Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовое регулирование аренды транспортных средств.



Общие положения о договоре аренды применяются к различным видам арендных сделок. Весьма распространенной разновидностью арендных отношений является аренда транспортных средств. Специфика правового регулирования аренды транспортных средств заключается в том, что транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные особенности аренды отдельных видов транспортных средств. Как известно, договор аренды транспортных средств бывает двух видов: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации средства ( с экипажем) и без предоставления таких услуг (без экипажа).

Договор аренды транспортного средства с экипажем объединяет в себя два вида обязательств арендатора по отношению к арендатору, а именно:

1) предоставить транспортное средство за плату во временное владение и пользование:

2) оказать своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства,

В отличие от вышеуказанного договора по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель только предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование.

Для договоров аренды транспортных средств возможна только письменная форма независимо от сроков их действия. Это касается как юридических, так и физических лиц.

Объектами договора аренды транспортного средства являются прежде всего морские, воздушные суда, автомобили, арендуемые, как правило, для перевозки грузов и пассажиров. Возможно использование арендуемого транспортного средства и в личных целях, что относится прежде всего к автомобильному транспорту.

Обязанности сторон в договоре распределяются в зависимости от того, арендуется ли транспортное средство с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) или без предоставления таких услуг.

По договору аренды транспортного средства с экипажем на арендодателя возлагается обязанности: поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых для эксплуатации принадлежностей; страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им. Также арендодатель несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством.

По договору аренды транспортного средства без экипажа все вышеперечисленные обязанности несет арендатор, на него возлагается ответственность за вред причиненный третьим лицам транспортным средством.

Различный подход к определению субъекта ответственности за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, объяснятся тем, что согласно ГК, обязанность возмещения вреда, причиненного деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо на праве аренды и т.п. При заключении договора аренды транспортного средства с экипажем арендодатель принимает на себя обязанность по управлению транспортным средством, следовательно, он продолжает оставаться владельцем источника повышенной опасности. В соответствии с условиями договора аренды транспортного средства без экипажа уже арендатор самостоятельно управляет транспортным средством и является его владельцем в течение всего срока договора аренды,

По договору аренды транспортного средства с экипажем на арендатора может быть возложена ответственность за вред, причиненный транспортному средству. В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что повреждения произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с договором аренды. Ответственность может быть возложена на арендатора, если вред, причиненный транспортному средству, произошел по его вине или по вине лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Риск случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несет арендодатель как его собственник (если иное не предусмотрено договором аренды.).

Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других необходимых в процессе эксплуатации материалов, а также оплату сборов, несет арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды,

Кроме того, заключив договор аренды транспортного средства без экипажа, арендатор своими силами управляет арендованным транспортом и осуществляет его техническую эксплуатацию,

Услуги, которые арендодатель предоставляет арендатору по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, должны обеспечить его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями, указанными в договоре аренды транспортного средства с экипажем. Данным договором могут быть предусмотрены дополнительные услуги, например, экскурсионное обслуживание и т.д.

В целях обеспечения безопасности эксплуатации транспортного средства Гражданский кодекс устанавливает, что состав экипажа и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора ( либо, если такие правила и условия не установлены, то требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.). Члены экипажа находятся в трудовых отношениях с арендодателем и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации. По вопросам коммерческой эксплуатации транспортного средства распоряжения членам экипажа дает арендатор. Так как члены экипажа являются работниками Арендодателя, то он несет расхода по оплате услуг членов экипажа и расходы на их содержание, если иное не предусмотрено договором. Как правило, арендодатель включает эти расходы в состав арендных платежей.

При аренде автомобильного транспорта у юридического лица предприятие- арендатор относит арендную плату на себестоимость производимых товаров работ, услуг в обычном порядке. Согласно Письму Госналогслужбы "По отдельным вопросам учета и отчетности " расходы, связанные с эксплуатацией арендованного автотранспорта ( при условии, что арендованное имущество используется для целей производства или реализации работ) в том числе расходы на ремонт, предусмотренный условиями договора аренды, также относятся на себестоимость продукции, работ и услуг. Однако, если договор аренды заключен между предприятием и частным лицом, например, водителем, нанятым предприятием для работы на собственном автомобиле, то на себестоимость арендатор может относить только расходы на горюче-смазочные материалы (в пределах установленных норм) и текущий ремонт автомобиля (если последнее предусмотрено договором аренды).

