Примеры вопросов о социально нежелательном поведении респондента
Владение огнестрельным оружием. Когда мы говорим, что владение оружием – пример социально нежелательного поведения, мы вовсе не имеем в виду, что все люди, у которых оно есть, будут избегать разговоров на эту тему. Наоборот, скрывать, что у них есть оружие, предпочитают немногие. Люди, у которых нет оружия, обычно говорят об этом честно, так как не считают, что факт наличия оружия может повлиять на их имидж. В таблице 13 представлены пять примеров того, как этот вопрос был сформулирован. Результаты оказались достаточно неожиданными. Когда интервьюер добавляет слова «случайно» или «случается», процент имеющих оружие уменьшается. При использовании в формулировке вопроса словосочетания «огнестрельное оружие» и указании возможных причин его приобретения процент респондентов, ответивших утвердительно, становится еще меньше. Можно сделать вывод, что относительно нейтральный вопрос о владении огнестрельным оружием при попытке смягчить формулировку вызывает дополнительные опасения респондентов. По крайней мере, слово «случайно» не повышает точности полученной информации. Таблица 13 Вопросы о владении огнестрельным оружием* * Источники: Гэллап (вопрос 1), 1959, 1965 [34]; (вопрос 2), 1972 [35]. Харрис (вопрос 3), 1968 [30]. Корпорация исследования мнений (вопрос 4), 1968. НЦИОМ, Общий социальный опрос (вопрос 5), 1973-1977.
Нарушения правил дорожного движения. Нарушения правил дорожного движения могут быть как сравнительно незначительными (отсутствие парковочного талона), так и достаточно серьезными (нахождение за рулем в нетрезвом виде). В методологическом исследовании, проведенном НЦИОМ в Чикаго, для улучшения качества получаемой информации использовались две независимые стратегии. Во-первых, вопрос об употреблении алкогольных напитков за рулем (предмет наибольшего интереса исследователей) был включен в группу вопросов о других нарушениях правил дорожного движения. Во-вторых, была использована процедура рандомизированных ответов. Таблица 14 иллюстрирует, как пользоваться этим методом, и заслуживает подробного изучения. (Этот же метод был применен в вопросах на другую тему.) Процедура рандомизированных ответов позволяет оценить долю населения, которое практикует угрожающее остальным поведение, без получения точной информации о поведении конкретного респондента. (Подробное объяснение этой процедуры см. ниже.) Предполагается, что респондент будет говорить правду в том случае, если интервьюер не может определить вопрос, на который дается ответ. К сожалению, для многих вызывающих опасения тем (например, нахождение за рулем в нетрезвом виде) такое предположение не может быть принято. Даже с использованием процедуры рандомизированных ответов 35% опрошенных, взятых из списков оштрафованных за вождение автомобиля в нетрезвом виде, отрицали это. Правда, при использовании обычных процедур опроса в аналогичной ситуации около 50% респондентов дали ложные показания. Когда тема социологического исследования не вызывает столь сильного опасения респондентов (например, привлечение к суду по банкротству), метод рандомизированных ответов будет эффективным, тогда как стандартные процедуры опроса приведут к занижению количества утвердительных ответов. Аналогично первую стратегию, предполагающую отвлечь внимание респондента с помощью дополнительных вопросов, эффективнее использовать при обсуждении тем, вызывающих меньшее опасение. Таблица 14 Вопросы о нарушении правил дорожного движения (процедура рандомизированных ответов)* * Источник: Национальный центр исследования общественного мнения, 1972 [13].
