Здавалка
Главная | Обратная связь

II. Антропометрический метод



Параметры Настоящая Долженствующая (по формуле) Оценка  
Рост      
Масса тела      
Окружность головы      
Окружность гр. клетки      
Окружность плеча (до 3 лет)      
Окружность голени (до 3 лет)      
Окружность бедра (до 3 лет)      
Длина туловища / рост, %      
Расположение средней точки тела      
Индекс Тура (до 10 лет)      
Отношение высоты головы к росту      
Отношение нижнего сегмента к верхнему      

Индекс Чулицкой: (до 3 – х лет) 3 Окр. плеча + Окр. голени + Окр. бедра – Рост

(до года = 20 – 25 см, 2 – 3 года = 20 см, 6 – 7 лет = 10 – 15см)

_________ + __________ + _________ - __________ = _________

4.Пропорции тела:

III. Оценка полученных данных по физическому развитию:

1. Оценка по эмпирическим формулам:

2. Оценка по методу сигмальных отклонений:

Параметр Величина Границы сигмальных отклонений Оценка
Рост: Низкие, ниже ср. средние, выше ср., высокие
Масса тела: Низкие, ниже ср., средние, выше ср., высокие
ОГК: Низкие, ниже ср., средние, выше ср., высокие

Заключение:

1. Уровень физического развития: средний / выше среднего / ниже среднего

2. Физическое развитие: гармоничное / дисгармоничное

3. Оценка по центильному методу:

Параметр Величина Центиль Коридор Оценка
Масса        
Рост        
ОГК        
ОГ        

Заключение:

1. Уровень физического развития: средний / выше среднего / ниже среднего

2. Гармоничность физического развития: гармоничное / дисгармоничное

(Разница между коридорами = ________ (0 – 1 - гармоничное развитие) (2 - дисгармоничное), (3 и более - резко дисгармоничное)

3. Соматотип: __________________________________________

Сумма трех коридоров (рост, масса тела и окружность грудной клетки):

(1 – 10 = микросоматик) (11 – 15 = мезосоматик) (16 – 17 = макросоматик)

4. Половое развитие:

девочки Ах: ______, Р: ______, Ма: ______, Ме : ______;

мальчики Ах: ______, Р: ______,V:_______, L:_______, F:_______.

соответствует / не соответствует календарному возрасту.

 

Общее заключение по физическому развитию:

Уровень физического развития: ______________________________________

средний, выше среднего, ниже среднего, высокий, низкий, очень высокий, очень низкий.

Гармоничность – гармоничное / дисгармоничное _________________________

Соматотип – мезосоматический, микросоматический, макросоматический

Тип телосложения – соответствует типу ребенка периода –

первого (второго) вытяжения

первого (второго) округления

Тип конституции: нормостенический, астенический, гиперстенический

Биологическая зрелость:

Ребенок биологически зрелый / незрелый,

т. к. – уровень физического развития, костный возраст (в том числе прорезывание и смена зубов), тип телосложения, половое развитие, пропорции тела

соответствуют / не соответствуют его календарному возрасту.

 

Приложение 2

Таблица 1. Таблица для оценки длины тела мальчиков 0-12 месяцев

Возраст (мес.) Центили
Центильные интервалы
2 3
46,5 48,0 49,8 51,3 52,3 53,5 55,0
49,5 51,2 52,7 54,5 55,6 56,5 57,3
52,6 53,8 55,3 57,3 58,2 59,4 60,9
55,3 56,5 58,1 60,0 60,9 62,0 63,8
57,5 58,7 60,6 62,0 63,1 64,5 66,3
59,9 61,1 62,3 64,3 65,6 67,0 68,9
61,7 63,0 64,8 66,1 67,7 69,0 71,2
63,8 65,1 66,3 68,0 69,8 71,1 73,5
65,5 66,8 68,1 70,0 71,3 73,1 75,3
67,3 68,2 69,8 71,3 73,1 75,1 77,2
68,8 69,1 71,2 73,0 75,1 76,9 78,8
70,1 71,3 72,6 74,3 76,2 78,0 80,3
71,2 72,3 74,0 75,5 77,3 79,7 81,7
                 

