Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные рекомендации



 

1. Прежде чем спрашивать о конкретных проблемах или людях, задавайте вопросы о знаниях, для того чтобы исключить респондентов, не имеющих необходимой информации.

2. Установите, насколько уровень сложности вопросов соответствует целям исследования. Для изучения новых проблем, возможно, понадобятся самые простые вопросы.

3. Когда только возможно, снимайте напряжение, возникающее при ответах на вопросы о знаниях, формулируя их как выяснение мнения или начиная словами: «не знаете ли Вы случайно» или «не можете ли Вы сейчас вспомнить».

4. При идентификации личностей или организаций избегайте переоценки знаний посредством выяснения дополнительной информации или включения фиктивных фамилий в предлагаемый респонденту перечень.

5. Задавайте несколько вопросов на одну и ту же тему, чтобы снизить вероятность удачного угадывания, если вопросы предполагают ответы типа «да-нет».

6. Если вопрос о знаниях требует числового ответа, используйте открытые вопросы, чтобы не дать респонденту подсказку и не ввести его в заблуждение.

7. Для повышения надежности получаемой географической информации следует привлекать большое число респондентов или ключевых информантов.

8. Рассмотрите возможность использования рисунков и других невербальных методик.

9. При определении уровня знаний не следует использовать почтовые и другие неличные виды опросов, которые позволяют привлекать дополнительные источники информации.

 

Примеры вопросов о знаниях

Знание общественных проблем – Панамский канал. В конце 1970-х годов до ратификации Соединенными Штатами нового договора с Панамой в опросах общественного мнения отмечалось хорошее знание населением этой проблемы. Однако осведомленность в деталях панамского соглашения была незначительной. В первом вопросе таблицы 19 выясняется, читал ли или слышал респондент об этой проблеме.

Гэллап практически для всех важных общественных проблем использовал одинаковые формулировки вопросов, что позволило сравнивать результаты разных опросов. Для приведенного примера 74% респондентов сообщили, что они читали или слышали о проблеме Панамского канала. По другим общественным проблемам Гэллап получил в среднем 70% положительных ответов (выборки были сопоставимы). Таким образом, по данной проблеме осведомленность была несколько выше средней. Подобные результаты получены также по вопросу 4 (Корпорация исследования мнений). В отличие от формулировок Гэллапа вопрос был составлен следующим образом: «Как много или совсем ничего Вы слышали или читали о..?». В данном случае нет явного преимущества какой-либо из формулировок.

Таблица 19

Вопросы по поводу Панамского канала*

* Источники: Гэллап (вопросы 1-3), январь 1978. Корпорация исследования мнений (вопрос 4), 1975 [31, 73].

 

1. Вы слышали или читали о полемике по поводу договоров о Панамском канале?

2. По Вашим представлениям, насколько интенсивно используют в настоящее время Панамский канал американские авианосцы и супертанкеры – в значительной мере, довольно существенно, не очень интенсивно или совсем не используют?

В значительной мере

Довольно существенно

Не очень интенсивно

Совсем не используют

Не знаю

3. Насколько Вам известно, в каком году по условиям договора Панамский канал будет полностью возвращен Республике Панама?

2000 (1999)

Утверждение неверно

Не знаю

4. Соединенные Штаты закрепили полное владение и контроль над зоной канала договором, подписанным с Республикой Панама в 1903 г. Как много Вы слышали или читали, или совсем ничего, о переговорах по поводу нового договора по Панамскому каналу – много, довольно немного, очень мало или совсем ничего?

Много

Довольно немного

Очень мало

Совсем ничего

Не знаю

 

По результатам ответов на вопросы 2 и 3 уровень конкретных знаний был значительно ниже: только 20% респондентов знали, что крупнейшие американские авианосцы не использовали канал совсем, и только 26% – что канал должен быть полностью возвращен Республике Панама в 2000 году.

Знание личностей. Во время избирательных кампаний для баллотирующихся кандидатов очень важно, чтобы их фамилии были знакомы избирателям. Как и в опросах по общественным проблемам, до проведения исследований, посвященных выяснению отношения к политическим деятелям, необходимо определить уровень осведомленности респондентов. В таблице 20 приведены три примера из вопросника Гэллапа на знание личностей. Вопросы представлены в порядке возрастания сложности. В первом выясняется, слышал ли респондент что-нибудь о фамилиях, приведенных в перечне из двадцати четырех политических деятелей. В такой формулировке просматривается тенденция к тому, что респонденты будут преувеличивать свою информированность из-за неуверенности в знании фамилий или из-за влияния эффекта социальной желательности положительных ответов.

