Социально-психологическая концепция развития личности
А.В. Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.
Адаптация – усвоение действующих в социальной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. На первой стадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в общей массе). Индивидуализация – поиск способов и средств для выражения своей индивидуальности. Активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой). Интеграция – проявляется в том, что личность сохраняет лишь те индивидуальные черты, которые соответствуют групповым потребностям и собственным потребностям. На третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность — и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности. Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализации (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии.
В целом многоступенчатая схема периодизации по А.В. Петровскому с выделенными автором эпохами, периодами изображена на схеме ниже.
Периодизация: эпоха детства: v период раннего детства (0-3 года) v период дошкольного детства (3-7 лет) v период младшего школьного возраста (7-11 лет) Адаптация преобладает над индивидуализацией
эпоха отрочества: v период среднего школьного возраста (11-15 лет) Индивидуализация преобладает над адаптацией
эпоха юности? v период старшего школьного возраста (15-17 лет) Интеграция преобладает над индивидуализацией
Нарушения выражаются в дезадаптации, дезиндивидуализации, дезинтеграции.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|