Миссии аудита найма
Аудит найма осуществляется по трем направлениям: Во-первых, проверяется соблюдение организацией законов и правил, а также внутренних распоряжений. Требования к исполнителям определяются положениями Трудового Кодекса, к образованию — профессионально-квалификационными справочниками, к состоянию здоровья регламентируются приказом Минздрава. Требования к психофизиологическим и личностным качествам разрабатываются на основе результатов профессиографических исследований трудовой деятельности человека и условий ее протекания. При осуществлении приема на работу организация должна руководствоваться и соблюдать следующие принципы: • комплексность, т.е. всестороннее исследование и оценка личности кандидата (изучение биографических данных, профессиональной карьеры, уровня профессиональных знаний и умений, деловых и личных качеств, состояния здоровья, мнения бывших коллег о нем); • объективность, т.е. повторяемость результатов оценки указанных качеств кандидата при повторных отборах, а также сведение к минимуму влияния субъективного мнения консультанта, принимающего окончательное решение; > непрерывность, т.е. постоянная работа по вербовке и отбору лучших специалистов, формирование кадрового резерва для руководящих должностей; > научность, т.е. использование в процессе подготовки и проведения подбора последних научных достижений и новейших технологий, что позволяет избежать широко распространенной ошибки — субъективности оценки кандидата, сильного первого впечатления о человеке. Среди правил надо также назвать извещение о вакансиях. Любой руководитель должен доводить до сведения службы департамента занятости список вакансий своего предприятия. В данном случае возможно использование следующих способов: • обнародование всех возможных должностей, открытых для повышения или перевода; * опубликование основных подходов и критериев, по которым будет проводиться отбор на должность; • опубликование всех требований, предъявляемых к работнику, который займет вакантный пост в результате отбора; • распространение достаточного количества бланков заявлений; • информирование всех заявителей о дальнейших действиях в случае принятия их на предполагаемую должность. При наборе за счет внутренних источников чаще всего применяется: • рассылка информации об открывающихся вакансиях всем работникам организации; * обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу своих друзей и знакомых. Внешний набор осуществляется с помощью следующих методов: • набор специалистов из учебных заведений; • тщательный отбор претендентов, непосредственно обратившихся в организацию; • найм кадров с помощью объявлений в средствах массовой информации; • обращение в государственные и частные кадровые агентства. Способствовать службам занятости могут общественные организации, например, торгово-промышленные палаты, профессиональные сообщества и т.п. Необходимым условием является получение разрешения Комитета труда и занятости на оказание этого рода деятельности при соблюдении фундаментальных принципов общественной службы: бесплатность для работополучателя, равенство для всех клиентов, гласность предложений. Аудитор должен проверить наличие внутренних процедур набора работников, информированность о них среди соответствующих руководителей и, конечно, эффективность их применения. Вторая миссия аудитора — проверка, в какой мере достигнуты количественные и качественные цели, и понять причины вероятных отклонений. Расстановка персонала по рабочим местам (должностям) должна осуществляться не только в соответствии с количественными, качественными, временными и территориальными требованиями, но и с учетом интересов и склонностей работников (см. рис. ).
АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ РАБОЧЕГО МЕСТА Инструментарий: анализ и оценка работ
АНАЛИЗ СПОСОБНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ Инструментарий: оценка персонала
АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ РАБОТНИКОВ В РАБОТЕ Инструментарий: опросы Персонала
Рис. 32. Оценка степени достижения целей подбора персонала Цель рациональной расстановки кадров — распределение работников по рабочим местам, при котором несоответствие между личными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или недостаточной загруженности. Мы рекомендуем здесь использовать, например, профильный метод. Аудит также оценивает эффективность найма: получен ли результат с наименьшими затратами? Третья миссия аудита найма носит стратегический характер и должна дать ответ на вопросы: Связана ли политика набора со стратегией фирмы? Эффективна ли она? При приеме на работу исходят из того, что нанимают рабочую силу сегодня для будущих нужд. С этой целью необходимо, чтобы: • при наборе были отобраны самые подходящие для организации работники; • издержки, связанные с привлечением рабочей силы, были незначительными по отношению к результатам; • сохранялась структура кадров с одновременным притоком новых идей в организации; • не пострадал психологический климат организации; • личные надежды работников были воплощены в жизнь.
Приведем несколько примеров, указывающих на возможность обнаружения потенциальных проблем и диагностики отклонений. Пример
Аудит увольнений Цель — оценка устойчивости кадрового «ядра» организации. При организации кадровой работы необходимо учитывать, что различные группы работников предприятия имеют различные потребности и интересы, находятся в неравном положении, в связи с чем необходим дифференцированный подход к различным группам. Различие создают такие факторы как пол и возраст, выполняемые функциональные обязанности, профессия и квалификация, условия и содержательность труда, уровень и тип оборудования, стаж работы общий и на данном предприятии, размер заработной платы, семейное положение и т.д. Сочетание этих факторов определяет характеристику коллектива в целом и его подразделений, отдельных социально-демографических групп. Повышенного внимания требуют группы работников, имеющие сниженный социально-трудовой потенциал по любому из признаков, создающих дифференциацию: молодежь и работники старшего возраста, женщины; лица, имеющие узкоспециализированную специальную подготовку, низкую квалификацию и образование, занятые в неблагоприятных условиях труда, малосодержательной работой, вновь устроившиеся, низкооплачиваемые, необеспеченные жильем, имеющие многодетные семьи, матери-одиночки, беременные женщины, инвалиды, бывшие заключенные. Цель аудита увольнений — оценка устойчивости кадрового «ядра» организации. Уровень устойчивости коллектива складывается из: • числа постоянных работников, образующих основу коллектива; • численности работников, которые в результате проведенных мероприятий удовлетворили свои притязания к трудовой деятельности; • неустойчивой части коллектива. В условиях, когда основная масса работников, увольняющихся по собственному желанию, состоит из тех, кто имеет малый стаж работы на предприятии и низкую квалификацию, организация должна быть заинтересована в большей подвижности этой части работников. При высокой интенсивности движения возрастает вероятность перехода в состав «ядра» коллектива некоторой части из числа приходящих со стороны на открывающиеся вакансии новых работников, для которых данная организация может оказаться наиболее подходящей. Отношение числа уволившихся по мотивам неудовлетворенности социально-экономическими условиями труда и его организацией к среднесписочному составу работников характеризует текучесть кадров, обусловленную условиями предприятия. Такие же коэффициенты можно вывести на основе анализа отдельных причин неудовлетворенности. Социологами применяется также показатель потенциальной текучести кадров, характеризующий наличие установки на перемену места работы. При этом потенциальная текучесть рассматривается как начальная стадия фактической текучести. Готовность к перемене места работы возникает на базе неудовлетворенности рабочим местом и проходит три стадии:
Последняя стадия позволяет говорить о наличии потенциальной текучести. Важнее исследовать причины неудовлетворенности именно у работающих, а не у тех, кто уже уволился. По некоторым данным время перехода потенциальной текучести в фактическую составляет около 1,5 лет. Увольнение по собственному желанию работника предприятия результат решения, при принятии которого важную роль играют: • приверженность работника своему предприятию; • сопоставимость с предложениями извне. Совокупность этих двух факторов сначала ставит перед работником вопрос, а затем позволяет принять решение об увольнении. Чтобы оценить вероятность риска и улучшить управление человеческими ресурсами фирмы, аудитору поручают оценить эти два фактора. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|