Таблица 20

Вопросы на знание фамилий*

* Источник: Гэллап – вопрос 1, лето 1977; вопрос 2, ноябрь 1947; вопрос 3, март 1948.

 

1. Посмотрите, пожалуйста, на этот список и скажите, о ком из перечисленных здесь людей Вы что-нибудь слышали.

  Процент утвердительных ответов
Джеральд Форд
Рональд Рейган
Джон Кеннеди
Роберт Доул
Говард Бейкер
Элиот Ричардсон
Марк Хэтфилд
Вильям Симон
Ричард Швейкер
Джордж Буш
Пьер Дюпон
Лоуэл Вейкер
Джон Хейнц
Роберт Грифин
Чарльз Матиас
Вильям Брок
Джек Кэмп
Роберт Рей
Джон Денфорт
Роберт Пеквуд
Джеймс Томпсон
Харрисон Шмит
Ричард Лугар
Питер Уилсон

2. Посмотрите, пожалуйста, на список этих фамилий и скажите, о ком из этих людей Вы что-нибудь слышали. Не могли бы Вы сказать, кем является каждый из перечисленных здесь людей и чем он занимается?

  Процент верных ответов
Трумэн
Макартур
Эйзенхауэр
Дьюи
Тафт
Маршалл
Уоллес
Ванденберг
Бирнес
Пеппер
Форрестел
Баркли
Стэссен
Уоррен
Мартин
Берд

3. Вот некоторые фотографии известных людей. Не могли бы Вы взглянуть на эти фотографии и назвать их фамилии?

  Процент верных ответов
Трумэн
Дьюи
Эйзенхауэр
Макартур
Уоллес
Тафт
Фарли
Ванденберг
Стассен
Уоррен
Мартин
Пеппер

 

Во втором вопросе демонстрируется, как можно уменьшить эти преувеличения. Респондента спрашивают: «Не могли бы Вы сказать, кем являются или чем занимаются эти люди?». Для ответа на этот вопрос требуется большая информированность, чем в первом случае. Иной тип процедуры опроса иллюстрируется вопросом 3. Респондентам предъявляют фотографии кандидатов и просят назвать их фамилии. Судя по количеству действительно верных ответов на второй и третий вопросы, последний вопрос является наиболее сложным.

Знания о болезнях. В таблице 21 приводится ряд вопросов о раке. Вопросы 1 – 4 взяты из исследования, проводившегося лабораторией социологических исследований Университета штата Иллинойс в рамках информационной кампании по поводу рака. Последние четыре вопроса – из вопросника Гэллапа. Следует отметить, что первый вопрос конечно же является вопросом на знания, однако, чтобы не вызывать опасения респондентов, он сформулирован как вопрос о мнении.

Таблица 21

Вопросы о раке*

* Источники: Лаборатория социологических исследований университета штата Иллинойс (вопросы 1-4) [90]. Гэллап (вопросы 5-8), разные опросы.

 

(Вопросы 1-4 задают только женщинам. Вопросы 5 – 8 задают и мужчинам, и женщинам.)

1. А. Каковы, по Вашему мнению, симптомы рака молочной железы? (Не читайте варианты. Обведите то, что подходит.)

Опухоль

Западание сосков

Боль или чувствительность в груди

Изменение формы или цвета сосков

Кровотечение или выделения из сосков

Другое (укажите)__________

Не знаю

Б. Хотя рак молочной железы может начаться в любом возрасте, после какого возраста, по Вашему мнению, эта болезнь наиболее вероятна?

(Возраст)___________

Не знаю

2. Если рак молочной железы обнаружен рано и его правильно лечат, велика ли вероятность, по Вашему мнению, что женщина сможет делать все, что она выполняла до болезни? Думаете ли Вы, что это...

Очень вероятно ,

Возможно

Не очень вероятно

Не знаю

3. Какого рода проверки вы знаете из тех, которые могут быть проведены для раннего обнаружения рака молочной железы? (Не читайте варианты. Обведите все, что подходит.)

