Основные подходы, объясняющие развитие человекаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Тема «Категория развития в возрастной психологии» 1. Основные подходы к понятию развития. 2. Свойства, факторы и механизмы психического развития человека. Сензитивные периоды в развитии.
Основные подходы к понятию развития Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора...» подтолкнула исследователей к изучению хода психического развития детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал развитие своей дочери. Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. К нашему времени в науке создано множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии. Известный отечественный психолог А.Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы, выделяет три основных подхода, объясняющие развитие человека, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций: биогенетический, социогенетический и персоногенетический. Таблица 1 Основные подходы, объясняющие развитие человека
В современной психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии. Выделяют следующие виды развития: · преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет получен; · непреформированное развитие — тип развития, который не предопределен заранее; · психическое развитие — развитие познавательных психических процессов; · личностное развитие — развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции. Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разному влиять друг на друга. В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта: · динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.); · структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления; · каузальный — определение детерминант, движущих причин развития; · онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства. Таким образом, системный подход к развитию предполагает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изменениями, по каким причинам развивается в психике и личности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|