Здавалка
Главная | Обратная связь

Риски, возникающие при использовании автотранспортных средств



Область применения

Объектами технического регулирования настоящего Технического регламента являются механические транспортные средства категорий М1, М2, М3, N1, N2 и N3 с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепы к ним категорий О1, О2, О3 и О4 (автотранспортные средства), классифицируемые согласно приложению 1 к настоящему Техническому регламенту, выпускаемые в обращение и эксплуатируемые на территории Республики Казахстан, а также при внесении изменений в их конструкцию (переоборудовании), и в период окончания срока их эксплуатации (утилизации).

Действие настоящего Технического регламента не распространяется на следующие механические транспортные средства и их компоненты:

- тихоходные, имеющие максимальную конструктивную скорость не более 25 км/ч;

- ввозимые на территорию Республики Казахстан на срок не более шести месяцев или помещаемые под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность отчуждения;

- не предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования Республики Казахстан;

- предназначенные исключительно для спортивных соревнований;

- автотранспортные средства, приобретаемые в рамках государственного оборонного заказа.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 25.12.13 г. № 1396 (см. стар. ред.)

2. В Техническом регламенте используются понятия, установленные Законом Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании», а также следующие понятия:

- автотранспортное средство — устройство с двигателем или прицеп (полуприцеп) к такому устройству, входящее в перечень, приведенный в приложении 1 к настоящему Техническому регламенту;

- анализ состояния производства — совокупность процедур, выполняемых органом по подтверждению соответствия в соответствии с его компетенцией, в область аккредитации которого входят автотранспортные средства и их компоненты, включающие анализ документации, касающейся организации производства продукции, и проверку условий производства (оценку на месте наличия адекватных мер и процедур, необходимых для производства продукции в соответствии с заявленными типами и требованиями безопасности);

- антиблокировочная тормозная система — дополнительная система рабочей тормозной системы, предотвращающая блокировку затормаживаемых колес автотранспортных средств при экстренном торможении;

- вспомогательная тормозная система — тормозная система, предназначенная для уменьшения энерго-нагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы автотранспортных средств;

- выпускаемые в обращение автотранспортные средства— изготовленные в Республике Казахстан и не находившиеся ранее в эксплуатации автотранспортные средства, а также автотранспортные средства, ввозимые на срок более чем шесть месяцев на территорию Республики Казахстан для использования по назначению или размещения на рынке с целью реализации;

- гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиции его безопасности и (или) безвредности для человека;

- государственный технический осмотр (далее — технический осмотр) — технологическая процедура оценки соответствия автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации, требованиям безопасности, на основе которой принимается решение об их допуске к участию в дорожном движении;

- держатель подлинников технической документации — организация или предприятие, обладающее подлинниками технической документации и имеющее право на внесение изменений в нее;

- доказательственные материалы — документы, содержащие информацию, позволяющую установить соответствие объекта технического регулирования требованиям настоящего Технического регламента;

- единичное автотранспортное средство — автотранспортное средство, изготовленное или ввозимое в Республику Казахстан в одном экземпляре, индивидуально заявленное для оценки соответствия требованиям настоящего Технического регламента;

- завершенное автотранспортное средство — автотранспортное средство, способное выполнять соответствующие его конструктивному назначению автотранспортные или транспортно-технологические функции;

- запасная тормозная система — тормозная система, предназначенная для снижения скорости и остановки автотранспортных средств при отказе рабочей тормозной системы;

- идентификационный код мирового производителя (WMI)— первый раздел идентификационного номера транспортного номера транспортного средства (VIN) обозначает производителя транспортного средства. Код WMI присваивают производителю транспортного средства для целей идентификации данного производителя. Код WMI при использовании совместно с остальными разделами кода VM обеспечивает неповторяемость последнего для всех произведенных в течение 30 лет транспортных средств во всех государствах мира;

идентификационный номер транспортного средства (VIN) — структурированная комбинация знаков, которая присваивается производителем транспортного средства;

- изготовитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее изготовление автотранспортного средства или его компонентов с намерением выпуска их в обращение либо для собственного пользования, несущее ответственность за выполнение требований Технического регламента в пределах, им установленных;

- изменения в конструкции (переоборудование) автотранспортного средства — исключение предусмотренных или установка не предусмотренных изготовителем составных частей и предметов оборудования, в результате которых изменяются свойства, параметры и технические характеристики автотранспортных средств, заданные изготовителем;

- категория автотранспортного средства — подразделение автотранспортных средств в соответствии с классификацией, принятой в Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР. 3), принятой Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (документ TRANS/ WP29/78/Rev. 1 от 11.08.97, приложение 7), см. приложение 1 настоящего Технического регламента;

- компоненты — составные части конструкции автотранспортного средства, поставляемые на сборочное производство автотранспортных средств (части оригинальной комплектации) и (или) в качестве сменных (запасных) частей для послепродажного обслуживания автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации;

- конструктивная безопасность автотранспортного средства — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции автотранспортного средства, которым оно должно соответствовать по завершении его изготовления, установленных в целях предотвращения недопустимого риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и коммунальному имуществу, окружающей среде;

