Здавалка
Главная | Обратная связь

Нарушения психического развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.



Нарушения бывают в интеллектуальной, эмоциональной сфере и сфере общения. Если говорить о расстройствах детского возраста, нарушения бывают 2 типов: 1) расстройства, которые проявляются только в детском возрасте и чаще всего проходят (например, гиперактивность и дефицит внимания); 2) расстройства, которые начинаются в детском возрасте, характеризуют психическую сферу человека (например, ранний детский аутизм).

Можно по-разному классифицировать расстройства. Чаще всего классифицируют по причинам, вызывающим расстройства.

Классификация Лебединского. Типы аномального (нарушенного) развития.

1) Недоразвитие. Связано с действием органических факторов. Проявляется в недоразвитии высших психических функций, прежде всего мышления. Например, умственная отсталость. 4 уровня умственной отсталости:

1. Легкая умственная отсталость (дебильность). IQ от 50 до 70. IQ ближе к 70 – проблема воспитания. Люди мало чем отличаются. Мало развито абстрактно-логическое мышление, хорошо развиты практические навыки. Возможно автономное проживание. IQ ближе к 50 – вопрос о развитии навыков, письма не встает. Но способны устанавливать эмоциональные привязанности. Обучение является важнейшим развивающим фактором.

2. Умеренная умственная отсталость (тяжелая дебильность или имбицильность). IQ от 35 до 50. Обучение остается важнейшим развивающим фактором. Навыки вырабатываются путем дрессуры.

3. От 20 до 35 – глубокая имбицильность или идиотия. Нарушения моторного развития, не формируются навыки письма, счета, навыки самообслуживания.

4. IQ не превышает 20 – глубокая умственная отсталость. Всегда нарушения моторных функций, плохо развивается способность вставать, ходить.

2) Обратимое недоразвитие (ЗПР).

ЗПР относится к пограничной форме дизонтогенеза и выражается в замедленном созревании различных психических функций (например, мышление, речь, внимание, память, восприятие).

Группы ЗПР: 1. конституционального генеза (дети с психофизическим инфантилизмом, детскость поведения, эмоционально-личностная незрелость); 2. группа соматогенного генеза (задержки, вызванные наличием очень тяжелых соматических заболеваний), 3. группа психогенного генеза (психические травмы; педагогическая запущенность; задержки, связанные с депрессивной матерью; задержки в результате госпитализма – задержки, связанные с изменением качественного и количественного показателей взаимодействия ребенка со взрослым); 4. группа церебрально-органического генеза (органическое поражение головного мозга).

3) Поврежденное развитие. Вызвано действием негативных факторов в постнатальный период. Факторы начинают действовать, когда ребенку 2-3 года. Ребенок тяжело заболевает, попадает в аварию, негативные психологические факторы (разлука с матерью и т.д.) – приводят к нарушениям в эмоционально-волевой сфере, не интеллектуальной.

4) Дефицитарное развитие. Дефицит в какой-либо области, патология анализаторных систем. Слабо видящие, слышащие, сочетательные нарушения и т.д. Развитие требует коррекционных развивающих программ.

5) Искаженное развитие: синдром раннего детского аутизма, детская шизофрения, эпилепсия, нарушения в психической сфере.

Синдром раннего детского аутизма до 3-х лет не ставится. Это нарушение в эмоциональной сфере и сфере общения. Общая характеристика синдрома: специфика взаимоотношений ребенка со взрослым. Может иметь проявления еще до года. Отсутствие комплекса оживления, не выделяет значимых взрослых, с ребенком нельзя установить контакт глаза в глаза. Эмоциональный контакт затруднен или отсутствует. Ребенок не взаимодействует со взрослым, даже чтобы сообщить о своих потребностях. Не принимает социальных поз (поз, которых ожидает от него взрослый; не поворачивается на голос взрослого). Во время болезни не бывает температуры, поведение улучшается.

Для аутистов характерно стереотипно-ритуальное поведение, сопротивление переменам. Деятельность сопровождается ригидностью, повторяемостью, монотонностью. Игра стереотипна, в ней отсутствует творчество. Нарушения в языковой сфере специфичны для разных типов аутизма. Есть дети, для которых характерен мутизм, отказ от речи. Если и овладевают речью, у нее есть особенности. Есть дети, у которых речь взрослая, читают очень сложные тексты. Но не понимают, что они говорят, что читают. Склонны к эхололии – повтор понравившихся звуков, слов взрослого. Говорят «ты» вместо «я». Речь детей-аутистов бывает обеднена: простейшие фразы, обрывки фраз. Часто изменены качество голоса и ритм речи. Иногда кажется, что ребенок ничего не слышит, иногда все сенсорные стимулы привлекают внимание (ритмичные звуки, блестящие украшения). У аутистов повышен болевой порог, чувствительность снижена, т.к. агрессия у них носит форму аутоагрессии. Агрессия возникает на любые перемены в жизни ребенка. IQ у 40 % менее 50, у 30% - от 50 до 70, у 30 % - более 70. Прогноз зависит от уровня IQ. Характерная особенность – наличие островков преждевременной зрелости при глобальном отставании остальных функций (у ребенка могут быть необычные способности в области механической памяти, рисования, музыки и т.д.).

