Здавалка
Главная | Обратная связь

Периодизация критических и литических периодов (Л.С. Выготский).



Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы

План:

  1. Психологический и календарный возраст.
  2. Возрастная периодизация Л.С. Выготского (литические периоды и кризисы развития, социальная ситуация развития, основные новообразования), Д.Б. Эльконина (о ведущих видах деятельности и усвоении типов отношений).
  3. Возрастная периодизация: А.В. Петровского (о развитии личности в референтных группах), Э. Эриксона (эпигенетическая концепция развития личности).

 

1. Психологический и календарный возраст

Возраст – относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений.

Переход от одной возрастной ступени к другой знаменуется перестройкой психического развития.

 

Различают два понятия возраста:

- Календарный (хронологический) возраст - длительность существования индивида с момента его рождения

- Психологический возраст - определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обусловливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение.

 

 

2. Возрастная периодизация

 

Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Возрастную периодизацию развития предлагали Пифагор, Гиппократ и Аристотель, философы Китая и Индии.

 

Возрастная периодизация - периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

 

Сегодня существует множество различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а следовательно, и основанных на разных критериях). Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии.

Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы. Частные классификации посвящены отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам. Общие классификации охватывают весь жизненный путь человека.

 

Рассмотрим некоторые частные возрастные периодизации:

 

Периодизация критических и литических периодов (Л.С. Выготский).

 

Критерии:

  1. Динамика психического развития

 

Л.С. Выготский высказал предположение о том, что психическое развитие идет неравномерно, в нем выделяются стабильные (литические) периоды и критические (кризисы) периоды.

Литический период (лизис) – период относительной стабильности физиологии и психологии человека.

 

Кризис – более или менее выраженное состояние конфликтности, возникающее в период перехода от одного возрастного этапа к другому.

Кризисные период – период пика.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

Признаки кризиса:

v трудновоспитуемость – ребенок меняется, становится непослушным. Вначале психологи считали, что негативные последствия кризиса можно избежать при условии правильного воспитания ребенка. Но Л.С. Выготский доказал, что кризис – это закономерное явление, связанное со сменой социальной ситуации развития ребенка. Кризис развития возникает в результате необходимости изменения социальных отношений. Воспитание может усилить или ослабить протекание кризиса, но не предотвратить его.

 

Социальная ситуация развития – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития и новые качественно-своеобразные психологические образования, возникающие к концу возрастного этапа.

Социальная ситуация развития – это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. Определяет:

1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев);

2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми.

 

v кризис складывается к концу возрастного этапа.

 

 

  1. Основные новообразования возраста

Основные новообразования возраста – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на том или ином возрастном этапе и которые в основном определяют сознание человека, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

На каждом возрастном этапе выделяют – центральное новообразование и второстепенное новообразование. К центральному новообразованию приводит центральная линия развития, например, в дошкольном возрасте к новообразованию приводит развитие речи.

Например, Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием подросткового возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими. К второстепенным новообразованиям относят – развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания

Периодизация Л.С. Выготского:

 

Критический период (кризис) Литический период
кризис новорожденности (продолжается до появления первой социальной улыбки)  
  младенческий возраст (2 месяца-1 год)
кризис 1 года  
  раннее детство (1-3 года)
кризис 3 лет  
  дошкольный возраст (3-7 лет)
кризис 7 лет  
  школьный возраст (8-12 лет)
кризис 13 лет пубертатный возраст (14-18 лет) (период полового созревания)
кризис 17 лет.  

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.