Здавалка
Главная | Обратная связь

Медицинские средства снятия утомления и восстановления работоспособности. Классификация. Механизмы действия.



Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и пр - рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов, широкое использование переключений, четкую организацию работы и отдыха;

- правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств снятия утомления (полноценная индиви­дуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмо­ционального фона);

- варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнения­ми и тренировочными занятиями;

- разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;

- разработку специальных физических упражнений с целью уско­рения восстановления работоспособности спортсменов, совершенство­вание двигательных навыков, обучение тактическим действиям.авильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов.

Правильное чередование преимущественной нагрузки на различные органы и системы в процессе отдельного занятия, микроцикла, мезо­цикла и макроцикла тренировки позволяет повысить эффективность тренировки за счет активизации процессов восстановления.

Показано, что рациональное использование условий тренировок (манеж, лес, берег реки, парк) и средств самомассажа способствует повышению функционального резерва организма, оптимизации тренировочного и восстановительного процессов. При этом наблюдается повышение работоспособности, лучшая степень расслабления мышц, отсутствие большой усталости после физических нагрузок.

Медико-биологические средства восстановления. Особое место среди средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности, а также препятствующих воз­никновению различных отрицательных последствий от физических наг­рузок, занимают медико-биологические средства. К числу этих средств относят: рациональное питание, фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, «спортивные» напитки, кислородный кок­тейль, физио- и гидротерапия, различные виды массажа, бальнеотера­пия, баровоздействие, локальное отрицательное давление (ЛОД), ба­ни (сауны), оксигенотерапия, применение адаптогенов и препаратов, влияющих на энергетические процессы, игловоздействие, электростимуляция, аэроионизация, музыка (цветомузыка) и др.

· Любые воздействия, направленные на ускорение процессов постнагрузочного восстановления и повышение физиче­ской работоспособности, неэффективны или минимально эффективны при наличии у спортсменов предпатологических состояний и заболеваний, а также при отсутствии адекватного дозирования трениро­вочных нагрузок, базирующегося на ре­зультатах надежного текущего врачебно-педагогического контроля.

· Ускорение процессов постнагрузочного восстановления, прежде всего, должно достигаться за счет создания оптимальных условий (в том числе и путем использования некоторых фармакологических средств) для их естественного протекания.

· При назначении спортсменам любых медицинских средств необходимо четко представлять, с какой целью они используются, каковы основные механизмы их действия и, исходя из этого, хара­ктер влияния на эффективность тренировочного процесса, а также противопоказания к применению, возможные осложнения, результаты взаимодействия между собой и т.п.

· При использовании медицинских средств, направленных на оптимизацию процессов постнагрузочного восстановления и повышение физической работоспособности, следует учитывать их срочный, отставленный и кумулятивный эффекты, а также степень эффективности в зависимости от уровня квалификации, исходного функционального состояния организма спортсмена, периода тренировочного цикла, энергетического характера текущих тренировочных и предстоящих соревновательных нагрузок.

Психологические средства восстановления. Иногда процесс тренировки и особенности соревновательной деятельности не позволяют использовать традиционные педагогические и медико-биологические средства восстановления. В этих случаях целесообразно использовать психологические средства восстановления работоспособности, позволяющие с большой эффективностью активизировать восстановительные процессы, оптимизировать психическое состояние. Используются такие психологические методы как методы гетерорегуляции (воздействие извне) и методы ауторегуляции (самовоздействие). К методам гетерорегуляции относятся гипносуггестивные методы психорегуляции, фракционный гипноз, внушение в состоянии бодрствования (разъяснение, убеждение и внушение наяву), плацебо-эффект и косвенное внушение, музыкальная психорегуляция, электросон. Аутосуггестивные методы психорегуляции объединяют средства активного самостоятельного управления психическим состоянием и некоторыми психофизиологическими функциями организма – аутогенная тренировка, релаксация (расслабление мышц), психомышечная тренировка

Вопрос 75







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.