Самообследование груди

Обследование груди врачом

Маммография (проверка рентгеном)

Другое (укажите) _______________

Не знаю

4. Слышали ли Вы когда-нибудь о самообследовании, которое может позволить женщине самостоятельно по каким-либо признакам обнаружить отклонения от нормы в состоянии груди?

Да

Нет

5. Как Вы полагаете, является ли курение сигарет одной из причин, вызывающих рак легких, или не является?

Да, является

Нет, не является

Нет мнения

6. Как Вы полагаете, рак – излечимая болезнь?

Да

Нет

Нет мнения

7. Как Вы считаете, рак – инфекционная болезнь?

Да

Нет

Нет мнения

8. Не знаете ли Вы случайно каких-нибудь симптомов рака? Какие?

Метрическая система. Соединенные Штаты постепенно переходят к метрической системе мер, однако Службой Гэллапа неоднократно фиксировался низкий уровень знаний американцев в этой области. Используемые вопросы приведены в таблице 22. На наш взгляд, они не лучшим образом выясняют знание метрической системы. Во всех вопросах просят указать связь между единицами измерения, принятыми в США, и в метрической системе, что требует знания обеих систем и соотношений между единицами измерения в них. В 1977 году только 1 или 2% населения могли перевести литры в галлоны и километры в мили. Вероятно, простые вопросы были бы более уместными при таком исследовании. Респондентов можно было спрашивать о том, в каких единицах метрической системы измеряются вес и рост человека, емкость сосуда с безалкогольными напитками или расстояние между городами. Вопросы, требующие ответов с указанием численных величин, всегда вызывают большие трудности по сравнению с нечисловыми вопросами.

Вопросам 1 и 2 в таблице 22 предшествует фраза: «Не знаете ли Вы случайно...». Таким образом снимается опасение респондента неправильно ответить на вопрос и не поощряется угадывание. При ответах на все три вопроса около трех четвертей респондентов предпочли признаться в своем незнании.

Таблица 22

Вопросы о метрической системе*

* Источник: Гэллап, 1977 [35].

 

1. Как Вам, возможно, известно в стране вводится метрическая система. Не знаете ли Вы случайно, сколько примерно дюймов содержится в одном метре?

Правильно – 13%

Неправильно – 11%

Не смогли сказать – 76%

2. Не знаете ли Вы, сколько примерно литров в одном галлоне?

Правильно – 2%

Неправильно – 22%

Не смогли сказать – 76%

3. Сколько миль содержится в ста километрах?

Правильно – 1%

Неправильно – 21%

Не смогли сказать – 78%

Информация о товарах и производителях. В таблице 23 представлены два вопроса [65] о товарах и производителях. В первом вопросе респонденту предлагают название компании и спрашивают о наименовании товаров, которые эта компания производит. Во втором вопросе предлагается название марки товара и выясняется название фирмы-производителя. Эти вопросы могут быть заданы при исследовании отношений к компании, которые аналогично отношениям к общественным проблемам зависят от знаний на данную тему.

Таблица 23

Вопросы о товарах и компаниях*

* Источник: Пэйн [65].

 

1. Какие марки или серийные названия некоторых товаров выпускает _______ (наименование предприятия) ?

2. Скажите, пожалуйста, какое, по вашему мнению, предприятие выпускает холодильники Frigidaire?

Информанты сообщества*. В исследовании особенностей интеграции живущих поблизости людей (НЦИОМ) было важным как получить информацию об институтах (школы, церкви), так и узнать историю данного сообщества. В таблице 24 приводятся примеры вопросов, на которые отвечали информанты сообщества. В этом исследовании одинаковые вопросы задавали четырем информантам: директору школы, настоятелю церкви, лидеру общественной организации и ведущему риэлтеру. Как и следовало ожидать, их ответы не были идентичны, однако среднее или модальное значение ответов использовалось как характеристика сообщества для дальнейшего анализа.

* В данном случае под сообществом понимается группа людей, проживающих на одной территории и имеющих определенные взаимоотношения, институализированные общественными организациями. – Прим. ред.

 

Большая часть информации, полученная от информантов сообщества, не могла быть выявлена иным способом. Опубликованные источники либо были недоступны, либо не охватывали интересующий период времени. Уровень знаний информантов сильно различался, и, естественно, каждый из них был более сведущ в своей сфере деятельности. Тем не менее, сопоставление данных оказалось очень полезным.

