Здавалка
Главная | Обратная связь

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ



[*1] Рецидив преступлений в современном российском уголовном праве это совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ст. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации).

 

[*2] Лицу, совершившему церковную или головную татьбу, «ведомому татю» (профессиональному вору) неоднократно назначалось самое суровое наказание по Судебнику 1497 г. - смертная казнь.

 

[*3] Статья 19 Судебника 1497 г. «О неправом суде» устанавливала ответственность в виде установления недействительности судебного решения по данному делу. Речь при этом шла о боярине, обвинившем кого-либо не по суду. Статья 33 запрещает просить «посулов» и «самимь от поруки посулов не имати».

 

[*4] Николай Львович Дювернуа описывает следующий случай: «В одной правой грамоте находим, что судья выдает потерпевшему поджигателя, крестьянина Михаила Жука, за сожжение им монастырской деревни, «в пяти рублях, до искупа». Правая грамота выдана от 30 июня 1503 г. Решение суда должно было основываться на Судебнике 1497 г. Но в этом Судебнике мы читаем указ, что «зажигальнику живота не дати, казнити его смертной казнью», что если «не будет у которого лихого человека, чем истцово заплатити, то боярину лихого человека истцу в его гибели не выдати», а доправлять истцово из его остатка» (Дювернуа Н. Источники права и суд в Древней России: Опыты по истории русского гражданского права / Предисл. канд. юрид. наук А.В. Коновалова. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - С. 282).

 

[*5] Ст. 61. «О ИЗГОРОДАХ. А промежи сел и деревень городити изгороды по половинам; а чьею огородою учинится протрава, ино тому платити, чья огорода. А где отхожие пожни от сел или от деревень, ино поженному государю не городитися, городит тот всю огороду, чьа земля оранаа пашня к пожни».

 

[*6] Ст. 57. «О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит».

 

[*7] Князю Никите Ивановичу Одоевскому на тот момент было сорок семь лет и он уже восемь лет состоял членом Боярской думы. К числу выдающихся реформаторов он не принадлежал, отзывы о нем были различными. Царь Алексей Михайлович невысоко ставил князя, а патриарх Никон называл его «человеком прегордым» и «врагом всякой истине». Товарищами Н.И. Одоевского были боярин С.В. Прозоровский, окольничий князь Ф.Ф. Волконский и дьяки Г. Леонтьев и Ф. Грибоедов. Не исключено, что основную работу по сверке указов выполнял последний из перечисленных - дьяк Федор Акимович Грибоедов, недаром он в мятежный 1648 г. сделал быструю карьеру, попав из простых подьячих в дьяки. Он был автором первого в России учебника истории, составленного для царских детей.

 

[*8] 1 сентября 1648 г. новый Земский собор должен был начать слушание проекта Уложения. Когда и в каком составе на самом деле открылся собор - неизвестно. К началу его Н.И. Одоевский «с товарыщи» подготовили корпус источников, на которые должно было опираться новое законодательство: Кормчие книги, Литовский статут, судебники, царские указы и боярские приговоры, челобитья дворян, посадских людей и «выборных» участников собора, материалы практического судопроизводства и многие другие. С 3 октября началось чтение и утверждение составленного «приказом» текста. Как полагают, Уложение было утверждено Земским собором 29 января 1649 г. После этого царь приказал «то все Уложенье написати на список», «закрепить тот список» рукоприкладствами участников собора и «списати» текст «слово в слово» в книгу. Последняя должна была быть заверена подписями дьяков Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова, а затем «с тое книги» следовало «напечатать многие книги» - для рассылки в московские приказы и на места.

Оригинал Соборного Уложения представляет столбец длиной в 309 метров из 959 отдельных составов. На его лицевой стороне расположен текст Соборного Уложения, написанный несколькими писцами. На обороте - подписи участников Собора (патриарха, двух митрополитов, пяти архимандритов, игумена, благовещенского протопопа, 15 бояр, 10 окольничих, казначея, думного дворянина, печатника, думного дьяка, пяти московских дворян, 148 дворян городовых, трех гостей, 12 выборных от московских сотен и слобод, 89 представителей посадов, 15 стрельцов: всего 315 подписей). По склейкам лицевой стороны стоит скрепа думного дьяка И. Гавренева. По склейкам же, но на обороте - скрепы думных дьяков Ф. Елизарьева и М. Волошенинова, а также дьяков Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова. Пометы на столбце указывают источники той или иной статьи. В рукописи имеются поправки, пропущенные при переписке места восстановлены. Они сведены в «Опись поправкам», приложенную к Уложению. На практике указанным столбцом не пользовались. Для этого, как уже говорилось, существовали печатные экземпляры Уложения, около 1200 книг. Число сохранившихся экземпляров этого издания неизвестно.

