Здавалка
Главная | Обратная связь

Указания интервьюеру



 

Все инструкции и указания интервьюеру должны располагаться либо перед вопросом, либо сразу же за ним. Инструкции относительно того, кто должен отвечать, или об использовании карточек и специальных форм помещаются непосредственно перед вопросом. После вопроса инструкции помещаются в тех случаях, когда они содержат указания о том, каким образом регистрировать ответ или как задавать уточняющие вопросы.

В дополнение к имеющимся в вопроснике инструкциям опытные исследователи составляют для интервьюеров письменные рекомендации, которые используются как для проведения тренингов интервьюеров, так и для написания обзоров. Дополнительные инструкции не заменяют тех, что имеются в вопроснике, они чаще всего касаются действий интервьюера в некоторых нештатных ситуациях. Инструкции, помещенные в вопроснике, содержат непосредственные указания по проведению опроса, чтобы интервьюеру не нужно было запоминать дополнительную информацию.

Чтобы интервьюер по ошибке не начал читать респонденту инструкцию как часть вопроса, используются разные шрифты. И НЦИОМ, и СИЛ используют для вопросов стандартные шрифты строчных букв. Инструкции НЦИОМ пишутся ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, а СИЛ – курсивом. Диллман вводит ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ для вариантов ответов, однако, по некоторым сведениям, это может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на респондентов или интервьюеров.

 

Вертикальный формат ответа

 

Мы убеждены, что для интервьюеров, кодировщиков, операторов и респондентов, самостоятельно заполняющих анкеты, размещение ответов на отдельный вопрос по вертикали удобнее, чем расположение по горизонтали. Хотя некоторые организации, типа Социологического исследовательского центра Университета штата Мичиган, пользуются строчным форматом, большинство исследовательских фирм предпочитают вертикальный формат. Благодаря большему свободному пространству текст отчетливее просматривается, что способствует его более легкому восприятию. При ответе на закрытые вопросы появляется место, чтобы записать комментарии.

В анкетах респондентов обычно просят обвести выбранный код или поставить крестик в выделенной для этого позиции. Следует избегать введения в текст линий, подобных тем, которые приведены в таблице 51, так как некоторые респонденты будут стараться дать сжатый ответ. Обычно в начале анкеты респондента просят обвести (или отметить) только один ответ, если нет других инструкций. Если нужно получить несколько ответов, перед вопросом пишется инструкция: «ОБВЕДИТЕ (ВЫБЕРИТЕ) ВСЕ, ЧТО ПОДХОДИТ». Если предлагается длинный перечень вариантов ответов, а требуется только один, перед вопросом можно повторить: «ВЫБЕРИТЕ ТОЛЬКО ОДИН».

 

Форматы шкал

 

Как отмечалось в шестой главе, шкалы могут быть вербальные, численные и комбинированные. Они могут размещаться горизонтально (как шкала семантического дифференциала) или вертикально (как шкала типа лестницы). При проведении личного интервью удобно иметь карточку, на которой записаны ответы в соответствии с градациями шкалы. (Если у респондента возникают какие-либо трудности с прочтением карточки, интервьюер читает ее вслух.) В письменных опросах карточка не требуется, а при проведении телефонных – необходимы определенные процедуры, которые обсуждаются в следующей главе.

Если вы пользуетесь шкалами, ранее разработанными другими исследователями, то респондента нужно знакомить с ними в формате оригинала, так как изменение формата шкалы может привести к изменению распределения. Формат вопросника, которым пользуется интервьюер, необязательно должен быть идентичен формату карточки, выданной респонденту. Так, карточка, которую получает респондент, отвечая на вопрос 51 из Вопросника для жителей, включает десять градаций ответа (от 0 до 9). В самом же вопроснике просто оставлено место, где интервьюер записывает одно число, выбранное респондентом. Перечень вербальных ответов обычно размещают на карточке вертикально:

 

Целиком согласен

Согласен

Не согласен

Целиком не согласен

 

Если в нескольких следующих друг за другом вопросах используются одинаковые категории ответов, можно сэкономить место, приводя перечень ответов в строку, как например, в вопросах 21, 22 и 24 из Опроса Ассоциации юристов штата Иллинойс (Приложение Г). Обычно у респондентов и интервьюеров не возникает каких-либо сложностей с этим форматом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.