1. При проведении социологических исследований иногда приходится задавать такие вопросы, которые невозможно спросить напрямую, поскольку они обычно воспринимаются как слишком личные. Хотя людям и неприятно отвечать на подобные вопросы, исследователю необходимо найти способ получить информацию о поведении населения. Теперь у нас есть метод, который позволяет предоставлять информацию, не говоря ничего о себе лично. Позвольте мне показать, как это работает. Мы будем использовать следующие вопросы как пример. (Дать респонденту карточку А) Как Вы видите, на этой карточке написаны два вопроса. Один из них является «настоящим» вопросом, который и составляет предмет исследования. Второй – никак не связан с обозначенной тематикой. На оба вопроса можно ответить «Да» или «Нет». Из этих вопросов случайным образом выбирается один, на который Вы и должны ответить. (Я объясню Вам, как это работает, через минуту.) Я не знаю, на какой вопрос Вы отвечаете... (Дать респонденту коробку) Все очень просто, Вы сами сейчас в этом убедитесь. Возьмите эту пластмассовую коробочку. Видите, внутри находятся голубой и красный шарики. Встряхните коробочку, и Вы увидите, как один из шариков попадет в специальное «окошко» в углу на дне коробочки. Попробуйте сами (дать респонденту «поиграть» с коробкой). Хорошо. Теперь заметьте, что против каждого вопроса на карточке нарисованы синий и красный кружочки. Вопрос, на который Вы будете отвечать, выбирается случайным образом. Еще раз встряхните коробочку и посмотрите, какой шарик показался в «окошке», – теперь Вы не должны называть мне его цвет. Если шарик синий, Вы отвечаете на вопрос с синим кружочком, если красный – на вопрос с красным кружочком. Я не могу увидеть шарик в «окошке», и я не знаю, на какой вопрос Вы отвечаете. НЕ говорите мне этого, а только дайте ответ на вопрос: «Да» или «Нет». Карточка А. (Красный) Получали ли Вы квитанцию о неправильной парковке за последние 12 месяцев? (Синий) Вы родились в июне? 2. (Дайте респонденту карточку Б) Пожалуйста, еще раз встряхните коробочку и ответьте на тот вопрос, который соответствует шарику в «окошке». Вы отвечаете «Да» или «Нет»? Карточка Б. (Красный) Штрафовали ли Вас за переход улицы на красный свет за последние 12 месяцев? (Синий) Вы родились в июле? 3. (Дайте респонденту карточку В) Теперь еще раз встряхните коробочку и ответьте на тот вопрос, который соответствует шарику в «окошке». Ваш ответ «Да» или «Нет»? Карточка В. (Красный) За последние 12 месяцев были ли Вы оштрафованы за превышение скорости? (Синий) Вы родились в августе? 4. (Дайте респонденту карточку Г) Теперь еще раз встряхните коробочку и ответьте на тот вопрос, который соответствует шарику в «окошке». Ваш ответ «Да» или «Нет»? Карточка Г. (Красный) За последние 12 месяцев были ли Вы оштрафованы полицейским за нахождение за рулем в нетрезвом виде? (Синий) Вы родились в сентябре? Употребление спиртных напитков. В таблице 15 показана группа вопросов (первый был задан Службой Гэллапа, остальные – нами), цель которых – определить, употребляют ли респонденты спиртные напитки и если да, то как много и как часто. Вопрос Гэллапа – короткий, простой и четкий. Вопросы, заданные НЦИОМ, упорядочены в длинный список и сформулированы таким образом, чтобы респонденту было легче вспомнить и признать факт употребления спиртных напитков. Обратите внимание на то, что сначала у респондентов спрашивают, употребляли ли они когда-либо крепкие напитки или такие напитки, как пиво. Некоторые респонденты, которые употребляли и употребляют алкогольные напитки, но не хотят это признать, ответят на этот вопрос отрицательно, что послужит основанием для прекращения опроса. ... Таблица 15 Вопросы об употреблении алкогольных напитков* * Источники: Гэллап (вопрос 1), 1977. Национальный центр исследования общественного мнения (вопросы 2 – 6), 1972 [13].