 

Таблица 2.Таблица для оценки длины тела девочек 0-12 месяцев

 

Возраст (мес.) Центили
Центильные интервалы
2 3
45,8 47,5 49,8 50,7 52,0 53,1 53,9
48,5 50,3 52,1 53,5 55,0 56,1 57,3
51,2 53,3 55,2 56,8 58,0 59,3 60,6
54,0 56,2 57,6 59,3 60,7 61,8 63,6
56,7 58,4 60,0 61,2 62,8 64,0 65,7
59,1 60,8 62,0 63,8 65,1 66,6 68,0
60,8 62,5 64,1 65,5 67,1 68,8 70,0
62,7 64,1 65,9 67,5 69,2 70,4 71,9
64,5 66,0 67,5 69,0 70,5 72,5 73,7
66,0 67,5 69,1 70,2 72,0 74,1 75,5
67,5 69,0 70,3 71,9 73,2 75,3 76,8
68,9 70,1 71,5 73,0 74,7 76,5 78,1
70,1 71,4 72,8 74,1 75,8 78,0 79,6
                 

 

Таблица 3. Таблица для оценки массы тела (кг) по длине тела (мальчики)

Длина тела (в см) Центили
Центильные интервалы
2 3
2,7 2,9 3,1 3,4 3,7 3,9 4,1
2,8 3,0 3,3 3,6 3,9 4,1 4,3
3,0 3,2 3,5 3,8 4,1 4,3 4,5
3,2 3,4 3,6 4,0 4,3 4,5 4,8
3,3 3,5 3,8 4,2 4,5 4,8 5,0
3,4 3,7 4,0 4,3 4,7 5,0 5,3
3,6 3,9 4,2 4,6 4,9 5,3 5,6
3,8 4,1 4,4 4,8 5,2 5,6 5,9
4,0 4,3 4,7 5,1 5,5 5,9 6,3
4,3 4,6 5,0 5,4 5,8 6,2 6,6
4,6 4,9 5,3 5,7 6,1 6,6 7,0
4,8 5,2 5,6 6,0 6,4 6,9 7,3
5,1 5,5 5,9 6,3 6,8 7,3 7,7
5,4 5,8 6,2 6,6 7,1 7,6 8,1
5,7 6,1 6,5 6,9 7,4 7,9 8,5
6,0 6,4 6,8 7,2 7,7 8,3 8,8
6,2 6,6 7,0 7,5 8,0 8,6 9,1
6,5 6,9 7,3 7,8 8,3 8,9 9,4
6,7 7,1 7,6 8,0 8,6 9,2 9,7
7,0 7,3 7,8 8,3 8,8 9,4 10,0
7,2 7,6 8,0 8,6 9,1 9,7 10,3
7,4 7,8 8,3 8,8 9,3 10,0 10,5
7,6 8,1 8,5 9,0 9,6 10,3 10,8
7,8 8,3 8,8 9,3 9,9 10,5 11,0
8,1 8,5 9,0 9,5 10,1 10,7 11,3
8,3 8,8 9,2 9,7 10,3 11,0 11,6
8,5 9,0 9,4 10,0 10,6 11,2 11,8
8,8 9,2 9,6 10,2 10,8 11,4 12,0
9,0 9,4 9,8 10,4 11,1 11,7 12,3
9,2 9,6 10,1 10,7 11,3 11,9 12,5
9,4 9,8 10,3 10,9 11,5 12,2 12,7
9,6 10,0 10,5 11,1 11,8 12,4 12,9
                 

 

Таблица 4.Таблица для оценки массы тела (кг) по длине тела (девочки)

