вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической картины основного заболевания или его последствий, характера медикаментозного лечения, получаемого ребенком. Прогноз психического развития аномального ребенка часто зависит также от ряда клинических факторов: динамики болезненного процесса, остаточных энцефалопатических расстройств, соматических заболеваний и т. д. Библиография Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. — М., 1982. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. I, II. Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978. БадалянЛ. О. Детская неврология. — М., 1975. Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. - М., 1987. Башина Б. М. Ранняя детская шизофрения. — М., 1980. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М., 1979. Белополъская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис....канд. психол. наук. — М., 1976. Белополъская Н.Л., Лебединский В. В. Анализ психологических предпосылок невротических состояний у детей в связи со школьной неуспеваемостью // IV симпозиум детских психиатров социалистических стран. — М., 1976. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М., 1990. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. — М., 1996. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: (Психологическое исследование). — М., 1968. Боскис P.M. Глухие и слабовидящие дети. — М., 1963. БрунерДж. Психология познания. — М., 1977. БрунерДж., Олвер Р., Гринфильд П. Исследования развития познавательной деятельности. — М., 1971. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. — М., 1976. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1968. ВассерманЛ. И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихоло-гической диагностики. — СПб., 1997. Власова Т. А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии//Дефектология. — 1975. — № 5. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. Виноградова О. С. О некоторых особенностях ориентировочных реакций на раздражители второй сигнальной системы у нормальных и умственно отсталых школьников // Вопросы психологии. — 1956. — № 6. Вроно М. С, Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. — 1975. — № 5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960. Выготский Л. С. Собрание сочинений. — М., 1983. —Т. 5. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. Ганнушкин П. Б. Избранные труды по психиатрии. — Ростов н/Д, 1998. Гезелл А. Педология раннего возраста. — М.; Л., 1932. ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1998. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974. ГуревичМ. О. Психопатология детского возраста. — М., 1932. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. — Томск, 1994. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1939. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. — М., 1960. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. —Л., 1988. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М., 1971. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1976. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб., 1999. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. —Л., 1982. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983. Каган В.Е. Аутизм у детей. —Л., 1981. Кербиков О. В. Избранные труды. — М., 1971. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. — М., 1963. КорнеевА. Н. Нейропсихологические методы исследования: (Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии). — СПб., 1991. КошелеваА.Д. Усвоение новых знаний детьми-олигофренами как показатель их интеллектуальных возможностей // Проблемы патопсихологии. - М., 1972. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Психология психической деятельности при шизофрении. — М., 1974. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984. Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. — М., 1969. Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1980. - № 3. - С. 407-412. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения. — М., 1989. Лебединский В. В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1971.-№6. Лебединский В. В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте // О диагностике психического развития личности. — Таллинн, 1974. Лебединский В. В. Роль асинхронии развития в формировании патопсихологических симптомов ранней детской шизофрении // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1980. — № 1. Лебединский В. В. К нейропсихологической классификации двигательных персевераций // Функции лобных долей мозга. — М., 1982. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985. Лебединский В. В. Детский аутизм как модель психического дизонтоге-неза// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996. — № 2. Лебединский В. В. К проблеме формирования уровней системы эмоциональной регуляции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1998. - № 4. Лебединский В. В. Проблема развития в норме и патологии // Международная конференция памяти А. Р.Лурия 24—26 сентября 1997 г.: Тезисы докладов. — М., 1998. Лебединский В. В., КошелеваА.Д. Формирование умственных действий как метод диагностики и коррекции задержки интеллектуального развития // Первая Всесоюзная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста. — М., 1974. Лебединский В. В., Марковская И.Ф., Фишман М.Н., Труш В.Д. Ней-ропсихологический анализ детей с минимальной мозговой дисфункцией // А. Р.Лурия и современная психология. — М., 1982. Лебединский В. В., Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990. ЛебединскийВ. В., Новикова Н. Ю. Формирование понятий у детей, больных шизофренией // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1975. — № 11. Лебединский В. В., Спиваковская А. С, Раменская О.