1. Приходилось ли Вам когда-нибудь употреблять крепкие алкогольные напитки, вино или пиво, или Вы – абсолютный трезвенник? 2. Теперь мы хотим задать Вам несколько вопросов об употреблении алкогольных напитков для расслабления. Самый популярный алкогольный напиток в нашей стране – это пиво или эль. Люди пьют пиво в барах, во время еды, в пиццериях, во время спортивных состязаний, дома за просмотром телевизора и во многих других случаях. Вы хотя бы раз пили эль или пиво? (Если «нет», переходите к вопросу 3В) (Если «да») Нас больше всего интересует то, что происходило недавно. Случалось ли Вам пить эль или пиво в прошлом году? Да (Задаете вопросы А, Б, В) Нет (Задаете вопросы А и Б) A. Когда Вы пили пиво или эль, как часто в среднем Вы это делали? Учитывайте все случаи, даже если в какой-то раз вы выпили совсем немного. Б. Сколько бутылок, банок или стаканов пива Вы обычно выпиваете в среднем за один раз? B. Если вспомнить события недавнего прошлого, то пили ли Вы пиво или эль в прошлом месяце? 3. За последние несколько лет в нашей стране особенно популярными стали вина. Под винами мы понимаем ликеры; крепленые, столовые и игристые вина, шампанское. Употребляли ли Вы хотя бы раз вино или шампанское? (Если «нет», переходите к вопросу 4) Возможно, Вы когда-нибудь пили вино во время еды или перед едой для улучшения аппетита, во время торжественных церемоний и на вечеринках или по какому-то другому поводу. Употребляли ли Вы вино или шампанское в прошлом году? Да (Задаете вопросы А, Б, В) Нет (Задаете вопросы А и Б) A. Когда Вы пили вино или шампанское, как часто в среднем Вы это делали? Учитывайте все случаи, даже если в какой-то раз Вы выпили совсем немного. Б. Сколько в среднем стаканов вина Вы обычно выпиваете за один раз? B. Если вспомнить события недавнего прошлого, то пили ли Вы вино или шампанское в прошлом месяце? 4. Одна из задач нашего исследования – найти наилучший способ формулирования вопросов. Иногда, по ходу вопросника, я буду просить Вас прокомментировать используемые термины для того, чтобы Вы чувствовали себя уверенно и хорошо понимали, что под ними подразумевается. Так, сейчас я хочу задать Вам несколько вопросов о таких напитках, как виски, водка и джин. Как Вы думаете, каким общим словом можно назвать все эти напитки? (Если ответа не последовало, используйте словосочетание «крепкие алкогольные напитки». В противном случае используйте термин респондента.) Люди пьют ________ в чистом виде или разбавляя водой, газированными напитками, соком или ликерами. Вы хотя бы раз пили ______? (Если «нет», переходите к вопросу 5) (Если «да») Возможно, Вы пили _____ в виде коктейля, для возбуждения аппетита, чтобы расслабиться в баре, во время торжественных церемоний и на вечеринках или по какому-либо другому поводу. Употребляли ли Вы __________ в прошлом году? Да (Задаете вопросы А, Б и В) Нет (Задаете вопросы А и Б) A. Когда Вы пили ___________, как часто в среднем Вы это делали? Учитывайте все случаи, даже если в какой-то раз Вы выпили совсем немного. Б. Сколько в среднем рюмок ________ Вы обычно выпиваете за один раз? B. Если вспомнить события недавнего прошлого, то пили ли Вы _________ в прошлом месяце? 5. Иногда люди, выпив много пива, вина или виски, ведут себя несколько необычным образом. Каким словом Вы охарактеризовали бы такое состояние? (Если ответа не последовало, используйте слово «пьяный». В противном случае используйте термин респондента.) (Если респондент ответил утвердительно на вопрос об употреблении алкогольных напитков в прошлом году.) Случается, люди пьют слишком много и становятся ______. В прошлом году как часто Вы были _____ после употребления каких-либо алкогольных напитков? 6. Теперь вспомните Ваших трех ближайших друзей. Их имена называть не нужно. Насколько Вам известно, кто из них был хоть раз _______ в прошлом году? Сравнение двух версий вопроса (Гэллап и НЦИОМ) позволяет сделать вывод, что выделение некрепких алкогольных напитков в одну подгруппу (НЦИОМ) смягчает восприятие вопроса. Процент людей, употребляющих вино и пиво (НЦИОМ), значительно выше, чем процент употребляющих какой-либо алкогольный напиток (Гэллап). Возможно, некоторые респонденты готовы признать, что они употребляют вино и пиво, но предпочитают умалчивать об употреблении спиртных напитков, опасаясь, что это может быть воспринято как пьянство. Когда респонденты сообщают, что они употребляли пиво, вино или более крепкий алкогольный напиток, точность ответов можно повысить с помощью длинных формулировок или открытых вопросов, например: «В то время, когда Вы употребляли пиво или эль, как часто в среднем Вы пили эти напитки?», – не предлагая возможные варианты ответов. Анализ результатов опроса показал, что число ответивших на вопросы, сформулированные таким образом, почти вдвое превышает число ответивших на короткие закрытые вопросы. В вопросах 4 и 5 интервьюер предлагает респонденту своими словами формулировать вопрос об алкогольном опьянении и употреблении крепких алкогольных напитков. Такой прием позволяет несколько снизить опасение респондента, но это не настолько эффективно, как формулирование более длинных или открытых вопросов. У потребление марихуаны. Таблица 16 представляет группу вопросов об употреблении марихуаны. Вопросы первый и второй напоминают вопросы 1-5 в таблице 15. Шестой вопрос в таблице 15 и третий вопрос в таблице 16 иллюстрируют другой способ улучшения качества ответов о поведении, выходящем за рамки норм. Респондентов просят рассказать о поведении их близких друзей. Такой подход оказался очень эффективным. Поскольку опрашиваемый не должен называть имена, гарантирована полная анонимность ответов. В эксперименте, который мы проводили, на третий вопрос получено ответов примерно на 50% больше, чем на второй. При этом чем больше людей участвовало в опросе, тем более статистически значимы полученные оценки. Таблица 16 Вопросы об употреблении марихуаны* * Источники: Гэллап (вопрос 1), 1977. Национальный центр исследования общественного мнения (вопросы 2-3), 1972 [13].
