Фонематический анализ слова.
Логопедическая работа по формированию функции фонематического анализа на материале слова проводится в следующей последовательности: выделение согласного звука на фоне слова, вычленение гласного звука из слова, первого и последнего согласных из слова, определение количества, последовательности и места звука в слове. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Прежде чем научить детей выделять звук на фоне слова, необходимо уточнить произносительный и слуховой образ данного звука с опорой на различные анализаторы, зрительный и кинестетический. Слуховой образ звука связывается с неречевым звучанием. Затем проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в словах, предъявленных на слух. Многие авторы указывают на то, что щелевые согласные, шипящие, сонорные выделяются легче других согласных. Ребенок часто затрудняется выделить шипящие согласные из-за несформированности слуховой дифференциации звуков в группе шипящих (ж - ш - щ - ч) даже тогда, когда при произношении эти звуки дети не смешивают. Вследствие этого действие выделения шипящих звуков в слове проводится только после уточнения и закрепления слухопроизносительной их дифференциации изолированно и в слоге. Логопед предлагает детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной степени сложности: односложных, двухсложных, трехсложных, простых и со стечением согласных. Заданный звук может находиться в начале, середине или в конце слова, слова могут быть с данным звуком или без него. Сначала наличие звука определяется и по слуху, и на основе собственного произношения, затем - только на основе собственного произнесения или только по слуху и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, в умственном плане. Для закрепления этого действия можно предложить детям самостоятельно подобрать слова с указанным звуком, отобрать картинки на данный звук, не называя их, т. е. на основе слухопроизносительных представлений. На последующих этапах работы звук связывается с соответствующей буквой. Даются следующие упражнения: 1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук. 2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать печатную букву, с другой - поставить черточку. Логопед произносит слова. Если в слове имеется заданный звук, дети ставят кружочек под буквой, если в слове нет звука, кружочек ставится на той половине страницы, где обозначена черточка. 3. Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком. 4. Выделить из предложения слово, имеющее в своем составе заданный звук, и показать соответствующую букву. 5. Подобрать к букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. Примерные задания по выделению звука с: 1. Поднять руку или карточку с буквой с, если в слове имеется заданный звук. Слова называет логопед: рама, нос, окно, сорока, косынка, помидор, лодка, лес, санки, смородина, дверь, подсолнух. 2. Отобрать картинки, в названиях которых есть звук с. 3. Разложить картинки, в названиях которых есть звук с. В один ряд положить картинки, в названии которых звук находится в начале слова, в другой - картинки, в названии которых звук слышится в середине слова. Примерные картинки: сова, сумка, лиса, кресло, бусы, осы, собака, весы, астра, сыр, косы, сом. 4. Подобрать слова, в которых звук с в начале слова. 5. Подобрать слова, в которых звук с в середине слова. 6. Подобрать слова, в которых звук с в конце слова. 7. Назвать животных, овощи, игрушки, фрукты, растения, посуду, цветы, в названии которых имеется звук с. 8. Добавить слог с заданным звуком с, чтобы получилось слово. ...бака, ро..., ..дак, коле..., ко...ка, ...хар. Логопед предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук - в первом или во втором, затем произнести все слово, уточнить место звука в слове. 9. Дети ставят в тетради крестик, если в слове есть указанный звук, или кружок, если звук отсутствует. Предъявляются слова, в которых звук находится в начале, в середине или в конце слова. Включаются и слова, не имеющие данного звука. 10. Дополнить предложения словами, в которых содержится звук с. Дети либо подбирают слова, либо выбирают картинку, в названии которой имеется заданный звук. Например, логопед называет часть предложения, а ученики выбирают нужную картинку и дополняют предложение соответствующим словом: "Весной мы посадили на грядке..." (картинки: свекла, лук, морковь). Из указанных картинок ребенок должен выбрать слово свекла, так как в нем имеется звук с. Или: "В нашем лесу растут..." (дубы, сосны, ели); "В саду расцвели..." (картинки: колокольчики, маки, астры); "Осенью в саду созрели вкусные..." (картинки: яблоки, груши, сливы); "В зоопарке мы видели..." (картинки: лев, тигр, лиса); "Мама купила..." (картинки: книга, ведро, санки). Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем - все предложение полностью. 11. Игра в лото. Предлагаются карточки с 4 - 6 картинками, в названии которых произносится звук с, и прямоугольнички, разделенные на три части. На одной из частей (в начале, в середине или в конце) написана буква. В ходе игры логопед называет слова. Ученики определяют, в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук, а затем закрывают картинку соответствующим прямоугольничком. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|