Старшая возрастная группа (13-16 лет)
Физические особенности: · активный процесс полового созревания; · завершение роста скелета; · быстрый рост мускулатуры; · мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года; · усиливаются физические различия среди детей. Основная характеристика: · остро ощущаемая потребность в собственной реализации; · формируется собственная точка зрения на взаимоотношение между людьми, на моральные требования и оценки; · подростки с острой критикой принимают мнение взрослых; · проявляется стремление к объединению в различные группы.
Рекомендации по организации и проведению игр: 1. Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная. 2. Необходимо больше проводить игр на развитие мышления и игр, рассчитанных на длительную подготовку. 3. Важно, чтобы подростки осознавали необходимость игры, полезность ее! Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективнообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им видам деятельности. Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества воспитателей (вожатых), детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание ее, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение детей в разработку игры – залог активного участия в ее проведении. А включение в игру вожатого - залог ситуации успеха для всего отряда и его вожатых!
Классификация игр По видам
1.Игры-энергизаторы - это мини-игры, восстанавливающие энергию всей группы, мобилизирующие к дальнейшему процессу, снимающие напряжение в группе. Данные игры являются «универсальными» в условиях работы ВДК: · в кратковременности проведения, · в независимости от места их проведения; · в достижении результата за короткий период времени. Существуют различные функции игр-энергизаторов: 1) активизирующие - мгновенно поднимающие настроение всей группе («Радио», «Какофония», «Охотники», «Дракон-самурай-принцесса»); 2) мобилизирующие - легко подготавливающие группу к серьезной работе («Ассоциации», «Раз-два-три», «Поезд»); 3) расслабляющие - быстро снимающие усталость и напряжение в группе («Дирижер», «Посикота», «Мигалки», «Рыжая корова»). Но часто одна и та же игра выполняет две или все три функции, подчеркивая «свою универсальность» (обычно это игры, наиболее любимые участниками, никогда им не надоедающие). Таким образом, вожатый должен владеть большим набором игр-энергизаторов, составляющих основу его «игровой копилки». Именно эти игры одновременно способствуют поддержанию отряда в постоянном тонусе, высокой активности, снятию напряжения и концентрации внимания всего отряда.
Внимание! При проведении данных игр вожатому необходимо помнить о постоянной смене видов деятельности и эмоциональных нагрузках для той или иной возрастной группы. 2.Развивающие игры – это игры на развитие психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения). Данный вид игр зачастую требует определенной подготовки ведущего (владение особыми психологическими знаниями). Поэтому мы постарались включить в сборник игры, не требующие в качестве ведущего - психолога. Но при этом, вожатый должен четко владеть рекомендациями относительно каждой возрастной группы при ведении развивающих игр. Например, для младшей возрастной группы в условиях ВДК рекомендуется уделять больше времени на игры для развития внимания, для средней – внимания и восприятия, для старшей – мышления. И если игры на внимание разительно отличаются по форме и содержанию относительно возраста участников, то остальные игры (на другие психические процессы) часто имеют одну и ту же форму, но требуют различного содержания (или другого регламента, или определенного набора реквизита), соответственно возрасту участников. Например, игра «Черный ящик» (на развитие ощущений) для всех возрастов имеет единую форму и правила проведения, но требует различный игровой реквизит (от простого и повседневного - для малышей - к сложному и редко встречающемуся - для старших участников) и т.д. 3.Познавательные игры – игры на развитие познавательной деятельности, на возбуждение познавательного интереса. Это различные виды викторин. Вожатый при разработке содержания (вопросов или заданий) той или иной викторины, прежде всего, должен помнить о возрастной группе участников. Это поможет ему и при выборе ее формы проведения. Существуют самые различные формы викторин: от алфавитного принципа расположения вопросов (см. «Алфавит» в Приложении) до ролевых игр (см. «Чемпионат по интеллектуальному футболу»). Викторина – очень удобная форма для различных конкурсных программ. Одна и та же форма может быть часом игротеки для одного, двух отрядов, а может составлять конкурсное мероприятие для всего лагеря или являться его частью, например, в какой-либо «вертушке». В последнее время при составлении викторин большое внимание уделяется не только ее форме, но и форме и подаче самих вопросов викторины (см. «Энциклопедия», «Морской бой»). Все чаще вопросы «больших» викторин составляют «игры на мышление», придавая им увлекательную форму. И если вожатый владеет материалом по развивающим играм на мышление, ему не составит труда составить викторину по типу этих игр (см. «Перевертыши», «Омонимы», «Метаграмма» в Приложении раздел «Развивающие игры»). Особенно популярны и приветствуются формы телевизионных викторин, куда вставляется элемент пародии, перерождающий данную форму в целую шоу-программу: «Слабое звено», «Своя игра», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером». Таким образом, в условиях ВДК, мы рекомендуем проводить «интересные» викторины, составляющие конкурсные и шоу-программы, в отличие от традиционных «вопрос-ответ».