4 типа раннего детского аутизма по Никольской.

1. Не имеет никаких контактов с миром. Полевое поведение (если остановить – агрессия, попытки самоповреждения), полный мутизм, моторно ловкие, невозможно установить контакт, самые низкие показатели IQ. В процессе роста и развития нет улучшений, вообще не формируются навыки, не контактирует со взрослым. Выражение лица умное, лукавое.

2. Характерно неприятие части мира. Ребенок хорошо себя чувствует в привычной обстановке, в которой ничего нельзя изменить. Речь свернута, эхололична, «ты» вместо «я». Трудно выработать навыки, практически невозможно установить контакт. На лице гримаса страха.

3. Сверхпоглощенность своими собственными интересами. Нельзя останавливать, если начал какое-то действие. Если остановить – аутоагрессия. Очень сложны в общении, крайний негативизм, конфликтность. Все делают нарочно. Речь взрослая, сложно организованная. Научаются читать, могут осваивать сложные интеллектуальные операции. Стараются контролировать опасность: любят смотреть боевики, про убийства и т.д. Могут приобретать знания, вырабатывать навыки самообслуживания, хорошо учиться.

4. Характерна повышенная ранимость и тормозимость контактов. Контакт нарушается при малейшем препятствии. Общение не развивается. Патологические застенчивые дети. Возможен недолгий прерывистый контакт глазами. Социально наивные. Речь специфическая, очень аграмматичная, простая по форме. Движения угловатые, неловкие. Все взаимодействие с миром осуществляется через взрослого. Трудно устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт.

Прогноз наиболее благоприятен для 4 и 3 (редко) типов. Неблагоприятен для 1 и 2.

6) Нарушение личностного развития. Развитие каких-либо акцентуаций, психопатий. Эти нарушения как правило начинают проявляться, когда ребенок идет в школы (к 8-ми годам).

Акцентуация – выраженность свойств характера, заметность. Личко и Леонгард – авторы, которые оперируют понятием акцентуации.

Ввел понятие акцентуации Леонгард. Он выделяет следующие типы акцентуаций: 1) Демонстративный тип. Главная особенность демонстративной личности – потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. 2) Застревающий тип. Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. 3) Педантичный тип. Хорошо заметными внешними признаками этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. 4) Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. 5) Гипертимический тип. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. 6) Дистимический тип. Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. 7) Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. 8) Экзальтированный тип. Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. 9) Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. 10) Циклотимический тип. Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний.

Личко выделяет явную и скрытую акцентуацию. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы. Отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Скрытая акцентуация относится к обычным вариантам нормы. В обыденной жизни черты определенного типа характера выражены слабо. Могут ярко проявиться при травмирующих обстоятельствах.

Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпелептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

Психопатия – пограничное поведение между нормой и патологией. 3 критерия психопатии Ганнушкина-Кербикова: 1. Тотальность проявления характера. Ведет себя так везде, вне зависимости от ситуации. 2. Стабильность во времени. Акцентуированный характер в подростковом возрасте или при личностном кризисе. Психопатии всегда. 3. Социальная дезадаптация. Черты характера мешают человеку нормально приспособиться к жизни в обществе.

В случае акцентуаций может не быть ни одного из перечисленных выше признаков. Или, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу.

Ганнушкин выделяет следующие типы: группа циклоидов (конституционально возбужденные психопаты, дистимные личности, конституционально неустойчивые психопаты), астеники (неврастеники и психастеники), шизоиды, параноики, эпелептоиды, демонстративные личности, антисоциальные психопаты, конституционально глупые психопаты.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

ДСМ-4 – 3 варианта: синдром сочетания дефицита внимания и гиперактивности; синдром дефицита внимания без гиперактивности; синдром гиперактивности без дефицита внимания. Диагноз ставится, если сохраняется на протяжении 6 месяцев.

Дефицит внимания:

1. ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;

2. не в состоянии исполнить задание до конца, что не связано с негативным настроем или непонимание сути задания;

3. не доводит начатое дело до конца, быстро переходит от незавершенного к новому;

4. легко отвлекается на сторону;

5. избегает или проявляет агрессию при выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения внимания;

6. испытывает сложности при самостоятельной организации;

7. часто теряет предметы, необходимые для выполнения задания в школе и дома;

8. проявляет забывчивость, не слушает обращенную речь; из-за небрежности частые ошибки.

Синдром гиперактивности проявляется следующими симптомами:

1. ребенок не может играть в тихие, спокойные игры;

2. ребенок все время крутиться, бегает, пытается все время влезть в какие-то неприемлемые ситуации (бесцельная двигательная активность);

3. часто находится в постоянном движении, как будто к нему прикрепили мотор;

4. не сидит спокойно, когда требуется, вскакивает;

5. крутиться, ерзает, сидя на месте и совершает лишние движения кистями и стопами;

6. ребенок болтлив.

Детские страхи – это, например, проявление сиблингового соперничества. Ребенок испытывает ревность, его поведение ухудшается, когда в доме появляется другой ребенок. Регресс поведения, агрессивное поведение по отношению к сиблингу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.