Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 11. Стратегический аудит персонала организации. (4 часа)



вопросы

1. Стратегический аудит

2. Анализ организационной структуры управления предприятия

1.Стратегический аудит

Планирование персонала — составная часть планирования на предприятии. На решения по вопросам персонала существенно влияют и другие планы предприятия: план производства, план НИР, финансовый план, план оборота. Эти и все другие планы предприятия малоэффективны, если они не учитывают кадровые решения.

Таким образом, планирование персонала — это целенаправ­ленная деятельность по обеспечению пропорционального и ди­намичного развития персонала, расчет его квалификационной структуры, определение общей и дополнительной потребности персонала в предстоящем периоде.

Процесс планирования персонала состоит из трех этапов:

• оценка наличия ресурсов;

• оценка будущих потребностей;

• разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

Оценка наличного персоналаисходная позиция планирова­ния. Необходимо определить, сколько человек занято выполне­нием каждой операции; оценить и качество труда работников. Должна быть разработана система требований к трудовым навы­кам с указанием количества работников, обладающих ими.

Оценка будущих потребностейпрогноз численности пер­сонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспек­тивных целей, что является важной и сложной задачей.

Разработка программ удовлетворения будущих потребно­стейозначает составление конкретных графиков проведения мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей, т.е. по­требностей предприятия.

В планировании персонала необходимо выделять две ступени:

• полный статистический анализ наличных кадров на основе подробной их классификации по должности, полу, возрасту, стажу работы, квалификации, виду оплаты и др. (см. выше социальный паспорт);

• прогнозирование потребности в кадрах на основе анализа тен­денций, выявленных постоянным изучением кадров с учетом роста народонаселения, изменений в структуре образования, миграционных потоков и др.(конъюнктура рынка и пр.) Компьютеризация кадровой работы позволяет проводить бы­стрый анализ любого признака. Если эти данные собираются на протяжении достаточного периода времени и их анализ регуля­рен, прогнозирование количества работников, которых надо принять, перевести на более высокую должность, обучить или уволить в данном году, не представляет особой сложности.

В целом планирование персонала — это комплекс мероприя­тий, посредством которых предприятие, целенаправленно созда­ет условия для того, чтобы иметь столько людей, сколько требу­ет обеспечение стратегических хозяйственных целей с учетом мотивации персонала. В решающей мере это зависит от состоя­ния рынка рабочей силы, на котором действует предприятие. Этот рынок, его характер, особенности, содержание активно воз­действуют на планирование персонала и формируют различные подходы к его использованию предприятиями.

Возможности системы планирования персонала определяют­ся характером информационной базы, содержанием банка дан­ных. Информационная система, обслуживающая потребности кадровой политики, должна включать (помимо общих анкетных сведений) данные об уровне квалификации и диапазоне его воз­можных изменений, прогноз продвижения персонала в ближай­шей (3-5 лет) и отдаленной перспективе, определение требова­ний к дополнительным профессиональным навыкам, которыми располагают работники наряду с основной специальностью.

Аудитор оценивает соответствие процедур и содержания кадро­вого планирования стратегическим целям и задачам организации.

Аудит найма

Цель — экспертиза правильности реализации кадровой поли­тики организации в вопросах подбора и найма персонала.

Найм — это капиталовложение, связанное как с прямыми за­тратами на подбор персонала так и косвенными, обусловленны­ми необходимостью проверки качества полученных результатов. Значимость целей оправдывает необходимость аудита найма.

Аудитор исходит из того, что успешность найма зависит от:

• наличия информации о потребности в персонале (качествен­ный, количественный, временной аспекты);

• целей организации;

• знания ситуации на внешнем рынке труда;

• действующих норм трудового законодательства;

• мобильности работников;

• демографической ситуации.

Оценка выполнения функции подбора кадров может быть произведена по следующим показателям:

• время существования вакансии;

• отношение числа откликнувшихся на объявление о вакансии к числу получивших приглашение на участие в конкурсе на нее;

• отношение количества получивших приглашение к количе­ству принятых на работу;

• отношение числа принятых к числу оставшихся на работе через количество удовлетворяющих руководство из общего числа принятых на работу;

• отношение стоимости приема и отбора к числу приступив­ших к работе;

• число заполненных вакансий за счет собственных работни­ков в общем количестве вакансий;

• отношение общих расходов на заработную плату вновь при­нятых специалистов к стоимости их подбора.

 

Оценка качества набранных работников (Кн) осуществляется следующим образом:

Кн = (Рк + Пр + Ор) : Ч, %

где Рк — усредненный показатель качества выполняемой работы

набранными работниками (в %);

Пр — процент новых работников, продвинувшихся по служ­бе в течение одного года;

Ор — процент новых работников, оставшихся работать по

истечении одного года;

Ч — общее число показателей, учитываемых при расчете.

Например, Рк рассчитан по 20 параметрам, рейтинг каждого из которых в среднем составил 4 балла по 5-балльной шкале (т.е. равен 80%); Пр = 35% и Ор = 85%. Тогда

Кн = (80 + 35 + 85):3 = 66,7%.

Стоимость найма

В процессе набора персонала принимают участие работники самого предприятия и внешние агенты. Имеют место также не­посредственные расходы, связанные с организацией набора (прямые затраты). Совокупные затраты на найм персонала дос­таточно велики.

Затраты, связанные с наймом персонала, можно разделить на три категории.

1. Зарплата, включая все расходы на социальное обеспече­ние, сотрудников организации, связанных тем или иным образом с процессом набора. Эту часть затрат также можно представить в виде трех групп:

а) операционные затраты,речь идет о зарплате:

^ руководителей (разного иерархического уровня) и со­трудников их секретариатов, принимающих участие в подготовке решений по набору, переговорах, профессио­нальных испытаниях, и т.д.);

^ будущих коллег кандидатов (в случае набора кооптацией, переговорами),

^ других заинтересованных лиц и возможных подчиненных (в случае необходимости консультирования или встреч с кандидатом).

б) зарплата службы управления персоналом:

^ специалисты по набору: кадровики, секретари, психологи

и психотехники, и т.д.;

^ административные службы: менеджеры, служащие;

^ медико-социальные службы: врачи, медицинские сестры,

работники социальной службы;

^ специалисты отдела труда и заработной платы.

^ эксперты по вопросам продвижения, оценки, управления

карьерой.

в) расходы других функциональных служб:

^ оперативный учет (бюджет);

^ бухгалтерия (оплата счетов);

^ организационные услуги планового отдела (обоснование численности, природы рабочих мест, прогнозы численно­сти);

^ служба информационного обеспечения (подготовка и об­работка документов, в т.ч. бюджета набора).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.