Техника посева микроорганизмов на агаризованную среду
Посев на скошенный агар в пробирках проводят следующим образом. Клетки микроорганизмов отбирают бактериологической петлей (как описано в п. 3) и вводят петлю в пробирку со скошенной агаризованной средой почти до дна. Слегка прикасаясь петлей к поверхности среды, проводят от дна вверх зигзагообразную или прямую черту-штрих. Посев на поверхность агаризованной среды в чашках Петри можно производить с помощью бактериологической петли, микробиологического шпателя или методом реплик. При посеве петлей отбирают клетки микроорганизмов с агаризованной или жидкой среды, приоткрывают крышку чашки Петри и на поверхности среды проводят штрихи, после чего чашку закрывают и помещают в термостат крышкой вниз. При посеве микроорганизмов из жидкой среды с использованием микробиологического шпателяпоступают следующим образом. Для этого вынимают пипетку за верхний конец из бумаги, насаживают резиновую грушу. На поверхность среды в чашке наносят с помощью стерильной пипетки заданный объем жидкой культуры. Одновременно вращая чашку и проводя круговые движения стерильным шпателем, суспензию распределяют по поверхности среды. После использования пипетку немедленно переносят в дезинфицирующий раствор (хлорамина, фенола), не касаясь ею окружающих предметов. При пересеве микроорганизмов методом реплик используют стерильные кусочки бархата с коротким, жестким и густым ворсом. Бархат помещают на специальный столик для реплик, диаметр которого меньше диаметра чашки Петри, и закрепляют металлическим кольцом. Чашки Петри с агаризованной питательной средой и сформировавшимися колониями микроорганизмов накладывают поверхностью среды на бархат и слегка прижимают. Чашку осторожно снимают, а бархат с отпечатками колоний после этого может служить исходным штампом для засева других чашек со средой. Возможно снятие отпечатков на серию чашек, содержащих различные среды. В качестве контроля в последнюю очередь производится отпечаток на чашку Петри с исходной питательной средой. При глубинном посеве микроорганизмов в агаризованную питательную среду ее предварительно разливают по 15–20 мл в пробирки и стерилизуют. После охлаждения расплавленной среды до 48–50 °С в каждую пробирку стерильной пипеткой вносят по 0,1–1,0 мл жидкой культуры микроорганизмов. При необходимости готовят серию разведений культуры микроорганизмов с таким расчетом, чтобы при высеве получить изолированные колонии. Содержимое пробирки перемешивают путем ее вращения между ладонями и быстро выливают в чашку Петри. После застывания среды чашки помещают в термостат. В некоторых особых случаях используют выращивание бактерий в полужидких средах. Такая среда пригодна для культивирования микроаэрофильных бактерий, изучения подвижности клеток и хемотаксиса. При использовании 0,1–0,4 % агара, гелеобразующие вещества расслаивают среду таким образом, что конвекционные потоки не способны смешивать богатые кислородом верхние слои среды с нижними. Единственным путем для проникновения кислорода в более глубокие слои в данном случае является диффузия, что создает градиент концентрации кислорода. При инокуляции среды в пробирке уколом петлей, микроаэрофилы начинают расти несколько ниже поверхности, где концентрация кислорода для них наиболее благоприятна. Анаэробы начинают расти в нижней части полужидкой среды. Все описанные выше манипуляции проводят около пламени горелки, по возможности быстро, чтобы не загрязнять культуру посторонними микроорганизмами. Не рекомендуется делать резкие движения, ходить около проводящего посев, так как движение воздуха увеличивает вероятность случайного загрязнения культуры. Вопросы для самоконтроля 1 Дайте общее представление о культивировании микроорганизмов. 2 Каково отношение микроорганизмов к молекулярному кислороду? 3 Перечислите способы культивирования аэробных микроорганизмов. 4 Перечислите способы культивирования анаэробных микроорганизмов. 5 Охарактеризуйте технику посева микроорганизмов в жидкие питательные среды. 6 Охарактеризуйте технику посева микроорганизмов на агаризованные среды.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|