Длина тела (в см) Центили
Центильные интервалы
2 3
2,6 2,8 3,0 3,3 3,5 3,7 4,0
2,7 2,9 3,1 3,5 3,7 3,9 4,2
2,8 3,1 3,3 3,6 3,9 4,2 4,4
3,0 3,3 3,5 3,8 4,1 4,4 4,6
3,2 3,5 3,7 4,0 4,3 4,6 4,9
3,4 3,6 3,9 4,2 4,5 4,8 5,2
3,6 3,8 4,1 4,4 4,8 5,1 5,4
3,8 4,1 4,3 4,7 5,0 5,4 5,7
4,0 4,3 4,6 4,9 5,3 5,7 6,1
4,2 4,5 4,8 5,2 5,6 6,0 6,4
4,4 4,7 5,1 5,5 6,0 6,3 6,8
4,6 4,9 5,3 5,8 6,2 6,7 7,2
4,8 5,2 5,6 6,0 6,5 7,0 7,5
5,1 5,4 5,9 6,3 6,8 7,4 7,9
5,4 5,7 6,2 6,6 7,1 7,7 8,2
5,7 6,0 6,5 6,9 7,4 8,1 8,6
6,0 6,3 6,8 7,2 7,8 8,4 8,9
6,2 6,6 7,1 7,5 8,2 8,7 9,2
6,5 6,9 7,4 7,8 8,4 8,9 9,5
6,7 7,2 7,6 8,1 8,7 9,2 9,8
7,0 7,4 7,9 8,4 9,0 9,5 10,1
7,2 7,7 8,1 8,7 9,2 9,8 10,3
7,5 7,9 8,3 8,9 9,5 10,0 10,6
7,7 8,2 8,6 9,1 9,7 10,2 10,8
7,9 8,4 8,8 9,3 9,9 10,4 11,0
8,2 8,6 9,1 9,6 10,2 10,6 11,2
8,4 8,8 9,3 9,8 10,4 10,8 11,4
8,6 9,0 9,5 10,0 10,6 11,1 11,6
8,8 9,2 9,7 10,2 10,8 11,3 11,8
8,9 9,4 9,9 10,4 11,0 11,5 12,0
9,1 9,6 10,0 10,6 11,2 11,7 12,2
9,3 9,8 10,2 10,8 11,4 11,8 12,4
                 

 

Схема оценки физического развития детей по центильным таблицам

Центили массы тела по возрасту Центили длины тела по возрасту
3-10 10-25 25-75 75-90 90-97
97-90 Низкое, резко дисгармоничное (избыток массы тела 2-й степени) Ниже среднего, резко дисгармоничное (избыток массы тела 2-й степени) Среднее, резко дисгармоничное (избыток массы тела 2-й степени) Выше среднего, резко дисгармоничное (избыток массы тела 2-й степени) Высокое, резко дисгармоничное (избыток массы тела 2-й степени)
90-75 Низкое, дисгармоничное (избыток массы тела 1-й степени) Ниже среднего, дисгармоничное (избыток массы тела 1-й степени) Среднее, дисгармоничное(избыток массы тела 1-й степени) Выше среднего, дисгармоничное (избыток массы тела 1-й степени) Высокое, дисгармоничное (избыток массы тела 1-й степени)
75-25 Низкое, гармоничное Ниже среднего, гармоничное Среднее, гармоничное Выше среднего, гармоничное Высокое, гармоничное
25-10 Низкое, дисгармоничное (дефицит массы тела 1 -и степени) Ниже среднего, дисгармоничное (дефицит массы тела 1-й степени) Среднее, дисгармоничное (дефицит массы тела 1-й степени) Выше среднего, дисгармоничное (дефицит массы тела 1-й степени) Высокое, дисгармоничное (дефицит массы тела 1-й степени)
10-3 Низкое, резко дисгармоничное (дефицит массы тепа 2-й степени) Ниже среднего, резко дисгармоничное (дефицит массы тела 2-й степени) Среднее, резко дисгармоничное (дефицит массы тела 2-й степени) Выше среднего, резко дисгармоничное (дефицит массы тела 2-й степени) Высокое, резко дисгармоничное (дефицит массы тела 2-й степени)

 

Приложение 3

Центильные величины индекса Кетле II
(индекс массы тела). Мальчики.