Таблица 24

Вопросы к информантам сообщества*

* Источник: Национальный центр исследования общественного мнения, 1968 [68].

 

1. Как называются государственная, католическая и частная школы, которые посещают дети в этом районе? (Вопросы А – В задайте по поводу каждой школы)

A. Кто является директором?

(Фамилия) ___________

Не знаю

Б. Что Вы можете сказать о процедуре приема?

(Регистрация) ________

Не знаю

B. В школе (название) численность учащихся ниже нормы, соответствует норме, слегка выше нормы, выше нормы?

Ниже нормы

Нормальная

Слегка выше нормы

Выше нормы

Не знаю

2. Посещают ли школу чернокожие и белые вместе?

Да (задайте вопрос А)

Нет

Не знаю

А. Не знаете ли Вы случайно процент чернокожих в школе?

(Процент)

Не знаю

3. Не могли бы Вы сказать, какие церкви и храмы посещают люди в этом районе или его окрестностях? (Зондаж) Названия храмовых сооружений каких-нибудь других конфессий? (Задайте вопросы А – Д по поводу каждого из храмовых сооружений всех религиозных конфессий до перехода к следующему вопросу)

A. Не знаете ли Вы случайно, как зовут настоятеля (раввина или др.)?

(Имя)___________

Не знаю

Б. Посещают ли чернокожие и белые (название церкви) совместно, или в эту церковь приходят только белые, только чернокожие?

Совместно (задавайте вопросы В и Г)

Только белые (задавайте вопрос Д)

Только чернокожие

Не знаю

B. (Передайте респонденту карточку 2) Какова была реакция членов общины, когда в нее вступила первая чернокожая семья?

У большинства одобрительная

Мнения разделились

У большинства отрицательная

У большинства резко отрицательная

Не знаю

Г. Каков примерно процент чернокожих в (название церкви)?

Процент_________

Не знаю

Д. (Передайте респонденту карточку 2) Какова была бы реакция членов общины, если бы к ней хотела присоединиться семья чернокожих?

У большинства одобрительная

Мнения разделились бы

Большинство было бы против

Большинство было бы резко против

Не знаю

4. Примерно когда были построены первые дома (квартиры) в этом районе?

(Год) ______

Не знаю

5. Были ли все первые дома построены и проданы одной организацией, или они были построены разными?

Один строитель

Много строителей (спросите А)

Не знаю

Информация жителей о соседях. В описанном выше исследовании проводился также опрос рядовых членов сообщества, которых спрашивали не только о личном поведении или мнении, но и просили дать характеристики сообщества, в котором они живут. Два таких вопроса приведены в таблице 25. Хотя отдельные жители могли бы быть менее осведомленными, нежели управленческий состав сообщества, по общим вопросам, они лучше знали своих ближайших соседей.

Последние три вопроса в таблице 25 взяты из другого исследования НЦИОМ. Здесь выясняются некоторые условия проживания респондентов – наличие мусора, случаи вандализма и состояние дорог. В личном интервью, проводимом на месте проживания респондента, интервьюер может сам увидеть и записать характеристики состояния этого места. В телефонном интервью сделать это, конечно, невозможно. Однако независимо от способа интервьюирования респондент имеет лучшее представление о месте проживания, чем интервьюер, особенно если речь идет не о поверхностном представлении.

Следует принимать во внимание, что члены сообщества, включая его руководителей, не могут быть беспристрастными наблюдателями. Их ответы зависят как от собственных мнений, так и от уровня знаний, поэтому отдельные ответы могут быть неверными. Усреднение результатов опроса повышает надежность данных.

Таблица 25

Информация жителей об округе*

* Источник: Национальный центр исследования общественного мнения, вопросы 1-2, 1968; вопросы 3-5, 1973.

 

1. По Вашим представлениям, живут ли в этом районе белые и чернокожие семьи?

Да (если респондент

чернокожий, спросите А;

если респондент белый,

переходите к вопросу 2)

Нет

(переходите к вопросу 3)

Не знаю

(переходите к вопросу 3)

А. Могли бы Вы сказать, что почти все семьи, живущие в этом районе, – чернокожие?

Да

Нет

Не знаю

(переходите к вопросу 3)

2. Живут ли рядом с Вами чернокожие семьи?

Да (спросите А – В)

Нет

Не знаю

A. Сколько примерно чернокожих семей живет рядом с Вами?

(Количество) ______

Б. Знаете ли Вы, как зовут кого-либо из них?

