Определение понятия «конфликт»
В современном обществе конфликты происходят почти на каждом рабочем месте, в каждом учреждении, предприятии. 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. При возникновении конфликтов большую роль играют конфликтогены – определенные слова, действия, поступки людей. В большинстве случаев из-за конфликтов создаются недоброжелательные отношения в коллективе, уменьшается производительность труда, ухудшается здоровье сотрудников. Поэтому важно заниматься профилактикой конфликтных ситуаций. Конфликт- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов. Он начинается тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди вынуждены преодолевать разногласия и вступают в конфликтное взаимодействие. Конфликтная ситуация включает в себя субъект и объект. Субъектом является, как правило, человек, который направляет психологическое воздействие на объект конфликтной ситуации. Конфликт начинается с инцидента, какого-то слова, действия, поступка. Выделяют конструктивные и деструктивные конфликты. Конструктивные конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, положительно влияют на социально-психологические процессы в группе. Деструктивные конфликты – препятствуют эффективному взаимодействию, как правило, используются нравственно осуждаемые приемы, методы, что приводит к разрушению межличностных отношений. Выделяют пять типов конфликтов: 1) внутриличностный конфликт:причиной являются внутренние личностные психологические факторы (потребности, мотивы, ценности, чувства, сознательные и бессознательные потребности и т.п.). Это может быть ролевой конфликт, который возникает из-за противоречивости социальных ролей одного и того же человека (например, роль руководителя на работе, хорошего семьянина – дома); 2) межличностный конфликт:причиной является ограниченность ресурсов на предприятии, личностные особенности сотрудников и не соблюдение этически деловых норм поведения; 3) межгрупповой конфликт:между формальными и неформальными группами, между высшим и более низким уровнями управления. Причина может быть в несовместимости целей, конкуренция, борьба за ограниченные ресурсы и др.; 4) социальный конфликтвозникаетв результате противодействия субъектов из-за определенных социальных целей и задач, например: - классовый конфликт,возникаетиз-за противоречий классовых интересов; - межгосударственный конфликт(из-за территориальных претензий, материальных ресурсов и др.); - межнациональный (межэтнический) конфликт:столкновение различных национальных групп, общин из-за территориального спора, религиозных разногласий, материальных ресурсов или др. Условия возникновения конфликта: 1) возникает конфликтная ситуация, один из участников сознательно действует в ущерб другому участнику, 2) второй участник осознает, что эти действия направлены против него и в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта. То есть конфликт начинается с конфликтной ситуации в случае противоборства сторон. Это, как правило, двусторонний или многосторонний процесс. Основные причины конфликтов на работе: 1) неблагоприятные условия труда, 2) несовершенная система оплаты, 3) необеспеченность ресурсами, 4) несоответствие прав и обязанностей, 5) нарушение служебной этики, 6) личностные особенности (эгоизм, стремление к превосходству, агрессивность). Динамика конфликта: 1) возникновение конфликтной ситуации, 2) осознание конфликтной ситуации, 3) конфликтное поведение: обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне, 4) развертывание конфликта или его разрешение (зависит от личностных особенностей участников, от сути и масштабов самой проблемы, от позиции окружающих лиц, руководителя, от стратегии и тактики взаимодействия). Большой вклад в изучение конфликтов внесли Р.Блейк и Д. Моутон. Они выделили следующие стратегии поведения в конфликте: 1) соперничество (противоборство), сопровождается открытой борьбой за свои интересы, 2) сотрудничество, направленное на поиск взаимоприемлемого решения, 3) компромисс (урегулирование разногласий) через взаимные уступки, 4) избегание, уход от конфликта, не решая конфликтную ситуацию, 5) приспособление, тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Таблица 8. Функции конфликта
4.4.2. Основные стадии управления конфликтом: 1) обнаружение конфликтаосуществляется спомощью прогнозирования конфликтной ситуации, исходя из складывающихся противоречий и тенденций; посредством фиксации реальных признаков конфликта; 2) анализ конфликтной ситуации: установление и изучение предмета конфликта, анализ сущности и источников возникновения конфликтной ситуации, установление его участников и предъявляемых ими претензий. Прогнозирование развития и последствий конфликта; 3) предотвращение углубления конфронтации сторон:устранение или ослабление противоречий, вызвавших конфликт, проведение переговоров с участниками конфликта для нахождения компромисса или временного прекращения действий, усугубляющих конфликт, обращение авторитетных органов и лиц к конфликтующим сторонам с предложением устранить конфликтную ситуацию, 4) ослабление конфликта: проведение разъяснений, аргументов для смягчения и устранения взаимных претензий, воздействие на участников конфликта и убеждение их в невыгодности продолжения конфликтной ситуации, привлечение независимых экспертов для убеждения противоборствующих сторон, предупреждение агрессивной стороны о том, что она будет привлечена к ответственности за возбуждение конфликта, 5) подавление вредного, деструктивного конфликта:разоблачение деструктивных действий инициаторов конфликта, выведение из конфликтной ситуации посторонних лиц, нахождение взаимоприемлемого компромисса, заключение соглашения между участниками, привлечение к ответственности виновников конфликта. Основной способ урегулированияконфликтной ситуации – прямые переговоры между противоборствующими сторонами. Эффективное средство примирения – переговоры с привлечением авторитетных посредников, на основе соблюдения принципов равноправия, справедливости, взаимного уважения интересов и прав участников конфликта. В.