Психическое развитие в период молодости и значение этого периода в контексте жизненного пути человека.
Кризис перехода к взрослости (18-20 лет) – «Отрыв от родительских корней». Взрослость: молодость и зрелость. Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») – 20-30 лет. Социальная ситуация развития – принятие на себя полноты ответственности. Ведущая деятельность: труд; максимальная реализация сущностных сил человека; спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остается постоянным, но изменяется их соотношение. Общение: круг общения, связанный с профессиональной деятельностью; освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений. Психологические новообразования: построение стратегии жизни; феномен акме; смысложизненные решения; новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление); материнство/отцовство. Стадия ранней взрослости (молодости) характеризуется получением избирательного права, полной юридической и экономической ответственности, возможностью включения во все виды социальной активности. На этой стадии принимаются смысложизненные решения, выстраивается стратегия (стиль жизни), продолжается или завершается получение профессионального образования, осваиваются профессиональные роли и складывается соответствующий круг общения. Большинство людей образует собственную семью, появляются первые дети. Осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли. Основные задачи и проблемы молодости (Г. Шихи): уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характерны конструктивные, положительные сдвиги – «пики», или «оптимумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаруживается большое число оптимумов в развитии мышления и памяти. У взрослого человека происходит качественное преобразование структуры интеллекта. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений. Чтобы охарактеризовать когнитивное развитие после юности, некоторые теоретики используют понятия «диалектическое» мышление и самостоятельно выбранная позиция и ответственность, подразумевая качественную перестройку интеллекта. Под диалектической стадией в развитии мышления понимается способность обдумывания противоположных мыслей и синтезирование или интегрирование их, интеграции идеального и реального. Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости, и, главное, отношением к ответственности. В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. В период молодости развитие человека приобретает новый характер, так как больше не связано с заметным физическим ростом и быстрым приобретением новых когнитивных навыков. Развитие в этом возрасте определяется, преимущественно, по социальным и культурным ориентирам. Поскольку молодые люди прилагают все усилия, чтобы стать самостоятельными, экономически независимыми членами общества, они стремятся уйти от зависимости и нести ответственность за себя и других. По данным лонгитюдных исследований когнитивное развитие не заканчивается вместе с юностью, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие способности взрослых меняются и каким образом. Развитие диалектического мышления, ответственности и обязательности, гибкое использование интеллекта и развивающиеся смысловые системы – только некоторые из описанных когнитивных достижений, характерных для ранней взрослости. Многие теоретики при определении главных задач развития в период взрослости исходят из теории психосоциальных стадий Эриксона. По Эриксону, главными задачами этого периода являются упрочнение идентичности и установление близости. Близость выражается через установление интимных отношений, происходит выбор брачного партнера. Требования и обязанности родительства способствуют формированию взрослого человека.Успешное совмещение работы и семейных обязанностей – одна из главных проблем ранней взрослости. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|