Способы верификации результатов исследования
Результаты опросов о поведении могут быть сопоставлены с данными, полученными из других источников. Особенно важна проверка результатов тех исследований, тематика которых вызывает опасения. Как показано в этой главе, существуют различные методы решения проблем преувеличения и преуменьшения в ответах респондентов, но пока не удалось определить, какой из приемов лучше использовать в каждом конкретном случае. Кроме того, предметом социологических исследований иногда становятся действия, которые человек осуществляет без свидетелей. В этих случаях результаты опроса практически не поддаются верификации. Если же удается найти способ проверки результатов опроса, у исследователя появляется возможность сравнить различные методы и, как следствие, – составить более качественный вопросник. За исключением некоторых особых случаев верификация на индивидуальном уровне практически невозможна. Гарантия анонимности не позволяет проверять данные, полученные у каждого респондента. Но при соблюдении определенных условий можно осуществить верификацию на агрегированных данных. По крайней мере, следует внимательно рассмотреть все возможные источники дополнительной информации. Если обсуждается тема приобретения продуктов или бытовых услуг, можно сравнить сообщения потребителя с данными, полученными у производителей, лавочников, работников сервисных служб, поставщиков. Та же процедура проводится в опросах о покупках пива, вина или крепких алкогольных напитков. Если темой исследования становится социально желательное поведение (например, участие в благотворительных мероприятиях), можно сравнить цифры, полученные в результате интервью, с реальным числом участников. Данные о посещениях театров и концертов можно сравнить с числом проданных билетов. Но следует соблюдать осторожность, чтобы исключить грубые ошибки. Среди участников благотворительных акций и покупателей различных товаров в розничной сети могут оказаться не только частные лица, но и различные организации. В любом случае альтернативные верификационные данные полезны, даже при наличии некоторой неточности сравнения. Заключение
Задавать вопросы о поведении, которое вызывает опасения респондентов, намного труднее, чем нейтральные вопросы. Когда тематика опроса вызывает очень серьезные опасения респондентов, неточность результатов неизбежна. Однако если не рассматривать крайних случаев, методы, предложенные в этой главе, значительно повышают точность получаемой информации. При проведении интервью мы предлагаем использовать форму открытых длинных вопросов, употреблять слова, привычные и понятные респондентам; получать сведения у информантов; использовать подходящие временные рамки (для социально желательного поведения – спрашивать о недавнем прошлом, не задавая вопросов об обычном поведении; для социально нежелательного поведения – узнать у респондента, приходилось ли ему совершать некоторые социально нежелательные поступки, и только потом обсуждать с ним события настоящего времени); подбирать уместный контекст; использовать такие методы, как анонимный опрос, сортировка карточек, рандомизированные ответы; использовать дневники и панельные исследования. В конце опроса полезно с помощью дополнительных вопросов определить отношение респондента к темам, затронутым в процессе интервью. Целесообразно организовать проверку достоверности результатов опроса с помощью дополнительных данных, даже если это удается сделать только на агрегированном уровне. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|