Вне зависимости от разновидности договора аренды транспортного средства, положения ГК наделяет арендатора правами без согласия Арендодателя сдавать имущество в субаренду, а также заключать от своего имени с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства либо назначению транспортного средства.

2.2. Анализ состояния и перспектив развития специализированного автотранспортного подразделения "Белтрансгаз"

Специализированное автотранспортное подразделение (САТП) ОАО "Белтрансгаз” как обособленная структура - действует на оснований Положения о филиале открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Минской области.

CATП является подразделением, созданным для организации эффективной работы и ремонта автотракторной техники всех филиалов ОАО " Белтрансгаз " и проведения единой учетной и технической политики.

На САТП как автотранспортное подразделение возложено решение следующих задач:

- оказание транспортных и сервисных услуг;

- проведение единой технической политики и комплексного решения вопросов, связанных с бесперебойным обеспечением сжиженным газом потребителей;

-организация сервисного технического обслуживания, проведение а/м капитального ремонта и обеспечение безаварийной эксплуатации автотракторной техники;

- монтаж, ремонт и наладка электротехнического оборудования

- ремонт, наладка подъемно-транспортного оборудования

- монтаж, ремонт и обслуживание автомобильные газобалонных установок;

- организация поставок запчастей, оборудования, автотракторной техники;

- научно-техническая и инвестиционная деятельность;

- выполнение всех видов работ в области автоматизации управления перевозками и автохозяйством;

- участие в проведении ярмарок, выставок, аукционной торговли;

- организация арендных (лизинговых) отношений;

- разработка и внедрение прогрессивных форм и методов организации, управления и технологии технического обслуживания и ремонта, проведение информационных семинаров и т.п.

Для выполнения вышеперечисленных задач САТП осуществляет следующие функции:

- разработка нормативно-технической документации и норм расхода запасных частей, материалов, автошин;

- осуществление мероприятий по рациональному распределению подвижного состава, запасных частей, эксплуатационных материалов, оборудования;

- обеспечение сбора и хранения отработанных деталей с дальнейшим их восстановительным ремонтом;

- расширение номенклатуры ремонтируемых составных частей подвижного состава, а также перечня восстанавливаемых деталей в качестве товарной продукции;

- организация работы службы безопасности движения и проведение обучения водительского состава по перевозке опасных, негабаритных грузов, анализ и разбирательство ДТП;

- организация и проведенное совместно с сотрудниками ГАИ годового технического осмотрам;

- проведение мероприятий по обеспечению высокой надежности подвижного состава, снижению расхода топливно-энергетических ресурсов, повышению производительности труда при осуществлении технического обслуживания и ремонта;

- осуществление контроля за качеством выполнения технического обслуживания и ремонта;

- подведение ежемесячных итогов деятельности CATП согласно отчету всех Филиалов ОАО " Белтрансгаз ", определение эффективности использования подвижного состава.

Согласно Положению о Филиале, САТП осуществляет два вида деятельности.

Основная деятельность связана с обслуживанием службы сетевого и жидкого газа, региональных отделений ОАО " Белтрансгаз " в соответствии с договором аренды. К категории "прочая деятельность " относится деятельность CATП, связанная с обслуживанием сторонних организаций (не входящих в структуру ОАО " Белтрансгаз ") и населения.

К сожалению CATП не имеет возможности в полном объеме осуществлять самостоятельно транспортные и сервисные ycлуги сторонним организациям из-за ограниченного правового статуса подразделения. Не получили развития арендные отношения с предприятиями области испытывающими потребность арендовать транспорт, но находящимися в иной ведомственной подчиненности (либо приватизированными предприятиями). Материальной основой для оказания подобных услуг, является наличие у САТП весьма диверсифицированного и крупного парка подвижного состава, часть которого не связана непосредственно с обслуживанием газового хозяйства и зачастую просто простаивает.

