Артикуляционно-мимическая гимнастика
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения. Рекомендации при выполнении упражнений • выполнять упражнения только перед зеркалом; • избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц); • выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений. Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики Упражнения для мышц лба: – нахмурить брови, с угрозой произнести «А-а!»; – удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением «А-а!» Упражнения для мышц глаз: – зажмуриться – «распахнуть» глаза; – поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз; – озорно, со значением подмигивать; – спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век; Упражнения для щёк: – надувать щёки; – втягивать щёки; – перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки); – «полоскать рот» воображаемой водой. Упражнения для губ: – улыбнуться («и-и-и»); – сложить губы в трубочку («у-у-у»); – двигать губами от правой щеки к левой; – двигать губами по кругу; – «развесить губы»; Упражнения для языка: – расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»); – пощелкать языком, присасывая строго по средней линии; – вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»); – облизывать губы. Изобразить: – грозного владыку; – лазутчика; – кокетливую барышню; – деревенского дурачка.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( тексты стихов Е.С. Анищенковой) Ах, какое наслажденье Есть вишневое варенье!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.
** *
Вот грибок на тонкой ножке - Ты клади его в лукошко!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба.
*** Ловко кисточкой забор Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы., совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх. ( Только верхние зубы).
*** У щенка – малютки Уже большие зубки. Как покажет их Трезорка, Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении губы на счет от 1до 5.
***
Язычок наш молодец Достает он леденец!
1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка. 2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными.
***
Широко разинув рот Зевает толстый бегемот.
А веселая мартышка Губы сжав, Читает книжку.
Рот широко раскрыть. Вдох через рот : имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.
***
Смастерим мы дудочку, Дудочку – погудочку.
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 7.
*** Собираем мы без спешки, Словно белочка – орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. ***
Наливаем воду в бочку – Надуваем сильно щечки
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.
***
Не нужны сейчас улыбки – Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щеки втянуты.
***
Мы печем, печем блиночки И для сына, и для дочки.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание : “пя-пя-пя”.
***
Петя встал сегодня рано И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук ; “ д-д-д-д…” - сначала медленно, затем темп увеличить.
***
На лошадках по дорожке Скачут Аня и Сережка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.( Как лошадка цокает копытами).
*** Тик-так, тик- так – Ходят часики - Вот так!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
***
На качелях мы качались И друг другу улыбались!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
*** Мы с моей подружкой Светкой Жуем мятные конфетки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, “пожевать” передними зубами. Кончик языка широкий.
***
Ходят по двору подружки - Две болтливые индюшки.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышиться “бл-бл-бл…”.
***
Обезьянка, бегемотик – Все водой полощут ротик.
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.
***
И –У, И- У, И- У Взяли в садик мы дуду.
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед (“трубочка”). Чередовать движения 6-7 раз.
***
На нижней губке язычек Расстелим, как половичек.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 5 до 10.
***
Эй, дружок , Антошка! Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
*** Как волшебник наш Николка – Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
Лида, Оля и Наташка Пили молоко из чашки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.
***
Поиграть тебе охота ? Загоняем мяч в ворота.
Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.
***
По утрам мы чистим зубки, Любим песенки и шутки.
Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам. Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.
***
Потолок покрасил гномик, Приглашает нас в свой домик.
Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад.
***
Быстро по реке плывет И гудит наш пароход - “ыыыы”!
Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ыыыыыы” - имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.
*** Шарик лопнул у Танюшки – Плачет, бедная девчушка.
Предложить ребенку длительно произнести звук “ш”. Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
*** Заводи мотор, пилот! Пусть взлетает самолет: Дррррррррр …………
Предложить ребенку длительно произнести сочетание “дрррр…..”. Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит.
***
Стучат колеса : т-т-т-т В вагоне едем я и ты.
Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить “ттттттт…”.
*** Чистить зубки тщательно Всем деткам обязательно.
Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.
***
Язычок играет в прятки – Поиграйте с ним, ребятки!
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.
***
С братом мы возьмем насос- Будет праздник для колес: Подкачаем шины Папиной машины
Преложить ребенку длительно произнести звук “сссс…”. Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
*** Лопаткой ямку я копаю, Цветы иголкой вышиваю.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
*** Кормит ласточка птенцов – Голосистых молодцов.
Опускать и поднимать нижнюю челюсть.
***
Ветер дул на одуванчик – Разлетелся сарафанчик.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
***
Юля бублик быстро съела, Земляничку захотела.
Округлить губы как при произнесении звука “о”. Затем имитировать захват губами ягоды земляники.
***
Мурка спинку выгибает, Глазки щурит и зевает.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.
***
Киска сердится на Машу: Хочет рыбку, а не кашу.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.
***
Кашку манную мы ели И добавки захотели. Хобот вытянул слоненок, Плачет великан – ребенок
Растянуть губы в улыбке. Поизносить: “ням-ням-ням….” Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести “ууууууу…”.
***
Сосет апельсиновый сок Из трубочки мамин сынок.
Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку.
*** Тарелку вылизал щеночек, Колбаски просит он кусочек.
Вылизывать широким языком блюдце, намазанное выреньем.
***
Бобик с мясом съел картошку, Вылизал большую плошку.
Имитировать вылизывание плошки языком.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|