Да

Нет

B. Живет ли семья чернокожих в соседней квартире?

Да

Нет

Не знаю

3. Есть ли свободные участки земли в Вашем квартале по другую сторону улицы?

Да (спросите А)

Нет

А. Имеется ли на этих участках что-нибудь из перечисленного ниже?

Да Нет

(1) Брошенные домашние вещи ___ ___

(2) Разбитые бутылки ___ ___

(3) Отходы или мусор ___ ___

(4) Остатки частично разрушенных строений ___ ___

4. Есть ли в Вашем квартале сильно разрушенные или брошенные здания или какие-нибудь дома с выбитыми окнами или дверьми по какой-либо стороне улицы?

Да

Нет

5. Асфальтирована ли ближайшая к Вашему дому (жилью) улица или дорога?

Да

Нет

Знания о профессиях. В таблице 26 приведена группа вопросов для выяснения представлений людей об отдельных профессиях. Вопросы задавались в основном для того, чтобы показать различие в представлениях людей о престижности разных профессий. Очевидно, что при ответах на эти вопросы определяющим фактором являются знания людей об особенностях рассматриваемых специальностей. По каждой профессии задается пять дихотомических вопросов (с ответами «Да» или «Нет»). При этом респондент может просто угадать половину правильных ответов. Так что общее число правильных ответов по десяти специальностям свидетельствует скорее о различиях между респондентами, чем об их верном представлении о каждой профессии. Результаты такого опроса позволяют сравнивать, насколько люди знакомы с отдельными профессиями, хотя такая цель в исследовании не ставилась.

Таблица 26

Вопросы по различным профессиям*

* Источник: Национальный центр исследования общественного мнения, 1965.

 

1. Какие из следующих инструментов могли быть использованы литейщиком в литейном цехе?

Напильник

Слесарное зубило

Клещи

Литейный стержень

Паяльная лампа

2. Что из приведенного ниже списка мог бы делать контролер качества на производстве? Мог бы он ...

Быть одетым в деловой костюм?

Работать с кассовым аппаратом?

Писать отчеты?

Контролировать действия рабочих на

поточной линии?

Устанавливать дефекты изделий?

3. Что из перечисленного ниже выполняет корректор в газете?

Исправляет грамматические ошибки в публикациях журналистов

Встречает сотрудников на работе

Проверяет работу наборщиков

Переписывает газетные статьи

Изучает правильность слухов

4. Что из приведенного ниже выполняет начальник отдела кадров?

Руководит проведением психологических тестов

Пишет технические условия на выпускаемые изделия

Принимает людей на работу

Объясняет рабочим

Иногда рассматривает жалобы рабочих

5. Какими из следующих инструментов пользуются при изготовлении котлов? Может ли быть использован для этого:

Отбойный молоток?

Лестница?

Инструмент для установки заклепок?

Лом?

Сварочная горелка?

6. А как насчет окулиста? Входит ли в его обязанности ...

Выписывание очков?

Полировка линз?

Проверка Вашего зрения?

Использование оптического сканера?

Подписка на фондовые опционы?

7. Что из следующего мог бы использовать ученый, занимающийся технологией переработки молочных продуктов?

Центрифугу

Бутылку Клейна

Осциллограф

Микроскоп

Стульчик для доения

8. Что делает диетолог? Занимается ли он...

Изобретением новых рецептов?

Составлением меню?

Демонстрированием кухонной утвари?

Проверкой пищевых продуктов?

Иногда работой в больнице?

9. Что из следующего может потребоваться гравировщику по металлу?

Пантограф

Напильник

Ножовка

Слесарное зубило

Кислота

10. Поговорим о геологе. Мог бы он использовать:

Паяльник?

Скальный молоток?

Счетчик Гейгера?

Библиотеку?

Геодезический репер?

Представление о средствах массовой информации. Иногда желательно знать, как много людей знакомы с новой книгой, журналом, кинофильмом или телевизионной программой. В таблице 27 приводится пример вопроса о телевизионной программе. Ответ на него, что «По ту сторону забора» – это телевизионная программа, не очень информативен, так как респондент мог просто его угадать. Во втором вопросе выясняется время трансляции программы. Респондентов можно было также спросить о ее содержании, действующих лицах и других деталях, однако этого не было сделано.

