У детей с врожденным гипотиреозом
В логопедии традиционно обращают внимание на содержательную сторону речи: нарушения речи определяются как отклонение в речи говорящего от языковой нормы(Е.Н..Винарская.), принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Патогенез дизартрии по определению Е.Н.Винарской (1973, 1989 и 2005) обязан тем или иным двигательным нарушениям в исполнительном аппарате устной речи (вялым и спастическим параличам, дистониям и гиперкинезам, атаксии и дискоординациям движений, апраксиям и двигательной инактивности), проявляющимися в характерных синдромах фонетических расстройств. В сводной дифференциально-диагностической таблице отмечается во всех трех изданиях ее работы, что фонетические расстройства, делающие звуки речи невнятными и смазанными при произнесении («каша во рту»), сопровождаются расстройствами речевой просодии. В речи больных много не адекватных речевых шумов, нарушены ее плавность, ритмичность, мелодичность, больные легко устают говорить, им не хватает дыхания и вследствие этого речь становится затухающей по громкости, состоящей из коротких и как бы оборванных высказываний. Патогенез таких просодическитх расстройств в двигательной стороне устной речи при дизартриях оставался не ясным до тех пор, пока не было установлено, что в раннем речевом развитии ребенка фонетические структуры речи развиваются на базе эмоционально выразительных просодем: вокализаций, сегментов восходящей звучности, псевдослов, псевдосинтагм и динамических просодем (Е.Н.Винарская, 1987). Коммуникативно-познавательное поведение ребенка раннего возраста носит эмоциональный характер. В периоде младенчества ребенок выражает свои субъективные эмоциональные состояния врожденными синкретичными эмоционально выразительными комплексами, в число компонентов которых входят вегетативные реакции, колебания мышечного тонуса и разнообразные двигательные реакции (мимические, пантомимические, взорные, жестикуляторные, интонационные). Под влиянием культурных эмоционально выразительных привычек взрослых, матери, в первую очередь, универсальные физические эмоционально выразительные комплексы ребенка приобретают в преддошкольном возрасте дифференцированный знаковый характер. Их вегетативные компоненты более или менее затормаживаются, затормаживаются в зависимости от эмоциональной культуры общества также то преимущественно мимические, то преимущественно жестикуляторные компоненты. Просодические же компоненты интонационных эмоционально выразительных комплексов(тембровые, звучностные, ритмические, мелодические, интенсивностные) приобретают под влиянием речи взрослых знаковые эмоционально выразительные значения и становятся просодемами, которые выражают чувства и волеизъявления личности. Заглядывая вперед скажем, что в дошкольном возрасте эмоционально выразительные просодемы становятся основой формирования фонетических или гностико-праксических средств речи. Таким образом, просодемы служат в составе чувств и волеизъявлений, с одной стороны, эмоциональному общению и эмоциональному познанию действительности, а, с другой стороны, «на их плечах» происходит дальнейшее развитие фонетических средств речи. Следовательно, дизартрическая невнятность речи патогенетически двойственна: недостаточное развитие или различные двигательные нарушения расстраивают не только просодическую произносительную сторону устной речи, но и эмоционально выразительную, что, однако, осознается значительно меньше. Психологи подчеркивают субъективную и объективную двойственность чувств и волеизъявлений человека, мы же подчеркнем двойственность их просодической структуры: эмоционально выразительную зонную и содержательную полезно-признаковую. Все просодемы – это универсальные для всех живых организмов интонации и они же специфические для данной культуры дискретные физические знаки. Приводим материалы патогенетической дифференциально-диагностической классификации Е.Н.Винарской. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|