Периодизация критических и литических периодов (Л.С. Выготский).Стр 1 из 4Следующая ⇒
Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы План:
1. Психологический и календарный возраст Возраст – относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений. Переход от одной возрастной ступени к другой знаменуется перестройкой психического развития.
Различают два понятия возраста: - Календарный (хронологический) возраст - длительность существования индивида с момента его рождения - Психологический возраст - определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обусловливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение.
2. Возрастная периодизация
Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Возрастную периодизацию развития предлагали Пифагор, Гиппократ и Аристотель, философы Китая и Индии.
Возрастная периодизация - периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Сегодня существует множество различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а следовательно, и основанных на разных критериях). Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы. Частные классификации посвящены отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам. Общие классификации охватывают весь жизненный путь человека.
Рассмотрим некоторые частные возрастные периодизации:
Периодизация критических и литических периодов (Л.С. Выготский).
Критерии:
Л.С. Выготский высказал предположение о том, что психическое развитие идет неравномерно, в нем выделяются стабильные (литические) периоды и критические (кризисы) периоды. Литический период (лизис) – период относительной стабильности физиологии и психологии человека.
Кризис – более или менее выраженное состояние конфликтности, возникающее в период перехода от одного возрастного этапа к другому. Кризисные период – период пика. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии. Признаки кризиса: v трудновоспитуемость – ребенок меняется, становится непослушным. Вначале психологи считали, что негативные последствия кризиса можно избежать при условии правильного воспитания ребенка. Но Л.С. Выготский доказал, что кризис – это закономерное явление, связанное со сменой социальной ситуации развития ребенка. Кризис развития возникает в результате необходимости изменения социальных отношений. Воспитание может усилить или ослабить протекание кризиса, но не предотвратить его.
Социальная ситуация развития – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития и новые качественно-своеобразные психологические образования, возникающие к концу возрастного этапа. Социальная ситуация развития – это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. Определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми.
v кризис складывается к концу возрастного этапа.
Основные новообразования возраста – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на том или ином возрастном этапе и которые в основном определяют сознание человека, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период. На каждом возрастном этапе выделяют – центральное новообразование и второстепенное новообразование. К центральному новообразованию приводит центральная линия развития, например, в дошкольном возрасте к новообразованию приводит развитие речи. Например, Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием подросткового возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими. К второстепенным новообразованиям относят – развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания Периодизация Л.С. Выготского:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|