- механическое транспортное средство — любое самоходное дорожное транспортное средство, за исключением мопедов и рельсовых транспортных средств;

- незавершенное автотранспортное средство — не завершенное изготовлением автотранспортное средство, выпускаемое в обращение с целью дальнейшей достройки;

- обеспечение безопасности — комплекс мероприятий, направленных на приведение объекта технического регулирования в состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и коммунальному имуществу, окружающей среде;

- одобрение типа — соответствующая международной практике процедура оценки соответствия типа автотранспортного средства (шасси) всем установленным в отношении него требованиям, гармонизированным с Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское соглашение 1958 г.), применяемая в отношении типов автотранспортных средств (шасси), выпускаемых в обращение на территории стран, ратифицировавших Женевское соглашение;

- одобрение типа транспортного средства — документ, подтверждающий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, всем установленным в отношении них в стране, ратифицировавшей Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское соглашение 1958 г.), требованиям, гармонизированным с Женевским соглашением;

- одобрение типа шасси — документ, подтверждающий соответствие выпускаемых в обращение незавершенных автотранспортных средств, отнесенных к соответствующему типу, требованиям безопасности. Набор требований определяется степенью завершенности конструкции;

- послепродажное обслуживание — комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения удобства эксплуатации автотранспортных средств, их надежности и безопасности в пределах заданного срока службы. Включает в себя: плановое техническое обслуживание, ремонт автотранспортных средств, издание справочной литературы, обеспечение сменными (запасными) частями, обучение сотрудников центров технического обслуживания, а также другие мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатационной безопасности автотранспортных средств;

- Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Правила ЕЭК ООН) — технические предписания, принятые в соответствии с Женевским соглашением 1958 г. и являющиеся приложениями к Женевскому соглашению 1958 г, перечень Правил ЕЭК ООН, применяемых для целей настоящего Технического регламента, приведен в приложении 2;

- процесс производства при реализации автотранспортных средств — процесс, включающий обязательные технические воздействия, предписанные производителями для автотранспортных средств и осуществляемые продавцами автотранспортных средств или производителями автотранспортных средств;

- процесс производства при проведении контрольно-диагностических работ в рамках государственного технического осмотра автотранспортных средств— совокупность необходимых технических воздействий для оценки эксплуатационной безопасности автотранспортных средств;

- процесс производства при техническом обслуживании и/или ремонте автотранспортных средств — совокупность необходимых для восстановления исправного состояния автотранспортных средств технических воздействий, предписанных производителем автотранспортных средств;

- свидетельство о регистрации транспортного средства — документ на транспортное средство, подтверждающий права собственности владельца транспортного средства, его идентификационные данные и устанавливающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;

- свидетельство о согласовании конструкции автотранспортного средства в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, — документ, подтверждающий согласование государственным органом, уполномоченным осуществлять государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения, определенных видов изменений конструкции (переоборудования) автотранспортных средств в соответствии с требованиями нормативных актов;

- сообщение об официальном утверждении типа в отношении Правил ЕЭК ООН — документ, подтверждающий соответствие транспортных средств, предметов оборудования и частей транспортных средств требованиям конкретных Правил ЕЭК ООН;

- справка об утилизации— документ, подтверждающий факт утилизации автотранспортного средства;

- специализированные автотранспортные средства— автотранспортные средства, предназначенные и оборудованные для осуществления перевозок определенных видов грузов;

- специальные автотранспортные средства— автотранспортные средства, предназначенные и оборудованные для выполнения специальных функций;

- специализированное оборудование — это оборудование, включающее:

1) контрольно-диагностическое оборудование (средства технического диагностирования автотранспортных средств и их компонентов);

2) регулировочное оборудование;

3) оборудование для моечно-уборочных работ,

4) смазочное и заправочное оборудование;

5) оборудование для подъема и перемещения автотранспортных средств и их компонентов;

6) оборудование для монтажа, демонтажа, ремонта, накачки, ошиповки шин и балансировки колес автотранспортных средств;

7) оборудование для окраски и противокоррозионной обработки автотранспортных средств, в том числе системы питания сжатым воздухом;

8) оборудование для восстановления и ремонта несущих систем автотранспортных средств;

9) оборудование гаражное для ремонтных работ;

10) компрессоры гаражные;

11) оборудование гаражное для подготовки двигателя к пуску, пуско-зарядные устройства;

12) инструмент и приспособления специальные гаражные; стояночная тормозная система — тормозная система, предназначенная для удержания автотранспортного средства в неподвижном состоянии относительно опорной поверхности;

- суммарный люфт в рулевом управлении — угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес автотранспортных средств в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону;

- техническая исправность автотранспортных средств или их компонентов — техническое состояние автотранспортных средств или их компонентов, при котором все нормированные для них предприятием-изготовителем параметры находятся в пределах установленных для них нормативных значений;

- техническое состояние автотранспортных средств или их компонентов— совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств автотранспортных средств или их компонентов, характеризуемая в определенный момент признаками, установленными технической документацией предприятия-изготовителя;