Н. Лавриненко рекомендует следующие правила поведения в условиях конфликта: 1) в деловом общении необходимо избегать оценок и суждений, ущемляющих достоинство собеседника, иронических замечаний, высказываний с чувством превосходства или пренебрежения. Соблюдение этики делового общения – важное условие профилактики конфликтов в организации; 2) старайтесь вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях, 3) если вы и ваш собеседник разражены и агрессивны, то необходимо успокоиться, «выпустить пар»; 4) ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке; 5) не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию; 6) предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы вы были на моем месте, то чтобы вы сделали?»; 7) независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить деловые отношения. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта: · Социально-психологический тренинг – вид тренинга, ориентированного на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами этого тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях. · Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод, предполагающий обучение человека мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность. · Релаксация (лат. relaxatio – уменьшение напряжения, расслабление) – состояние покоя, расслабленности, возникающее у человека вследствие снятия напряжения, после систематической тренировки по произвольному расслабления различных групп мышц. Суть релаксации – в чередующихся периодах максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела. · Самоанализ конфликтного поведения. · Индивидуально-психологическое консультирование - вид психологической помощи, при котором с помощью специально организованного общения у обратившегося человека (клиента) создаются условия для анализа ситуации и разработки различных стратегий поведения выхода из проблемной ситуации. · Помощь психолога. Таким образом, используя психологические методы и рекомендации, можно эффективно заниматься профилактикой конфликтов в организации.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Что такое конфликт? 2. Какие стратегии конфликтной ситуации вам известны? 3. Как можно организовать профилактику конфликтов в коллективе?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Изд-во «Академия», 1997. 2. Айзенк Г., Айзенк М. Исследование человеческой психики: Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2004. 4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. 5. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990. 6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М., 1996. 7. Анцупов А.Я., Шитилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. 8. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М., 1990. 9. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. - М., 2001. 10. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. 11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989. 12. Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений. Руководство. – Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 1993. 13. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М., 1987. 14. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986. 15. Годфруа Ж.П. Что такое психология. В 2 т. - М., 1992. 16. Гуревич П.С. Психология: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 320 с. 17. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984. 18. Ждан А.Н. История психологии как наука //Весник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1996. № 3. - С. 7-14. 19. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология . - СПб.: Питер, 2001. 20. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Центр «Русская тройка», «Комета», 1990. 21. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. Психология индивидуальных различий. - М.,1982. 22. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. 23. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984. 24. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с. 25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия: Смысл, 2004. – 352 с. 26. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – 4-е изд., стер. М.: Академия: Смысл, 2007. – 511 с. 27. Макаренко А.С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе. – М,, 1958. – Т.5, -С. 9-10. 28. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии. – 2006.- 687 с. 29. Нуркова В.В. Психология [Текст]: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 575 с. 30. Островский Э. В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / Э. В. Островский, Л. И. Чернышева. - М.: Вузовский учебник, 2008. 31. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. – СПб.: «Андреев и сыновья», 1994. 32. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971. 33. Психологические основы педагогической практики студентов /Под. ред. А.С.Чернышева, -М.: Педагогическое общество России, 2000. 34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону, 1996. 35. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. 36. Пиз А. Язык телодвижений, Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992. 37. Реан А.А., Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. 38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х Т. - М.,1989. 39. Сарычев С.В. , Логвинов И.Н. История психологии в таблицах и схемах. –Ростов н/Д: Феникс, 2010. 40. Современная философия: словарь и хрестоматия / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов –на -Дону: Феникс, 1995 41. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Учебное пособие для вузов. - М.,1995. 42. Столяренко А.М. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнита, 2007. – 527 с. 43. Утлик Э.П. Психология личности [Текст]: учебное пособие / Э.П. Утлик. – М.: Академия, 2008. – 320 с. 44. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. 45. Фризен У., Экман П. Узнай лжеца по выражению лица. – СПб.: Питер, 2010. 46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб., 1997. 47. Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Мотивация включенности молодежи в развивающие социальные среды и их организацию // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях. – Курск, 2000. 48. Шадриков В.Д. К проблеме духовных способностей //Междунар. психологический журнал «Магистр». - 1996. - № 5. - С.1-16. 49. Шиповская Л.П. Человек и его потребности [Текст]:учеб. пособие / Л.П. Шиповская. – М.: Альфа – М, 2011. – 432 с. 50. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если можешь. – СПб.: Питер, 2010. 51. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1996. 52. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Темы рефератов: 1. Научное и житейское понимание психологических явлений. 2. Наблюдение как метод психологических исследований. 3. Основные научные направления в мировой психологии. 4. Мозг и психика. 5. Основы классификации психических явлений. 6. Мотивационно-потребностная сфера психики человека. 7. Эмоционально-волевая сфера психики человека. 8. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. 9. Психологические основы восприятия. 10. Внимание и его психологические характеристики. 11. Психологические закономерности памяти. 12. Особенности мышления как психического процесса. 13. Формирование понятий. 14. Особенности творческого мышления и его развитие в процессе учебной деятельности. 15. Язык и мышление. 16. Понятие об интеллекте и современные модели интеллекта. 17. Понятие о субъекте и его психической организации. 18. Личность человека и проблемы ее формирования. 19. Личность и индивидуальность человека. 20. Приемы психической саморегуляции. 21. Волевая регуляция поведения человека. 22. Темперамент и его влияние на профессиональную деятельность. 23. Характер и проблемы его воспитания. 24. Способности и проблемы их развития. 25. Психологические особенности студенческого возраста. 26. Структура деятельности специалиста, функции, основные задачи. 27. Психологический портрет человека в межличностных отношениях. 28. Сущность, причины и функции конфликта. 29. Проблемы профессионального становления. 30. Свобода воли и личная ответственность. 31. Ценности и цели образования. 32. Основные модели образования. 33. Развитие умений и навыков учебной деятельности. 34. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. 35. Основы организации умственного труда, режима труда и отдыха. 36. Образовательная система России и перспективы её развития. 37. Мировая образовательная система и Болонский процесс. Приложение 2. Вопросы для проведения текущего контроля и самостоятельной работы студентов.
1. Объект и предмет психологии. 2. Методы научных исследований в психологии. 3. Основные направления в западной и отечественной психологии. 4. Понятие о психике. Основные функции психики . 5. Структура психики. 6. Классификация психических явлений и процессов. 7. Соотношение природных и социальных факторов в становлении психики человека. 8. Структура сознания. 9. Роль сознания и бессознательного в регуляции поведения. 10. Мотивация и психическая регуляция поведения и деятельности. 11. Понятия индивид, субъект, личность, индивидуальность. 12. Познавательные процессы. 13. Ощущения и их классификация. 14. Психологические механизмы воображения. 15. Психологические особенности восприятия. 16. Память и представления. 17. Виды внимания. 18. Воля как форма активности. 19. Формы мышления и их характеристика. 20. Мышление и интеллект. 21. Взаимосвязь мышления и речи. 22. Типы темперамента и их характеристика. 23. Характер и проблема его воспитания. 24. Способности и задатки. Виды способностей. 25. Ценности и цели образования. 26. Основные принципы закона РФ «Об образовании». 27. Самовоспитание личности. 28. Традиции и инновации в образовании. 29. Педагогические модели образования. 30. Современные стратегии и модели образования. 31. Современные формы организации учебной деятельности.
Приложение 3. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|