Легковые автомобили 25.6%
Автобусы 1.4%
Специализированная техника (компрессорные установки) 7.5%
Грузовые автомобили 42.1%
Тягачи 7.8%
Тракторная техника (экскаваторы,тракторы) 15.6%
Итого  

 

 

Большая часть подвижного состава (70%) задействована в процессе обслуживания эксплуатации газового хозяйства (специализированная автотехника, компрессорные установки, специализированные фургоны).

Остальная часта автотракторного парка большая часть бортовые грузовые автомобили, автофургонов, самосвалы, дорожная и строительная техника используется нерегулярно от случая к случаю имея сравнительно меньший среднегодовой пробег (оценочно - на 15-20%) и выполняя меньший объем работ, что снижает интенсивность использования техники, удорожает ее эксплуатацию. Между тем налаживание арендных отношений с потенциальными пользователями этой техники, оказание транспортных и сервисных услуг помогло бы задействовать часть подвижного состава САТП в различных секторах экономики (строительство, коммунальное хозяйство, сфера частных услуг и др.) и приобрести дополнительную прибыль автохозяйству

Не отрегулированы взаимоотношения CATO с головной структурой ОАО " Белтрансгаз ", что серьезно тормозит развитие арендных отношений в деятельности автотракторного хозяйства. Без решения вопроса о целесообразной юридической форме автотранспортного предприятия не могут решаться вопросы организации нормальной хозяйственной, деятельности, в т. ч, налаживания полноценных партнерских отношений с клиентами и поставщиками, банковскими структурами, кредиторами и инвесторами.

В настоящее время САТП не является юридическим лицом. Подразделение имеет имущество, переданное ему ОАО «Белтрансгаз» на праве оперативного управления. Филиал (подразделение) имеет право по согласованию с Правлением ОАО приобретать имущество за счет прибыли, получаемой не от основной деятельности и остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.

Руководство филиала осуществляет директор, назначенный на должность и освобождаемый от занимаемой должности по контракту, заключенному с ОАО в лице генерального директора. Директор непосредственно отвечает за осуществление совместной деятельности филиала с рабочим аппаратом ОАО «Белтрансгаз» и другими филиалами в части обеспечения надежного и безаварийного газоснабжения газифицированных объектов (города, района). В соответствии с доверенностью, выданной ОАО, директор имеет право:

- заключать от своего имени хозяйственные договора(приложение 1);

- осуществлять расчеты с акционерным обществом, подрядчиками, поставщиками, покупателями, бюджетом;

- иметь расчетно-кассовые отношения с учреждениями банков;

- представлять ОАО в регионе дислокации филиала при осуществлении коммерческих сделок;

- предъявлять и рассматривать претензии, предъявлять иски и участвовать в судебных и арбитражных процессах по спорам, возникающим при исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям;

- заключать и расторгать трудовые договора с рабочими, служащими, специалистами, кроме высших категорий ИТР и АУП, которые назначаются генеральным директором ОАО.

В случае, если директор филиала имеет финансовую заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть АО или филиал и при наличии несовпадения (противоречия) интересов АО и филиала по условиям существующей или предполагаемой сделки, директор обязан сообщить о своей заинтересованности Совету директоров или Правлению ОАО до момента принятия речениям заключения сделки). В этом случае сделка должна быть одобрена большинством членов Совета директоров или Правления ОАО.

Планы хозяйственной деятельности филиала составляются на основе договоров с поставщиками и потребителями продукции, а также с учетом интересов потребители газа. Предприятие реализует свою продукцию (услуги) по договорным ценам. К сожалению, деятельность по обслуживанию службы сетевого и жидкого газа, т.е. газового хозяйства региона в основном является убыточной. Сокращение убытков в результате совершенствования методики расчетов, тарифной политики, организации перевозок » формирования рациональных режимов движения и схем грузопотоков, а также рационального распределения подвижного состава между маршрутами является предметом забот руководства CATП. Организация рациональной работы транспорта и автохозяйства в целом во многом способна минимизировать неблагоприятные результаты финансово-хозяйственной деятельности по этому направлению работы (сегменту потребителей) CATП. В совершенствовании нуждается и система документооборота CATП. Большая систематизация отчетного материала, переход на обеспечение " прозрачности " информации о текущем состоянии подразделения являются особенно необходимыми в условиях освоения новых арендных отношений, расчета эффективности арендных услуг.

