Просодической стороны речи
1)Упражнение.Тренировка ритмичного движения под музыку, развитие, наблюдательности и памяти: а) участники группы двигаются произвольно под музыку; б) двигаются и напевают мелодию; в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии; г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.
2) Упражнение. Изобразить интонационно и вербально: – грозного владыку, – кокетливую барышню, – деревенского дурачка, – лазутчика.
3) Упражнение. Изобразить интонационно следующие состояния, (произносить перед зеркалом звук «А» с разным настроением): – нейтральное, – хмурое, – простодушное, – враждебное, – саркастическое, – радостное, – злое, – усталое, – немного сердитое, – грустное, – недовольное, – скорбное, – возмущенное, – удивленное, – притворно радостное, – расстроенное, – сомневающееся, – скептическое.
4) Упражнение. Письменное задание – проанализировать эмоциональное состояние. 1. Предлагается список предложений для завершения: • Мне хорошо, когда... • Мне грустно, когда... • Я чувствую себя глупо, когда... • Я сержусь, когда... • Я чувствую себя неуверенно, когда... • Я боюсь, когда... • Я чувствую себя смело, когда... • Я горжусь собой, когда... 2. Нарисовать выражение лица, когда чувствуешь себя: – хорошо, – глупо, – грустно, – сердито, – неуверенно, – испуганно, – смело, – радостно. 5) Упражнение.Интонационно выразить: – радость, – грусть, – злость, – печаль, – скорбь, – недовольство, – объясниться в любви, – сказать комплимент, – рассердиться, – объяснять бестолковому, – передать сплетню, – поздравить с праздником, – произнести лозунг. Каждое слово заменить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ».
6) Упражнение. Имитация диалогов: все слова в предложении замещаются сочетанием гласных «АОУ» или «АОУИ» с сохранением интонационно-мелодического оформления высказывания: – учитель – ученик, – врач – пациент, – милиционер – правонарушитель, – знакомство юноши с девушкой. 7) Упражнение. «Звукоподражательное изображение животных». Инструкция: – Представьте себя каким-нибудь животным и воспроизведите его пластику и голос. 8) Упражнение.Рассматривать воображаемые фотографии, выражать положительное, отрицательное, безразличное отношение, озвучить. 9) Упражнение. Передача воображаемых эмоций, предметов и объектов (радость, удивление, гнев, ежик, гиря, котенок и т.д). 10) Тренинг. Инсценировка сказки на языке «АОУИ» или «АОУ»: Пародия на программу «Спокойной ночи, малыши!». Инструкция: – Мимика, жест, движения, интонация – утрированно-выразительные; все слова в предложениях замещаются сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ». 11) Упражнение. Выражение эмоционального отношения по кругу. Инструкция: – Изобразить различные эмоциональные состояния; озвучить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ»:
– гнев, – любовь, – радость, – забота, – раздражение, – смятение чувств, – презрение, – подавленность, – недоумение, – отверженность, – восторг, – отчужденность, – огорчение, – стыд, – удовольствие, – агрессия, – грусть, – апатия.
11) Упражнение. «Пение диалогов». 12) Упражнение. Постановка оперы (могут быть использованы сюжеты сказок). 13) Упражнение.Члены группы должны определить, какую эмоцию выражает партнер: – растерянность, – смущение, – отчаяние, – скромность, – нежность, – кокетство, – высокомерие, – гордость, – восхищение, – трепет, – зависть, – мстительность, – трусость, – малодушие, – патриотизм. 14) Тренинг. Диалог на заданную тему на языке «АОУ» или «АОУИ» (по два участника в центре круга): – сплетня; – скандал; – спор; – радостная новость; – поздравление; – скорбная весть; – ленивый, вялый диалог; – «светский щебет»; – агрессия; – угроза.
15) Тренинг. Инсценировка сказок на языке сочетаний гласных «АОУИ» и «АОИ»: «Три медведя», «Колобок», «Теремок».
16) Тренинг. «Встреча». Упражнение выполняется в парах. Двое идут навстречу друг другу и изображают встречу эмоционально, с голосовым, мимическим и двигательным сопровождением: – друзей; – врагов; – братьев; – сестер; – подруг; – соседок; – детей и родителей; – одноклассников. 17)Упражнение. Приветствие. Инструкция: встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга, выразить радость от встречи. 18) Упражнение. «Уникальная личность». Участники группы рассказывают каждому по очереди о его достоинствах и присваивают звание «самый-самый» (находчивый, добрый, умный, ловкий, мягкосердечный и т.д.). 19) Тренинг. «Подарок ко дню рождения». Инструкция: – Выберите сказочный персонаж (Красная Шапочка, Баба-яга, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Пеппи Длинныйчулок, Карлсон, Винни-Пух и т.д.). Каждый сказочный герой является именинником. Подумайте, что этот герой больше всего ценит на свете, кого любит, о чем мечтает, что ему нужно, что бы он хотел получить в дар. Вы – волшебники, которые способны дать то, что хочет каждый и поздравить. 20) Упражнение. Высказать добрые пожелания друг другу. 21) Упражнение. Письмо другу. Каждый пишет, а потом зачитывает письмо соседу по группе. Написать можно добрые слова, пожелания, признания, сомнения. Главное, чтобы письмо принесло радость адресату. 22) Задание. Говорить добрые слова друг другу, глядя в глаза. Движение – «Карусель» (Один круг внутри другого). 23) Инсценировка. «Необитаемый остров». Все члены группы или половина группы участвуют в сочинении сказки, а затем – в ее постановке. Нужно освоить остров и организовать хозяйство, определить, какой будет социальный строй, какая власть, религия, лечение, праздники, наказания. Затем осуществить инсценировку. 