1. Приходилось ли Вам когда-либо пробовать марихуану? (Если «да») Приблизительно как давно Вы в последний раз употребляли марихуану? 2. Разные люди по-разному называют гашиш или марихуану. Как Вы считаете, какое название лучше всего для них подходит? (Если ответа не последовало, используйте слово «марихуана». В противном случае используйте термин респондента) ______ употребляется достаточно часто. Люди курят ______ в одиночестве, чтобы расслабиться, с друзьями на вечеринках и в разных других ситуациях. А Вы сами хотя бы раз в жизни курили _______? Да (задаете вопрос Б) Нет (задаете вопрос А) А. Совсем ни разу не пробовали? Пробовал (задаете вопрос Б) Нет (переходите к вопросу 3) Б. Поговорим о событиях недавнего прошлого. Курили ли Вы _______ в прошлом году? Да (задаете вопрос (1)) Нет (переходите к вопросу 3) (1) А в прошлом месяце Вы курили? Да Нет 3. Теперь вспомните Ваших трех ближайших друзей (их имена называть не нужно). Насколько Вам известно, сколько человек из них хотя бы раз курили ______? (Число) _______ (задаете вопрос А) Никто (переходите к В.4) А. А кто из них курил _______ в прошлом году? (Число куривших) _______ Никто Сексуальная активность. Из всех вопросов, которые были заданы респондентам в нашем исследовании, наибольшее опасение вызывают вопросы о сексе и мастурбации, приведенные в таблице 17. Однако лишь немногие из респондентов (около 6-7%) наотрез отказались отвечать на эти вопросы. Использование длинных формулировок, открытых вопросов и предоставление респондентам возможности называть своими словами обсуждаемое поведение существенно повысили количество людей, ответивших на подобные вопросы. Очевидно, что при обсуждении сексуального поведения нет способа проверить достоверность результатов опроса. Возможно, читатели будут удивлены, что в нашей книге отсутствуют примеры вопросов о сексе, заданных группой социологов во главе с Альфредом Кинсеем (именно Кинсей первым стал рассматривать секс как возможный объект социологических исследований). К сожалению, Кинсей не занимался разработкой стандартных вопросов или вопросников, а по собственному усмотрению менял формулировку вопроса при беседе с каждым респондентом. Один из приемов, с помощью которого Кинсей надеялся повысить достоверность результатов, – повторение вопросов на одну и ту же тему несколько раз. Этот метод мы обсудим далее, в разделе «Контроль надежности». Обычно контроль надежности не является эффективной процедурой и может снизить желание респондента отвечать на вопросы. Таблица 17 Вопросы о сексе* * Источник: Национальный центр исследования общественного мнения, 1974 [36].
