Ценность сенситивных периодов развития
Известно, что сенситивный период является наиболее благоприятным временем для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Во время сенситивного периода ребенок максимально чувствителен и восприимчив к определенным воздействиям извне, относящимся к области данного сенситивного периода. И активно вбирает в себя тот материал, который ему необходим для качественного скачка вперед. Сенситивные периоды также являются временем становления способностей и личности ребенка. Это время глубоких интеграционных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Вместе с появлением и развитием той или ино й области происходит глубокая интеграция внутри психики ребенка, которая определит уровень и глубину способностей ребенка. Задержка или регресс в сенситивный период определяют динамику развития на весь последующий период, вплоть до следущего сенситивного периода в этой области. Сенситивные периоды очень важны не только для психического развития ребенка, но и для его здоровья, так как в это время закладывается устойчивость организма к болезням, внутреннее единство систем. При этом, для сенситивного периода характерно усиление дисгармонии в развитии органов и систем как на физическом, так и на функциональном уровнях. Огромную роль в такой перестройке отводится изменениям, происходящим в нервной системе ребенка, особенно в его мозге. В мозге в это время происходят качественные изменения существующих функций и появление новых. Особая ценность сенситивных периодов развития заключается в том, что это наилучшее время по восприятию всего нового. В зависимости от той области, к которой относится сенситивный период, изменяется и то, что может вобрать в себя ребенок. Замечено, что в этот период скорость восприятия материала, сходного с открывшимся сенситивным периодом развития, в 10-15 раз выше, чем в обычные периоды. Прохождение сенситивных периодов, время их наступления и результаты на 80% зависят от среды, и лишь на 20% (и менее) зависит от генетических факторов. Что такое среда для ребенка? Это, прежде всего, то, что воздействует на него в семье. Создавая ребенку возможность для роста, мы напрямую влияем на результат «отдачи» от сенситивных периодов. Существует огромная связь между тем, КАК проходит сенситивный период и его продолжительностью, между тем КАК проходит сенситивный период и «средой». Следовательно, можно говорить о том, что в разных условиях, при разных возможностях для развития ребенка, косвенно меняется продолжительность сенситивного периода и его прохождение. После окончания сенситивного периода угасает возможность интенсивного развития соответствующих ему способностей. Сенситивные периоды развития бывают большими и малыми. Сенситивный период может продолжаться от 1-2 дней до нескольких месяцев. Во время небольших сенситивных периодов развития происходят перемены в какой-то одной области. Во время крупных сенситивных периодов развития – могут быть затронуты практически все области. Обычно за год у ребенка бывает примерно 5 -15 небольших сенситивных периодов развития. Средние сенситивные периоды появляются примерно раз в 4-5 мес. – 1 год. Большие сенситивные периоды наступают раз в несколько лет. Точное время наступления сенситивных периодов индивидуально для каждого ребенка и зависит от внутренней (биологической) готовности, от тех стимулов, которые он получает для развития из семьи, окружения, впечатлений и занятий. Примерное время крупных сенситивных периодов развития по статистике у большинства детей наступает в определенные годы. Это связано с принципиальными изменениями работы головного мозга и эндокринной системы. Л.С. Выготский выделял в качестве основных периодов период новорожденности, возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет и подростковый период. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|