Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные подходы, объясняющие развитие человека



Тема «Категория развития в возрастной психологии»

1. Основные подходы к понятию развития.

2. Свойства, факторы и механизмы психического развития человека. Сензитивные периоды в развитии.

 

Основные подходы к понятию развития

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора...» подтолкнула исследователей к изучению хода психического развития детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал развитие своей дочери.

Развитиепроцесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

К нашему времени в науке создано множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии.

Известный отечественный психолог А.Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы, выделяет три основных подхода, объясняющие развитие человека, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций: биогенетический, социогенетический и персоногенетический.

Таблица 1

Основные подходы, объясняющие развитие человека

Основные подходы, объясняющие развитие человека Особенности   Представители  
1. Биогенетический   В центре внимания находятся проблемы развития человека (как индивида), обладающего определенными антропогене-тическими свойствами, который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе Э. Геккель, С. Холл, 3. Фрейд  
2. Социогенетический   Изучаются процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации Э. Эриксон  
3. Персоногенетический   Рассматриваются проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности А. Маслоу, К. Роджерс  

 

В современной психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Выделяют следующие виды развития:

· преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет получен;

· непреформированное развитие — тип развития, который не предопределен заранее;

· психическое развитие — развитие познавательных психических процессов;

· личностное развитие — развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разному влиять друг на друга.

В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:

· динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);

· структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления;

· каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;

· онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Таким образом, системный подход к развитию предполагает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изменениями, по каким причинам развивается в психике и личности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.