Возраст Центили
3% 10% 25% 50% 75% 90% 97%
1 год 13,83 14,88 15,84 16,71 17,67 18,64 20,05
2 года 13,58 14,53 15.42 16,21 17.12 17,96 19,27
3 года 13,36 14,24 15,02 15,72 16,58 17,41 18,54
4 года 13,18 14,04 14,72 15.42 16.21 17.05 18.04
5 лет 13,08 13,85 14,57 15,34. 16,03 16,92 17,93
6 лет 12.92 13.73 14,51 15,28 16,08 17,05 18,22
7 лет 12,98 13,72 14,58 15,36 16,29 17,43 18,85
8 лет 13,19 13,78 14,81 15,76 16,71 17,93 19,63
9 лет 13,44 14,07 15,14 16,18 17,31 18,67 20,63
10 лет 13,69 14.35 15.48 16.68 17,93 19.32 21.62
11 лет 14,01 14,75 15,84 17,23 18,54 20,09 22,54
12 лет 14.41 15.25 16,34 17,86 19,14 21,02 23.42
13 лет 14,82 15,82 16,85 18,48 19,76 21,86 24,25
14 лет 15.35 16,42 17.46 19,16 20.63 22,88 25.12
15 лет 16,02 17,21 18,23 20,05 21,62 23,82 25,88
16 лет 16.63 17,96 19,08 20.98 22,64 24.71 26,69
17 лет 17,33 18,82 20,16 22,04 23,66 25,59 27,37
18 лет 17,99 19,66 21,28 23,16 24,73 26,51 28,13
19 лет 18,59 20,47 22,25 24,08 25,57 27,29 28,84
                     

Центильные величины индекса Кетле II
(индекс массы тела). Девочки.

Возраст Центили
3% 10% 25% 50% 75% 90% 97%
1 год 13,98 14,61 15,77 16,51 17,53 18,62 19,52
2 года 13,52 14,18 15,19 16,05 16,98 18,08 18,92
3 года 13,01 13,87 14,69 15,48 16,32 17,57 18,53
4 года 12,75 13,59 14,33 15,15 15,86 17,15 18,28
5 лет 12,58 13,38 14,09 15,12 15,71 16,91 18,19
6 лет 12.56 13,27 14,03 15,08 15,72 16,87 18,38
7 лет 12,64 13,27 14,14 15,20 15,78 17,05 18,75
8 лет 12,82 13,48 14,35 15,36 16,18 17,54 19,33
9 лет 13,08 13,77 14,67 15,62 16,75 18,14 20,23
10 лет 13,35 14,04 15,01 15,98 17,37 18,88 21,13
11 лет 13,69 14,41 15,39 16,65 18,03 19,65 22,08
12 лет 14,03 14,83 15,89 17,36 18,81 20,47 23,08
13 лет 14,49 15,33 16,44 18,16 19,54 21,15 24,12
14 лет 14,98 15,82 17,03 18,96 20,31 21,97 25,15
15 лет 15,52 16,34 17,52 19,59 20,97 22,61 26,15
16 лет 16,01 16,79 17,98 20,02 21,55 23,19 27,03
17 лет 16,47 17,16 18,32 20,39 21,89 23,69 27,63
18 лет 16,87 17,53 18,64 20,68 22,16 24,14 28,16
19 лет 17,16 17,87 18,96 20,99 22,34 24,49 28,56

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что подразумевает термин «физическое развитие»?

2. Какие Вы знаете основные законы роста детей?

3. Какие факторы регулируют процессы физического развития?

4. Как меняются антропометрические показатели в различные периоды детства?

5. Как меняются пропорции тела ребенка и типы телосложения в возрастном аспекте?

6. Какие выделяют типы конституции по Штефко В.Г. и Островскому А.Д.?

7. Какие методы изучения физического развития вы знаете?

8. Какие индексы физического развития вы знаете?