Таблица 27

Вопросы на знание средств массовой информации*

* Источник: Национальный центр исследования общественного мнения, 1974.

 

1. Я собираюсь прочитать Вам некое название. Как Вы полагаете, так называется: книга, газетная колонка, кинофильм, телевизионное шоу или журнал для фермеров; или, может быть, Вы это название раньше не слышали? Итак, название «По ту сторону забора»...

Книга

Газетная колонка

Кинофильм

Телевизионное шоу (Спросите А)

Журнал для фермеров

Не знаю

А. В какое время его показывают? (Запишите и закодируйте)

Рано утром (до 8.00)

Утром (8.00 – 12.00)

После полудня (12.00 – 17.00)

Вечером (17.00 – 22.00)

Поздно ночью (после 22.00)

Не знаю

Оценка прогресса нации в образовании. Программа «Оценка прогресса нации в образовании» была многомиллионным проектом Департамента образования США. В таблице 28 представлена группа заданий взрослому населению для оценки знаний и умений в социальной сфере, науке и навыках письма. В исследовании использовалась обычная процедура оплаты участия взрослых людей в эксперименте. Применялся стандартный метод тестирования, которое проводилось на дому у респондента.

Хотя тип вопросов варьировался, в основном использовались вопросы с множественным выбором (вопросы 2-11). Задавались также открытые вопросы (вопрос 1). Вопрос 14 включает особенно интересное задание. В нем респондента просят написать письмо о приеме на работу, в соответствии с предложенными требованиями. Этот вопрос использован для проверки навыков составления деловой бумаги.

Научные вопросы выявляют не только знание, но и умение им воспользоваться для решения конкретных задач. В вопросе 12 респондентам дают инструкцию, линейку, градуированный цилиндр, весы, воду в кувшине, веревку и маленький монолитный (непористый) камень и просят определить объем камня. Еще одно задание содержится в вопросе 13. Респондентам дают два блока из пенорезины и говорят, что эти блоки могут служить моделью скального основания в земной коре. Задание состоит в том, чтобы, используя один или оба блока, респондент продемонстрировал характер разлома земной коры.

Эти примеры служат иллюстрацией того, что при определении уровня знаний кроме обычных вербальных методов опроса могут быть использованы другие процедуры, привносящие разнообразие в процесс интервью.

Таблица 28

Отдельные вопросы из программы «Оценка прогресса нации в образовании»*

* Источник: Департамент образования правительства США (1972 – 1974).

 

1. Крупная американская корпорация стремится развернуть производство в стране с богатыми природными ресурсами и слаборазвитой промышленностью. Руководители этой страны отказывают американской корпорации.

По каким причинам руководители иностранного государства могли принять такое решение?

2. Какая из перечисленных ниже целей может быть основной для Организации Объединенных Наций?

Борьба с болезнями

Поддержание мира

Распространение демократии

Борьба с коммунистами

Не знаю

3. Термин «монополия» описывает ситуацию, в которой рыночные цены на товары и услуги устанавливаются определенным образом. Кто именно определяет эти цены?

Множество продавцов

Один покупатель

Множество покупателей и продавцов

Один продавец или небольшая группа продавцов

Не знаю

4. Какой из перечисленных органов власти имеет полномочия признать действие Конгресса неконституционным?

Конгресс

Президент

Верховный суд Соединенных Штатов

Департамент юстиции Соединенных Штатов

Не знаю

5. Верховный суд признал неконституционным требование о проведении молитвы и других религиозных наставлений в государственных школах. Что именно из перечисленного ниже послужило основой для принятия этого решения?

Нарушение права на свободу высказываний

Жесткое давление на Верховный суд со стороны определенных религиозных меньшинств

Нарушение принципа отделения церкви от государства

Необходимость использовать школьное время, не занятое уроками, к подготовке учащихся зарабатывать на жизнь

Не знаю

6. Что требуется для движения автомобилей, нагревания гамбургеров и освещения комнат?