Оригинал Соборного Уложения плотно скрученный столбец был помещен в специальный позолоченный «ковчег» и до сих пор хранится в Государственном архиве древних актов в Москве [! 5].

 

[* 9] [! 7] Юшков Серафим Владимирович (1888-1952 гг.) являлся профессором Саратовского университета. Внес существенный вклад в отечественную историко-правовую науку. Серафим Владимирович Юшков известный специалист по социально-экономической и государственно-правовой истории феодальной России.

 

[* 10] Так, по подсчетам исследователей, 82 статьи Уложения были приняты по инициативе и при непосредственном участии выборных, а глава «О посадских людях» была заново переписана по челобитным посадских людей, выбранных на собор.

 

[* 11] В земском соборе приняли участие 315 человек. Из них 43 - это высшее духовенство и члены Боярской думы. Московских дворян и придворных чинов было сравнительно немного, причем, если на другие соборы, их допускали всех в полном составе, то на собор 1648-49 гг. от них, как и от других чинов потребовали только выборных. Зато кроме Москвы была широко представлена вся страна - на собор съехались выборные от 130 городов, что позволило историку С.Ф. Платонову сделать следующий вывод: «По полноте представительства этот собор можно назвать одним из удачнейших. (Мы помним, что на соборе 1613 г. участвовали представители только 50 городов).» Среди выборных от городов и уездов преобладали служилые люди - 150 человек и тяглые посадские люди - около 100 человек.

 

[* 12] Глава XVII ст. 42. «Да в прошлых годех, со ста тридесять шестаго году, по указу, блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, писано в его государевых жаловалных вотчинных грамотах: вотчинником, которым по его государеву указу вотчины даны за службы, что тем вотчинником и их детем, и внучатом, и правнучатом выслуженые вотчины вольно продать, и заложити, и в приданые, и в монастырь по душе дать. А кто будет роду его ту вотчину из монастыря похочет выкупить, и ему та вотчина выкупати по прежнему уложенью, как выкупали при прежних государех родовые и купленые вотчины. А будет у него роду не останется или останется, а выкупати не похотят, и та вотчина из монастыря взяти на государя, а деньги в монастырь дать за нея из государевы казны, по уложенью, по полтине за четверть, а в монастырь та вотчина не крепка.».

 

[* 13] Поместье как вид условного землевладения имеет сходные черты с институтом бенефиция в западноевропейских странах в период средневековья.

 

[* 14] Сервитут (от лат. servitus - обязанность, обязательство, повинность) - особый вид ограниченного вещного права, заключающийся в праве пользоваться в установленных пределах чужой вещью или ограничивать ее собственника в определенном отношении. Чаще всего сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком. В некоторых случаях С. могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком. Сервитут. может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитут не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут не является самостоятельным вещным правом, поэтому не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

 

[* 15] На практике применялись следующие виды казни: колесование, четвертование, залитие горла расплавленным металлом, сожжение, закапывание в землю заживо и другие виды смертной казни применялись за некоторые религиозные, все государственные преступления, некоторые преступления против порядка управления. Смертной казнью карались убийство, кража в третий раз и многие другие деяния.

 

[* 16] Деревянный кол вкапывался в землю и на его острие сажали приговоренного так, чтобы кол вошел в задний проход. Постепенно под собственной тяжестью тело приговоренного насаживалось на кол, разрывавший своим острием внутренности. Иногда практиковался другой способ, позволявший продлить мучения казненного. Кол снабжался перекладиной, не позволявшей быстро пронзить внутренности. Один из иностранцев, наблюдавших казнь С.Б. Глебова уже в петровскую эпоху, сообщал, что тот мучался пятнадцать часов: «Привезли Глебова на торговую площадь на санях в шесть лошадей. Его положили на стол и в задний проход воткнули железный кол, который через затылок вышел наружу. Когда Глебов был, таким образом, насажен на кол, восемь человек отнесли его и водрузили кол на возвышенное место; кол имел поперечную перекладину, так что несчастный мог сидеть на нем. Возле Глебова все время был русский священник. Чтобы осужденный на терзания не замерзнул и страдал бы более, на него надели меховое платье и шапку».