9. Как определить площадь поверхности тела у детей?

10. Какие методы антропометрического исследования детей различного возраста Вы знаете?

11. Как оценить антропометрические данные?

12. Какие соматотипы Вы знаете? Как их определить?

13. Какие периоды роста детей Вы знаете?

14. Что такое «биологический возраст» ребенка?

15. Как можно прогнозировать окончательный рост у детей?

16. Что такое «костный возраст» ребенка?

17. Каковы сроки полового созревания у мальчиков и девочек?

18. Каковы стадии полового созревания по J.M. Tanner?

19. Какова роль физического воспитания для гармоничного развития ребенка?

20. Что такое акселерация? Какие факторы ее определяют?

 

Заключение

Детство - это период, когда человеческий организм растет, развивается и совершенствуется. Оно включает период жизни от рождения до половой зрелости. Растущий организм развивается строго индивидуально, проходя своим неповторимым жизненным путем. Нередко физическое и умственное созревание, функциональная организация двигательного аппарата и внутренних органов, т.е. все, что характеризует, так называемый, биологический возраст, не согласуются с календарным возрастом, опережая его, или, наоборот, отставая. Примерно 30% детей опережают, а около 15-20% отстают в своем развитии от сверстников.

Наука располагает большим количеством фактического материала о несовпадении календарного и биологического возраста, в связи с чем, объяснимо, что дети одного календарного возраста по-разному реагируют на физические и умственные нагрузки, влияния средовых факторов.

Проблемам изучения физического развития детей уделяется достаточно много внимания в научной литературе как отечественными, так и зарубежными учёными. Безусловно, без сведений о физическом развитии и физической работоспособности не представляется возможным судить о состоянии здоровья, о социально-гигиенических и социально-экономических условиях жизни, о способностях и подготовке к труду и спорту. Количественное определение физической работоспособности необходимо при организации физического воспитания населения различных возрастно-половых групп, при отборе, планировании и прогнозировании учебно-тренировочных нагрузок спортсменов, при организации двигательного режима больных в клиниках и центрах реабилитации и т. д.

Непосредственная оценка физического развития подразумевает оценку каждого отдельного показателя, а также их совокупности, отмеченную динамику в сравнении с предыдущими измерениями и определение дальнейшей тактики наблюдений за ребенком.

Безусловно, в оценке морфофункциональных особенностей организма человека необходимо применять единые приемы и подходы. К сожалению, зачастую используемые типологии не устанавливают единого соотношения между скоростью роста отдельных размеров тела и сроками созревания организма детей. Правильная же оценка темпов индивидуального развития организма человека определяется лишь в том случае, когда анализ соматических характеристик проводится с использованием показателей биологического созревания организма.

Таким образом, клиническое значение оценки физического развития детей чрезвычайно высоко. Перспективность использования в педиатрической практике может быть аргументирована несколькими положениями:

1. Для многих хронических заболеваний детского возраста не существует определенной и специфической симптоматики, относящейся к начальному периоду, но нарушения физического развития, в частности, соотношения массы и длины тела, торможение роста уже могут быть определены. Таким образом, эти нарушения могут быть неспецифическим, но важным критерием необходимости углубленного обследования ребенка.

2. Нарушения физического развития могут быть следствием и свидетельством нарушений социально-гигиенического характера, количественной и качественной недостаточности питания, т.е. привлекать внимание педиатра к особенностям семьи, к необходимости общественно-юридического вмешательства.

3. Нарушения или дисгармонизация физического развития могут отражать конституциональные особенности, врожденную или наследственную патологию самого аппарата развития, как на тканевом, так и на нейро-эндокринном уровне. Ребенок с такими особенностями не всегда может быть отнесен к категории больных с какой-то определенной нозологической формой, но при дисгармоничном развитии он, как правило, имеет и несовершенство механизмов адаптации и против инфекционной защиты, а, следовательно, должен быть отнесен к группе повышенного риска.

