Реализация тарифной системы оплаты
Развитие предприятия, технологические изменения, появление новых профессий приводят к быстрому старению тарифных сеток и вызывают необходимость их постоянной коррекции. Исследование аудитора касается следующих вопросов: • каковы трудности в применении сетки, в частности, вследствие пересмотра должностных обязанностей, предусматривает ли сетка такое изменение? Кто и в каком порядке контролирует соответствие труда сотрудника его должностной характеристике? Были ли конфликты, требования, связанные с этим? • является ли пересмотр тарифной сетки регулярным или эпизодическим? Существует ли рабочая группа, отдел или внешний эксперт, которым поручено осуществлять эту процедуру? Какие проводятся мероприятия по пересмотру сетки, выделяются ли на это средства? Как осуществляется выбор ревизуемых должностей? Аудитор проверяет, позволяют ли условия на фирме регулярно пересматривать сетки в связи с изменениями внутри и вне организации. Оцениваются вероятные риски, в которые может быть вовлечена организация из-за недостаточной подвижности сетки: мелкие и крупные конфликты, диспропорция, увольнения или отказы в приеме на работу, ухудшение экономических показателей, и т.д. Индивидуализация вознаграждений Идея современных предпринимателей — обращаться с работниками как с партнерами, заставить их думать о целях компании, как о своих личных, платить им как партнерам, напрямую соединяя оплату труда и его результаты. Существует великое множество поощрительных схем и способов их классификации: поощрения для производственных рабочих, для менеджеров и руководителей, для сотрудников отдела продаж и др., а также поощрительные схемы в масштабе всей организации. Надбавки определяются в процентах к базовому окладу и могут начисляться за стаж работы на фирме, за знание и использование в работе иностранного языка, за руководство над другими сотрудниками, за общую эффективность в работе и т.д. Надбавки могут быть постоянными и временными (на 3-6 месяцев). Таким образом, базовый оклад + надбавки составляют базовую заработную плату.
Аудитор рассматривает следующие аспекты: История вопроса В каких документах отражены цели предприятия в этом направлении? Когда принцип индивидуализации был принят? На каком основании? Какова была реакция (профсоюзных органов, руководителей производства, личная)? Какова доля индивидуальных надбавок в структуре фонда зарплаты? Как она проходит каждый год? Как она определена? Гарантируется ли покупательная способность каждого работника? Имеются ли инструкции относительно индивидуальных надбавок и каковы они? Всех ли категорий это касается? Наблюдается ли некоторый прогресс (например, за последние 2 года) в проведении такой политики? Условия Каковы правила распределения конверта «индивидуальных надбавок»? (Распределение, обязательные ставки?)' На каком уровне распределяется «конверт»? Кто принимает решения? Предусмотрен ли иерархический контроль? Существуют ли процедуры оценки показателей и в какой форме? Действуют ли они надлежащим образом? Основаны ли надбавки на результатах личного труда или на деятельности организации в целом? Результаты Каков реальный вес индивидуальных надбавок за последние годы в целом? На каждом должностном уровне? Как они распределены в зависимости от иерархического уровня? • Сколько сотрудников получают надбавки? Диапазон надбавок? (Те же вопросы для различных категорий.) Существуют ли работники, которым увеличивали вознаграждения ежегодно? Значимость роста за 5 лет? • Существуют ли работники, которым не повышали оплату тру-. да в течение уже 3-х лет? 5 лет? 10 лет? По каким причинам? Воздействия на производительность и социальную обстановку! • Была ли определена степень влияния индивидуальных надбавок? Кем? В какой форме? • Прослеживается ли четкая взаимосвязь надбавок с производительностью труда, социальной обстановкой в коллективе?
Помимо юридической основы, в каждой организации по вопросу вознаграждений существуют многочисленные внутренние правила и постановления, иногда устаревшие. Четко проведенный аудит позволяет выявить этот недостаток.
Действия аудитора состоят из следующих этапов: • получение информации об общих реальных вознаграждениях для каждого квалификационного уровня. Определение реального диапазона для каждого уровня, расчет средних и медиан.
Построение графиков по этим цифрам; • идентификация и анализ аномалий (зарплата, сильно отличающаяся от среднего значения). Выделение уровней для анализа; • рассмотрение для одного или нескольких уровней причин разброса, изучение должностных характеристик, выявление индивидуальных случаев дискриминации; • сопоставление с оплатой труда аналогичных должностей на других предприятиях региона и/или отрасли; • предложения мер, направленных на устранение аномалий и разработке логичных принципов эффективной внутренней структуре вознаграждений. Аудит эффективности вознаграждений может использовать также данные обзора зарплат, выполненного предприятием и/или опубликованные специализированными органами. В отдельных случаях аудитор самостоятельно проводит дополнительные исследования для получения более точной информации в том числе и о выплатах социального характера. Аудитор проверяет, располагает ли предприятие данными, позволяющими осуществить полезные сравнения в этом вопросе. Если предприятие регулярно покупает такую информацию, проверяется ее практическое использование предприятием. Аудитору необходимо сделать оценку валидности полученных данных. • Какие организации представляют эксперты? • В какой степени вопросы анкеты учитывали различные составляющие вознаграждения? • Какие статистические методы использовались (среднее, медиана, стандартное отклонение, ошибки округления)? • Какая форма выбора ответов на вопросы (открытая, закрытая)? • Каковы методы сбора информации (анкета, телефонный звонок, встреча...)? Аудитор отдает себе отчет, что в анкетах редко приводятся причины произведенных выплат. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|