Тема 11. Стратегический аудит персонала организации. (4 часа)Стр 1 из 4Следующая ⇒
вопросы 1. Стратегический аудит 2. Анализ организационной структуры управления предприятия 1.Стратегический аудит Планирование персонала — составная часть планирования на предприятии. На решения по вопросам персонала существенно влияют и другие планы предприятия: план производства, план НИР, финансовый план, план оборота. Эти и все другие планы предприятия малоэффективны, если они не учитывают кадровые решения. Таким образом, планирование персонала — это целенаправленная деятельность по обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчет его квалификационной структуры, определение общей и дополнительной потребности персонала в предстоящем периоде. Процесс планирования персонала состоит из трех этапов: • оценка наличия ресурсов; • оценка будущих потребностей; • разработка программы удовлетворения будущих потребностей. Оценка наличного персонала — исходная позиция планирования. Необходимо определить, сколько человек занято выполнением каждой операции; оценить и качество труда работников. Должна быть разработана система требований к трудовым навыкам с указанием количества работников, обладающих ими. Оценка будущих потребностей — прогноз численности персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей, что является важной и сложной задачей. Разработка программ удовлетворения будущих потребностейозначает составление конкретных графиков проведения мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей, т.е. потребностей предприятия. В планировании персонала необходимо выделять две ступени: • полный статистический анализ наличных кадров на основе подробной их классификации по должности, полу, возрасту, стажу работы, квалификации, виду оплаты и др. (см. выше социальный паспорт); • прогнозирование потребности в кадрах на основе анализа тенденций, выявленных постоянным изучением кадров с учетом роста народонаселения, изменений в структуре образования, миграционных потоков и др.(конъюнктура рынка и пр.) Компьютеризация кадровой работы позволяет проводить быстрый анализ любого признака. Если эти данные собираются на протяжении достаточного периода времени и их анализ регулярен, прогнозирование количества работников, которых надо принять, перевести на более высокую должность, обучить или уволить в данном году, не представляет особой сложности. В целом планирование персонала — это комплекс мероприятий, посредством которых предприятие, целенаправленно создает условия для того, чтобы иметь столько людей, сколько требует обеспечение стратегических хозяйственных целей с учетом мотивации персонала. В решающей мере это зависит от состояния рынка рабочей силы, на котором действует предприятие. Этот рынок, его характер, особенности, содержание активно воздействуют на планирование персонала и формируют различные подходы к его использованию предприятиями. Возможности системы планирования персонала определяются характером информационной базы, содержанием банка данных. Информационная система, обслуживающая потребности кадровой политики, должна включать (помимо общих анкетных сведений) данные об уровне квалификации и диапазоне его возможных изменений, прогноз продвижения персонала в ближайшей (3-5 лет) и отдаленной перспективе, определение требований к дополнительным профессиональным навыкам, которыми располагают работники наряду с основной специальностью. Аудитор оценивает соответствие процедур и содержания кадрового планирования стратегическим целям и задачам организации. Аудит найма Цель — экспертиза правильности реализации кадровой политики организации в вопросах подбора и найма персонала. Найм — это капиталовложение, связанное как с прямыми затратами на подбор персонала так и косвенными, обусловленными необходимостью проверки качества полученных результатов. Значимость целей оправдывает необходимость аудита найма. Аудитор исходит из того, что успешность найма зависит от: • наличия информации о потребности в персонале (качественный, количественный, временной аспекты); • целей организации; • знания ситуации на внешнем рынке труда; • действующих норм трудового законодательства; • мобильности работников; • демографической ситуации. Оценка выполнения функции подбора кадров может быть произведена по следующим показателям: • время существования вакансии; • отношение числа откликнувшихся на объявление о вакансии к числу получивших приглашение на участие в конкурсе на нее; • отношение количества получивших приглашение к количеству принятых на работу; • отношение числа принятых к числу оставшихся на работе через количество удовлетворяющих руководство из общего числа принятых на работу; • отношение стоимости приема и отбора к числу приступивших к работе; • число заполненных вакансий за счет собственных работников в общем количестве вакансий; • отношение общих расходов на заработную плату вновь принятых специалистов к стоимости их подбора.
Оценка качества набранных работников (Кн) осуществляется следующим образом: Кн = (Рк + Пр + Ор) : Ч, % где Рк — усредненный показатель качества выполняемой работы набранными работниками (в %); Пр — процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года; Ор — процент новых работников, оставшихся работать по истечении одного года; Ч — общее число показателей, учитываемых при расчете. Например, Рк рассчитан по 20 параметрам, рейтинг каждого из которых в среднем составил 4 балла по 5-балльной шкале (т.е. равен 80%); Пр = 35% и Ор = 85%. Тогда Кн = (80 + 35 + 85):3 = 66,7%. Стоимость найма В процессе набора персонала принимают участие работники самого предприятия и внешние агенты. Имеют место также непосредственные расходы, связанные с организацией набора (прямые затраты). Совокупные затраты на найм персонала достаточно велики. Затраты, связанные с наймом персонала, можно разделить на три категории. 1. Зарплата, включая все расходы на социальное обеспечение, сотрудников организации, связанных тем или иным образом с процессом набора. Эту часть затрат также можно представить в виде трех групп: а) операционные затраты,речь идет о зарплате: ^ руководителей (разного иерархического уровня) и сотрудников их секретариатов, принимающих участие в подготовке решений по набору, переговорах, профессиональных испытаниях, и т.д.); ^ будущих коллег кандидатов (в случае набора кооптацией, переговорами), ^ других заинтересованных лиц и возможных подчиненных (в случае необходимости консультирования или встреч с кандидатом). б) зарплата службы управления персоналом: ^ специалисты по набору: кадровики, секретари, психологи и психотехники, и т.д.; ^ административные службы: менеджеры, служащие; ^ медико-социальные службы: врачи, медицинские сестры, работники социальной службы; ^ специалисты отдела труда и заработной платы. ^ эксперты по вопросам продвижения, оценки, управления карьерой. в) расходы других функциональных служб: ^ оперативный учет (бюджет); ^ бухгалтерия (оплата счетов); ^ организационные услуги планового отдела (обоснование численности, природы рабочих мест, прогнозы численности); ^ служба информационного обеспечения (подготовка и обработка документов, в т.ч. бюджета набора). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|