4. Антропометрические признаки могут быть использованы в качестве диагностических критериев и при том достаточно высокочувствительных при распознавании патологии желез внутренней секреции.

5. На основании антропометрических данных может осуществляться диагностика биологического возраста и темпа биологического созревания ребенка. В последнее время актуальность такой диагностики становится особенно очевидной в связи с проблемами школьной зрелости и ранней спортивной ориентацией детей.

6. Антропометрические данные могут отражать период и доминирующее направление роста ребенка в момент исследования, что имеет значение для решения вопросов, связанных с режимом жизни и физической нагрузки.

7. Антропометрическое исследование позволяет с определенного возраста (обычно после 5 лет) отнести ребенка к определенному конституциональному типу и с этих позиции определить круг зависимостей, как по заболеваемости, так и по ряду других характеристик.

Антропометрические показатели являются одним из основных индикаторов физического развития детей. Можно ожидать, что простота антропометрических методов, их количественный характер, доступность для полной автоматизации, как самих измерений, так и их оценок, могут стать основой для значительного расширения использования антропометрических подходов для практики диспансеризации детей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дедов И.И., Семичева Т.В., Петеркова В.А. Половое развитие детей: норма и патология. - Москва, 2002.

2. Дерягина Л.П., Карцева Т.В. Методика исследования здорового и больного ребёнка: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2001. – 40 с.

3. Ёлкина Т.Н., Дерягина Л.П., Карцева Т.В. Непосредственное исследование здорового и больного ребёнка: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2003. – 35 с.

4. Жуковский М.А. Детская эндокринология.- М.: Медицина, 1995. – с. 367-385.

5. Карцева Т.В. Анатомо-физиологические особенности и методы исследования желудочно-кишечного тракта у детей: Учебно-методическое пособие /Т.В. Карцева, Л.П. Дерягина, Е.П. Тимофеева, Ю.В. Полилова. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2007. - 54с.

6. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - 2-е издание, дополненное, расширенное и переработанное. - СПб.: Фолиант.- 1999.- 924 с.

7. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей /Дидур М.Д.. – СПб.: Речь, 2001. – 163 с.

8. Пропедевтика детских болезней: Практикум /Под ред. В.В.Юрьева. - СПб.: Питер.- 2003.- 352с.

9. Султанов В.К. Исследование объективного статуса больного: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 1999. – 240 с.

10. Шабалов Н.П. Детские болезни .- 4-е изд., перераб. и доп .- СПб. и др. : Питер Ком, 1999.- 1080 с.

11. Эвербек Г. – Дифференциальная диагностика болезней в детском возрасте / Пер. с нем. М.: Медицина, 1980.

12. Юрьев В. В., Симаходский А. С., Воронович Н. Н., Хомич М. М. Физическое развитие детей. - СПб. – 2007.

13. Юрьев В.В., Симаходский А.С. – Рост и развитие ребенка. – ПИТЕР, 2003, с. 8-55, 104-134.

14. Herman-Giddens M.E., Eric J. Slora.Secondary Sexual Characteristics and Menses in Young Girls Seen in Office Practice: A Study from the Pediatric Research in Office Settings Network. PEDIATRICS Vol. 99 No. 4 April 1997. Р. 505–512.

15. Largo R.H., Prader A. Pubertal development in Swiss girls. Helv Paediatr Acta. 1983 Aug;38(3):229–43.

16. Leung K.C., Johannsson G., Leong G.M. Estrogen regulation of growth hormone action. Endocr Rev. 2004 Oct;25(5):693–721.

17. Marshall WA. Sex differences at puberty. J Biosoc Sci Suppl. 1970 May;2:31–41.

18. Tanner JM, Davies PS Clinical longitudinal standards for height and height velocity for North American children. J Pediatr. 1985; 107:317–329.

19. Tanner JM. Physical growth and development. In: Forfar JO, Arneil GC, eds. Textbook of Paediatrics. 3rd ed. Edinburgh, Scotland: Churchill Livingston; 1984;1:292.

 

 

Для заметок:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.