4.Обучающие игры -игры, имеющие в своей основе научный подход и определенную обучающую цель. Вожатый при проведении такой игры должен владеть определенными научными знаниями в той или иной области, соответственно цели обучения. Такие игры применяются чаще всего в программах проведения профильных смен, отрядных программах, где в условиях ВДК теоретический материал необходимо преподавать посредством игровых форм. Например, при проведении экологического курса в программе смены для участников младшей и средней возрастной группы содержится объяснение процесса «питания» деревьев, т.е. на научном языке «процесс фотосинтеза». Этому материалу школьной программы в условиях ВДК необходимо обучать только посредством игровой формы, в данном случае - «обучающей игры». Любой вожатый, владеющий материалом, может разработать такую игру. Предлагаемая нами схема (форма игры) достаточно проста и напоминает «Мгновенный театр» (см. «Игры-энергизаторы» в Приложении): каждый участник получает свою роль (корни, ветки, листья, солнце, восходящий и нисходящий поток и т.д.). Затем, участники производят процесс и поэтапно выстраиваются в определенную фигуру (в данном случае «дерево»), двигаясь и вставая, соответственно рассказу ведущего. Текст вожатый адаптирует и подает соответственно возрасту участников. Таким образом, любой сложный теоретический материал можно усвоить с высокой результативностью для целой группы. Предлагаемые актуальные темы для разработок обучающих игр в условиях ВДК: туризм, компьютерные технологии, экология, здоровый образ жизни (например, работа легких при курении), политико-экономическая система, право, психология и т.д. Внимание! Для закрепления материала участникам игры необходимо самостоятельно воспроизвести процесс после проигрывания. Задача ведущего отследить правильность действий участников. 5.Интерактивные игры – игры, связанные с погружением и проживанием природных образов. Данный вид игр полезен, как смена видов деятельности в условиях ВДК и «активный отдых» участников. Рекомендуется проводить на природе или в просторном помещении с музыкальным сопровождением (звуки леса, ручья и т.п.), для более глубокого проживания участники закрывают глаза. Внимание! Вожатому необходимо помнить о регламенте проведении игры относительно возраста участников: 9-11 лет – не более 10 минут, 11-13 лет – не более 15 минут, 13-16 лет – не более 30 минут. Соответственно, полный вариант текста можно сокращать, убирая подробности, касающиеся создания настроения.
6.Деловые игры – игры, имеющие социальную обучающую цель, связанную с апробированием социальных ролей и поведением в деловых ситуациях. Данный вид игр в настоящее время самый популярный и насчитывает более тысячи игр и тренингов, отражающих то или иное направление (деловое общение, бизнес-план и т.д.). Наши рекомендации по проведению данных игр касаются разбора полетов после игры: в виде теста или опроса. Мы постарались включить в сборник «универсальные» деловые игры, форма которых подходит на любой возраст, а содержание может изменить любой вожатый (без помощи специалиста-игротехника).
7.Сюжетно-ролевые игры– долгосрочные игры, имеющие в своей основе строение сюжета (завязка, действие, кульминация, развязка), с полным погружением и включением каждого участника в игру и проживанием полученной роли.
Сюжетно-ролевые игры – это создание организаторами специальных «экстремальных условий», погружения участников в абсолютно «иную» среду, не существующую в современной реальной жизни, но подразумевающую настоящую линию поведения людей, выход на общечеловеческие ценности, «испытание себя» в определенной ситуации. Это проживание сюжета с точным воспроизведением эпохи (костюмы, декорации, реквизит), созданием определенной атмосферы (отношения, ментальность), с обязательным проигрыванием всех этапов (завязка, действие, кульминация, развязка). Это абсолютная включенность каждого участника в процесс игры. Сюжетно-ролевые игры по хронометражу насчитывают от нескольких часов до нескольких дней, не включая сюда обязательную подготовку к ним и «разбор полетов» после игры. Поэтому при выборе или разработке сюжетно-ролевой игры в «краткосрочных» условиях ВДК вожатый должен учитывать в первую очередь данное обстоятельство. Внимание! При организации данного вида игр вожатый должен помнить, что: 1) разработка и проведение сюжетно-ролевой игры и «разбор полетов» проводится обязательно в присутствии психолога; 2) набор участников в сюжетно-ролевую игру проходит после объяснения всех правил и только на добровольной основе; 3) сюжетно-ролевая игра проводится только для участников старшей возрастной группы (способных уже, в отличие от младших участников, сопоставлять самооценку поведения в определенной ситуации с оценкой других участников). Классификация игр ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|