1. В прежние времена в обществе считалось недопустимым обсуждать любовные ласки и поцелуи. В наши дни большинство людей с готовностью отвечают на подобные вопросы. Скажите, в прошлом месяце приходилось ли Вам целоваться или предаваться любовным ласкам? Да (задаете вопросы А и Б) Нет (задаете вопрос 2) Нет ответа (задаете вопрос 2) А. Люди сильно отличаются друг от друга по тому, как часто они целуются или ласкают друг друга: одним достаточно делать это раз в месяц или реже, другим необходимо заниматься этим каждый день или несколько раз в день. Приблизительно, сколько раз Вы целовались или ласкались за последний месяц? Б. А если говорить о совсем недавнем прошлом, Вы целовались или ласкались за последние 24 часа? Да Нет 2. Люди используют разные слова в разговоре о сексе. Как Вы думаете, какое слово мы должны использовать в данном случае? (Если ответа не последовало, используйте слово «секс».-В противном случае используйте термин респондента.) Несмотря на то, что большинство людей с готовностью отвечают на вопросы о ласке и поцелуях, некоторые все же чувствуют дискомфорт, отвечая на вопрос о ____. В то же время другие могут с легкостью говорить на эту тему. В прошлом месяце занимались ли Вы _____? Да (задаете вопросы А и Б) Нет (задаете вопрос 3) Нет ответа (задаете вопрос 3) А. Люди сильно отличаются друг от друга тем, как часто они занимаются ______: одни – раз в месяц и даже реже, другие – каждый день, а иногда и по несколько раз в день. В среднем как часто Вы занимались ______ в течение последнего месяца? Б. А если говорить о совсем недавнем прошлом, занимались ли Вы _____ за последние 24 часа? Да Нет 3. Другая форма сексуальной активности – мастурбация, при которой люди возбуждают себя самостоятельно. Как Вы думаете, какое слово мы должны использовать при обсуждении этой темы? (Если ответа не последовало, используйте слово «мастурбация». В противном случае используйте слово респондента.) Последние исследования показали, что занятие _________ распространено так же широко, как и занятие сексом. В прошлом месяце занимались ли Вы _____? Да (задаете вопросы А и Б) Нет (задаете вопрос 4) Нет ответа (задаете вопрос 4) А. Люди сильно отличаются друг от друга тем, как часто они занимаются ______ . Одни – раз в месяц и даже реже, другие каждый день, а иногда и по несколько раз в день. В среднем как часто Вы занимались ______ в прошлом месяце? (Число) ______ Б. А если говорить о совсем недавнем прошлом, занимались ли Вы _____ за последние 24 часа? Да Нет Вопросы, оценивающие степень опасения респондента. В конце интервью очень полезно определить, какие вопросы вызывали опасение респондента или были недостаточно понятны. С этой целью мы задавали респондентам вопросы, примеры которых можно найти в таблице 18. Особенно важен вопрос 4: «Думаете ли Вы, что эти вопросы могут вызвать у большинства людей серьезные затруднения, небольшие затруднения, совсем небольшие затруднения или совсем не вызовут затруднений?». Следует отметить, что респонденту легче дать общую характеристику заданных ему вопросов, чем говорить о собственных затруднениях во время интервью. Таким образом, можно не только определить, какие из вопросов вызывали наибольшее опасение, но и оценить, насколько правдиво отвечали респонденты. Если респондент говорит, что какой-то вопрос вызывает у большинства людей серьезные затруднения, скорее всего он сам на него ответил не вполне корректно. Таблица 18 Подведение итогов: оценка вопросов респондентами* * Источник: Национальный центр исследования общественного мнения, 1974 [36].
1. Теперь, когда мы почти закончили это интервью, я бы хотел узнать Ваше мнение о нем. Насколько приятным было для Вас участие в интервью? 2. Какие вопросы показались неясными или непонятными? 3. Какие вопросы показались Вам слишком личными? 4. (Дать респонденту карточку У) Иногда вопросы по-разному воспринимаются людьми. Нам бы хотелось знать Ваше мнение по поводу некоторых вопросов этого интервью. Я буду называть различные категории вопросов, а Вы скажите, могут ли они вызвать у большинства людей серьезные затруднения, средние затруднения, небольшие затруднения или совсем не вызовут затруднений. Как Вы оцениваете следующие вопросы: A. Досуг и обычное времяпрепровождение? Б. Занятия спортом? B. Счастье и благополучие? Г. Азартные игры с друзьями? Д. Социальная деятельность? Е. Употребление пива, вина или крепких алкогольных напитков? Ж. Состояние алкогольного опьянения? З. Употребление марихуаны или гашиша? И. Употребление стимуляторов или депрессантов? К. Любовные ласки и поцелуи? Л. Секс? М. Мастурбация? Н. Работа? О. Образование? П. Доходы? Р. Как насчет использования диктофона?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|