Сохранение энергии

Эффективность

Энергия

Трение

Магнетизм

Не знаю

7. В жарком климате преимущество зданий, окрашенных в белый цвет, состоит в том, что белые поверхности эффективно:

абсорбируют свет

рассеивают свет

отражают свет

преломляют лучи света

пропускают свет

Не знаю

8. В среднем через сколько дней после высвобождения яйцеклетки начинается менструация у женщины? Через:

2 дня

9 дней

14 дней

20 дней

24 дня

Не знаю

9. На горе, на скальном обнажении пород, была найдена окаменелость океанской рыбы. Возможно, это означает, что:

когда-то рыбы жили на горе

когда-то была очень высокая влажность

уровень горы поднялся после смерти рыбы

рыба была амфибией, подобно жабам и лягушкам

окаменелость рыбы была принесена на гору большим потопом

Не знаю

10. Искусственный кардиостимулятор является электронным устройством, используемым некоторыми пациентами с болезнью сердца. Что это устройство имитирует или заменяет?

Предсердия

Желудочки (сердца)

Уплотнение в правом предсердии

Сердечные клапаны между предсердиями и желудочками

Клапаны, управляющие потоком крови в аорту

Не знаю

11. Объект начинает движение из состояния покоя с постоянным ускорением. Если через 5 секунд движения скорость объекта составляет 10 метров в секунду, он движется с ускорением:

1 м/сек2

2 м/сек2

5 м/сек2

10 м/сек2

50 м/сек2

Не знаю

12. (Положите 12-дюймовую линейку, градуированный цилиндр, непористый камешек, пружинные весы, воду в кувшине и веревку перед респондентом. Дайте респонденту рабочую тетрадь) Перед Вами маленький камень и несколько принадлежностей и устройств. Вам следует использовать все, что Вы найдете нужным, чтобы определить объем камня. Запишите в рабочей тетради в разделе «А» всю последовательность действий и результаты измерений. Я буду, как и Вы, производить те же самые действия. Когда Вы определите объем камня, запишите результат в разделе «В».

(Если респондент не начинает действовать, скажите: «Подумайте, какие измерения нужно сделать, чтобы определить объем камня».)

(Отметьте, какое оборудование использует респондент)

Градуированный цилиндр и вода

Градуированный цилиндр без воды

Линейка

Пружинные весы

Веревка

13. Геология –это наука, изучающая Землю, скальные породы, из которых она состоит, и изменения, происходящие на поверхности Земли и под ней.

(Достаньте два блока из пенорезины. Поднимите один из блоков и скрутите его, чтобы показать, что материал упругий и деформируется без повреждений. Поместите перед респондентом оба блока так, чтобы они касались друг друга и лежали рядом)

Пенообразные пласты представляют собой скальное основание земной коры. Используйте один или оба блока, чтобы продемонстрировать разлом в земной коре; то есть покажите мне сам дефект.

(Обратитесь к странице 3, чтобы оценить правильность того, что показывает респондент)

Показано верно

Показано неверно

Не знаю

Нет попытки продемонстрировать

14. Ниже представлены три рекламных объявления из газетной колонки «В помощь желающим». Прочитайте все три объявления и выберите, какая работа Вас больше устраивает, если бы Вы решили ею заняться. Затем напишите заявление о приеме на работу.

СЕКРЕТАРЬ В ОФИСЕ: опыт беглого печатания на машинке и делопроизводства желателен, но необязателен, должен быть пройден годичный курс математики в вузе, коммуникабельность обязательна. Начальная оплата $2.50/час. Начинать сейчас. Хорошие условия труда. Наш адрес: АСЕ Company, P.O. Box 100, Columbia, Texas 94082. ПРОДАВЕЦ: некоторый опыт желателен, но необязателен, необходимы желание учиться и коммуникабельность. Начальная оплата $2.50/час. Работа требуется сейчас. Наш адрес: АСЕ Shoestore, P.O. Box 100, Columbia, Texas 94082. УЧЕНИК МЕХАНИКА: некоторый опыт работы по ремонту автомобилей желателен, но необязателен, необходимы желание учиться и коммуникабельность. Начальная оплата $2.50/час. Работа требуется сейчас. Наш адрес: АСЕ Garage, P.O. Box 100, Columbia, Texas 94082.

Культура. Менее систематично и претенциозно, чем в программе «Оценка прогресса нации в образовании», был составлен вопросник Службы Гэллапа по литературе, социальным наукам и общему уровню знаний. Некоторые из этих вопросов приводятся в таблице 29. Результаты опроса показывают, что люди проявляют большую осведомленность по поводу изобретений, чем в области литературы, включая знание Библии. Вопрос 4 является иллюстрацией использования графической процедуры в опросе. Задание для респондентов состояло в том, чтобы на контурной карте Европы указать определенные страны. Аналогично, с использованием контурных карт, проводился опрос по Соединенным Штатам и Южной Америке.

