Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка полового развития



Для оценки полового развития в нашей стране используют стандартные таблицы полового созревания, по которым данные половой формулы ребенка, учитывающие наличие и выраженность вторичных половых признаков, сравнивают со средневозрастными показателями (табл. 17, 18).

Таблица 17

Стандарты полового развития девочек (Максимова М.В.)

  Возраст (в годах) Половые формулы
от до
Ma0 P0 Ax0 Me0 Ma2 P1 Ax0 Me0
Ma1 P0 Ax0 Me0 Ma2 P1 Ax0 Me0
Ma1 P1 Ax0 Me0 Ma3 P3 Ax1 Me1
Ma2 P2 Ax0 Me0 Ma3 P3 Ax2 Me3
Ma3 P2 Ax2 Me0 Ma3 P3 Ax3 Me3
Ma3 P3 Ax2 Me3 Ma3 P3 Ax3 Me3

 

Таблица 18

Стандарты полового созревания мальчиков (Максимова М.В.)

  Возраст (в годах) Половые формулы
от до
V0 P0 L0 Ax0 F0 V1 P1 L0 Ax0 F0
V1 P0 L0 Ax0 F0 V2 P3 L1 Ax2 F0
V1 P2 L0 Ax0 F0 V2 P3 L2 Ax2 F1
V1 P4 L1 Ax0 F0 V2 P5 L2 Ax3 F2
V2 P4 L1 Ax2 F1 V2 P5 L2 Ax4F3
V2 P4 L2 Ax2 F0 V2 P5 L2 Ax4 F3

 

Следует отметить, что оценка полового созревания мальчиков с использованием стандартизированных таблиц, без учета состояния гениталий, является ориентировочной и не совсем корректной, поскольку в этом случае не акцентируют внимания на основных андрогензависимых признаках, являющихся определяющими в становлении репродуктивной функции.

В настоящее время широкое повсеместное распространение получила система оценки стадии пубертата, рекомендованная J. Tanner (1985)

Пример оценки полового развития:

1. Иванов Н., 12 лет. Половая формула V0 P0 L0 Ax0 F0

Заключение: половое развитие соответствует возрасту.

2. Иванова К., 13 лет. Половая формула Ma3 P3 Ax3 Me3

Заключение: половое развитие ускоренное.

 

Если показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, то это свидетельствует или о задержке (ретардации) или об ускорении (акселерации) темпов биологического развития.

Акселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза.

Термин "акселерация" предложен немецким врачом Кохом в 1935 году для обозначения процесса ускорения возрастного развития, в том числе наступление половой зрелости как большинства детей на протяжении последнего столетия, так и отдельных детей внутри любой возрастной группы в настоящее время.

В качестве основных проявлений акселерации Ю. Е. Вельтищев, Г. С. Грачева (1979) рассматривали:

· большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад

· более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;

· более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;

· увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;

· более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;

· половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.

По поводу причин акселерации существует много различных теорий, пытающихся объяснить столь сложный феномен действием одного какого-нибудь определенного фактора: питания, некоторых витаминов, солнечных лучей, климатических условий, возрастающего объема информации, условий жизни в больших городах, браков между людьми различных национальностей и рас. Большинство ученых все же считают, что эти явления обусловлены комплексом генетических и внешних факторов, среди которых ведущее значение имеют социально-экономические условия сегодняшнего дня.

На основании учета соотношений антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации. К первому относятся дети, у которых показатели антропометрии и биологической зрелости выше средних для детей их возраста. При дисгармоничном типе выделяют усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста в длину. У детей второй группы часто отмечается астенизация телосложения.

Важно отметить, что истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения. Ускоренное же развитие детей (дисгармоничная акселерация с доминированием роста тела в длину может быть обусловлена и белковым перекормом, стимулирующим активность ферментов, но способствующим формированию такой патологии, как язвенная, гипертоническая, ишемическая болезни и др.

Ускоренному физическому развитию противопоставлено явление ретардации. Ретардация (децелерация) - замедление биологического развития организма, по мнению специалистов не является отклонением от нормы, а обусловлено изменчивостью индивидуальных темпов роста. К концу пубертатного возраста ретарданты, как правило, догоняют своих сверстников по календарнему возрасту.

Приложение 1

Ориентировочная карта (алгоритм)

по оценке физического развития детей.

1. Ф. И. ребенка:_________________ Возраст:______ Дата рождения:_________

2. Данные анамнеза: масса _____________, рост ___________ (при рождении)

3. Индекс Кеттле: _____ / _____ = _________ m / рост = 60 – 70 % (N)

4. Темпы нарастания массы и роста:

____________________________________________________________________

5. Как оценивает мать рост и массу тела в настоящее время по сравнению с другими детьми:________ ________________________________________________

6. Какой по счету стоит на физкультуре: ________________________________

7. Сроки и порядок прорезывания зубов:

____________________________________________________________________

(По возрасту, молочные, смена зубов)

8. Половое созревание (формула)

____________________________________________________________________







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.