 

[* 17] В этот период ссылка встречается как основное и как дополнительное наказание. Так, воры, мошенники и разбойники ссылались после отбытия срочного тюремного заключения. А, например, виновные в «табачных» делах перед ссылкой подвергались битьем кнутом и в случае повторных совершений такого преступления еще и вырыванием ноздрей и урезанием носа (ст. 16 гл. XXV).

Другой немаловажной особенностью Уложения является упоминание о принудительных работах в «кайдалах», которые назначалась ссыльным. Несомненно, что это наказание нельзя считать каторгой, но можно предположить, что наметилось разделение ссылки на два вида: ссылка на поселение и ссылка на каторжные работы. Достаточное количество упоминаний о ссылке в Соборном уложении позволяет сказать, что этот вид наказания в XVII в. развивался активно. К сожалению, статистических сведений о количестве лиц, приговоренных к ссылке за указанный период нет, но можно предположить, что эта цифра значительна. Так, известный дореволюционный ученый Н.Д. Сергеевский отмечает, что ссылке в Сибирь подверглось много лиц, виновных в Псковском бунте 1660 г., участники восстания С. Разина, донских смут 1688 г. (См.: Бондарев П.А. Особенности организации и правовой регламентации труда лиц, содержащихся в российских пенитенциарных учреждениях (историко-правовой аспект). Дис … канд. юрид. наук. – Краснодар, 2000. – С. 19.).

 

[*18] На основании одного пыточного руководства, правда, датируемого уже XVIII в. и носившего название «Обряд како обвиняемый пытается», можно составить представление о том, что происходило в застенке. Для начала подозреваемого «брали к пытке», то есть производили над ним обряд устрашения, заключавшийся в том, что ему демонстрировали пыточные орудия, раздевали, клали руки в хомуты, а ноги в колодки. Если подозреваемый «запирался», то есть не признавал свою вину, палачи переходили к пытке.

 

 

[*19] [! 10] Дыба представляла собой сооружение из двух вертикально установленных столбов с перекладиной наверху. Палачи заводили руки жертвы за спину, связывали их длинной веревкой и тянули через перекладину. Связанные руки выходили из суставов и человек беспомощно повисал на дыбе. В таком положении ему наносили удары кнутом. «Если же из подлежащих к пытке такой случится, который изобличается во многом злодействе, а он запирается, и по делу обстоятельства доказывают его к подозрению, то для изыскания истины употребляется нарочно: 1-е - тиски, зделанные из железа в тех полосах с винтами, в которые кладутся злодея персты сверху большие два из рук, а внизу ножные два; и свинчиваются от палача до тех пор, пока или повинится, или не можно будет больше жать перстов и винт не будет действовать. 2-е - наложа на голову веревку и просунув кляп, вертят так, что оной изумленным бывает; потом простригают на голове волосы до тела, и на то место льют холодную воду только что почти по капле, от чего также в изумление приходит. 3-е - при пытке во время такого же запирательства и для изыскания истины пытанному, когда висит на дыбе, кладут между ног на ремень, которым он связан, бревно и на оное палач становится за тем. чтобы на виске потянуть ево, дабы более истязание чувствовать. Если же и потому истины показывать не будет, снимая пытанного з дыбы, правят руки, а потом опять на дыбу таким же образом поднимают для того, что и чрез то боли бывает больше».

После первой пытки делался перерыв на несколько дней. Снятых с дыбы (чаще всего в бесчувственном состоянии) отдавали тюремным служителям с наказом тщательно беречь и ухаживать, чтобы обвиняемый был в состоянии выдержать следующую пытку. Как правило, пытки продолжались до трех раз. Однако требовалось, чтобы показания, данные с первой, второй и третьей пыток, совпадали буквально – «слово в слово», по терминологии того времени. Если же они расходились с «пыточными речами» других обвиняемых, пытки тех и других возобновлялись, пока не удавалось добиться полного совпадения.

 

[*20] Общая правда или ссылка заключалась в том, что стороны в процессе ссылались на одного и того или одних и тех же свидетелей. Это обстоятельство делало данный вид доказательства решающим.

