Использование формата брошюры
Формат брошюры удобен и целесообразен по четырем причинам. Во-первых, страницы не теряются и их нельзя случайно поменять местами. Если страницы соединить скрепкой в одном углу, они могут оторваться во время интервью или в процессе кодирования. Во-вторых, в брошюре страницы легко перелистывать. В-третьих, в этом формате можно вводить сдвоенные страницы для длинных вопросов. Наконец, сброшюрованная анкета имеет более профессиональный вид и легче воспринимается респондентами. Для экономии бумаги и сокращения расходов на рассылку при почтовых опросах текст анкеты может б'ыть отпечатан на обеих сторонах листов. Если же анкета не сброшюрована, то титульный и последний листы легко могут быть утеряны. Единственный аргумент против использования формата брошюры состоит в том, что у некоторых исследователей есть сложности с тиражированием двойных листов. Но такая проблема существовала раньше, а сейчас множество разнообразных средств копирования полностью ее снимают. И только при небольших пилотажных исследованиях, если требуется менее пятидесяти экземпляров анкет или время на их подготовку ограничено, можно пользоваться другим форматом.
Внешний вид анкет
Внешний вид анкет имеет особое значение для обеспечения высокого уровня сотрудничества во время письменных опросов. Общее правило состоит в том, что анкета должна казаться респонденту очень простой и вместе с тем создавать впечатление сделанной профессионально. Все анкеты должны быть отпечатаны на бумаге высокого качества, так чтобы никакие записи не проступали на обратной стороне листа. Шрифты должны быть удобными для чтения и не содержать никаких погрешностей. Диллман [24] утверждает, что особое внимание следует уделить первой и последней страницам анкеты. По его мнению, на первой странице необходимо указать название исследования, иллюстрацию, наименование и адрес организации – инициатора исследования. Мы согласны с этими требованиями, если опрос проводится по национальной выборке с использованием сброшюрованной анкеты. При опросах профессиональных групп и в коротких (порядка двух страниц) анкетах иллюстрацию можно опустить. Если она все-таки используется, то должна быть нейтральной. Например, это может быть изображение очертаний штата, в котором проводится исследование. Как отмечает Диллман: «На обложке вопросника, посвященного изучению приоритетов экономического роста относительно сохранности окружающей среды, не стоит приводить изображение первозданной природы» [24, р. 150]. Обратную сторону обложки обычно оставляют пустой. Ее можно использовать для комментариев респондента. В некоторых случаях адрес респондента пишут на обратной стороне анкеты и используют конверт с прозрачным окошком. Такой способ гарантирует, что имя респондента останется на анкете после ее возвращения. Это позволяет определить респондентов, участвующих в почтовом опросе. В исследовании, в котором принимали участие 40 000 выпускников колледжей, только пятеро удалили свои имена с вопросников. Если же в анкете содержится «чувствительная» или конфиденциальная информация, прибегать к этой процедуре не следует. Вместо этого на первой странице нужно напечатать номер кода.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|