К проблемам, затрудняющим деятельность CATП в условиях рынка, относится недостаточное знание рыночного спроса на транспортные и арендные услуги, со стороны потенциальных "коммерческих" потребителей в регионе - предприятий различных форм собственности и населения. В подразделении отсутствует маркетинговая служба, могущая отслеживать и выявлять привлекательные сегменты рынка (потребителей услуг транспортной компании), которые бы предъявляли спрос на ее услуги, отсутствует рекламная деятельность, которая могла бы сформировать такой спрос. Данное положение вызвано опять-таки "скованностью маневра " CATO даже в отношении временно свободного подвижного состава из-за Особенности его правового - статуса.

Между тем взаимодействие с коммерчески состоятельными клиентами, обладающими "живыми " деньгами могло бы существенно расширить каналы получения прибыли CATП (до сих пор прибыль в САТП формируется в основном за счет "прочей деятельности ").

Расчет планируемых годовых затрат на запасные части и материалы в САТП осуществляется согласно "Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта " на каждый год по маркам автомобилей в разрезе филиалов ОАО " Белтрансгаз ".

Затраты на материалы включают затраты на ремонтные материала, смазочные материалы и воду, идущую на технологические нужды и мойку автомобилей.

В нормы затрат на запасные части не входит стоимость автомобильных шин и камер, а также капитально отремонтированных оборотных агрегатов, узлов, приборов и механизмов.

Нормы затрат установлены в стоимостном выражении для предприятий, расположенных в центральной зоне и эксплуатирующих 150-300 единиц подвижного состава при пробеге, составляющем 0,75-1.00 от нормы пробега до первого капитального ремонта, для третьей категории условий эксплуатации - в зависимости от пробега подвижного состава с начала эксплуатации. При этом нужно учитовать где и как эксплуатируется подвижной состав, то есть:

1. Корректирование норм материальных затрат на местные условия работы осуществляется в соответствии с коэффициентами, предусмотренными "Положением о ТО и ТР

подвижного состава автомобильного транспорта ''.

2. Затраты на ГСМ рассчитываются по "Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте ", утвержденным Департаментом автомобильного транспорта и введенным в действие с 1.10.93 по 1.10.98 г.

3. Годовой пробег по подвижному составу на 1998 г. установлен на основе анализа пробегов за 1997 г.

4. Затраты на автомашины устанавливаются согласно норм пробега.

5. Годовые затраты на техническое обслуживание, текущий ремонт и запасные части установлены в стоимостном выражении без учета налога на добавленную стоимость (НДС).

CATП в своей повседневной деятельности сталкивается еще с одной проблемой - во взаимоотношениям с поставщиками. Распад слагавшихся хозяйственных связей в первые годы реформ привело к тому, что автохозяйство часть необходимых запчастей приобретает у посредников или по бартеру. В то же время значительная часть парка подвижного состава имеет большой срок службы. Между тем наработка автомобиля с начала эксплуатации (пробег, срок службы) оказывает существенное влияние на эффективность его использования, производительность, трудовые и материальное затраты по обеспечению работоспособности эксплуатационные расходы возрастают прямо пропорционально сроку службы автомобиля.

В этих условиях установление надежных долгосрочных отношений с фирмами-производителями автомобильной техники будет способствовать поддержанию высоких эксплуатационных качеств используемой техники и своевременному обновлению парка машин. Особенно ценно установление таких партнерских отношений с фирмой-продуцентом машин и оборудования в контексте перехода от аренды к долгосрочным лизинговым отношениям.

 


3. Перспективы использования арендных отношений в деятельности "Белтрансгаз".







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.