24) Тренинг. «Трехпрограммное радио». В центре – три стула, на стульях участники тренинга, а также ведущий. Дотрагиваясь до правого плеча игрока, ведущий «включает программу», через 20–30 секунд, прикасаясь к левому плечу игрока, «переключает на другую программу». Возможны пародии на следующие программы: «Прогноз погоды», «Концерт по заявкам», «Новости культуры, спорта», рекламные паузы, передача для детей и т.д. 25) Тренинг. «Сила слова». Пациенты составляют три списка слов, характерных для людей, неуверенных в себе, уверенных, агрессивных. Все по очереди зачитывают свои списки. Затем проводится их анализ. 26) Тренинг. «Модели поведения». Ведущий предлагает ситуацию (она может быть инсценирована), каждый участник группы должен отреагировать как уверенный в себе человек; неуверенный; агрессивный: § Друг просит одолжить велосипед, а вы считаете его плохим велосипедистом, вы говорите ему... § Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним... § Собака вашего соседа помяла травку на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему... § Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите... 27)Упражнение. Произнесение пословиц, чистоговорок, скороговорок с различной интонацией. 28) Упражнение. «Диалог». Один участник – лидер контакта, другой – пассивный. Задание: переключить настойчивого собеседника на интересующую вас тему, перехватить инициативу. 29)Тренинг. Сказка-пародия «Красная Шапочка». Представить сказку в жанре: – фильма ужасов; – мелодрамы; – детектива (триллер или боевик). 30) Тренинг. Пародия на программу новостей – «Время» («Вести») (по два участника): 1-й блок – новости в стране, 2-й блок – зарубежные новости, 3-й блок – новости спорта, 4-й блок – новости культуры, 5-й блок – о погоде (метеосводка). Один из участников – журналист, который комментирует видеоряд, другие участники изображают события. 31) Тренинг. Интервью с зарубежным гостем на языке племени чунга-чанга (три участника: журналист, гость и переводчик). 32) Тренинг. «Семья»: • японская; • русская; • французская; • английская. Сюжеты для разыгрывания: – знакомство; – помолвка; – конфликт по поводу воспитания детей спустя 15 лет.
33) Упражнение. Диалог на заданную тему (по два участника в центре круга): – сплетня; – скандал; – спор; – радостная новость; – поздравление; – скорбная весть; – ленивый, вялый диалог; – «светский щебет»; – агрессия; – угроза. 34) Тренинг. «За спиной». Имитация сплетни: слишком разговорчивые наказываются сидением в кресле спиной к группе и молчат, пока не закончится процесс обсуждения и «проработки». 35) Упражнение. Интонационно и вербально выразить: – радость, – грусть, – злость, – печаль, – скорбь, – недовольство, – объясниться в любви, – сказать комплимент, – рассердиться, – объяснять что-то бестолковому товарищу, – рассказать сплетню, – поздравить с праздником, – произнести лозунг. Можно использовать тексты пословиц, поговорок, чистоговорок. 36) Тренинги. Возможные ситуации для разыгрывания: · четверо пассажиров оказались в одном купе. Возникла необходимость познакомиться, завязать и поддержать разговор. Ситуацию можно усложнить: один пассажир настроен агрессивно, второй – неуверенный в себе, третий – уравновешенный, четвертый – безразличный; · два незнакомых человека сидят за одним столиком в кафе или на одной скамейке в саду, вступают в диалог; · Обратиться с просьбой: к приятелю, к знакомому, с которым в ссоре, к руководителю, к девушке, которая нравится, к чужому человеку, к отцу или матери. · Встреча одноклассников через двадцать лет после окончания школы. Имитация разговора по телефону. Участники выбирают партнера, встают спиной друг к другу и имитируют разговор по телефону. 37) Тренинг. «Гастроли» – концертная программа. В программе: – сольное и хоровое исполнение песен; – чтение стихов (это может быть литературно-музыкальная композиция); – постановка сцен из спектаклей; – монологи; – инсценировка песен; – инсценировка рассказов классиков, мифов Древней Греции и т.д.; – пародии на постановку оперы и балета.
38) Упражнение. «Художественный фильм». Главная задача: стать режиссером своей жизни. Каждый выступает в роли сценариста, режиссера-постановщика, выбирает актера на главную роль. 39) Упражнение. Короткий диалог на заданную тему: «Здравствуй! Мне приятно тебе сказать...» 40) Тренинг. «Пассажиры в купе». Пассажиры: 1 – холерик, 2 – сангвиник, 3 – флегматик, 4 – меланхолик. Задание: – познакомиться; – завязать и поддержать беседу. 41) Тренинг. «Экскурсия по городу». Выступление на улице. Рассказ о достопримечательностях родного города, поселка и т.п. 42) Тренинг. Диалог по воображаемому телефону: – с ребенком, – с начальником, – с любимым, – с другом.
43) Тренинг. «Продавец – покупатель». а) Один – агент по продаже, другой – пассажир электрички. б) Один – продавец газет и журналов, другой – прохожий. в) Один – продавец цветов, другой – прохожий. Задание: уговорить купить товар. 44) Тренинг.Конкурс. Придумать рекламный слоган – краткий и информативный. ð Победителям вручается приз! Концертная программа 1. Групповое музыкально-поэтическое выступление, в котором участвует вся группа. 2. Индивидуальные выступления со стихотворным материалом. 3. Стихотворно-прозаическая композиция. 4. Выступление с прозаическим материалом. 5. Мелодекламация стихотворного и прозаического материала. 6. Композиция из стихотворного и прозаического материала и инсценированных песен. 7. Сцены из спектаклей и инсценированные рассказы. 8. Короткие юмористические сценки с 2–4-мя участниками. 9. Представление участников. 10. Заключительная песня.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|