- тип автотранспортного средства— автотранспортные средства одной категории, не имеющие отличий в отношении совокупности критериев, характеризующих их конструкцию;

- тормозная система — совокупность устройств, предназначенных для осуществления торможения автотранспортных средств;

- тормозное управление — совокупность всех тормозных систем автотранспортных средств;

- требования безопасности — требования технических регламентов, устанавливаемые в целях обеспечения безопасности автотранспортного средства (компонента);

- утилизация— комплекс мероприятий, заключающихся в повторном использовании отдельных компонентов автотранспортного средства, переработке и возвращении в производство материалов, из которых оно было изготовлено, а также выработке энергии путем сжигания некоторых частей автотранспортного средства как отходов;

- шасси— незавершенное автотранспортное средство, предназначенное для установки кузова для перевозки пассажиров и/или грузов и/или иного оборудования. Не предназначено для эксплуатации без такого кузова и/или оборудования;

- эксплуатационная безопасность автотранспортного средства — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции автотранспортного средства, изменение которых в процессе эксплуатации может привести к недопустимому риску причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и коммунальному имуществу, окружающей среде;

- дневной ходовой огонь - огонь направленный вперед и используемый для повышения видимости транспортного средства при движении в дневное время;

- иммобилайзер (иммобилизатор) - устройство, предназначенное для предотвращения использования транспортного средства за счет тяги его собственного двигателя (предотвращение несанкционированного использования);

- система крепления ISOFIX - это система соединения детских удерживающих систем с транспортными средствами, оснащенная двумя жесткими корпусными креплениями, двумя соответствующими жесткими крепежными элементами на детской удерживающей системе и приспособлением, ограничивающим степень свободы углового перемещения детской удерживающей системы;

- новые автотранспортные средства - автотранспортные средства не старше 3 лет и не находившиеся ранее в эксплуатации на территории Республики Казахстан либо других государств;

- подушка безопасности - устройство, устанавливаемое в механических транспортных средствах в дополнение к ремням безопасности и удерживающим системам, которое в случае сильного удара, воздействующего на транспортное средство, автоматически раскрывает соответствующий эластичный компонент, предназначенный для ограничения посредством сжатия содержащегося в нем газа силы удара, которому подвергается водитель или пассажир транспортного средства в результате контакта какой-либо части или частей тела с элементами салона;

- эксплуатация - стадия жизненного цикла транспортного средства, на которой осуществляется его использование по назначению с момента его государственной регистрации до утилизации.

Риски, возникающие при использовании автотранспортных средств

Причинами возникновения рисков причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу юридических и физических лиц, а также окружающей среде вследствие использования автотранспортных средств и их компонентов являются:

- несовершенство конструкции, технологических процессов или систем контроля продукции серийного и массового производства, не позволяющее обеспечить выполнение требований безопасности в отношении введенных в эксплуатацию автотранспортных средств и их компонентов;

- снижение показателей безопасности автотранспортных средств в процессе их эксплуатации;

- снижение безопасности автотранспортных средств в связи с недопустимым изменением их конструкции;

- возникновение повышенной опасности автотранспортных средств связи с их неправильной эксплуатацией;

- загрязнение окружающей среды вредными выбросами автотранспортных средств в процессе эксплуатации, а также выведенными из эксплуатации и не утилизированными надлежащим образом автотранспортными средствами.

Риски, связанные с использованием автотранспортных средств и их компонентов и зависящие от требований, предъявляемых к конструктивным свойствам и характеристикам автотранспортного средства, делятся на следующие группы:

1) риск совершения дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) вследствие несовершенства, отсутствия или технических неисправностей отдельных элементов конструкции автотранспортного средства;

2) риск совершения ДТП вследствие неспособности водителя выполнять надлежащим образом свои функции по управлению автотранспортным средством;

3) риск наступления тяжелых последствий в результате ДТП;

4) риск загрязнения окружающей среды при эксплуатации автотранспортного средства и его последующей утилизации;

5) риск возникновения помех в работе радиопередающих устройств и радиоэлектронной аппаратуры вследствие использования автотранспортного средства;

6) риск несанкционированного использования автотранспортного средства;

7) риск поражения электрическим током при использовании электромобилей и троллейбусов.

В приложении 3 настоящего Технического регламента приведены перечни характеристик и конструктивных свойств автотранспортных средств, а также составных частей автотранспортных средств, классифицированные по вышеназванным рискам.

Снижение вышеописанных рисков до социально приемлемого уровня должно осуществляться:

- на стадии производства посредством достижения соответствия требованиям, установленным в отношении вводимых в эксплуатацию автотранспортных средств и выпускаемых в обращение компонентов;

- на стадии эксплуатации посредством достижения соответствия требованиям, установленным в отношении автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации, в том числе при выполнении их технического обслуживания и ремонта, а также при внесении изменений в конструкцию;

- при утилизации после завершения эксплуатации посредством обеспечения возможности утилизации и достижения необходимой степени рециклирования автотранспортных средств и их компонентов.

 

2. Требования безопасности

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.