 

[* 21] Клятвы, по отзывам современников, мало помогали. Подьячий Г. Котошихин писал о судьях: «ни во что их есть вера и заклинателство, и наказания не страшатся, от прелести очей своих и мысли содержати не могут и руки свои ко взятию скоро допущают, хотя не сами собою, однако по задней леснице чрез жену, или дочерь, или чрез сына и брата, и человека, и не ставят того себе во взятые посулы, будто про то и не ведают».

 


Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте источники для разработки Судебников 1449 и 1550 гг.

2. Расскажите, как Судебники ограничивают право перехода крестьян?

3. Охарактеризуйте основные положения обязательственного права по Судебникам: формы сделок, способы обеспечения исполнения обязательств.

4. Цели уголовных наказаний по Судебникам. Виды преступлений и наказаний.

5. Охарактеризуйте процессуальное право по Судебникам. Судебные органы и виды доказательств.

6. Дайте характеристику Стоглава 1550 г.: источники, принятие, предметы правового регулирования, правовое значение.

7. Источники, разработка и принятие Соборного Уложения 1649 г.

8. Правовое положение отдельных слоев населения по Соборному Уложению 1649 г.?

9. Назовите формы землевладения? Как различался их правовой режим?

10. Общая характеристика договорных отношений. Виды договоров и условия их недействительности.

11. Новое в целях уголовного наказания по Уложению 1649 г. Система преступлений и виды наказаний.

12. Розыск и суд по Соборному Уложению 1649 г. Виды и оценка доказательств.

 


Тесты

1. Первый общерусский сборник законов в Московском государстве:

а) Судебник 1497 г.

б) Соборное Уложение 1649 г.

в) Русская правда.

г) Судебник 1550 г.

2. Под термином «поле» в Судебниках понимается:

а) территория выпаса скота крестьянами

б) место закладки новых крестьянских дворов

в) судебный поединок

г) размер возмещения ущерба, вследствие потравы урожая

3. Между какими субъектами судебного процесса не допускалось применение такого вида доказательства как крестное целование:

а) между родителями и взрослыми детьми

б) между русскими и иностранцами

в) между верующими и неверующими

г) между холопами и их хозяевами

4. Какой брачный возраст установил Стоглав:

а) 18 лет для мужчины, 15 - для женщины

б) 18 лет для мужчины, 16 - для женщины

в) 18 лет и для мужчины и для женщины

г) 15 лет для мужчины, 12 - для женщины

5. Какой документ впервые на Руси регламентирует применение пыток:

а) Соборное Уложение 1649 г.

б) Судебник 1497 г.

в) Новгородская судная грамота

г) Судебник (царский) 1550 г.

6. Что подразумевалось под термином «лихое дело» в Судебниках:

а) рискованная сделка

б) преступление

в) храбрость в бою

г) розыск преступника

7. Каким правовым актом отменились «урочные лета», разрешая бессрочно искать беглых крестьян:

а) Судебник 1497 г.

б) Судебник 1550 г.

в) Соборное Уложение 1649 г.

г) Жалованная грамота дворянству

8. Какие преступления были вынесены на первое место в системе преступлений в Соборном Уложении:

а) преступления против религии

б) действия, направленные против личности государя и его семьи

в) умысел против государя

г) фальшивомонетничество

9. Главные цели наказания по Соборному Уложению:

а) наставление преступника на истинный путь

б) изоляция преступника от общества

в) возмещение ущерба

г) устрашение и возмездие

10. Какое наказание предусмотрено в Соборном Уложении за потребление табака:

а) церковное покаяние

б) смертная казнь

в) штраф

г) лишение свободы

 

1-а; 2-в; 3-б; 4-г; 5-а; 6-б; 7-в; 8-а; 9-г; 10-б

 


Иллюстрации

 

[! 1]

Фрагмент Судебника 1497 г.

 

[! 2]

 

[! 3]

Художник Э. Лисснер «Соляной бунт»

 

[! 4]

Художник Н. Некрасов «Составление Соборного уложения

при царе Алексее Михайловиче. 1649 г.»

 

[! 5]

Оригинал Соборного Уложения в серебряном позолоченном «ковчеге»

 

[! 6]

Печатный фрагмент Соборного Уложения.

 

 

[! 7]

 

[! 8]

 

[! 9]

Художник А.М. Васнецов. «Московский застенок».

 

[! 10]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.