Здавалка
Главная | Обратная связь

Возрастная периодизация Э. Эриксона



Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

 

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности.

Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни: ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно формируется и «эго-идентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на то что происходят разные изменения. Формирование эго-идентичности — длительный процесс, он включает ряд стадий. Каждая характеризуется задачами определенного возраста, а они выдвигаются обществом.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент (базальное недоверие, стыд). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью.

 

 

Период Круг социального общения Задача развития Положительное решение задачи Отрицательное решение задачи
  Младенчество ребенок – мать ощутить общность с мамой базовое доверие к миру недоверие
  Ранний возраст ближайшие родственники ребенка приобретение автономии и самостоятельности, преодоление чувства стыда автономность и самостоятельность зависимость и стыд
  3-7 лет братья и сестры развитие активной инициативы и ответственности за свои желания инициатива безынициативность и стыд
  7-12 лет сверстники и посторонние взрослые приобретение компетентности и умелости компетентность и уверенность в своих силах чувство неполноценности
  12-18 лет сверстники осознание своего «Я» и своего места в мире, сформированность эго-идентичности эго-идентичность диффузия эго-идентичности 9человек не может найти себя)
  18-25 лет молодость круг очень близких людей вступление в близкие отношения общность с близкими людьми изоляция
  25-50 лет зрелость круг расширяется профессиональным и собственным интимным (дружеским) интересом борьба против застоя, создание нового творчество неудовлетворенность жизнью
  50-55 лет – до бесконечности старость мой род (в широком смысле) обобщить представления о себе, о своем жизненном пути мудрость изолированность, неудовлетворенность, одиночество.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.