Таблица 29

Общий уровень знаний*

* Источник: Гэллап – вопросы 1-2, 1957; вопрос 3, 1950; вопрос 4, 1947 и 1955; вопрос 5, 1947; вопрос 6, 1958 [34].

1. Не знаете ли Вы случайно, кто написал «Приключения Гекльберри Финна»? «Отныне и во веки веков»? «Повесть о двух городах»?

  Процент знающих
«Приключения Гекльберри Финна»
«Отныне и во веки веков»
«Повесть о двух городах»

2. Ниже приводится список изобретателей. Можете ли Вы сказать что-нибудь об их изобретениях?

  Процент знающих
Орвилл и Уилберт Райт
Александр Грейам Белл
Томас Алва Эдисон
Сэмюэл Морс
Эли Уитни
Гульельмо Маркони

3. Не могли бы Вы назвать любую из четырех книг Нового Завета Библии, т.е. из четырех Евангелий?

Процент знающих

4. Будьте любезны назвать номер на карте, соответствующий одной из перечисленных ниже стран. (Каждому респонденту дают контурную карту Европы, на которой каждая из перечисленных ниже стран обозначена номером)

  Процент правильных ответов
1947 г.   1955 г.
Англия Англия
Италия Франция
Франция Испания
Испания Польша
Польша Австрия
Голландия Югославия
Греция Румыния
Чехословакия Болгария
Югославия Ни одна из них
Венгрия Неправильные ответы в среднем
Румыния    
Болгария    

5. Не могли бы Вы назвать песню, которая является нашим национальным гимном?

Процент знающих

6. Могли бы Вы сказать, какие знаменитые люди (герои), живые или ушедшие из жизни, произнесли следующие высказывания, ставшие известными?

  Процент знающих
Хай Йо, Сильвер!
Зайди как-нибудь проведать меня
Старые солдаты не умирают. Они просто медленно уходят
Я еще вернусь
Дайте мне свободу или смерть
В чем дело, Док?
Единственное, чего мы должны бояться, это самого страха
Говори мягко, но всегда имей при себе большую палку
Ни к кому со злом, ко всем с добром
Каждую минуту рождается душа
Пришел, увидел, победил
Мир должен стать безопасным для демократии
Я еще не начал сражаться

Оценка интеллекта. Этот последний пример взят из исследования, проведенного НЦИОМ [84, р. 210]. В нем рассматриваются характеристики, которые позволяют выделить интервьюеров из общего ряда за более высокое качество проводимых опросов. Поскольку проведение опроса – задача комплексная, следует ожидать, что успех в ее решении прямо связан с умственными способностями интервьюера. Мы могли бы просто попросить интервьюеров сообщить свой IQ (коэффициент интеллекта). Но некоторые из них могут не знать своего IQ или просто не захотеть назвать его. Поэтому мы решили получить косвенную оценку умственных способностей – по отметкам, полученным в школе, или любимым предметам. Кроме того, мы использовали короткий тест – упрощенный вариант Теста подобий в шкале интеллекта взрослых по Уэкслеру (Wechsler Adult Intelligence Scale –WAIS (пример см. ниже).

Разные люди видят разного рода подобия между предметами. По каким признакам, по Вашему мнению, подобны приведенные ниже пары?*

* Предложенные ниже пары слов не использовались при тестировании. Реальные задания и процедура подсчета баллов могут быть получены у разработчика теста – WAIS.

 

Лев – тигр

Пила – молоток

Час – неделя

Круг – треугольник

Эта шкала сильно коррелировала с другими использованными оценками и повысила надежность общей оценки. Перед тем как задавать вопрос, следует указать, что допустимы различные варианты ответов. Как и принято при проведении опроса, чтобы не усиливать волнение респондента, мы не говорили ему, что тестируем его интеллект. В то же время обработка данных производилась по установленным нормам тестирования интеллекта. Этот вопрос был включен в почтовое интервью: респондент выполнял задание дома и отправлял ответ по почте. Обычно при использовании вопросов о знаниях отказываются от интервьюирования по почте, чтобы респондент не мог обратиться к дополнительным источникам информации. В случае же рассматриваемого вопроса респонденту вряд ли может понадобиться какая-либо консультация.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.