Возрастная периодизация Э. Эриксона ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона
Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни: ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно формируется и «эго-идентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на то что происходят разные изменения. Формирование эго-идентичности — длительный процесс, он включает ряд стадий. Каждая характеризуется задачами определенного возраста, а они выдвигаются обществом. По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент (базальное недоверие, стыд). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|