Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование навыка чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную.



Работа проводится в следующей последовательности:

1. Повторяется правило: после мягких согласных пишутся гласные е, ё, ю, я, и. Чтобы правильно (твердо или мягко) прочитать согласную, надо сначала посмотреть, какая гласная написана после согласной.

2. Работа по таблице.

Предлагается таблица, на которой справа в два ряда написаны гласные. Слева прорезь, в которую продевается лента с различными согласными. Логопед вставляет согласную в прорезь и показывает ту или иную гласную. Дети должны слитно произнести полученный слог.

3. Чтение пар слогов с ориентировкой па последующую гласную. При этом предполагается поэтапное формирование действия послогового чтения с опорой на последующую гласную: сначала громко, затем шепотом и, наконец, про себя.

а) Ученик сначала вслух называет гласную, затем слитно прочитывает слог, например: на - а, на; ня - я, ня.

б) Чтение слогов вслух с предварительным произнесением гласной шепотом.

в) Предлагается показать указкой гласную слога, назвать ее про себя, после чего слитно прочитать слог.

4. Придумать слоги с твердыми согласными, с мягкими согласными, записать их.

5. Придумать пары слогов с твердыми и мягкими согласными (ва - вя, ду - дю, но - не, бы - би). Записать их в два столбика: в первый столбик - слоги с твердыми согласными, во второй столбик - слоги с мягкими согласными.

6. Составить слоги с твердыми и мягкими согласными из букв разрезной азбуки, используя буквы различного цвета.

7. Подобрать слова с заданным слогом. Определить, какой согласный в слове - твердый или мягкий.

8. Записать слоги под диктовку. Предлагаются слоги с твердыми и мягкими согласными.

9. Придумать слова с мягкими и твердыми звуками. Составить с этими словами предложение.

10. Чтение слов с твердыми и мягкими согласными с ориентировкой на последующую букву.

Когда у детей будет сформирован навык чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную, можно перейти к теме "Обозначение мягкости согласных па письме с помощью ь (после изучения буквы ь).

В логопедической работе по этой теме можно использовать следующие слова-квазиомонимы: угол - уголь, мел - мель, шест - шесть, ел - ель, брат - брать, жар - жарь, опят - опять, стал - сталь, цел - цель, банка - банька, галка - галька, горка - горько. Сравнивается значение и звучание этих слов. Дети определяют, в каком слове звук твердый, в каком - мягкий. Слова составляются из букв разрезной азбуки, прочитываются. В дальнейшем логопед дает задание прочитать предложения, в которые включаются слова с мягким знаком.

Все описанные выше виды работы способствуют овладению детьми навыками слухопроизносительной дифференциации, что устраняет смешение букв в процессе чтения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.