Л. Патопсихологическая структура игровой деятельности детей, больных шизофренией//Дефектология. — 1974. — № 4. Лебединский В. В., Шахнарович А. М. К проблеме развития речи в онтогенезе // Проблемы психолингвистики. — М., 1975. Левин К. Теория поля в социальных науках. — М., 2000. Левин К. Динамическая психология. — М., 2001. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977. Лоренц К. Агрессия. — СПб., 2001. . Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М., 1978. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 2000. Лурия А. Р., Лебединский В. В. Об особенностях логических операций при поражении лобных долей мозга // Психологические исследования. — М., 1968. - Т . 1. Марковская И. Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития //Дефектология. — 1977. — № 6. Марковская И. Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза: Автореф. дис.... канд. психол. наук. —Л., 1982. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1999. Марковская И.Ф., Лебединский В. В., Никольская О. С. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. — 1977. — № 12. Мещеряков А. И. Участие второй сигнальной системы в анализе и синтезе цепных раздражителей у нормального и умственно отсталого ребенка // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. — 1956. —Т. 1. Мнухин С. С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме у детей. — Л., 1968. Морозова Н. Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития: Автореф. дис.... докт. психол. наук. — М., 1967. Мясищев В.И. О некоторых задачах детской психиатрии в СССР в связи с ее прошлым и настоящим // Труды Ленинград, науч.-исслед. психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. —Л., 1961. —Т. 25. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М., 1976. Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М., 1997. Новодворская В. А. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей: Тезисы докл. наконф. «Проблемы патопсихологии». Январь1973 г. - М., 1972. - С. 254-262. Озерецкий Н.И. Психопатология детского возраста. —Л., 1938. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяч-кова. — М., 1965. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. Пантюхина Г. В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. — М., 1996. Патология влечения в структуре девиантного поведения при психических заболеваниях у детей и подростков: Методические рекомендации / Под ред. О.Д.Сосюкало. — М., 1994. ПевзнерМ. С. Дети-олигофрены. — М., 1959. ПевзнерМ. С. Дети-психопаты. — М., 1962. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., 1944. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. — М., 1974. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В.В.Лебединского. — М., 1987. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г.М.Дульнева, А. Р.Лурия. - М., 1973. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка: В 2 т. / Под ред. А. Р. Лурия. - М., 1956. - Т. 1; 1958. - Т. 2. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. — М., 2002. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М., 1971. Раменская О. Л. К вопросу об усвоении детьми дошкольного возраста этических представлений // Новое в психологии. — М., 1977. Ранний детский аутизм: Сб. науч. тр. / Под ред. Т. А. Власовой, В. В.Лебединского, К.С.Лебединской. — М., 1981. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1984. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1978. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М., 1970. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглиян М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972. • -^ Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. — М., 1991. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня. — М., 1995. — С. 154-160. Симеон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. — М., 1948. Современные подходы к болезни Дауна. — М., 1991. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980. Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. — М., 1980. Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология. — 1972. - № 3. Строганова Т.А., Посикер И.Н. Функциональная организация поведенческих состояний бодрствования младенцев: Мозг и поведение младенца. — М., 1993. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. - М., 1955. - Т. I; М., 1959. - Т. II; М., 1965. - Т. III. Татарова И. Н. Феномен агрессии при РДА // Материалы международной научно-практической конференции памяти К. С.Лебединской. — М., 1995. ТиграноваЛ. И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978. Ушаков Г. К. Детская психиатрия. — М., 1973. ФлейвеллД.Х. Генетическая психология Ж.Пиаже. — М., 1967. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993. Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975. Харлоу Г., Харлоу М., Суоми С. От размышления — к лечению // Наука и жизнь. - 1975. - № 2. - С. 80-87. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 2002. Шванцара И. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968. ШмарьянА. С. Мозговая патология и психиатрия. — 1949. — Т. 1. Штутте Г. Психиатрия детского и юношеского возраста // Клиническая психиатрия. — М., 1967. Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. — М., 1968. - Вып. 1, 2; 1975. - Вып. 5. Юрьева О. П. О типах дизонтогенеза у детей, больных шизофренией // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1970. — Т. 70. — № 8. Adams J. Clinical neuropsychology and the study of learning disorders // Pediatric Clinics of North America. — 1973. — № 20. Ajuriaguerra J. Manuel de psychiatrie de Г enfant. — Paris, 1970. AspergerN. Die "autistishchen Psychopatien" in Kindesalter//Arch. Psychiat. Nervenkr. - 1944. - Bd. 1117. Autism: A. Reappraisal of Concepts and Treatment / Ed. by M.Rutter, E.Schopler. -N.Y.; L., 1980. Benda С Die Oligophrenien // Psychiatrie der Gegenwart. — Berlin; Heidelberg, 1960.