Здавалка
Главная | Обратная связь

Личностное развитие не протяжении подросткового и раннего юношеского возраста.



Подростковый возраст – это период наиболее интенсивного личностного развития.

Л.С. Выготский выделял 2 фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов. В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения. Отсюда внешне наблюдаемые отрицательные поведенческие особенности: снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражимость подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза характеризуется зарождением новых интересов, более широких и глубоких. У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и своим собственным. Обращенность подростка в будущее, еще очень туманное и неопределенное, реализуется в форме мечты, в создании некой воображаемой действительности.

Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка».

Не слабость воли, а отсутствие или слабость целей дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений.

Возникновение избирательных или, по определению Л.И. Божович, постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются «ненасыщаемостью», подталкивает подростков к постановке отдаленных целей, делает их целеустремленнее, организованнее, гармоничнее. Стремление занять иную жизненную позицию, более самостоятельную, вызвано желание воспитать в себе и проявить особенные качества личности.

Подростковый кризис – ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержаний. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса.

Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций, заострение акцентуаций характера.

Новообразование критической фазы начала подросткового возраста, чувство взрослости, - это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых.

Выделено и описано несколько видов взрослости:

- подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, подражание взрослым в одежде и т.д.);

- стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитывать у себя силу воли, смелость и т.д.;

- социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто в семьях, где подросток вынужден занять место взрослого);

- интеллектуальная взрослость – связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, связанную с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы. Подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей. Поскольку он более всего заинтересован собой, происходящими с ним изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, т.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей. Феномен «воображаемая аудитория», один из компонентов эгоцентризма, состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. Другой компонент подросткового эгоцентризма – личный миф. Это вера в уникальность собственных чувств, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

Эгоцентризм постепенно преодолевается по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками.

Биологическое созревание, гормональная перестройка – обязательная предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Изменения пропорций собственного тела и его функций привлекает к нему повышенное внимание подростка.

Интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Закрепляются особенности восприятия, интеллектуальной направленности, личностных установок, эмоциональной сферы, отличающие подростков-девочек от подростков-мальчиков.

Так, для девочек характерны более выраженная эмоциональная восприимчивость, большая конформность поведения, они более исполнительны и терпеливы, чем мальчики. Мальчики менее конформны, более раскованы в поведении, хуже подчиняются общественным требованиям.

Я-концепция как новый уровень самосознания – центральное новообразование старшего подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания (представление о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей. Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательные. В значительной мере это связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы «извне», интериоризируя представления и оценки взрослых.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитие самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремиться оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления, хотя переопределение идентичности может происходить также и в другие периоды жизни. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?». В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связанные с семейными, гендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность, противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими.

Чем успешнее индивид преодолевает этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем.

На этом сложном пути могут быть и неудачи. Диффузия идентичности (или ролевое смешение) характеризуется тем, что молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития.

Эриксон ввел понятие «психосоциальный мораторий» для обозначения определенного интервала времени между подростковым периодом и взрослостью, когда общество терпимо относится к пробам различных социальных и профессиональных ролей молодыми людьми.

Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я, а может протекать и в кризисных формах.

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я-концепции у молодых людей. По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, сомоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.

Переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность» встречается достаточно часто и порой толкает молодых людей на неоправданный риск.

Отрицательная Я-концепция воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность.

Развитию самосознания и личности Л.С. Выготский отводил в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу.

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни.

Активно развивается в юности сфера чувств. Юность – это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса.

Подростковый, отроческий возраст – 10-11 – 14-15 лет. Социальная ситуация развития: формирование сознательного отношения к себе как к члену общества; благоприятные условия (сензитивность) для проявления индивидуальности. Ведущая деятельность: интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин). Общение: стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников; подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков; подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке. Психологические новообразования: чувство взрослости – новый уровень самосознания; стремление к самоутверждению; возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей; Я-концепция; формально-логическое (рассуждающее) мышление; рефлексия.

Юность, ранняя – 15-17 лет, поздняя – 17-21 год. Социальная ситуация развития: поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации; процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития. Ведущая деятельность: учебно-профессиональная деятельность; профессиональное самоопределение. Общение: потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми; дружба; установление отношений с лицами противоположного пола; любовь. Психологические новообразования: потребность самоопределения; готовность к личному и профессиональному самоопределению; жизненные планы; устойчивое самосознание; идентичность; ценностные ориентации; мировоззрение, внутренняя позиция мужчины (или женщины).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.