Здавалка
Главная | Обратная связь

Исполнение поручений иностранных судов



Под судебным поручением понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства.

Встречаются два случая, когда суду одного государства приходится обращаться за содействием к судебным органам другого государства. Первый случай – вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей. Второй случай – выполнение отдельных процессуальных действий, в частности, допрос свидетелей, находящихся за границей. Если суд считает, что для выяснения обстоятельств по данному делу необходимо допросить свидетеля, проживающего за границей, он заранее составляет список вопросов, которые должны быть поставлены свидетелю. Допрос производится через судебные органы той страны, в которой проживает свидетель.

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившихся порядка.

Первый порядок – непосредственное обращение суда одного государства к суду другого.

Второй порядок – дипломатический. Он заключается в том, что суд одного государства обращается к своему Министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в МИД другого государства с нотой. МИД этого государства направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении.

Третий порядок – выполнение судебных поручений в одном государстве специальным уполномоченным, назначенным судом другого государства. Состоит он в следующем: если, например, суду США надо допросить свидетеля, проживающего во Франции, то американский суд назначает кого-либо из французских граждан, предварительно с ним договорившись, своим уполномоченным, который и вызывает свидетеля, допрашивает его
и направляет материалы допроса в американский суд. Но этот уполномоченный не имеет права принимать какие бы то ни было принудительные меры, обеспечивающие явку свидетеля.

Четвертый порядок – выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре и т. п.). Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей страны, который, в свою очередь, передает его центральному органу другой страны.

Порядок выполнения судебных поручений устанавливается в каждой стране ее внутренним законодательством и международными соглашениями. Основной многосторонней конвенцией, регулирующей порядок исполнения судебных поручений, является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса(1954). Конвенция допускает возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и путем непосредственной передачи их компетентным властям государства пребывания. При присоединении к Гаагской конвенции 1954 г. СССР сделал заявление о том, что судебные поручения должны направляться в СССР в дипломатическом порядке через МИД СССР (соответственно в Республику Беларусь через МИД Республики Беларусь).

Согласно Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (1965), документы передаются через центральные органы (как правило, ими являются министерства юстиции стран-участниц).

Конвенция о международном доступе к правосудию (1980) в основном воспроизводит положения Гаагской конвенции (1954). Изменение касается порядка сношений при оказании правовой помощи (конвенция 1980 г. ввела порядок сношений судов через центральные органы, а не по дипломатическим и консульским каналам).

Поручения иностранных судов о производстве в Республике Беларусь процессуальных действий должны направляться посольствами иностранных государств в МИД Республики Беларусь. Он направляет поручение в Министерство юстиции, которое, в свою очередь, направляет его соответствующему суду. Документы об исполнении поручения направляются белорусским судом через Министерство юстиции в МИД.

Кишиневской конвенцией от 7 октября 2002 г. установлено, что при оказании правовой помощи компетентные учреждения юстиции стран СНГ сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если конвенцией не установлен иной порядок сношений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.