-Bd. 11. Bender L. Psychological problems of children with organic brain disease // Amer. J. Orthopsychiatr. — 1949. — Vol. 19. Bender L. The brain and child behavior//Arch. Gen. Psychiatr. — 1961. — Vol. 5. Bettelheim B. The empty fortress. - N.Y., 1967. Bleuler M. Endocrinologische Psychiatrie. — Stuttgart, 1954. Chess S., Thomas A. Origins and evolution of behaviour disorders. From infancy to early adult life. — Cambridge, 1987. Clarke A. M., Clarke A. D. (Eds.) Mental Deficiency the changing outlook. — London, 1974. Clements S.D. Minimal Brain Disfunction in Children // Children with learning problems / Ed. by S.G.Saprir, A. C. Nitzburg. — N.Y., 1973. Corboz RJ- Spatreife und bleibende Unreibe. Eine Untersuchung uber den Psychischen Infantilismus anhand von 80 Katamnesen. — Berlin, 1967. Gessell and Amatruda's Developmental Diagnosis the Evoluation and Management of Normal and Abnormal Neuropsychologic Development in Infancy and Early Childhood, Third Edition. - N.Y.; L., 1974. Gollnitz G. Neuropsychiatrie des Kinders- und lugendalters. — Jena, 1970. Grossmann G, Schmitz W. Intelligenzdiagnostik in der Zusammenarbeit zwi-schen Kinderpsychiatrie und Sonderpadagogik// Die Sonderschule. — 1967. —№ 4. Hammer S. L. School underachiewement in the adolescent // Pediatries. — 1967.-№40. Hermelin В., О'Connor M. Psychological Exsperiment with Autistic Children. — London, 1970. Jaspers К Gesammelte Schriften fur Psychopathologie. — Berlin, 1963. Jordan Т.Е. The Mentally Retarded. — Columbus, 1972. KannerL. Child Psychiatry. - N.Y., 1955. Kirk S., Kirk W. Psycholingvistic learning disabilities. Diagnosis and remediation. — Urbana, 1971. Kirman В., Bicknell Y. Mental Handicap. — Edinburgh, 1975. Kohler Ch. Les deficiencies intellectuelles chez l'enfant. — Paris, 1963. Kraepelin E.Psychiatric— Leipzig, 1915.— Bd.3. Kretschmer E. Medizinische Psychologie. — Stuttgart, 1956. Kretschmer W. Reifung als Grund von Krise und Psychose. — Stuttgart, 1979. Lenneberg E.H. Speech as motor skill with special reference to nonaphasic disordes: Monogr. Soc. Res. Child. Developm., 1964. LutzJ. Psychiatric infantile. — Paris, 1968. Masland R.L. Children with minimal brain disfunction: A national problem // Learning disabilities: Introduction to educational and medical management. — Springfield, 1969. Michaux L. Les troubles du charactere. — Paris, 1964. Milgram N.A. Cognition and language in mental retardation: Distinctions and implications // The experimental psychology of mental retardation / Ed. by D.K.Routh. - Chicago, 1973. OrnitzE. M. Neuropsychologic studies //Autism: a Reappraisal of Concepts and Treatment / Ed. by M. Rutter, E. Schopler. - N.Y., 1976. Paine R. S. Minimal chronic brain syndromes in children // Develop. Med. Child. Neurol. - 1962. - № 4. Paine R.S., Werry Y.S., Quay H. С A study of minimal cerebral disfunction // Develop. Med. Child. Neurol. - 1963. - № 10. Penrose L. S. The biology of mental defect. — London, 1963. Ribble M.A. The rights ofinfants. - N.Y., 1943. RimlandB. Infantile Autism. — N.Y., 1964. Routh D. К Experimental psychology of mental retardation. — Chicago, 1973. Satterfield J.H. et. al. Physiological studies of the hyperkinetic child //Am. J.Psychiat.-1979.-№ 128. SchilderP. Contributions to Developmental Neuropsychiatry. — N.Y., 1964. Scott J. P. Critical periods in organizational processes // Human Growth. — N.Y; London, 1975. - V. 3. - P. 223-239. Spionek K.N. Zaburzenia rozwoju ucznion a niepowodzenia szkolne. — Warszawa, 1975. Stambak M. Tonus et motricite dans la premiere enfance. Delachaux/Nies-tle, 1963. Strauss A. A., Lehtinen L.E. Psychopathology and education of the brain-injured child. - N.Y, 1947. Tinbergen N., Tinbergen E. Autistic children. — London, 1983. Trad P. Infant previewing. - N.Y., 1990. Tramer M. Lehrbuch der allgemeinen Kinderpsychiatrie. — Berlin, 1979. Zazzo R. Manuel pour l'examen psychologique de l'enfant. — Paris, 1960. ZazzoR. Conduites et conscience. Delachaux et Niestle. Neuchatel/Suisse. — 1968.-Vol. 11. Оглавление Введение.......................................................................................................................... 3 Глава 1. Клинические закономерности дизонтогенеза.............................6 1.1. Понятие дизонтогенеза............................................................................. 6 1.2. Этиология и патогенез дизонтогений.................................................... 6 1.3. Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни.......................... 9 Глава 2. Психологические закономерности дизонтогенеза..................14 2.1. Соотношение клинической и патопсихологической 2.2. Закономерности психического развития в норме и патологии................................................................................................ 15 Глава 3. Параметры оценки психического дизонтогенеза....................26 3.1. Функциональная локализация нарушения......................................... 26 3.2. Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза........... 32 3.3. Первичные и вторичные нарушения.................................................. 34 3.4. Общее и частное в синдромах дизонтогенеза................................... 36 Глава 4. Классификация психического дизонтогенеза..........................38 4.1. Типы классификаций психического дизонтогенеза......................... 38 4.2. Общее психическое недоразвитие...................................................... 40 4.3. Задержанное психическое развитие.................................................... 54 4.4. Поврежденное психическое развитие................................................. 67 4.5. Дефицитарное психическое развитие................................................. 75 4.5.1. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха............................................................... ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|